"Формирование социальной компетентности дошкольников"
статья на тему

Раскрывается понятие "социальной компетентности", основные компоненты и условия формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование социальной компетентности дошкольников»

Развитие системы дошкольного образования неразрывно связано с социальными, экономическими и политическими преобразованиями в современном мире – видоизменяются значение и роль человеческого фактора, потребности и содержание, принципы успешной социализации подрастающего поколения. Неизменным условием развития и становления гармоничной и целостной личности, востребованной современным обществом, является формирование социальных компетенций.

Анализ психолого-педагогической научной литературы (О.В.Солодянкина, Р.М. Чумичева, С.А. Лебедева, О.А. Шварцман, Т.В. Ермолова, Ю.А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, С.В.Никитина) позволяет сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

Социальная компетентность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.

Процесс формирования социальной компетентности личности закладывается в семье, продолжается в дошкольных образовательных учреждениях, школе, вузе, и разворачивается последовательно на протяжении всей жизни человека.

 Формирование социальных компетенций ребенка раннего возраста будет эффективным, если учитывать внешние и внутренние факторы, которые будут влиять на формирование, развитие и проявления социальных компетенций.

К внешним факторам следует отнести социальные условия и социальное окружение, опыт общения и взаимодействия.

К внутренним факторам – психологические особенности возраста и личности, степень проявления способностей к взаимодействию и общению. Указанные факторы следует учитывать при формировании и оценивании социальной компетенции.

Средством формирования социальных компетенций ребенка выступает игра: благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. 

В игре ребенок  приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.

Следует отметить, чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками. В связи, с чем становится актуальным вопрос освоения педагогами игровых технологий и активное их применение в образовательном процессе.

Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под игровой технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей [18].

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др;
  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

Таким образом, игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение совместных игр обогатит детей раннего и младшего дошкольного возраста новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.    

Список использованной литературы

  1. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.
  2. Романова Е. А. Влияние образовательной среды на формирование личностных и социальных компетенций дошкольников. – Черноголовка,  2011/ Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/383/871.php.
  3. Т.Н. Захарова Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников Ярославский педагогический вестник, 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Формирование социальной компетентности дошкольников, в трудовой деятельности"

Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...

Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников

Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...

"Формирование социальной компетентности дошкольников"

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает  деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации ...

Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»

ВВЕДЕНИЕАктуальность.В настоящее время в практике работы дошкольных образова­тельных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностны...

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснилось, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные ...

Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель нашего взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду....

Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...