"Формирование социальной компетентности дошкольников"
статья на тему
Раскрывается понятие "социальной компетентности", основные компоненты и условия формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование социальной компетентности дошкольников»
Развитие системы дошкольного образования неразрывно связано с социальными, экономическими и политическими преобразованиями в современном мире – видоизменяются значение и роль человеческого фактора, потребности и содержание, принципы успешной социализации подрастающего поколения. Неизменным условием развития и становления гармоничной и целостной личности, востребованной современным обществом, является формирование социальных компетенций.
Анализ психолого-педагогической научной литературы (О.В.Солодянкина, Р.М. Чумичева, С.А. Лебедева, О.А. Шварцман, Т.В. Ермолова, Ю.А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, С.В.Никитина) позволяет сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.
Социальная компетентность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.
Процесс формирования социальной компетентности личности закладывается в семье, продолжается в дошкольных образовательных учреждениях, школе, вузе, и разворачивается последовательно на протяжении всей жизни человека.
Формирование социальных компетенций ребенка раннего возраста будет эффективным, если учитывать внешние и внутренние факторы, которые будут влиять на формирование, развитие и проявления социальных компетенций.
К внешним факторам следует отнести социальные условия и социальное окружение, опыт общения и взаимодействия.
К внутренним факторам – психологические особенности возраста и личности, степень проявления способностей к взаимодействию и общению. Указанные факторы следует учитывать при формировании и оценивании социальной компетенции.
Средством формирования социальных компетенций ребенка выступает игра: благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения.
В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Следует отметить, чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками. В связи, с чем становится актуальным вопрос освоения педагогами игровых технологий и активное их применение в образовательном процессе.
Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под игровой технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей [18].
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др;
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.
Таким образом, игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение совместных игр обогатит детей раннего и младшего дошкольного возраста новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Список использованной литературы
- Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.
- Романова Е. А. Влияние образовательной среды на формирование личностных и социальных компетенций дошкольников. – Черноголовка, 2011/ Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/383/871.php.
- Т.Н. Захарова Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников Ярославский педагогический вестник, 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Формирование социальной компетентности дошкольников, в трудовой деятельности"
Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...
Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников
Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...
"Формирование социальной компетентности дошкольников"
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации ...
Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»
ВВЕДЕНИЕАктуальность.В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностны...
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.
Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснилось, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные ...
Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель нашего взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду....
Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...