«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
материал на тему
Первоочередными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Первоочередными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности. Чтобы раскрыть механизмы управления здоровьем ребенка, необходимо учитывать системные связи между различными физиологическими функциями, реализуемыми в процессе адекватной деятельности на соответствующих этапах индивидуального развития. Следовательно, целесообразно учитывать, с одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребенка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, наличие конкретных заболеваний, степень двигательной активности и др.), с другой — воздействовать на наиболее зрелые ведущие функции, оказывая тем самым положительное влияние на развитие других функций.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последние годы число здоровых дошкольников постоянно уменьшается и составляет лишь 10% всего контингента детей, поступающих в школу. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной систем, а также аллергические заболевания. 20—30% детей имеют такие диагнозы, как минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, гидроэнцефальный синдром, нарушение мышечного тонуса, недоразвитие функции речи.
Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушением речи не всегда понимают требования инструктора по физической культуре. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра — это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников — способ познания окружающего. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяю следующие виды подвижных игр
1. Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР (большой, средней и малой подвижности)
• Игра большой подвижности «Ловишка»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:
Ау-ау-аукаем,
Весну приаукиваем.
Весна! Весна!
Красным-красна!
Весна пришла,
Свет, тепло принесла!
Весну встречаем,
В ловишки играем!
Раз, два, три, лови!
После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!
• Игра малой подвижности «Мухомор»
Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (и кружка 10—15 см). Это «мухомор».
Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст; который дети хором произносят вместе с ним:
Перед нами бор,
А в бору — мухомор.
Мухомор стоит;
На детей глядит.
Мухомор кто возьмет;
Тот из круга уйдет.
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.
2. Подвижные игры с речевым сопровождением
• Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз,
Часы бьют два,
Часы бьют три.
(Хлопают в ладоши).
Новый год, приходи!
(Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе).
Тебя ждали год,
Стояли у ворот
(Выполняют «пружинку», руки на пояс).
А пришел мороз,
Заморозил нам нос.
(Шагают на месте).
Нас, мороз, не пугай,
С нами ты поиграй.
(Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.)
В прятки ты поиграй
Да подарки нам дай...
(Выполняют два приседания, руки в приседе — на колени.)
Конфеты, игрушки,
Орехи, хлопушки.
(Постукивают кулачками друг о друга).
Будем веселиться,
Танцевать, резвиться.
( Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно).
3. Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)
Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает; то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.
• Пальчиковая игра «Белка — продавец»
Сидит белка на тележке...
(Сжимают-разжимают пальцы рук).
Продает она орешки.
(Хлопают в ладоши).
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого),
Кому в платок,
Кому в зобок...
(Ударяют кулачками друг о друга).
Кому в лапочку.
( Показывают ладошки).
Русская народная песенка
4. Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации учителя-логопеда с целью решения какой-либо речевой задачи.
• Подвижная речевая игра «Чьи детки?»
•Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».
Инвентарь, мяч.
Описание игры. Дети стоят в кру В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму Кто у котят мама?» Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка». Если играющий отвечает неправильно, он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальным детям. В игре побеждают 2—3 самых внимательных игрока.
Примечание. Детеныши других домашних животных: щенята, козлята, жеребята, телята, ягнята, поросята, крольчата и др.
5. Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха
По согласованию и рекомендациям логопеда в физкультурные занятия включаются различные подвижные игры.
• Подвижная игра «Цветные домики».
Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды — это «гласные звуки», игроки второй команды — «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например, команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» — возле обруча желтого цвета.
Усложнение: дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.
6. Подвижные игры на развитие внимания.
Внимание — один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Как известно, дети-логопаты характеризуются недостаточным уровнем развития внимания, низкими показателями его переключаемости Подвижные игры способствуют тренировке возможно более быстрой и правильной реакции на различного вида раздражители (команда педагога, удар в бубен, звук свистка и т.д.).
• Подвижная игра «Дерево, куст, ручей, тропинка».
Играющие строятся в колонну по одному вдоль какой-либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:
• «Дерево» — игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
• «Куст» — приседают, пальцы рук касаются пола;
• «Ручей» — подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
• «Тропинка» — разбиваются на пары и берутся за руки (если пары игроку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).
7. Подвижные игры на развитие звукопроизношения
Логопед, планируя совместную деятельность, определяет (обычно на неделю) так называемый «дежурный» звук, который необходимо отработать с детьми на занятиях. Этот звук обыгрывается и на занятиях физкультурой.
• Игра «Придумай слово на определенный звук»
(Например, на звук [п]: пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т.д.).
Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.
• Игра «Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук»
(Например, на звук [а]).
Имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т.д.
Имена мальчиков: Алеша, Антон, Андрей, Аркаша, Алик и т.д.
Игру можно проводить в парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу. Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол), произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков): Алена — раз, Аня — два... и т.д.».
8. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.
Все дети с речевой патологией входят в группу риска по дисграфии — нарушению функции правильного письма. Поэтому необходимо формировать у детей пространственные представления, так чтобы они уверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая нога, правая рука и т.д.), но и в пределах зала, используя соответствующие команды и распоряжения (повернуться направо, разомкнуться влево и т.д.). Следует шире использовать предлоги: в, на, за, перед, около и др. («встаньте за линию», «присядьте на скамейку», «положите мяч в обруч» и т.д.), применять двигательные схемы-карточки с нарисованными двигательными действиями. Целесообразно включать в физкультурные занятия игры на ориентировку в пространстве, с элементами строевых упражнений (веселая маршировка) и т. п.
• Подвижная игра «Найди, где спрятано»
Дети встают в шеренгу вдоль одной из сторон физкультурного зала. Педагог показывает им цветок (игрушку, флажок и т.п.), говорит, что спрячет его. Участники игры поворачиваются к педагогу спиной. Педагог прячет предмет и произносит: «Раз, два, три, четыре, пять, вам пора цветок (флажок и т.д.) искать». Дети ищут спрятанный предмет. Тот из игроков, кто первым найдет его, несет его педагогу. Этот игрок будет прятать предмет при повторении игры. По окончании игры дети (по выбору педагога) рассказывают, как они искали предмет.
9. Игры на развитие коммуникативных функций
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения. Решению этих задач способствует коллективное выполнение построек из деталей, игры на воспитание культуры поведения и общения («Едем в автобусе», «Прогулка по парку», «Переходим дорогу» и т.д.), а также различные подвижные игры.
• Подвижная игра «Чижик»
По считалке выбирается водящий-«чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова:
Ходит чижик у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Чижик отвечает:
Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг Оставшийся без пары встает в середину круга — он «чижик». Игра продолжается.
10. Подвижные игры на развитие выразительных движений.
При проведении подвижных игр на развитие выразительности движений в основном используются приемы имитации и подражания («Покажите, как ходит петушок, прыгает белочка, ползет змея, летает бабочка и т.п.»).
11. Подвижные игры на расслабление
Дети-логопаты отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности; обладают некоторой замедленностью или, наоборот, «расторможенностью» в двигательной сфере. Поэтому после подвижных игр большой и средней подвижности необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.
• Подвижная игра «Ветер и зайка».
Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга, присаживаются, наклоняют голову к коленям.
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки...
(Встают, ставят кисти рук перпендикулярно голове, двигают пальцами рук вперед-назад — «зайки шевелят ушками»).
И помчался — скок-скок-скок,
Белый маленький зверек.
(Идут по кругу, взявшись за руки).
Вот запрыгал он проворно
По тропинкам по зеленым.
(Останавливаются. Выполняют «пружинку», руки на пояс).
Ветер у березок кружит,
Шевелит зайчишке уши.
(Выполняют руками маховые движения перед грудью, постепенно поднимая руки вверх; затем ставят кисти рук перпендикулярно голове — «шевелят ушками»).
Ветер-ветер, поиграй-ка,
Убаюкай быстро зайку.
(Присаживаются на корточки, складывают ладони вместе, помещают их под щечку).
12. Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально-ритмические композиции)
Использование музыки при проведении подвижных игр способствует развитию координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.
• Подвижная игра «Дружба»
Дети встают в круг берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу.
Найдем себе мы друга.
Найдем себе мы друга,
Найдем себе дружка.
По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три — друга себе найди!» После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.
Примечание. Педагог может подать и другие команды, например:
• «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» — дети должны разбиться на тройки;
• «Раз, два, три, троих друзей себе найди!» — дети встают в кружки по 4 человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);
• при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!» В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.
13. Подвижные игры на развитие воображения.
Игры на развитие воображения способствуют проявлению творческого отношения к действительности, преодолению у детей боязни сделать что-то «не так, как надо», развитию логического мышления.
• Подвижная игра «Хрустальная вода».
Детям необходимо присесть, как бы набрать пригоршни воды, поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте, громко и радостно произнося продолжительное «и-и-и».
14. Подвижные игры-превращения.
Этот вид игр способствует развитию у детей фантазии, снятию излишней напряженности, формированию представлений об окружающем мире.
• Подвижная игра «Цветочек»
Дети встают врассыпную по всему спортивному залу. Педагог предлагает им потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался») и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
Важные направления работы физического воспитания и речевого развития в дошкольном возрасте....
"Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе формирования основ здорового образа жизни дошкольников". физкультурно-развлекательное занятие: " Как по радуге-дуге"
Развлекательное физкультурно- речевое мероприятие по ознакомлению с явлениями природы....
«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
Первоочередными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенс...
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи ...
Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания.
Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания дает возможность для самореализации и самовыражения детей....
Интеграция двигательной и речевой деятельности с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи. Педагогическая технология логоритмика
Статья по сохранению и укреплению ОДА в группе для детей с ОВЗ на основе интеграции двигательной и речевой деятельности, применения технологии логоритмики....