Роль театрализованной деятельности в становлении личности ребенка
статья на тему

Бессонова Александра Юрьевна

В статье описывается роль театрализованной деяятельности в становлении личности на разных этапах дошкольного детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_zhizni_rebenka.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театральной деятельности в формировании личности ребенка.

 Формирование личности – это и процесс становления в обществе. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ. Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Весь процесс развития личности происходит под влиянием окружающей среды. Человек изменяется физически, умственно, нравственно.

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать?

Этому поможет театр.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога, монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Таким образом, видно, что театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Знакомство детей с театром  происходит уже в младшем возрасте.

Малыши, поступая к нам в детский сад. На помощь воспитателю приходит фольклор, обыгрывание стихов, потешек, сказок, в которых просто невозможно не участвовать каждому малышу - формируется детский коллектив. Через устное народное творчество развиваются некоторые качества личности в младшем возрасте: простейшие образно-выразительные умения (мимика, жесты), уверенность в себе, речь, самостоятельность (ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека).

Какая радостная атмосфера создается при просмотре драматизированных сказок и других инсценировок, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, уже на этом первом этапе идет приобщение детей к прекрасному. Конечно, малышам еще не доступны театральные игры и работа строится лишь на элементах этих игр, где основную роль берет на себя педагог но, переходя в следующую возрастную ступень, дети познают радость, выражают свои чувства эмоциями, становятся добрее друг к другу, что дает основу для продолжения развития личности в среднем возрасте.

В среднем возрасте дети проявляют интерес к театрально-игровой деятельности, для того чтобы удовлетворить детскую заинтересованность педагоги средней группы отвели место в игровой зоне для театрального уголка. Здесь прекрасно уживаются куклы для пальчикового театра, куклы бибабо, маски, различные элементы ряженья, атрибуты которые помогают "жильцам" развернуть сюжет любой сказки. Это помогло решить некоторые задачи, в развитии личности воспитанников:

  • совершенствовать артистические навыки детей;
  • раскрепощать детей;
  • работать над речью, интонациями;
  • коллективно действовать, взаимодействовать;
  • привлекать детей к театрализованной деятельности.

Многие куклы сделаны воспитателями и родителями своими руками, что позволяет воспитывать уважение к труду взрослых (Приложение №1).

На этом же возрастном этапе воспитывается такая черта личности как самоуважение. Высокий уровень самоуважения — очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Здесь, на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. Куклы ожили на детских ручках, и сказка началась…

Замечено, чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии, выводит из тупиковой ситуации. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно.

Старший возраст, это возраст в котором открывается дверь в мир театральной постановки, в этом периоде дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных инсценировках, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается.

Театральная постановка представляет частый и распространенный вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребенку. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Во-вторых, драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой.

Работая над ролью, маленькие актеры, основываясь на знании пьесы, самостоятельно ищут выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Здесь раскрывается весь потенциал маленького человечка, они учатся не только у педагога, но и друг у друга.

Важнейшим в театрализованных постановках является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат, именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, эмоциональный двигательный контроль. А, что же говорить о спектакле: волнение, робость, неуверенность сразу выходят наружу, что же делать маленькому человечку с этими проявлениями. Остается только побороть себя, переступить через эту черту и идти вперед, ведь уже слышны голоса ожидающих зрителей, вступительной речи и музыки и назад дороги нет, что творится в душе ребенка, в этот момент не знает никто. А зачем испытывать детскую психику, она и так подвержена негативным эмоциям современного мира! Нашелся выход, наши дети одновременно и зрители и актеры, весь спектакль проходит у них на глазах и одновременно играется ими самими. Это вселяет не только чувство уверенности в своих силах, но придает бодрость, радость, доброе отношение друг другу.

Каждое новое представление превращается в настоящий праздник, яркий, торжественный. Выявлено, чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и игровой деятельности в становлении личности ребенка.

В данной статье рассматриваются основы семейного воспитания, расскрываются типы родительской позиции, также представлена возрастная периодизация Д.Б.Эльконина....

Роль театрализованной деятельности в формировании личности ребенка.

Формирование личности, творческого потенциала ребенка посредством театрализованной деятельности....

Статья: Роль классической музыки в становлении личности ребенка

материал может быть использован в работе с родителями...

Роль классической музыки в становлении личности ребенка

Роль классической музыки в развитии ребёнка...

"Роль классической музыки в становлении личности ребенка"

   Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожале...

Роль классической музыки в становлении личности ребенка

Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущен...

Значение театрализованных игр для становления личности ребенка

Значение театрализованных игр для становления личности ребенкаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного раз...