До-21.12.2015года-Методическая разработка - Учебно – тематические планы ДОП «Лаборатория чудес» на три возраста дошкольников (с 4 до 7 лет).
методическая разработка по окружающему миру на тему
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментирования для всестороннего развития ребенка, тогда возникла необходимость создания данной дополнительной образовательной программы. Актуальность данного вопроса заключалась в том, что было недостаточно материального и методического оснащения для ведения целенаправленной работы в системе. Материалы приобретены, программа написана. Уже имеются результаты работы. Тема эта актуальна. Интересна детям и взрослым. Предлагаю вашему вниманию только учебно - тематическое планирование, используемое в нашем саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа «Лаборатория чудес»
на три года обучения.
Составитель:
Комарова Ирина Леонидовна
воспитатель 1 к.к.
Пояснительная записка.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментирования для всестороннего развития ребенка, тогда возникла необходимость создания данной дополнительной образовательной программы. Актуальность данного вопроса заключалась в том, что было недостаточно материального и методического оснащения для ведения целенаправленной работы в системе. Материалы приобретены, программа написана. Уже имеются результаты работы.
Цель данной программы: способствовать развитию любознательности, мышления, познавательной активности и интереса в изучении окружающего мира природы (развитие опытно – исследовательского потенциала) детьми от 4 до 7 лет.
Задачи для детей 4-5 лет:
-дать детям средней группы представления о выполнении простейших опытов по схемам и алгоритмам, моделям;
-стимулировать творческие проявления по зарисовке своих опытов;
-побуждать детей выражать свои мысли, предположения, гипотезы;
-активизируем развитие любознательности, внимательности, активности;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, культуру поведения на ОС.
Задачи для детей 5-6 лет:
-продолжать осваивать детьми старшей группы представления о выполнении простейших опытов по схемам и алгоритмам, моделям;
-продолжаем стимулировать творческие проявления по зарисовке своих опытов;
-продолжать привлекать детей к выражению своих мыслей, предположений, гипотез;
-продолжать активизировать развитие любознательности, внимательности, активности;
-продолжать воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, культуру поведения на ОС.
Задачи для детей 6-7 лет:
-совершенствовать у детей подготовительной группы способностей по выполнению простейших опытов по схемам и алгоритмам;
-совершенствуем творческие проявления по зарисовке своих опытов;
-совершенствование творческих проявлений детей по выражению своих мыслей, предположений, гипотез;
-совершенствование творческих проявлений любознательности, внимательности, активности;
-совершенствование проявления доброжелательного отношения к окружающим, культуру поведения на ОС.
Привлекаются 12-15 детей по интересам, так как ДОП «Лаборатория чудес» является дополнительной общеразвивающей программой. Малое количество детей дает возможность педагогу использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей, а также не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»).
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут (с учётом возраста) в специальном помещении-лаборатории ДОУ, сроки реализации ДОП: 32 учебные недели.
Данная программа отличается от уже имеющихся тем, что для экспериментирования взята элементарные «фокусы» в виде дидактических игр на основе физических опытов из книги "Забавная физика" [1]. В них входят смешные истории, с использованием забавных игрушек – самоделок. Экспериментальная деятельность тесно связана с многими физическими явлениям. Всемирно известно, что эта наука нужна всем: токарю и пахарю, врачу и шофёру, повару и инженеру и прочим людям. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются разные стимулы: новизна, необычность объекта, мотив помощи, познавательный мотив, ситуация выбора.
Данном файле приводятся только учебно – тематические планы на три возраста детей. В оригинальной версии ДОП «Лаборатория чудес» имеются и содержания курсов, и методическое обеспечение, и диагностика с таблицами по трём возрастам.
Учебно – тематический план ДОП «Лаборатория чудес»
для средней группы.
Месяц | Тематика | Кол-во ОС |
октябрь ноябрь | 1. Экскурсия в детскую лабораторию. | 2 |
2.Осенний лес. | 1 | |
3.Сухие листики. | 1 | |
4.Какие по длине веточки? | 1 | |
5.Посмотрите, вот гнездо, интересное оно. | 1 | |
6.Яйцо в солёной воде. | 1 | |
7.Иней на ветках. | 1 | |
декабрь январь февраль | 8.Наши коллекции в «Лаборатории чудес». | 1 |
9.Шишки разные бывают и ребята их все знают. | 1 | |
10.Металлический предмет, он тяжёлый…или нет? | 1 | |
11.Какие красивые камни. | 1 | |
12.Разевает щука рот, но неслышно, что поёт. | 1 | |
13.Коллекции все разные, предметы все прекрасные! | 1 | |
14.Можем форм мы назвать, все фигуры будем знать. | 1 | |
15.Какое колесо поможет? | 1 | |
16.Путешествие капельки. | 1 | |
17.Тает – не тает. | 1 | |
18.Почему дует ветер? | 1 | |
19.Фрукты очень разные: есть сладкие, есть красные… | 1 | |
март апрель | 20.Румяные яблочки. | 1 |
21.Ландшафты природы. | 1 | |
22.Почва. Из чего она состоит? | 1 | |
23.Насекомые. | 1 | |
24.Я пеку, пеку, пеку… | 1 | |
25.Злаки, крупы и их свойства. | 1 | |
26.Что плавает и почему? | 1 | |
27.Наши достижения | 1 | |
ВСЕГО: | 28 |
Учебно – тематический план ДОП «Лаборатория чудес»
для старшей группы.
Месяц | Тематика | Кол-во ОС |
октябрь | 1.Диагностика. | 1 |
2.Диагностика. | 1 | |
3.Экскурсия в детскую в лабораторию. | 1 | |
4.Опасен ли грязный воздух. | 1 | |
ноябрь | 5.Очищение воды. | 1 |
6.Д.и. «Коробок с сюрпризом», д.и. «А карандаш – то не падает». | 1 | |
7.Упрямые предметы. | 1 | |
8.Волшебные стёклышки. | 1 | |
декабрь | 9.Почему предметы движутся? | 1 |
10.Инерция. | 1 | |
11.Что такое масса? | 1 | |
12.Немного о космосе. Д.И. «Почему летит ракета?» | 1 | |
январь | 13.Почему дует ветер? Д.и. «Вертушка на булавке». | 1 |
14.Справочники, словари, энциклопедии. | 1 | |
15.Как звук работает? | 1 | |
16.Акробат идёт колесом. Д.и. «Три опыта с монетками». | 1 | |
февраль | 17.Солнце дарит тепло и свет. Д.и. «Где же электричество?» | 1 |
18.Почему не тонут корабли? | 1 | |
19.Почему не тонут айсберги? | 1 | |
20.Почему в космос летают на ракете? Д.и. «Почему летит ракета?» | 1 | |
март | 21.Чем можно измерить длину? | 1 |
22.Знаем об этом. | 1 | |
23.Как появляется фонтан? Д.И. «Первый фонтан» | 1 | |
24.Д.И. «Почему работает пульверизатор?» | 1 | |
апрель | 25.Солнечные зайчики играют. | 1 |
26.Д.и. «Могут ли лучи ломаться?», «Да, они ломаются». | 1 | |
27.Д.И. «Плавает ли железо?» | 1 | |
28.Яйцо в солёной воде. | 1 | |
май | 29.Путешествие капельки. | 1 |
30.Магнит. | 1 | |
31.Диагностика. | 1 | |
32.Диагностика. | 1 | |
ВСЕГО ОС | 32 |
Учебно-тематический план ДОП «Лаборатория чудес»
для подготовительной группы.
Месяц | Тематика | Кол-во ОС |
октябрь | 1.Диагностика. | 1 |
2.Диагностика. | 1 | |
3.Экскурсия в детскую лабораторию. | 1 | |
4.Как защититься от загрязнённого воздуха. | 1 | |
ноябрь | 5.Какая бывает вода? Очищение воды. | 1 |
6.Сила тяготения. | 1 | |
7.Предметы упрямятся. Д.И. «Шахматы и инерция» | 1 | |
8.Волшебные стёклышки. | 1 | |
декабрь | 9.Движение предметов. | 1 |
10.Хитрости инерции. | 1 | |
11.Масса предметов. Д.И. «Невидимка спасает лётчика». | 1 | |
12.Ракеты в воздухе. Д.и. «Вертолёт наоборот». | 1 | |
январь | 13.Ветер. Д.и. «Невидимка и хитрая змея». | 1 |
14.Источники знания – книги. | 1 | |
15.Как звук работает? Д.и. «Рупор». | 1 | |
16.Акробат идёт колесом. Д.и. «Шашки тоже не падают». | 1 | |
февраль | 17.Солнце дарит нам тепло и свет. Д.и. «Электрический кот». | 1 |
18.Корабли в море. Д.и. «Почему вода не выливается?» | 1 | |
19.Почему не тонут айсберги? Д.и. «Мыльные пузыри». | 1 | |
20.Почему в космос летают на ракете? Д.и. «Почему летит самолёт?» | 1 | |
март | 21.Мерки и измерительные приборы. Их важность для жизни человека. Д.и. «Самый простой телефон». | 1 |
22.Знаем и об этом. | 1 | |
23.Как происходит извержение вулкана? | 1 | |
24.Как появляются горы? | 1 | |
апрель | 25.Как образуется метеоритный кратер? | 1 |
26.Три шарика. | 1 | |
27.Что плавает хорошо железо, дерево, пластмасса и почему? | 1 | |
28.Исследуем солёную воду. Д.и. «Какое сырое, какое крутое?» | 1 | |
май | 29.Круговорот воды в природе. | 1 |
30.Испытание магнита. Д.и. «Разборчивый гусь». | 1 | |
31.Диагностика | 1 | |
32.Диагностика. | 1 | |
ВСЕГО ОС | 32 |
Список литературы:
1. Гальперштейн Л. "Забавная физика". - М.: Детская литература, 1993.- 255 с.
2. Иванова А.И. "Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду". – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 224 с.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста": Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330692-1383139348.jpg)
Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"
Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-597289-1424430473.jpg)
Прекрасный мир танца. Учебно-тематический план по хореографической работе с детьми дошкольного возраста .
Прекрасный мир танца.Учебно-тематический план по хореографической работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года)Общее количество часов-64Количество часов в неделю-2Период прохождени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/23/picture-806986-1471939143.jpg)
Методическая разработка:"Учебно- тематический план по танцевальной ритмики"
Тематический годовой план занятий по танцевальеой ритмики на каждый месяц для детей младшего и среднего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-440384-1517221887.jpg)
Тематический план НОД для детей среднего дошкольного возраста по ранней профориентации «В мире профессий» на 2017-2018 учебный год
Тематический план НОД...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-297631-1380125873.jpg)
Учебно-тематический план по музыкально-ритмическому развитию дошкольников
Формирование творческих способностей дошкольников средствами хореографии и ритмической гимнастики, а также помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы в процессе му...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-512086-1442761669.jpg)
«Ознакомление старших дошкольников с национальными особенностями народов родного края, как элемента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (учебно-методическая разработка: комплексно-тематический план)
Методическая разработка по ознакомнению старших дошкольников с национальными особенностями народов родного края....