Конкурс проектов, как форма обобщения опыта педагогов ДОУ.
методическая разработка на тему
Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МАДОУ № 74 в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Опыт каждого педагога уникален, но используется он в основном в отдельной группе.
Поэтому целью проведения конкурса стало: выявление и распространение лучшего опыта педагогов по формированию по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышение культуры их здоровья, повышение уровня профессионального компетентности педагогов в области сохранения и укрепления здоровья; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_proektov_kak_forma_obobshcheniya_opytampedagogov_dou.docx | 790.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конкурс проектов, как форма обобщения опыта педагогов ДОУ»
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МАДОУ № 74 в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Опыт каждого педагога уникален, но используется он в основном в отдельной группе.
Поэтому целью проведения конкурса стало: выявление и распространение лучшего опыта педагогов по формированию по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышение культуры их здоровья, повышение уровня профессионального компетентности педагогов в области сохранения и укрепления здоровья; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности.
Обобщение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как:
- улучшение качества работы педагогов,
- целенаправленное накопление педагогических материалов,
- анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы,
- описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОО,
- подготовка образовательной организации к аттестации,
- менеджмент и маркетинг образовательного процесса
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.
Поэтому в МАДОУ для педагогов был объявлен конкурс проектов по «Здоровье и безопасность». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Проектная деятельность педагогов ДОУ:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления.
- способствует повышению компетентности педагогов.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
- ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
- ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
- практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
- творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество Пушкина” - на учебный год).
Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
II этап - практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
- обобщение и распространение опыта работы;
- защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
- участие в городском конкурсе педагогических проектов.
IV этап - заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Организация конкурса проходила в три этапа:
1 этап. Подготовительный.
Организация и проведение конкурса требует тщательной подготовки. Поэтому подготовительный этап включает в себя разработку положения о конкурсе (Приложение 1), выбор тематики, информирование участников.
Учитывая, что успех работы зависит от педагогической компетентности и профессиональной грамотности воспитателей, без которых реализовать поставленную задачу вряд ли удастся, были проведены теоретико-практические занятия: консультации «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста», ««Проекты в деятельности педагога ДОУ», в ходе которых педагоги детского сада имели возможность познакомиться с особенностями инновационных технологий, проектов, использования проектного метода в образовательном процессе, самопрезентацией результатов работы, распространением и внедрением инновационных наработок в образовательный процесс.
Было определено 10 тем: «Витаминный коктейль», «Микробы и вирусы», «Культурно-гигиенические навыки», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (закаливание), «Осторожно – огонь», «Дети-дорога-безопасность», «Безопасность детей в лесу и в поле», «Безопасность детей на воде», «Незнакомые люди», «Безопасность детей дома».
Были определены критерии оценки конкурсных работ:
- соответствие направленности Конкурса;
- актуальность выбранного направления деятельности;
- самостоятельность разработки проекта;
- оригинальность идейного замысла проекта;
- творческий подход к оформлению материалов.
2 этап. Практический:
Включает в себя: планирование работы по проектам, разработку конспектов совместной деятельности взрослого и детей, сценариев досугов для дошкольников, сценариев различных форм работы с родителями и др., а также занятия по освоению компьютерной программы PowerPoint (составления мультимедийных презентаций) и занятия по подготовке защиты проекта через выступление и мультимедийную презентацию.
К работе подключились все педагоги образовательного учреждения, независимо от квалификации и стажа работы. В нашем детском саду функционируют 10 групп. Все педагоги были объединены в микрогруппы по 2-3 человека. Методом жеребьевки были распределены направления, над которым будет работать микрогруппа.
Педагогами был собран материал: разработаны конспекты НОД, сценарии праздников, развлечений, родительских собраний, анкеты для родителей; подобраны наглядность, художественное слово, дидактические и подвижные игры соответствующей тематики. (Приложение 2)
На конкурс были предоставлены как уже реализованные в своем дошкольном образовательном учреждении, так и предлагаемые автором или группой авторов к реализации проекты, направленные на формирование и воспитание у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни и безопасного поведения. В итоге получена методическая база по формированию и воспитанию у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, для дальнейшего использования педагогами в практической деятельности. (Приложение 3)
3 этап. Заключительный.
Результатом работы стала самопрезентация работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта:
- защита проектов на семинаре-практикуме «Что ты знаешь о методе проектов?»
- выставка проектов для педагогов ДОУ и для участников стажировочной площадки по на правлению «Физическое развитие» на базе МАДОУ. (Приложение 3)
- распространение инновационного опыта:
- на стажировочной площадке на базе МАДОУ: опыт работы на тему «Воспитание физической культуры внутри семьи»;
- на базе МАДОУ района - опыт работы на тему «Оптимизация работы по здоровьесбережению детей путём повышения компетентности их родителей»
-на сайте ДОУ: проект «Витаминный калейдоскоп» (http://74ds.ru),
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня (конкурс проектов «Здоровье и безопасность» на базе МАДОУ, конкурс «Огонек здоровья» на муниципальном уровне: проект «Витаминный калейдоскоп» (автор Рубцова М.В., 1 место; проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков» - 3 место, проект «Оптимизация работы по здоровьесбережению детей путём повышения компетентности их родителей» - лауреат конкурса)
По итогам конкурса в ДОУ за 1,2,3 место победители были награждены дипломами.
Методическая разработка «Конкурс проектов как форма обобщения опыта педагогов ДОУ» позволяет утверждать, что конкурсная основа пробуждает инициативу, способствует эффективному выявлению и распространению лучшего опыта педагогов по формированию по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению уровня профессионального компетентности педагогов в области сохранения и укрепления здоровья, формированию профессионального творческого мышления каждого конкретного педагога, независимо от квалификации и стажа работы. А это в свою очередь приводит к высокому уровню развития детей, и детский сад действительно становится островком счастливого детства.
Список научно –методических материалов:
- Аралова М. М., Формирование педагогического коллектива ДОУ.2006г
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. М., 2006.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М., 2005
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., 2005.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2006
- Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.
- Н. Н. Копытова «Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ», С.-Птб, «Детство - пресс», 2008г.
- С. К. Ильина «Педагогические чтения», М., «Творческий центр», 2006 г.
Приложение 1
УТВЕРДЖАЮ:
Директор МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
___________
Приказ №_____от ______
Положение о конкурсе проектов
«Здоровье и безопасность»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 74 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение определяет статус, цели и задачи конкурса, порядок его проведения и подведения итогов.
1.2.Конкурс проводит МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
1.3. Конкурс проводится с целью выявления и распространения лучшего опыта педагогов по формированию по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышение культуры их здоровья, повышение уровня профессионального компетентности педагогов в области сохранения и укреплению здоровья; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности.
1.4. Задачи конкурса:
- улучшение качества работы педагогов,
- целенаправленное накопление педагогических материалов,
- анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы,
- описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОО,
- подготовка образовательной организации к аттестации,
- менеджмент и маркетинг образовательного процесса
1.5.Участники конкурса: педагоги возрастных групп МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
2. Организация и порядок проведения конкурса:
2.1. Конкурс проводится с 1 апреля по 30 апреля 2014 г.
2.2. По результатам конкурса проводится подведение итогов: определяется 1, 2, 3 место с вручением дипломом.
2.3. Для оценивания конкурса создается комиссия, в состав которой входят:
Председатель комиссии: директор МАДОУ,
Члены комиссии:
старший воспитатель.
зам. директора по АХЧ.
2.4. Победители Конкурса среди педагогов и педагогических коллективов (1, 2, 3 места) награждаются дипломами.
3. Условия и основные требования:
3.1. На конкурс предоставляются проекты по ОО «Безопасность» и ОО «Здоровье», направленные на формирование и воспитание у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни и безопасного поведения.
3.2. На Конкурс могут быть представлены как уже реализованные в своем дошкольном образовательном учреждении, так и предлагаемые автором или группой авторов к реализации проекты.
3.3. Тема проекта определяется жеребьевкой.
3.4 Конкурсные материалы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, указанными в Приложении 1.
3.5. Конкурс оценивается по 3-х бальной системе.
4. Критерии оценки конкурсных работ:
- соответствие направленности Конкурса;
- актуальность выбранного направления деятельности;
- самостоятельность разработки проекта;
- оригинальность идейного замысла проекта;
- творческий подход к оформлению материалов.
Приложение 1
к Положению о конкурсе
проектов «Здоровье и безопасность»
- Требования к оформлению проектов
Титульный лист
Полное название учреждения; название проекта, автор проекта (Ф.И.О. полностью, занимаемая должность, квалификационная категория, звания).
Краткая аннотация проекта
Краткое изложение проекта, повторяющее все его части. Описывается – кто будет выполнять проект, почему и кому нужен проект, каковы его цели и задачи, что получится в результате, сколько времени проект будет продолжаться, сколько потребуется ресурсов (около 1 стр.).
Постановка проблемы
Описывается – почему возникла необходимость в выполнении проекта, какую проблему он решает. Проблема должна быть сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит проект и подтверждена статистикой, ссылками на авторитеты в данной области, ключевыми литературными источниками (не более 1-1,5 стр.).
Цели и задачи проекта
Цель описывает предполагаемые итоги выполнения проекта.
Задачи – конкретные, реалистичные, поддающиеся измерению «частные» результаты, направленные на общую цель.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Что будет сделано (какие мероприятия будут осуществляться), кто будет осуществлять действия, как именно они будут осуществляться, когда, в какой последовательности. Эту часть можно представить в виде рабочего плана проекта.
Ожидаемые результаты
Какие конкретные результаты предполагается достичь в итоге? Что должно конкретно измениться в результате выполнения проекта.
Практическая значимость результатов.
Возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной среды (прогнозирование или имеющийся опыт) (0,5 – 1стр.).
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....
Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»
Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы....
Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек
Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...
Методический портфель: «Обобщение опыта педагога, как метод изучения и анализа состояния практики, выявления, выявления новых тенденций рождающихся в творческом процессе»
Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение ППО является важной частью методической работы в дошкольном учреждении. Роль заместителя заведующего по основной деятельности в обобщении оп...
Обобщение опыта работы, окружные конкурсы для педагогов и детей «Продвижение». Диплом №12136 2018г
авторский материал «Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»...
Мастер-класс как форма представления опыта педагога
Умение провести мастер-класс – одно из важных и непростых испытаний конкурсов профессионального мастерства для педагогов.Что же такое мастер-класс?Какова его структура?Какие моменты необходимо у...
Обобщение опыта педагога на РМО по теме: "Башҡорт балалар баҡсаһында балаларға ватансылыҡ тәрбиәһе биреү"
Мин Барамбекова Гөлиә Сәғитйән ҡыҙы “Бәпембә”балалар баҡсаһы тәрбиәсеһе.Нимә һуң ул илһөйәрлек тәрбиәһе? Кескәйҙәрҙә ватансылыҡ рухын нисек тәрбиәләргә була? Мостай Кәрим әйтеүенсә: ...