Использование социо-игровой стилистики в воспитательно-образовательной деятельности с детьми.
методическая разработка на тему
Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsio-igrovaya_stilistika.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование социо-игровой стилистики в воспитательно-образовательной деятельности с детьми.
В.С. Ситница
воспитатель - эколог МАДОУ
ДС КВ «Гнездышко»
г.Новый Уренгой
Цель:
1. Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения».
В.М. Букатов.
Социо - игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Актуальность данной темы:
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Ориентируясь на новые подходы в системе образования, в педагогической практике актуально применять социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Сегодня человеку для полноценной жизни в обществе, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению может помочь современная педагогическая технология - «Социо -игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.
Следуя их советам, образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»). Данную методику можно использовать в организации образовательной деятельности. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Принципы:
- Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах, в основном в пятерках, бывает в четвёрках и тройках.
- Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Условия применения социо-игровой технологии: 1. Разработка перспективного плана. 2. Соблюдение вариантов деления на группы. 3. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен. 4. Смена темпа и ритма. 5. Использование игр разнообразного характера. Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний. Последовательность введения игр:
Игра для рабочего настроя – «Рыба-птица-зверь», «Летает - не летает», и др.
Игры разминки – «Запрещенное движение», «Земля, воздух, огонь, вода», «Да-Нет», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др. Игры социо- игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Пожелание» и др. Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные», и др. Игры вольные, требующие передвижения – «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» и др.
Предполагаемые результаты:
- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию; - у детей развито речевое взаимодействие; - сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; - дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; - у них нет чувства страха за ошибку.
В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо- игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Золотые правила социо-игровых подходов.
1-е правило.
Используется работа малыми группами или как их еще назыаают «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 4-5 детей. Деятельность дошкольников в малых группах – самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
На группы можно поделиться: -по цвету волос, глаз, одежды, по счету(первый-второй-третий) и т.д.
- 2-е правило.
Смена лидерства.
Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
- 3-е правило.
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.
- 4-е правило.
Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение по времени, У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
- 5-е правило.
Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
Обучение происходит в игровой форме. Для этого можно использовать различные игры, развивающие внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
- 6-е правило.
Ориентация на принцип полифонии: «За 133-мя зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, а кто-то меньше.
Задачи социо-игровой стилистики.
- Повышение качества образования детей.
- Снятие страха перед деятельностью
- Развитие индивидуальности и сообразительности детей
- Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими
- Формирование у детей навыка слаженной работы
Классификация игр социо-игровой направленности.
Для рабочего настроя - пробудить интерес детей друг к другу, к занятию.
Разминки (разрядки) - элемент соревнования, доступность.
Для приобщения к делу – усвоение или закрепление учебного материала.
Творческое самоутверждение – художественно-исполнительский результат действия.
На воле – простор и свобода передвижения.
Практическая часть
Алгоритм проведения игры.
- Деление воспитанников на команды (4-5 детей).
- Дети сами выбирают капитана своей команды (себя не предлагать).
- Придумывание названия команды.
- Воспитатель называет игру.
- Капитаны выбирают карточки-задания:
- Из конвертов;
- Вращая барабан.
- В тайне от команды воспитатель сообщает капитанам задание.
- Капитаны самостоятельно сообщают задание членам своей команды.
- Выполнение задания.
- Капитан анализирует выполненное задание.
- Динамическая пауза.
- Смена мизансцены (смена команды и капитана)
- Новая игра.
Игра «Фантастические гипотезы»
Эта игра направлена на развитие творческого воображения и теоретического абстрактного мышления.
Техника предельно проста. Она выражена в форме вопроса. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ…? Для работы заготавливается одинаковое количество карточек на которых изображены рисунки – предметы существительные и предметы глаголы.
Для постановки вопроса берутся первые попавшие две карточки. Одна с существительным, другая – с глаголом. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Например, вынуты карточки: рыба и разговаривать
Формируется гипотеза: «Что было бы, если бы рыбы начали разговаривать?»
Дальше можно строить рассказ на развитии этого сюжета. Однако можно доставать следующие карточки и помогать сюжету, вводя новые гипотезы и персонажи.
Используя эту форму работы, ребенок активно формирует отчетливые связи своей мысли с действительностью.
Игра «Рисунок в несколько рук»
Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщенная высоким эмоциональным потенциалом. Не имеет возрастных ограничений. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т. д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие составляют неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.
Игра «Превращения»
Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, т.е. воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представлений ребенка об окружающем мире и степень адаптации к внешним объектам. В нее с удовольствием играют все дети, начиная от самых маленьких. Она построена на универсальном механизме детской игры – имитация функций предмета. Для маленького ребенка, благодаря воображению, стул легко становится машинкой, палочка – ложкой, речной песок – кашей для куклы. Дети старшего возраста в обычных условиях не играют в такие игры, но с удовольствием работают в подобной технике на занятиях по развитию воображения и мышления.
Берется простой предмет. Например, стакан. С помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметом, его нужно превратить (конечно, в воображении) в совершенно другой. Наш стакан превращается в вазу, в которую ставят цветы. Носовой платок – в скатерть, ручка – в нож, которым отрезают кончики и т. д. После того, как становится ясным, во что превратился используемый предмет, его берет другой участник игры и «превращает» во что-то другое. Игра продолжается, пока все не «превратят» предмет.
Литература:
1. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру.
Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред.
В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера,
2009. – 189 с.
2. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о
социо-игровом стиле работы. - Красноярск, 1999. - 221 с.
3. «Азбука общения» -Детство Пресс,Санкт-Петербург 2007г.
4.« Бабочка социо -игрового стиля обучения. Автор-составитель
В. М. Букатов
5. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения
дошкольников: справочно-методическое пособие для
воспитателей старших и подготовительных групп детского сада /
Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные
проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо – игровой технологией, ИКТ. Тема: "Следы на снегу». Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР д/сад № 14 г. Кропоткин.
Конспект по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо - игровой технологией , ИКТ. Тема: "Следы на снегу"....
Конспект совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни с использованием социо-игровой технологии по теме «Экскурсия по городу»
Конспект совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни с использованием социо-игровой технологиипо теме «Экскурсия по городу»Возрастная группа: старшаяТип НО...
Конспект совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни с использованием социо-игровой технологии по теме «Экскурсия по городу»
Возрастная группа: старшаяТип НОД: познавательная деятельностьФорма организации: подгрупповаяЦель: закрепить знания, умения и практические навыки детей безопасного поведения на дороге и улице. Обобщит...
Эффективность использования социо-игровой технологии в воспитательно -образовательном процессе ДОУ
Целью социо-игровой технологии является: развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры, как основной формы организации жизни детей до...
Конспект образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Чтение художественной литературы рассказ Н.Носова “Автомобиль» с фантазированием предполагаемой концовки произведения». (с использованием социо-игровых технологий)
Возрастная группа: подготовительнаяТип НОД: Речевая, игровая, коммуникативнаяФорма организации: подгрупповаяЦель: Развивать активную речь детей.Задачи;Образовательные:- формировать умение придумывать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием социо-игровой технологии и ИКТ Тема: «Знатоки природы»
Цель:- воспитывать любовь и бережное отношение к природе; Задачи:- расширять и уточнять знания детей о животных, птицах, растениях родного края;- пополнять знания детей новыми сведениями;- закреп...
Конспект игровой обучающей ситуации с детьми младшей группы с использованием социо-игровой технологии на тему: «Что мы узнали о насекомых и цветах?»
Закрепить представления детей о насекомых и цветах....