Интеграция двигательной и речевой деятельности с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи. Педагогическая технология логоритмика
статья (подготовительная группа)
Статья по сохранению и укреплению ОДА в группе для детей с ОВЗ на основе интеграции двигательной и речевой деятельности, применения технологии логоритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_dvigatelnoy_i_rechevoy_deyatelnosti.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция двигательной и речевой деятельности
с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи.
Педагогическая технология логоритмика
Воспитатель: Хорина Н.Г.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Своевременное овладение правильной речью имеет значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может ясно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и часто накладывает отпечаток на характер человека. Хорошо развитая, правильная речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи приводят к неуспеваемости, порождают неуверенность ребенка в своих силах, что будет иметь далеко идущие негативные последствия. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития. К ним относятся:
- гипер- или гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
-нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Слабая двигательная активность приводит к малоподвижному образу жизни детей. Большую часть времени они проводят в одном и том же положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой проблемы в опорно-двигательном аппарате. Таким образом, дети, имеющие речевые нарушения в наибольшей степени подвержены к серьезным нарушениям осанки.
Важным показателем здоровья является правильная осанка. При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что приводит к понижению физической и умственной работоспособности. Нарушения осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Проблемы с ОДА могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом дошкольники становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают у них после физических и статических нагрузок.
На формирование правильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и изменяет положение таза, позвоночника. Слабое развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности. Необходимо понимать, что спина и стопа очень тесно связаны друг с другом в том плане, что плоская стопа во всех случаях приводит к искривлению позвоночника и другим серьезным нарушениям осанки. Дети, имеющие плоскостопие, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка их напряженная, неуклюжая. Основываясь на том, что речь неотделимо связана с движениями, профилактика ОДА имеет большое значение для успешной коррекции речевых нарушений.
Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, профилактика плоскостопия. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где имеется возможность интегрировать двигательную и речевую деятельность детей, обеспечить своевременность и регулярность профилактических мероприятий. Педагоги образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, осанки и стопы в частности. Нарушения ОДА развиваются медленно, поэтому с целью предупреждения развития более тяжелых отклонений рекомендуется применять своевременные меры профилактики. Таким образом, профилактика опорно-двигательного аппарата в ДОО должна иметь плановый, последовательный, системный и систематичный характер.
В своей деятельности мы решили интегрировать двигательную и речевую деятельности с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат у детей с общим недоразвитием речи. Эффективную помощь в этом вопросе нам оказала педагогическая технология - логоритмика. Логоритмические занятия в дошкольном образовательном учреждении проводят специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед, психолог, воспитатель, но наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Интегрированный характер профилактической педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психофизических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
Педагогическая технология логоритмика - представляет собой систему музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений и поэтому является комплексной системой развития речи, движения и профилактики ОДА, которая опирается на сочетание слова, музыки и движения.
Объектом логопедической ритмики является человек (дошкольник) с двигательной и речевой патологией.
Предметом – различные нарушения психомоторных функций детей с двигательной и речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Целью– профилакика ОДА и речевого нарушения путем развития, воспитания и развития у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и как результат адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:
1) предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса, профилактика ОДА, развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2) развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Задачи логоритмической технологии:
1. Оздоровительные - укрепление костно-мышечного аппарата, воспитание правильной осанки; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование правильного дыхания, правильной осанки, грации движений; установление равновесия в деятельности нервной системы ребенка, развитие координации и т.д..
2. Образовательные направлены на формирование двигательных умений и навыков, пространственных представлений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией движений, с некоторыми музыкальными понятиями, например, «музыкальный метр», «размер», «темп» и т.д. .
3. Воспитательные воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, способность воспринимать музыкальные образы; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников взаимопомощи, ответственности, самостоятельности, способности критически относится к своим движениям и речи и т.д..
4. Коррекционные выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, профилактика ОДА и плоскостопия; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.
Технология построена на основе традиционных общедидактических и специальных принципах обучения.
Общедидактическими принципами являются возрастные возможности и особенности моторики и речи детей, систематичность проведения занятий, закрепление двигательных навыков, сознательность и активность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы, наглядность в обучении, прочность результатов обучения.
Специальные принципы обучения связаны с подбором определенного музыкального, речевого материала и учетом этапа логопедической работы.
В процессе реализации технологии применяются наглядный, словесный и практический методы.
Логоритмика как педагогическая технология основной акцент ставит на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:
Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
Общеразвивающие-применяются для всестороннего воздействия на организм.
Активизирующие внимание - направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
Регулирующие мышечный тонус - обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
Ритмические - даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
Игровые - воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
Заключительные - направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.
В опыте своей работы логоритмику как педагогическую технологию использовали и вариативно, включая в течение дня во все режимные моменты как здоровьесберегающюю технологию:
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы (физкультминутки) на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Применяя на практике логоритмическую технологию в ДОУ, внедряя речедвигательную деятельность во все режимные моменты, направили свою деятельность на профилактику ОДА.
Забота о здоровье детей постепенно выросла в реализацию муниципального проекта по профилактике ОДА и плоскостопия.
Работу с детьми выделили в три направления:
1.Воспитание ощущения правильной осанки
2. Профилактика плоскостопия
3. Правильно организованный двигательный режим.
Воспитание ощущения правильной осанки приобретался посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. Контролируя позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Большое значение, имел подбор мебели в соответствии с ростом ребенка, оптимальная освещенность, привычки правильно переносить тяжелые предметы, сидеть за столом, расслаблять мышцы тела и следить за собственной походкой.
С этой целью включали в комплекс утренней гимнастики и в самостоятельные занятия упражнения:
- стоя у зеркала;
- в вертикальной плоскости (стена без плинтусов, дверь, фанерный или деревянный щит);
- с предметами на голове;
- на координацию движений.
Все эти упражнения способствовали развитию чувства правильной позы тела, развивали статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывалит осознанное отношение к своей осанке.
Для контроля над осанкой в группе оборудовали «Стену контроля осанки». Дети имели возможность самостоятельно подойти и зафиксировать пять точек: затылочную область, лопатки, ягодицы, голень, пятки, а затем, отойдя от стены, несколько секунд удерживать правильную осанку.
Самомассаж стоп проводили как отдельную процедуру, или включали в профилактический комплекс в качестве вводной или заключительной части. Первые процедуры проводились сидя. Упражнения сопровождаются проговариванием стихов, например, :
− Прокачу я свой каштан по стопе снизу вверх,
А потом обратно - стало мне приятно.
В последующем, вводная и основная части проводились сидя, заключительная - стоя. После массажа дети ложились на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами. В летний оздоровительный период активно пользовались естественными источниками закаливания – солнце, воздух и вода. На прогулке летом дети играли босиком, что способствовало укреплению стопы, закаливанию организма.
Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованный двигательный режим. Особое значение придавали развитию движений детей. Использование речедвигательных игр считаем эффективным средством коррекции координации движений детей с общим недоразвитием речи. В самостоятельной деятельности использовали игры, уже хорошо знакомые детям. Тексты заучивали с детьми, а затем четко проговариваем, сопровождая всевозможными движениями. Ритм речи, прежде всего стихов, способствовал совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчал процесс запоминания. При выполнении таких упражнений шла работа по автоматизации звуков, развивалась интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация движений, что способствовало развитию речевой деятельности и профилактике ОДА.
В плане повышения двигательного режима детей в течение всего дня большое значение уделяли созданию необходимых условий на прогулочном участке и в помещении группы. При организации прогулок особое внимание уделяли одежде и обуви детей, так как одежда по сезону давала возможность ребенку максимально пребывать в движении, не остывать и не перегреваться на улице. На прогулке использовали выносные атрибуты (машины, мячи, скакалки, природный материал и т. д.), которые обеспечивали разнообразную двигательную деятельность детей.
С учетом того, что дети с речевыми нарушениями быстро утомлялись, сокращалась продолжительность поз для статических положений (например, различные виды стоек), то чередовали интенсивные упражнения, требующие большой активности, со спокойными упражнениями. В связи с этим обязательным элементом каждого занятия стали дыхательные и релаксационные упражнения («Тепло - Холодно», «Солдатики - Тряпичные куклы» и другие).
На всех этапах обучения называются выполняемые действия, слова-термины, проговаривались их с детьми, учили замечать свои ошибки и ошибки сверстников. Дети научились выполнять упражнения по образцу, подражанию, речевой инструкции.
Повышению двигательной активности способствовали:
- гимнастика для стимуляции развития речевых центров, которая представляла собой систему физических упражнений, разработанных совместно с логопедом. Ее основу составляли элементы логоритмики – движений, сочетающихся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами), способствующие развитию речи, двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;
- физминутки и динамические паузы необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждения психического утомления, содержанием которых являются несложные упражнения коррекционной направленности, упражнения на развитии мелкой моторики, ритмические упражнения или подвижные игры малой интенсивности;
- динамический час («Час здоровья») – проводили во время прогулки или, при плохих погодных условиях, в помещении. «Час здоровья» включал самостоятельные занятие детей на «тренажерах» для профилактики плоскостопия, подвижные игры разной интенсивности, игры-эстафеты, сюжетные двигательные задания и т.д. Важнейшим условием эффективности проведения динамического часа являлось отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий, игр:
- гимнастика после дневного сна – сюда включены коррекционные упражнения, музыкальная гимнастика, профилактические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по «Тропе здоровья».
Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей, в том числе объема двигательной деятельности детей с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности, на основе методических рекомендаций В.Н. Зимониной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской Академии медицинских наук определило временной объем организованной двигательной деятельности за неделю:
3-4 года не менее 6 часов,
4-5 лет не менее 8 часов,
5-6 лет не менее 10-12 часов.
Объем двигательной активности по шагомеру:
Возраст детей в теплое время года (кол-во шагов):
3 года 11000 -12000
4 года 12500 - 13500
5 лет 14000 - 15000
6 лет 15500 - 17500
7 лет 18000 - 20000
Объем двигательной активности по шагомеру:
Возраст детей в холодное время года (кол-во шагов):
3 года 9000 - 9500
4 года 10000-10500
5 лет 11000-12000
6 лет 12500 - 14500
7 лет 14500 - 17500
Количественная характеристика двигательной активности детей в течение дня получена с помощью шагомера. Методика хронометража дала возможность получить информацию о непрерывной продолжительности двигательной активности воспитанников. Чтобы сведения, были более достоверными, измерения интенсивности двигательной активности проводились в течение всего дня с 7.00 до 19.00 пребывания воспитанников в МБДОУ. Было проведено обследование 23 детей.
За основу взят показатель ребенка, который на начальном этапе проводимой работы совместно с инструктором по физической культуре составил 1200 шагов, и на конец проводимой работы показатель составил 17500 шагов, при условии полного пребывания в течение всего дня в МБДОУ. На основе итоговых данных, можно убедиться в положительной динамике, показатель повысился на 550 шагов.
Интенсивность двигательной активности на протяжении проводимой работы с 2017- 2019 год выросла на 60%.
Показатели двигательной активности детей в течение дня в условиях пребывания МБДОУ
Проводилось тестирование статической выносливости мышц туловища, подвижности позвоночника. Были использованы тесты, предложенные, М.А. Руновой (1998) и методика разработанная сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И. Турнера.
- тест для мышц спины:
Определение силы и выносливости мышц спины проводится следующим образом: ребенок, лежащий на полу и животе, должен приподнять голову и верхнюю часть груди и руки. Руки отведены назад или в «крылышках». По секундомеру определяется время удержания этой позы.
Средние показатели для детей
2 – 4 года – ½ - 1 мин,
4 – 7 лет – около 2 мин.
Показатели силы и выносливости мышц спины на начальном этапе проводимой работы 2017 год
Показатели силы и выносливости мышц спины 2019 год
- тест для мышц живота:
Определение силы и выносливости мышц брюшного пресса: переход из положения на спине в положение сидя. Причем ребенок должен садиться с прямой спиной, руки – на поясе.
Для того, чтобы помочь ребенку в выполнении этого сложного упражнения, удерживайте его ноги в области голеней. Задайте определенный темп: 16 – 20 полных движений в минуту.
Упражнение прекращается при появлении явных признаков утомления: покраснение лица, дрожание, отталкивание от пола руками.
Средние показатели для детей:
2 - 4 года – до 10 раз,
4 – 7лет – до 10 – 15 раз,
10 – 12 низкий уровень,
13 – 18 средний уровень,
19 – 20 высокий уровень.
Показатели силы и выносливости мышц живота 2017- 2019 год
В диагностике участвовало 23 ребенка. При проведении диагностики было выявлено что, высокий уровень физической подготовленности дошкольников к концу 2017-2018 уч. г. вырос на 49%, к концу 2018 – 2019 уч. г. – 61%.
Сравнивая динамику уровня развития физических качеств и физической подготовленности детей начального и итогового этапов было установлено, что значение показателей повысилось более, чем на 80%. у них улучшилась способность сохранять статическое и динамическое равновесие, на достаточном уровне овладели релаксационными упражнениями.
Анализируя показатели мониторинга, ежегодно проводимого по освоению программы для старшей, подготовительной групп по программе "От рождения до школы" в области «Речевое развитие» позволили оценить эффективность проводимой работы. Диагностика проводилась по следующим показателям:
умение выразительно, связно, последовательно рассказывать сказку, стихотворение;
драматизация произведений, составление рассказов, пересказ;
определение звука в слове, количества слогов;
умение поддержать беседу, выразить свою точку зрения.
Результаты показали что, высокий уровень имеют - 80% дошкольников, средний – 20% на конечном этапе работы.
Использование лечебно-оздоровительных игр и мероприятий по формированию основ культуры здорового образа жизни способствовали воспитанию ощущения осанки и профилактике плоскостопия у детей. Для 70% детей достаточно упоминания о правильной позе и дети сознательно ее принимают.
Заключение
Таким образом, интеграция двигательной и речевой деятельности помогла укрепить опорно-двигательный аппарат, физические качества, подготовленности, мобилизации защитных механизмов и в конечном итоге, уровень речевого развития детей дошкольного возраста. Помогла сформировать у детей навык правильной осанки, через использование специальных игр и упражнений, повысить уровень двигательной активности за счет формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Использование логоритмической технологии показала положительный результат развития и коррекции речи, профилактики ОДА, оздоровления каждого ребенка.
Применяемые средства физического воспитания и организация двигательного режима эффективны не только для исправления нарушений осанки и признаков плоскостопия, но и для повышения уровня двигательной, речевой подготовленности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
Важные направления работы физического воспитания и речевого развития в дошкольном возрасте....
«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
Первоочередными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенс...
"Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе формирования основ здорового образа жизни дошкольников". физкультурно-развлекательное занятие: " Как по радуге-дуге"
Развлекательное физкультурно- речевое мероприятие по ознакомлению с явлениями природы....
«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
Первоочередными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенс...
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи ...
статья на тему: «Интеграция двигательной и речевой деятельности с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи»
Интеграция двигательной и речевой деятельностис профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи...