«Роль театрализованного творчества в развитии личности ребенка дошкольного возраста»
материал (старшая группа) по теме

Воронина Валентина Филипповна

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatralizovannogotvorchestva.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль театрализованного творчества в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. 

Диагностика показала актуальность данной темы, поэтому возникла необходимость создания системы работы по развитию творческих способностей посредством театрализации. 

Система проведения мероприятий включает 4 основных блока, приведенных в таблице:

Блоки

Задачи

1. Основы театральной культуры

Развивать интерес к сценическому искусству. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

2. Основы актерского мастерства

Учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений. Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

3. Культура и техника речи

Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Пополнять словарный запас. Совершенствовать навыки четкого произношения.

4. Театрализованные представления

Приучать детей активно участвовать в представлениях; вызвать устойчивый интерес к происходящему на сцене. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной работы.

Первый блок «Основы театральной культуры». На занятиях я знакомила ребят с историей театра, его атрибутикой, профессиями людей работающих в нем. Дети с интересом слушали рассказ о различных театрах, рассматривали иллюстрации. Разработаны дидактические игры и наглядный материал к занятиям. Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Второй блок «Основы актерского мастерства». Игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых

Для подведения итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Таким образом, корректируется поведение ребенка, развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

Третий блок «Культура и техника речи». Игры этого блока проводятся с целью тренировки речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры.

В этот блок я также включила игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться .                                                                                                  Таким образом, использованные игры и этюды помогают детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству.                                                                                                 Игры-инсценировки провожу в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми – сюжетно-ролевой игры детей.           Четвертый блок. «Театральные представления»                                                Работу над постановкой театрализованного представления провожу в несколько этапов:                                                                                                 1.Подготовку к театрализованной деятельности начинаем с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняем не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении используем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для лучшего понимания литературного текста используем прием «Нравственная лестница «. Дети располагают героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопрос взрослого. При рассматривании иллюстраций обращаем внимание на эмоциональное состояние персонажей.                                                                            2. Второй этап – организационный. Даем детям право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждаем с детьми количество ролей, назначаем актеров, продумываем декорации, озвучивание. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей. Стараюсь сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе.                                                                          3.Следующий этап - предполагает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Эти задачи возникают в игровой деятельности. Особенно если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя. Вначале фрагменты произведения используем как упражнения. Например, в сказке «Заюшкина избушка» детям предлагается прогнать лису от лица медведя и петуха, после чего обсуждаем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз работу усложняем, предложив одному ребенку разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова за каждого). Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Стараемся предоставлять детям больше свободы в действиях, имитации движений.               В работе над ролью предлагаем детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются; продумывать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. Предлагаем выбрать по желанию любой понравившийся эпизод и разыграть его молча, зрители должны догадаться, о чем идет речь. Предлагаю детям меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.         На этом этапе идет работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации. На мой взгляд, именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.                                                                                               4. Организую в группе «Творческую мастерскую», по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроения куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек воплощает в кукле сокровенную часть себя.                                                                                              Обсуждаем с детьми проект будущей афиши, воплощаем свой замысел в коллективной работе. Работа в мастерской развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление.                                                                                5. Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты, звучит музыка, царит праздник. Постоянными гостями наших представлений являются дети младших групп, родители. После спектакля проводим обсуждение, где дети оценивают свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы можно выяснить насколько критически они способны относиться к собственной игре. Направляя беседу в нужное русло, стараюсь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить детей, отметить наиболее интересные моменты выступления. Использую прием «Ситуация успеха», в которой отмечаю каждого ребенка, его театральные достижения, таким образом формирую уверенность в себе. Театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.                                

        

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического  воспитания детей дошкольного возраста. В процессе вз...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Статья о экологическом воспитании  ребёнка дошкольного возраста.   Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее мягче, будет в нём лучшие чувства. Тагже , в про...

Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка             дошкольного возраста.Общение с природой положительно влияет на ...

Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...