Конкурс проектов, как форма обобщения опыта педагогов ДОУ.
методическая разработка на тему

Карачун Ирина Валерьевна

Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МАДОУ № 74 в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Опыт каждого педагога уникален, но используется он в основном в отдельной группе.

Поэтому целью  проведения конкурса стало: выявление и распространение лучшего опыта педагогов по формированию по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышение культуры их здоровья, повышение уровня профессионального компетентности педагогов в области сохранения и укрепления здоровья; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конкурс проектов, как форма обобщения опыта педагогов ДОУ»

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МАДОУ № 74 в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Опыт каждого педагога уникален, но используется он в основном в отдельной группе.

Поэтому целью  проведения конкурса стало: выявление и распространение лучшего опыта педагогов по формированию по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышение культуры их здоровья, повышение уровня профессионального компетентности педагогов в области сохранения и укрепления здоровья; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности.

Обобщение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как:

  • улучшение качества работы педагогов,
  • целенаправленное накопление педагогических материалов,
  • анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы,
  • описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОО,
  • подготовка образовательной организации к аттестации,
  • менеджмент и маркетинг образовательного процесса 

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.

Поэтому в МАДОУ для педагогов был объявлен конкурс проектов по «Здоровье и безопасность». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. 

Проектная деятельность педагогов ДОУ:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
  • ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
  • практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
  • творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество Пушкина” - на учебный год).

Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

II этап - практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
  • участие в городском конкурсе педагогических проектов.

IV этап - заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Организация конкурса проходила в три этапа:

1 этап. Подготовительный.

Организация и проведение конкурса требует  тщательной подготовки. Поэтому подготовительный этап включает в себя разработку положения о конкурсе (Приложение 1), выбор тематики, информирование участников.

Учитывая, что успех работы зависит от педагогической компетентности и профессиональной грамотности воспитателей, без которых  реализовать поставленную задачу вряд ли удастся, были проведены  теоретико-практические занятия: консультации «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста», ««Проекты в деятельности педагога ДОУ», в ходе которых педагоги детского сада имели возможность познакомиться с особенностями инновационных технологий, проектов, использования проектного метода в образовательном процессе, самопрезентацией результатов работы, распространением и внедрением инновационных наработок в образовательный процесс.

Было определено 10 тем: «Витаминный коктейль», «Микробы и вирусы», «Культурно-гигиенические навыки», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (закаливание), «Осторожно – огонь», «Дети-дорога-безопасность», «Безопасность детей в лесу и в поле», «Безопасность детей на воде», «Незнакомые люди», «Безопасность детей дома».

Были определены критерии оценки конкурсных работ:

- соответствие направленности Конкурса;

- актуальность выбранного направления деятельности;

- самостоятельность разработки проекта;

- оригинальность идейного замысла проекта;

- творческий подход к оформлению материалов.

2 этап. Практический:

 Включает в себя: планирование работы по проектам, разработку конспектов совместной деятельности взрослого и детей, сценариев досугов для дошкольников, сценариев различных форм работы с родителями и др., а также занятия по освоению компьютерной программы PowerPoint (составления мультимедийных презентаций) и занятия по подготовке защиты проекта через выступление и мультимедийную презентацию.

К работе подключились все педагоги образовательного учреждения, независимо от квалификации и стажа работы. В нашем детском саду функционируют 10 групп. Все педагоги были объединены в микрогруппы по 2-3 человека. Методом жеребьевки были распределены направления, над которым  будет работать микрогруппа.

Педагогами был собран материал: разработаны конспекты НОД, сценарии праздников, развлечений, родительских собраний, анкеты для родителей; подобраны наглядность, художественное слово, дидактические и подвижные игры соответствующей тематики. (Приложение 2)

На конкурс были предоставлены как уже реализованные в своем дошкольном образовательном учреждении, так и предлагаемые автором или группой авторов к реализации проекты, направленные на формирование и воспитание у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни и безопасного поведения. В итоге получена методическая база по формированию и воспитанию у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, для дальнейшего использования педагогами в практической деятельности. (Приложение 3)

3 этап. Заключительный.

 Результатом работы стала самопрезентация работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта:

- защита проектов на семинаре-практикуме  «Что ты знаешь о методе проектов?»

- выставка проектов для педагогов ДОУ и для участников стажировочной площадки по на правлению «Физическое развитие» на базе МАДОУ. (Приложение 3)

- распространение инновационного опыта:

- на стажировочной площадке на базе МАДОУ: опыт работы на тему «Воспитание физической культуры внутри семьи»;

- на базе МАДОУ района -  опыт работы на тему «Оптимизация работы по здоровьесбережению детей путём повышения компетентности их родителей»

-на сайте ДОУ: проект «Витаминный калейдоскоп» (http://74ds.ru),

-  участие в профессиональных конкурсах разного уровня (конкурс проектов  «Здоровье и безопасность» на базе МАДОУ, конкурс «Огонек здоровья» на муниципальном уровне: проект «Витаминный калейдоскоп» (автор Рубцова М.В., 1 место; проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков» - 3 место, проект «Оптимизация работы по здоровьесбережению детей путём повышения компетентности их родителей» - лауреат конкурса)

По итогам конкурса в ДОУ за 1,2,3 место победители были награждены дипломами.

Методическая  разработка «Конкурс проектов как форма обобщения опыта педагогов ДОУ»  позволяет утверждать, что конкурсная основа пробуждает инициативу, способствует эффективному выявлению и распространению лучшего опыта педагогов по формированию по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению уровня профессионального компетентности педагогов в области сохранения и укрепления здоровья, формированию профессионального творческого мышления каждого конкретного педагога, независимо от квалификации и стажа работы. А это в свою очередь приводит к высокому уровню развития детей, и детский сад действительно становится островком счастливого детства.

Список научно –методических материалов:

  1. Аралова М. М., Формирование педагогического коллектива ДОУ.2006г
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. М., 2006.
  3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М., 2005
  4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., 2005.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2006
  6. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.
  7. Н. Н. Копытова «Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ», С.-Птб, «Детство - пресс», 2008г.
  8. С. К. Ильина «Педагогические чтения», М., «Творческий центр», 2006 г.

Приложение 1

УТВЕРДЖАЮ:

Директор МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида»  г.Сыктывкара

___________

    Приказ №_____от    ______

Положение о конкурсе проектов

«Здоровье и безопасность»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 74 общеразвивающего вида»

 г. Сыктывкара

1. Общие положения

1.1.Настоящее положение определяет статус, цели и задачи конкурса, порядок его проведения и подведения итогов.

1.2.Конкурс проводит  МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида»  г. Сыктывкара.

1.3. Конкурс проводится с целью выявления и распространения лучшего опыта педагогов по формированию по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышение культуры их здоровья, повышение уровня профессионального компетентности педагогов в области сохранения и укреплению здоровья; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности.

1.4. Задачи конкурса:

  • улучшение качества работы педагогов,
  • целенаправленное накопление педагогических материалов,
  • анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы,
  • описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОО,
  • подготовка образовательной организации к аттестации,
  • менеджмент и маркетинг образовательного процесса 

1.5.Участники конкурса: педагоги возрастных групп  МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида»  г. Сыктывкара.

2. Организация и порядок проведения конкурса:

2.1. Конкурс проводится с 1 апреля по 30 апреля 2014 г.

2.2. По результатам конкурса проводится подведение итогов: определяется 1, 2, 3 место с вручением дипломом.

2.3. Для оценивания конкурса создается комиссия, в состав которой входят:

Председатель комиссии: директор МАДОУ,

Члены комиссии:

старший воспитатель.

зам. директора по АХЧ.

2.4. Победители Конкурса среди педагогов и педагогических коллективов (1, 2, 3 места) награждаются дипломами.

3. Условия и основные требования:

3.1. На конкурс предоставляются проекты по ОО «Безопасность» и ОО «Здоровье», направленные на формирование и воспитание у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни и безопасного поведения.

3.2. На Конкурс могут быть представлены как уже реализованные в своем дошкольном образовательном учреждении, так и предлагаемые автором или группой авторов к реализации проекты.

3.3. Тема проекта определяется жеребьевкой.

3.4 Конкурсные материалы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, указанными в Приложении 1.

3.5. Конкурс  оценивается по 3-х бальной системе.

4. Критерии оценки конкурсных работ:

- соответствие направленности Конкурса;

- актуальность выбранного направления деятельности;

- самостоятельность разработки проекта;

- оригинальность идейного замысла проекта;

- творческий подход к оформлению материалов.

Приложение 1

к Положению о конкурсе  

проектов  «Здоровье и безопасность»

 

  1. Требования к оформлению проектов

Титульный лист  

Полное название учреждения; название проекта, автор проекта (Ф.И.О. полностью, занимаемая должность, квалификационная категория, звания).

Краткая аннотация проекта

Краткое изложение проекта, повторяющее все его части. Описывается – кто будет выполнять проект, почему и кому нужен проект, каковы его цели и задачи, что получится в результате, сколько времени проект будет продолжаться, сколько потребуется ресурсов (около 1 стр.).

Постановка проблемы

Описывается – почему возникла необходимость в выполнении проекта, какую проблему он решает. Проблема должна быть сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит проект и подтверждена статистикой, ссылками на авторитеты в данной области, ключевыми литературными источниками (не более 1-1,5 стр.).

Цели и задачи проекта

Цель описывает предполагаемые итоги выполнения проекта.

Задачи – конкретные, реалистичные, поддающиеся измерению «частные» результаты, направленные на общую цель.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

Что будет сделано (какие мероприятия будут осуществляться), кто будет осуществлять действия, как именно они будут осуществляться, когда, в какой последовательности. Эту часть можно представить в виде рабочего плана проекта.

Ожидаемые результаты

Какие конкретные результаты предполагается достичь в итоге? Что должно конкретно измениться в результате выполнения проекта.

Практическая значимость результатов.

Возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной среды (прогнозирование или имеющийся опыт) (0,5 – 1стр.).

Приложение 2

D:\мои документы\фото\IMG_20140519_105629.jpg

D:\мои документы\фото\IMG_20140519_105606.jpg

Приложение 3

D:\мои документы\фото\IMG_20140519_104841.jpg

     D:\мои документы\фото\IMG_20140519_105149.jpg                       D:\мои документы\фото\IMG_20140519_105206.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....

Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»

Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек

Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...

Методический портфель: «Обобщение опыта педагога, как метод изучения и анализа состояния практики, выявления, выявления новых тенденций рождающихся в творческом процессе»

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение ППО является важной частью методической работы в дошкольном учреждении. Роль заместителя заведующего по основной деятельности в обобщении оп...

Обобщение опыта работы, окружные конкурсы для педагогов и детей «Продвижение». Диплом №12136 2018г

авторский материал «Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»...

Мастер-класс как форма представления опыта педагога

Умение провести мастер-класс – одно из важных и непростых испытаний конкурсов профессионального мастерства для педагогов.Что же такое мастер-класс?Какова его структура?Какие моменты необходимо у...

Обобщение опыта педагога на РМО по теме: "Башҡорт балалар баҡсаһында балаларға ватансылыҡ тәрбиәһе биреү"

Мин Барамбекова Гөлиә Сәғитйән ҡыҙы “Бәпембә”балалар баҡсаһы тәрбиәсеһе.Нимә һуң ул илһөйәрлек тәрбиәһе? Кескәйҙәрҙә ватансылыҡ рухын нисек тәрбиәләргә була? Мостай Кәрим әйтеүенсә: ...