Роль театрализованной деятельности в формировании личности ребенка.
статья на тему
Формирование личности, творческого потенциала ребенка посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Изванова С.Ш.
МДОУ «Детский сад № 41»
Волжского района г.Саратова
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
Современные дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, у них отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. В обществе повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. С этим связано стремление научить ребенка читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.
Решение этих проблем – театрализованная деятельность, самый распространенный вид детского творчества. Волнуя и радуя театр, раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, воплощать всякую свою выдумку в живые образы, действия.
Цель работы в направлении этой деятельности – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Для этого используются такие виды деятельности как:
-Знакомство через показ презентаций с различными видами театров, театральными профессиями, рассматривание иллюстраций, беседы о правилах поведения в театре, посещение театров города;
-Разучивания стихов с различной интонацией, инсценировка народных песенок, этюдов на основные эмоции – радость, огорчение;
-Музыкальная ритмопластика (свободная импровизация ритмических движений);
-Совместная изобразительная деятельность, изготовление декораций, масок.
-Игровая самостоятельная деятельность с различными видами (настольный, пальчиковый, кукольный) театров;
-Творческие игры со словом и игры, направленные на сплочение детского коллектива;
-Упражнения на действия с воображаемыми предметами и развитие двигательных способностей, воображения, фантазии.
Полученные в театрализованных играх навыки дети могут применить в повседневной жизни. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов. Впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, не в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» Л.С.Выготский [6].
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Детям необходимо предлагать самим показывать спектакли, чтобы они имели возможность рассказывать и показывать сказку в соответствии со своим видением и пониманием ее содержания. Занятия будут более результативными, интересными и полезными, если дети будут сами открывать что-то новое. Открытия формируют у ребенка познавательную мотивацию, а преодоление определенных трудностей и достижение конкретных результатов развивает волевую сферу. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия. У ребенка формируется умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными и общительными. Таким образом, используя средства театрализованной постановки, окружая ребенка разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, воспитатель, решает сразу несколько задач.
Среда является одним из основных средств формирования личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. В группе необходимо создать «уголок театра», где поместить различные виды театров (пальчиковый, кукольный, настольный и т.д.), костюмы, маски, книги и журналы с иллюстрациями о театре, дидактические игры по теме, настольно-печатные игры по сказкам.
Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, поэтому следующим важнейшим условием развития творческого воображения и эмоционального благополучия является семья. Ведь ребенок как личность формируется, прежде всего в семье, и качество обучения непосредственно зависит от связи с семьей. Эту связь можно осуществить через консультации, беседы, показ спектаклей.
В уголке для родителей следует оформить тематические стенды («Воспитание дружеских отношений в семье», «Развитие у детей навыков сценического искусства», «Игровая деятельность детей различных возрастов» и т.д.). Необходимо привлекать родителей к участию в подготовке спектаклей, созданию реквизитов, пошиву костюмов, оформлению декораций, разучиванию с ребенком роли, организации выходов в детские театры города.
Дети – прекрасные актеры, непосредственные, эмоциональные. Театр и игра помогают открыть заветную дверь в мир детского сознания, связывают детей с взрослыми в единое волшебное целое, раскрывают творческий потенциал ребенка, всесторонне воспитывают и развивают личность дошкольника.
Литература
- Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. – 266с.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПБ: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 48с.
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128с.
- Гальцова Е.А. Культурно–досуговая деятельность детей 5-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. – 174с.
- Киреева Л.Г. , Саськова О.А. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
- Интернет ресурс: vk.com/poungu.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние театрализованной игры на формирование личности ребенка
Влияние театрализованной игры на формирование личности ребенка...
«Роль театрализованного творчества в развитии личности ребенка дошкольного возраста»
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и ...
Роль театрализованной деятельности в становлении личности ребенка
В статье описывается роль театрализованной деяятельности в становлении личности на разных этапах дошкольного детства...
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Статья. Описание опыта работы детского сада по направлению развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....
Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности и социальной реабилитации воспитанников
Формирование творческой личности - очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и обществом, от нее зависит будущее нашей страны и общества. А в истоках развития личности в цело...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасановой Ирины Владимировны по теме: «Роль театрализованных игр в формировании личности дошкольника».
Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий....
Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности ребёнка
Консультация для педагогов...