Роль театрализованной деятельности в формировании личности ребенка.
статья на тему

Изванова Сусанна Шевкетовна

Формирование личности, творческого потенциала ребенка посредством театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                  Изванова С.Ш.

МДОУ «Детский сад № 41»

Волжского района г.Саратова

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

   Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

                                                                                                             Вольтер

Современные дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, у них отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. В обществе повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. С этим связано стремление научить ребенка читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность, самый распространенный вид детского творчества. Волнуя и радуя театр, раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, воплощать всякую свою выдумку в живые образы, действия.

Цель работы в направлении этой деятельности – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Для этого  используются такие виды деятельности как:

-Знакомство через показ презентаций с различными видами театров, театральными профессиями, рассматривание иллюстраций, беседы о правилах поведения в театре, посещение театров города;

-Разучивания стихов с различной интонацией, инсценировка народных песенок, этюдов на основные эмоции – радость, огорчение;  

-Музыкальная ритмопластика (свободная импровизация ритмических движений);

-Совместная изобразительная деятельность, изготовление декораций, масок.

-Игровая самостоятельная деятельность с различными видами (настольный, пальчиковый, кукольный) театров;

-Творческие игры со словом и игры, направленные на сплочение детского коллектива;

-Упражнения на действия с воображаемыми предметами и развитие двигательных способностей, воображения, фантазии.

Полученные в театрализованных играх навыки дети могут применить в повседневной жизни. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов. Впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, не в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» Л.С.Выготский [6].

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Детям необходимо предлагать самим показывать спектакли, чтобы они имели возможность рассказывать и показывать сказку в соответствии со своим видением и пониманием ее содержания. Занятия будут более результативными, интересными и полезными, если дети будут сами открывать что-то новое. Открытия формируют у ребенка познавательную мотивацию, а преодоление определенных трудностей и достижение конкретных результатов развивает волевую сферу. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия. У ребенка формируется умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания.

     Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными и общительными. Таким образом, используя средства театрализованной постановки, окружая ребенка разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, воспитатель, решает сразу несколько задач.

Среда является одним из основных средств формирования личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. В группе необходимо создать «уголок театра», где поместить различные виды театров (пальчиковый, кукольный, настольный и т.д.), костюмы, маски, книги и журналы с иллюстрациями о театре, дидактические игры по теме, настольно-печатные игры по сказкам.

     Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, поэтому следующим важнейшим условием развития творческого воображения и эмоционального благополучия является семья. Ведь ребенок как личность формируется, прежде всего в семье, и качество обучения непосредственно зависит от связи с семьей. Эту связь можно осуществить через консультации, беседы, показ спектаклей.

В уголке для родителей следует оформить тематические стенды («Воспитание дружеских отношений в семье», «Развитие у детей навыков сценического искусства», «Игровая деятельность детей различных возрастов» и т.д.). Необходимо привлекать родителей к участию в подготовке  спектаклей, созданию реквизитов, пошиву костюмов, оформлению декораций, разучиванию с ребенком роли, организации выходов в детские театры города.

     Дети – прекрасные актеры, непосредственные, эмоциональные. Театр и игра помогают открыть заветную дверь в мир детского сознания, связывают детей с взрослыми в единое волшебное целое, раскрывают творческий потенциал ребенка, всесторонне воспитывают и развивают личность дошкольника.

Литература

  1. Власенко О.П.  Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. – 266с.
  2. Поляк Л.Я.  Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПБ: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 48с.
  3. Маханева М.Д.  Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128с.
  4. Гальцова Е.А.  Культурно–досуговая деятельность детей 5-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. – 174с.
  5. Киреева Л.Г. , Саськова О.А.  Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
  6. Интернет ресурс: vk.com/poungu.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованной игры на формирование личности ребенка

Влияние театрализованной игры на формирование личности ребенка...

«Роль театрализованного творчества в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и ...

Роль театрализованной деятельности в становлении личности ребенка

В статье описывается роль театрализованной деяятельности в становлении личности на разных этапах дошкольного детства...

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Статья. Описание опыта работы детского сада по направлению развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности и социальной реабилитации воспитанников

Формирование творческой личности - очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и обществом, от нее зависит будущее нашей страны и общества. А в истоках развития личности в цело...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасановой Ирины Владимировны по теме: «Роль театрализованных игр в формировании личности дошкольника».

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий....