Эссе на тему:"Моя педагогическая философия".
материал (средняя группа) по теме

Ценным и интересным в изложенном материале является предложенный опыт индивидуальной работы с дошкольниками (детьми). Автор акцентирует внимание на разности понятий: воспитание и воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Моя педагогическая философия".18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Железнякова Инесса Витальевна

Эссе: «Моя педагогическая философия».

    На педагогической стезе я оказалась вовсе неслучайно, среди моих родственников много педагогов, есть отличник просвещения и заслуженный учитель. Педагогический стаж только бабушки и тёти равен восьмидесяти двум годам. Поэтому выбор моей профессии был предопределён.  Поступая в Валуйское педагогическое училище, я знала, что в его стенах училась моя тётя, двоюродная сестра, позже его окончила и родная сестра. Поэтому постепенное погружение в атмосферу образования и воспитания было для меня естественным делом. Там я по воле судьбы и стала воспитателем. Девизом в своей работе я избрала слова мыслителя Виссариона Григорьевича Белинского: «Воспитание – великое дело: им решается учесть человека».  

     Дети - какие они, кто они? С одной стороны – это простой вопрос, потому что дети – это маленькие «сокровища», которые дышат, питаются, играются в песочницах, растут; а с другой стороны – это маленькие личности, которые «как губка» впитывают всё, что скажут родители, воспитатели, товарищи по группе и т.д. А всё ли что мы говорим правильно и полезно для детского восприятия? Ребёнок запоминает каждое слово, сказанное ему, жест и потом использует данные действия в своих играх, воображая себя взрослым. Мы часто, может по привычке, задаём в детском саду, а родители – дома, такие вопросы: «Кем ты хочешь стать? На кого ты похож?» И какие же ответы слышим: «Похож(-а) на маму, потому что она добрая, весёлая. Хочу быть воспитателем (учителем), потому что у нас хорошая, добрая, отзывчивая Елена Ивановна». И в том и другом ответе я выделяю ключевые слова – добрая, хорошая. Слова простые, но для ребёнка они как целый мир. Я часто задумываюсь, как правильно воспитать малыша, в какой игровой форме можно объяснить ему любую жизненную ситуацию, ведь в будущем именно этот отпечаток воспитания ляжет в основу его подростковой, а потом и семейной жизни. Неспроста мудрый Ян Амос Коменский сказал: «Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его – в его первую пору жизни».

Само же слово «воспитание» известно каждому. Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, реализуемая во взаимодействии воспитателя и ребёнка.

Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребёнка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого дошкольника, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане я рассматриваю соотношение понятий «воспитательный процесс» и «воспитательная система». Большое значение для реализации воспитательной функции нашего детского сада имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура.  С одной стороны, она – система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она не только как педагогический фактор (через воспитателей, занятия, открытые мероприятия, праздники), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через отношения между детьми, родителями; через психологический климат в детском коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках конкретного заведения).

    С моей точки зрения, в воспитательной работе  выделяется три группы функций.

В первую очередь – это функции непосредственного воздействия воспитателя на ребёнка, то есть, изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов; использую игру «Ролевая маска», где ребятам предлагаю войти в некоторую роль и выступить от лица соответствующего персонажа. Мальчики перевоплощаются в Богатырей, Человека-паука, а девочки – в Золушек, принцесс, в Красную Шапочку; сюда относится и реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с дошкольником (работа в прописях, повторение геометрических фигур, времён  года и т.д.).

Не менее важна функция создания воспитывающей среды: сплочение коллектива (творческие работы по группам); формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; развитие детского самоуправления (дать возможность ребёнку самостоятельно выбрать вид деятельности на занятии).

И, наконец, функция коррекции влияния субъектов социальных отношений на ребёнка. Это и  социальная помощь семье, и взаимодействие с педагогическим коллективом (постановка праздников с привлечением родителей  и воспитателей); коррекция воздействия средств массовой коммуникации;  взаимодействие с другими образовательными учреждениями (связь со школой, посещение музея, библиотек, музыкальной школы). Использую кроме словесных форм работы, наглядный материал и современные технологии.

И говоря о самообразовании, я постоянно убеждаюсь в том, что в работе использовать одни и те же методы (игры, мероприятия) и формы (организаторская и регулирующая) нельзя, иначе воспитательный и образовательный процессы будут настолько скучны и однотипны, что ребёнку станет неинтересно, он попытается «вырваться из Ваших рук» и для себя придумать, создать что-то новое и развлекательное.

     Анализируя свою педагогическую деятельность, я продолжаю работать над своим образованием, участвую  в конкурсах: «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях», «Районная фотовыставка учащихся и педагогов «Живи, родник!»»,  «Выставка-конкурс «Новогодних букетов и композиций «Зимняя фантазия»», « Пасхальный конкурс-фестиваль детского творчества «Декоративно-прикладное творчество»», «Районный фестиваль детского художественного творчества дошкольников «Надежда», во всевозможных  интернет-конкурсах.

     Задумываясь о назначении меня как воспитателя, я убеждаюсь, что ребёнок настолько тонкая  «материя», что к нему требуется очень внимательное, ответственное, любящее отношение, поэтому хочу закончить работу словами одного мудрого человека Уильяма Ченнинга: «Для воспитания ребёнка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"

Дети - это самое лучшее, что есть в нашей жизни"....

Эссе на тему : "Моя педагогическая философия"

Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"...

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

  Наука педагогика наработала огромный опыт, сделала множество открытий, но я так думаю трудно быть специалистом по образованию, не раскрыв самый главный секрет нашей профессии. «Самое гла...

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Каждый день, открывая с детьми что-то новое и интересное, мы вместе учимся радоваться каждому моменту, искать положительное во всем. И в эти моменты, я понимаю истину высказывания П. Коэльо. Ведь не т...

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе было написано для участия в муниципальном этапе профессионального конкурса «Воспитатель года"  – 2014»...