Аналитическая записка музыкального руководителя ДОО
материал на тему

Подборнова Екатерина Сергеевна
Аналитическая записка за 2012-2015 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attachment.docx118.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Общая информация:

ФИО: Подборнова Екатерина Сергеевна.

Должность: музыкальный руководитель.

Место работы: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».

Образование: ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж», специальность – музыкальное образование, квалификация – учитель музыки, музыкальный руководитель с дополнительной подготовкой в области мировой художественной культуры, 2009 год.

Стаж педагогической работы: 5 лет.

Стаж работы в данном учреждении: 5 лет.

Стаж работы в данной должности: 5 лет.

Наличие квалификационной категории по данной должности: первая квалификационная категория.

Награды: Почетная грамота МО Управления образованием городского округа Красноуфимск.

Целеполагание в педагогической деятельности:

Целью моей педагогической деятельности является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру при восприятии музыки, реализация самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей дошкольного возраста. 

Задачи:

  1. Теоретически обосновать необходимость совершенствования условий для развития музыкальной творческой деятельности.
  2. Диагностировать потребности детей на основе возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с ФГОС ДО.
  3. Применять в практической деятельности формы, методы, приемы, средства, ориентированные на развитие инициативы и творческих способностей с учетом индивидуальных потребностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  4. Транслировать в педагогических коллективах опыт практических результатов своей профессиональной деятельности и участвовать в профессиональных конкурсах.

  1. Повышение качества образования

Создание ситуации успеха.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Ребенок, у которого все складывалось достаточно удачно в первые пять лет жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке. Педагоги знают, что уверенность эта может ослабеть, но не исчезнуть в течение еще пяти лет, даже если деятельность не принесет удовлетворения. Достижение ситуации успеха связывается с организацией и проведением различных интерактивных мероприятий интеллектуально-творческого характера (конкурсы, выступления, праздники, КВНы и пр.)

В случае участия в мероприятиях, проводимых внутри ДОУ, каждый ребенок находится в ситуации сравнения его «достижений» с другими детьми. Поэтому на локальном уровне мной организуются и проводятся: музыкальные гостиные, «Минута славы», «Танцуй», конкурс «Мы талантливы» (совместно с педагогами ДОО).


При участии в городских мероприятиях, напротив, в сравнительную «борьбу за победу» вовлекаются команды (группы) детей. В этом случае ситуация успеха направлена на формирование начал коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества. Для достижения этой цели воспитанники участвуют в различных конкурсах и фестивалях детского творчества:

Благодаря всему вышеуказанному мы имеем следующие результаты участия детей в городских конкурсах и фестивалях детского творчества: «Эх, Семеновна» (Дипломы за участие в номинациях «Частушка», «Русская народная песня», «Русский народный танец», 2012 год), «Красноуфимские звездочки» (Диплом за участие, 2014 год).

Современные педагогические технологии.

Современные условия диктуют каждому ребенку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в  образовательной деятельности современные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я применяю элементы таких технологий, как:

  • Здоровьесберегающие технологии – пальчиковая гимнастика (перед восприятием музыкального произведения для активизации внимания), дыхательная и артикуляционная гимнастика, методика В. Емельянова для развития голоса (перед непосредственно пением для подготовки голоса), валеологические песенки-распевки, ритмопластика, музыкотерапия (для удовлетворения эмоциональных потребностей, разгрузки, позитивного настроя на занятии).

  • Информационно-компьютерные технологии – презентации (для ознакомления детей с музыкальными инструментами, танцами, композиторами, для закрепления некоторых полученных знаний и т.п.).

  • ТРИЗ-технологии – метод фокальных объектов (для активизации мышления при обсуждении музыкального произведения), метод «Круги Луллия» (для закрепления музыкального материала, знаний о произведениях и музыкальных инструментах, а так же в качестве игрового пособия для творческих импровизаций), «Метод морфологического анализа» (морфологическая таблица для закрепления знаний о музыкальном произведении), метод «Системный оператор» (для закрепления знаний о музыкальных инструментах), «Метод фокальных объектов» (при обсуждении произведения, для развития творческого мышления детей).

  • Игровые педагогические технологии – музыкально-художественная деятельность (музыкально-ритмические игры, игры-забавы, игра на музыкальных инструментах).

  • Педагогические технологии программы «Сообщество» - элементы технологии на музыкальных (интегрированных) занятиях.

  • Технология развивающего обучения – ориентирование в своей деятельности на зону ближайшего развития детей.

Повышение профессиональной компетентности:

  • «Авторские культурно-досуговые мероприятия для детей и молодежи». Свердловский государственный областной Дворец народного творчества. 36 часов. 26.01.2011 – 28.01.2011 гг.
  • «Типы творческих занятий с дошкольниками». ННОУ «Центр дистанционного образования «ЭЙДОС». 72 часа. 21.06.2011 – 30.06.2011 гг.
  • На данный момент обучаюсь по курсу «Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования». ИРО. 108 часов. Начало курсов с 14.03.2015 г.

Анализ эффективности созданных условий для развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей.

Принимаю активное участие в разработке основной образовательной программы дошкольного образования (модуль «Художественно-эстетическое развитие» - «Музыкальное развитие»).

С целью анализа эффективности созданных условий для развития музыкальности детей дошкольного возраста ежегодно в октябре и мае проводится мониторинг по методике С.И. Мерзляковой. Методика предусматривает диагностику музыкальных способностей по параметрам: музыкально-слуховые представления, ритмическое восприятие, тембровое восприятие, уровень музыкального мышления, эмоциональной отзывчивости, уровень музыкальной образованности.

В процессе реализации ООП ДО мониторинг отслеживания показал следующие результаты музыкального развития детей:

Музыкально-слуховые представления:

Год / Уровень

Уровень ниже возрастной нормы

Уровень соответствующий возрастной норме

Уровень выше возрастной нормы

2011-2012 гг.

3,8 %

93,2%

3%

2012-2013 гг.

0,9%

94,3%

4,8%

2014-2015 гг. (ожидаемые результаты)

0%

90,4%

9,6%

Ритмическое восприятие:

Год / Уровень

Уровень ниже возрастной нормы

Уровень соответствующий возрастной норме

Уровень выше возрастной нормы

2011-2012 гг.

1,9%

94,3%

3,8%

2012-2013 гг.

0%

90,4%

9,6%

2014-2015 гг. (ожидаемые результаты)

0%

95,2%

4,8%


Тембровое восприятие:

Год / Уровень

Уровень ниже возрастной нормы

Уровень соответствующий возрастной норме

Уровень выше возрастной нормы

2011-2012 гг.

3,8%

93,2%

3%

2012-2013 гг.

1,9%

92,3%

5,8%

2014-2015 гг. (ожидаемые результаты)

0%

95,2%

4,8%

Уровень музыкального мышления, эмоциональной отзывчивости:

Год / Уровень

Уровень ниже возрастной нормы

Уровень соответствующий возрастной норме

Уровень выше возрастной нормы

2011-2012 гг.

1,9%

95,1%

3%

2012-2013 гг.

1,9%

94,2%

3,9%

2014-2015 гг. (ожидаемые результаты)

0,9%

94,3%

4,8%

Уровень музыкальной образованности:

Год / Уровень

Уровень ниже возрастной нормы

Уровень соответствующий возрастной норме

Уровень выше возрастной нормы

2011-2012 гг.

0,9%

94,2%

4,9%

2012-2013 гг.

0%

95,2%

4,8%

2014-2015 гг. (ожидаемые результаты)

0%

94,3%

5,8%

Результаты освоения образовательной области «Музыка» в целом:

В целом результатом педагогической деятельности является положительная динамика в  музыкальном развитии детей. Учителя МОУ СОШ № 2 отмечают у выпускников высокий уровень проявления творческой активности.

Таким образом, можно говорить о положительной динамике в музыкальном развитии детей благодаря наибольшей эффективности созданных организационно-содержательных условий.


  1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Наличие теоретических и методических разработок: Модуль «Художественно-эстетическое развитие» - «Музыкальное развитие» ООП ДО, перспективное планирование деятельности по музыкальному развитию воспитанников с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  • Демонстрационный материал: портреты композиторов, картинки и иллюстрации для песен, для слушания музыкальных произведений и пр., репродукции картин по временам года, оформление для праздников.
  • Раздаточный материал: карточки по определению настроения музыки, карточки по определению лада (мажор-минор).
  • Атрибуты к занятиям: различные маски (овощей, грибов, животных, птиц и пр.), султанчики, платочки, цветы, веночки, музыкальные инструменты, ленты, листья, материалы для проведения праздников, материалы для дидактических игр («Музыкальная лесенка», «Музыкальное лото», «Весело-грустно», «Определи жанр музыки», «Определи название музыкального инструмента» и пр.).
  • Дидактические материалы: сценарии праздников (Осени, День знаний, День пожилого человека, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День смеха, День космонавтики, День Победы, Выпускной, День защиты детей), сценарии развлечений, сценарии мероприятий по Правилам дорожного движения и Правилам пожарной безопасности, сценарии фольклорных праздников и развлечений, конспекты музыкальных занятий, интегрированных занятий.
  • Оборудование для театров: ширма, фланелеграф, пальчиковые куклы, куклы-ложки, пакетные куклы, куклы-кружки, куклы-марионетки, бумажные куклы, куклы-тапочки, куклы-палочки, куклы-варежки и пр.

  1. Взаимодействие с участниками образовательных отношений

Как известно, постоянное взаимодействие с родителями необходимо не только в виде психолого-педагогической помощи отдельным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Моя задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Взаимодействие с родителями:

  • Традиционные формы взаимодействия: консультации на родительских собраниях «Музыка в детском саду и дома», круглый стол «Как провести День рождения ребенка в семье», семинар-практикум «Развлечение в семье», оформление информационных стендов и буклетов по вопросам музыкального развития.
  • Нетрадиционные формы взаимодействия: предоставление информации на сайте музыкального руководителя и на сайте детского сада, привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, проводимых внутри ДОУ, привлечение родителей к участию в конкурсах и фестивалях городского и регионального уровней, музыкальная гостиная с детьми и родителями.

Взаимодействие с педагогами ДОО выстроено следующим образом: ознакомление педагогов с теоретическими вопросами музыкального развития детей; разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе (в том числе современных педагогических технологий); обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера ДОО к праздникам; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального развития детей;  участие в педагогических советах ДОО.

Взаимодействие с педагогами:

  • Традиционные формы взаимодействия: совместное проектирование планов работы, совместное проектирование музыкально-развивающей среды в ДОО (организация музыкальных центров в группе), консультации по вопросам музыкального развития детей, проведение открытых музыкальных занятий, вечеров творчества и пр.
  • Нетрадиционные формы взаимодействия: мастер-класс «Оборудование для музыкальных центров в группе своими руками», семинар-практикум «Новые методы в музыкальном развитии ребенка», привлечение педагогов к участию в праздниках, мероприятиях в ДОО, создание стендов и уголков «Наши музыкальные достижения» и пр.

На протяжении периода 2012-2015 гг. велось активное сотрудничество с социальными партнерами: МУ Центр Культуры и Досуга городского округа Красноуфимск, МБДОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Красноуфимска, ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж».

  1. Трансляция опыта профессиональной деятельности

педагогическому сообществу

Выступления на педсоветах, семинарах, методических объединениях, конференциях, педагогических чтениях и пр., публикации материалов:

Форма выступления

Тема выступления

Мероприятие, на котором представлен материал

Уровень

Год

Консультации

«Музыкальное развитие детей»

Педсовет

ДОО

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Доклад

«Музыкальное развитие выпускников. Итоги»

Педсовет

ДОО

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Мастер-класс

«Музыкальные центры в группах»

Педсовет

ДОО

2012 г.

2014 г.

Защита проекта

«Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»

Городское методическое объединение музыкальных руководителей

Муниципальный

2012 г.

Представление портфолио

«Портфолио музыкального руководителя»

Городское методическое объединение музыкальных руководителей

Муниципальный

2012 г.

Публикация

«Применение на музыкальных занятиях метода «Круги Луллия», основанного на технологии ТРИЗ, для развития детского творчества»

Всероссийская заочная педагогическая практико-ориентированная конференция «Технологизация образовательного процесса ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

Федеральный

2015 г.

В 2011 г. мною был создан мини-сайт музыкального руководителя (адрес http://nsportal.ru/podbornova-ekaterina-sergeevna). Страница функционирует и систематически пополняется новыми материалами.

Вхожу в организаторский состав Всероссийской заочной педагогической практико-ориентированной конференции «Технологизация образовательного процесса ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» (10.03.2015 г.), а так же II Всероссийской заочной педагогической практико-ориентированной конференции «Тенденции развития современного дошкольного образования» (намеченной на 25.05.2015 г.).

  1. Проектирование дальнейшей педагогической деятельности

В период с 2015-2018 гг. свою педагогическую деятельность планирую направить на создание благоприятных условий музыкального развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и склонностями.

Целью профессиональной деятельности, реализуемой в период с 2012-2017 гг. является развитие музыкальных способностей и творческого потенциала детей средствами современных педагогических технологий.

Задачи:

  1. Определить  педагогические технологии,  способствующие наиболее эффективному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала детей.
  2. Выстроить систему педагогической деятельности по развитию музыкальных способностей и творческого потенциала детей средствами современных педагогических технологий.
  3. Представить опыт работы по данной теме педагогическому сообществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка музыкального руководителя к портфолио

Пояснительная записка музыкального руководителя к портфолио...

Аналитический отчёт музыкального руководителя Горшковой Т.В. за 2014 -2015 учебный год.

Аналитический отчёт музыкального руководителя Горшковой Т.В. за 2014 -2015 учебный год об эффективности использования в практической деятельности современный образовательных технологий....

Аналитический отчет музыкального руководителя Королёвой Т.А. за 2014-15 учебный год.

Предлагаю этот документ как вариант отчётности музыкального руководителя за проделанную в течение учебного года работу....

Аналитический отчет музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

       Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасн...

аналитический отчет музыкального руководителя Дмитриевой Т.В.

Аналитический отчетпо музыкально-художественной деятельностиза 2015-2016 учебный год музыкального руководителя                     ...

Аналитический отчёт музыкального руководителя за 2015 -2016г.

Аналитический отчёт о проделаной в течении года педагогической деятельности музыкального руководителя ДОО...

Аналитический отчёт музыкального руководителя о работе за 2015-2016 учебный год.

Аналитический отчёт музыкального руководителя детского сада о работе за 2015-2016 учебный год...