Индивидуальный образовательный маршрут
материал по коррекционной педагогике по теме
Часть индивидуального образовательного маршрута, разратотанная педагогом-психологом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologopedagogicheskoe_soprovozhdenie_otvetstvennyy_pedagog.doc | 84.5 КБ |
individualnyy_marshrut_-2.doc | 79 КБ |
individualnyy_marshrut_3.doc | 78 КБ |
ilyushenka_1.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение Ответственный педагог-психолог Ситникова Е.В.
Сро-ки | Направ-ление работы | Цель | Задачи | Форма работы | Содержание, виды деятельности | Приме-чание |
Сентябрь | Диагностическое | Определить уровень развития психических процессов Выявить особенности эмоцио-нально-личностной сферы |
1.Выявить особенности самооценки и самопринятие ребенка; 2. Определить уровень тревожности; 3. Определить наличие страхов; 4. Выявить особенности внутрисемейных взаимоотношений в восприятии ребенка; 5. Выявить личностные и психологические особенности; 6.Выявить неосознаваемые, глубинные проблемы личности. | Индиви-дуальная диагностика | Задания:
| 1 неделя месяца 2 неделя месяца |
Сентябрь – октябрь - ноябрь | Коррекцион-но-развиваю-щее | Развитие внимания, зрительного восприятия | - Развивать способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.
- Развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания
-Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания. - Развивать внимание и моторную координацию
- Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. - Развивать восприятие, внимание, память - Развивать способность к произвольному переключению внимания, расширение кругозора.
| Индивидуальная форма работы | Игра: «Что здесь забыл нарисовать художник?»; «Луна-равновесие» Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы» Шнуровка «Мальчик»; Игра «Что тут не дорисовано?» Игра «Ухо-нос» Упражнение «Расскажем и покажем»; Развивающая игра «Гвозди-перевертыши» Игра: Делаем зарядку» Игра «Повторяй за мной» «Карлики и великаны» «Четыре стихии» Упражнение «Дотронься до…» «Найди игрушку»; «Найди по описанию»; «Геометрическая мозайка» «Не пропусти профессию» «Фигуры»; «Кактус»; | 2 раза в неделю |
Сентябрь - октябрь - ноябрь | -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.
-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета.
-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)
- Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия. | «Найди пару»; Угадай, чего нет; «Схожее и различное», «Найди различие», «Развиваем внимание» Рамки Монтессори: с маленькими пуговицами, с бантами; Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения; Шнуровка «Солнышко» «Предметы и контуры», «Цветные коврики». «Разноцветные узоры», «Рукавички», Игра «Спичечный узор»; «Дорисуй фигуру». Игра «Найди отличие» | 2 раза в неделю | |||
Ноябрь | Консультативное | Рекомендации родителям: 1. Консультация невролога. 2. Использовать игры для развития внимания в домашних условиях, вовлекать ребенка в разные виды деятельности. Давая задание инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. 3. При выполнении заданий не торопить ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает. 4. Устранить отвлекающие факторы. | ||||
Декабрь – январь - февраль | Коррекционно-развиваю-щее | Развитие мышления | - Учить понимать сюжет в целом, определять мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; - Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного; - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);
- Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти предметы и понятия, неподходящие к остальным. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,
-Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части;
-Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. | Индивидуальная форма работы | Работа по картинке «Велосипедист» Что здесь произошло? «Нелепости»; «Нелепица»; «Что перепутал художник?» «Подбери картинку» (по аналогии); «Простые аналогии»; «Подбери по смыслу»; «Аналогии» Материалы Монтессори: «Тепловые таблички», «Шероховатые таблички», «Доски для ощупывания» «Что лишнее»; «Четвертый лишний»; «Какая фигура не подходит»; «Что не подходит?» «Матрицы Равена»; «Найди заплатку для коврика»; «Блоки и цилиндры с вкладышами Монтессори» Рамки и вкладыши Монтессори «Сложи квадрат» (1 уровень сложности); «Сложи квадрат» (2 уровень сложности); «Сложи квадрат» (3 уровень сложности) «Предметные парочки»; Развивающая игра «Контрасты»; «Противоположности». | 2 раза в неделю |
Декабрь – январь - февраль |
-Развивать наблюдательность, логическое мышление, способность различать предметы на основании определенных признаков. - Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. - Учить определять изображения по контуру, развивать навыки классификации. - Развивать ассоциативное мышление.
Учить составлять рассказ по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. | Рамки Монтессори: с булавками, с кнопками на ткани, с ремнями на коже, с пластмассовыми застежками. «Что к чему?» (ассоциативная игра); «Что к чему и почему?» «Предметные парочки»; Развивающая игра «Контрасты»; «Противоположности». «Путаница» «Обобщение»; «Закономерности»; «Логика»; Свойства»; «Признаки»; «Формы»; «Ассоциации» Игра «Затейник плоский», Цилиндры с пружинками Монтессори; «Набор для сортировки (раскладка бусин в пробирки) «Составь рассказ» Развивающая игра-занятие: «Логические цепочки»; «Размышляйка»; «Истории в картинках» (часть 1) | 2 раза в неделю | |||
Февраль | Консультативное | Рекомендации родителям: 1. Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение. Заниматься с ребенком по пособиям с упражнениями на развитие мышления. 2. Расширять кругозор ребенка, основное представления о природных, социальных явлениях, накапливать знания и впечатления, обсуждая с ним прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 3. Поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество. 4. Водить ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д. Ограничивать время просмотра телевизора, смотреть передачи вместе и обсуждать увиденное. | ||||
Март – апрель - май | Коррекционно-развиваю-щее | Коррекция эмоционально-личностной сферы | - Дать ребенку почувствовать свою значимость; научить принимать себя таким какой есть. - Научить ребенка быть внимательным к самому себе, своим чувствам и переживаниям. - Продолжать обучать положительному отношению к себе и принятию себя, учить чувствовать себя, развивать ощущение внутренней сосредоточенности. -Учить осознавать эмоциональные состояния; помочь найти скрытый потенциал, позволяющий справится с негативными эмоциями. -Развивать сомосознание, формировать адекватную самооценку. - Способствовать снижению напряжения, снизить тревогу. - Обучать способам снижения телесных зажимов; снимать мышечное напряжение, усталость - Обучать снимать напряжение, расслаблять мышцы, | Индивидуальная форма работы | Рисунок «Рисуем себя»; Упражнение «Расскажи о себе» Упражнение «Какой я?»; Упражнение «Психологический портрет» Упражнение «Слушаем себя», «Внимательные слушатели», Уупражнение «Исследуем себя»; «Солнечный зайчик» Беседа «Я и мои чувства»; рисунок «Рисуем настроение»; Беседа «Способы повышения настроения»; Упражнение «Я радуюсь, когда…» Упражнение «Ты-лев!»; Психотерапевтическое упражнение «Мои достижения»; Игра «Ах, какой я молодец!» Игра «Разрывание бумаги»; Упражнение «Насос и мяч»; «Скала»; Игра «Динозаврики» Дыхательные упражнения: «Задуваем свечу», «Релаксирующее дыхание, Упражнение «Бульканье», упражнение «Шарик лопнул», упражнение на выравнивание дыхания «Кто громче» Упражнение ; «Подарок под елкой», «Дудочка»; Этюды на расслабление мышц: «Штанга», «Сосулька», «Шалтай-болтай», «Винт». Упражнение «Сбрось усталость»; «Гора с плеч» | 1 раз в неделю |
Март – апрель - май | -Выработать у ребенка уверенность в своих силах; повысить уровень самопринятия - Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов; помочь преодолевать негативные переживания, воспитание уверенности в себе. - Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе; осознание своих страхов; снятие страхов. - Снимать страхи перед ночью и сном. - Снимать страхи перед ночью и сном, страхи темноты - Снимать страх темноты | «Представь, что ты это можешь», Рисунок «Красивое имя (контур); Упражнение «Дыши и думай красиво» Игра-ассоциация «Страх»; Игра «Маски»; Упражнение «У страха глаза велики»; Игра «Расскажи свой страх»; Беседа «Как победить страх?» Упражнение «Чего я боюсь?»; Упражнение «Мой страх»; упражнение «Превращение страхов». Упражнение «Для чего нужна ночь»; Рисунок сна; Упражнение «Угадай, откуда звук»; Упражнение «Кто спит, кто не спит»; Упражнение «Ночной рисунок» Упражнение «Что такое темнота»; Упражнение «Я-сова»; Упражнение «Что это?”; Упражнение «Смелый художник» | ||||
Май | Консультативное | Рекомендации родителям: 1. Консультация невролога. 2. Ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). 3. Полезно снизить количество замечаний 4. Помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. Быть щедрым на проявления любви и ласки. Повышать самооценку ребенка. | ||||
Май | Диагностическое | Результативность коррекционно-развивающей работы | Индивидуальная диагностика | Задачи и используемые методики - те же. |
Заключение.
Таким образом, в результате коррекционной работы внимание стало более устойчивым, ребенок более продолжительный период времени выполняет задание не отвлекаясь. Ему стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания. Но все таки, незначительно увеличился объем внимания. Уровень развития внимания остался на недостаточном уровне. Работоспособность снижена, продолжает проявляться отказом от работы.
В процессе развития мыслительной деятельности ребенок в достаточной степени усвоил мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Уровень развития мышления в пределах возрастной нормы.
Уровень тревожности снизился в недостаточной степени, количество страхов превышает возрастную норму.
В связи с этим, рекомендовано продолжить работу по развитию внимания, продолжать снижать уровень тревожности и продолжить работу со страхами на следующий учебный год.
Задачи на следующий учебный год:
- формировать навыки самоконтроля;
- воспитывать целенаправленность внимания;
- развивать быстрое переключение внимания;
- учить распределению внимания;
- увеличить объем внимания;
- развивать устойчивость внимания;
- обучать положительному отношению к себе и принятию себя,
- формировать адекватную самооценку.
- способствовать снижению напряжения, снизить тревогу.
- снизить количество страхов.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение Ответственный педагог-психолог Ситникова Е.В.
Сро-ки | Направ-ление работы | Цель | Задачи | Форма работы | Содержание, виды деятельности | Приме-чание |
Сентябрь | Диагностическое Коррекцион-но-развиваю-щее | Определить уровень развития психических процессов Развитие внимания, зрительного восприятия |
- Развивать способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность. - Развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания | Индиви-дуальная диагностика Индивидуальная форма работы | Задания:
Игра: «Что здесь забыл нарисовать художник?»; Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы» | 1 неделя месяца 2 раза в неделю |
Октябрь - ноябрь | Коррекцион-но-развиваю-щее | Развитие внимания, зрительного восприятия | - Продолжать развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания -Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания. - Развивать внимание и моторную координацию - Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. - Развивать внимание, быстроту реакции, - Развивать восприятие, внимание, память - Развивать восприятие, внимание, память - Развивать способность к произвольному переключению внимания, расширение кругозора. -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. | Индивидуальная форма работы | Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы» Игра «Что тут не дорисовано?» Игра «Ухо-нос» Игра: Делаем зарядку» Игра «Повторяй за мной» «Карлики и великаны» «Карлики и великаны» «Четыре стихии» Упражнение «Дотронься до…» «Найди игрушку»; «Найди по описанию»; «Геометрическая мозайка» «Не пропусти профессию» «Найди пару»; Угадай, чего нет; «Схожее и различное», | 2 раза в неделю |
Ноябрь-декабрь | -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) - Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия. |
«Найди различие», «Развиваем внимание» Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения; «Предметы и контуры», «Цветные коврики». «Разноцветные узоры», «Рукавички», Игра «Найди отличие» | 2 раза в неделю | |||
Декабрь | Консультативное | Рекомендации родителям: 1. Консультация невролога. 2. Использовать игры для развития внимания в домашних условиях, вовлекать ребенка в разные виды деятельности. Давая задание инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. 3. При выполнении заданий не торопить ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает. 4. Устранить отвлекающие факторы. | ||||
Январь - февраль | Коррекционно-развиваю-щее | Развитие мышления | - Учить понимать сюжет в целом, определять мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; - Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного; - Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного; - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.); - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.); - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.); - Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.); - Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти предметы и понятия, неподходящие к остальным. | Индивидуальная форма работы | Работа по картинке «Велосипедист» Что здесь произошло?
«Нелепости»; «Нелепица»; «Нелепица»; «Что перепутал художник?» «Подбери картинку» (по аналогии); «Простые аналогии»; «Подбери по смыслу»; «Аналогии» «Что лишнее»; «Четвертый лишний»;
| 2 раза в неделю |
Февраль-март | Коррекционно-развиваю-щее | Развитие мышления | - Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти предметы и понятия, неподходящие к остальным. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы, -Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части; -Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части; -Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части; -Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. -Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. | Индивидуальная форма работы | «Какая фигура не подходит»; «Что не подходит?» «Матрицы Равена»; «Найди заплатку для коврика»; «Блоки и цилиндры с вкладышами Монтессори» «Сложи квадрат» (1 уровень сложности); «Сложи квадрат» (2 уровень сложности); «Сложи квадрат» (3 уровень сложности) «Предметные парочки»; Развивающая игра «Контрасты»; | |
Март - апрель | Коррекционно-развиваю-щее | Развитие мышления | -Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. -Развивать наблюдательность, логическое мышление, способность различать предметы на основании определенных признаков. -Развивать наблюдательность, логическое мышление, способность различать предметы на основании определенных признаков. - Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. - Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. - Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности. - Учить определять изображения по контуру, развивать навыки классификации. - Развивать ассоциативное мышление. - Развивать ассоциативное мышление - Развивать ассоциативное мышление | Индивидуальная форма работы | «Противоположности». «Что к чему?» (ассоциативная игра); «Что к чему и почему?» «Предметные парочки»; Развивающая игра «Контрасты»; Противоположности». «Путаница» «Обобщение»; «Закономерности»; «Логика»; Свойства»; | 2 раза в неделю |
Апрель - май | Коррекционно-развиваю-щее | Развитие мышления | - Развивать ассоциативное мышление - Развивать ассоциативное мышление Учить составлять рассказ по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. | Индивидуальная форма работы | «Признаки»; «Формы»; «Ассоциации» «Составь рассказ» Развивающая игра-занятие: «Логические цепочки»; «Размышляйка»; «Истории в картинках» (часть 1) «Истории в картинках» (часть 1) «Истории в картинках» (часть 2) | |
Май | Коррекционно-развиваю-щее | Развитие мышления | - Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности. | Индивидуальная форма работы | «Истории в картинках» (часть 2) | |
Консультативное | Рекомендации родителям: 1. Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение. Заниматься с ребенком по пособиям с упражнениями на развитие мышления. 2. Расширять кругозор ребенка, основное представления о природных, социальных явлениях, накапливать знания и впечатления, обсуждая с ним прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 3. Поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество. 4. Водить ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д. Ограничивать время просмотра телевизора, смотреть передачи вместе и обсуждать увиденное. | |||||
Диагностическое | Результативность коррекционно-развивающей работы | Индивидуальная диагностика | Задачи и используемые методики - те же. |
Заключение.
Таким образом, в результате коррекционной работы внимание стало более устойчивым, ребенок более продолжительный период времени выполняет задание не отвлекаясь. Ему стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания. Но все таки, незначительно увеличился объем внимания. Уровень развития внимания остался на недостаточном уровне. Работоспособность снижена, продолжает проявляться отказом от работы.
В процессе развития мыслительной деятельности ребенок в достаточной степени усвоил мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Уровень развития мышления в пределах возрастной нормы.
В связи с этим, рекомендовано продолжить работу по развитию внимания на следующий учебный год.
Задачи на следующий учебный год:
- формировать навыки самоконтроля;
- воспитывать целенаправленность внимания;
- развивать быстрое переключение внимания;
- учить распределению внимания;
- увеличить объем внимания;
- развивать устойчивость внимания.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение Ответственный педагог-психолог Ситникова Е.В.
Сро-ки | Направ-ление работы | Цель | Задачи | Форма работы | Содержание, виды деятельности | Приме-чание |
Сентябрь | Диагностическое Коррекцион-но-развиваю-щее | Определить уровень развития психических процессов Развитие внимания, зрительного восприятия |
- Развивать способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность. - Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук - Развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания | Индиви-дуальная диагностика Индивидуальная форма работы | Задания:
Игра: «Что здесь забыл нарисовать художник?»; «Луна-равновесие» Игры с карандашом Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы» | 1 неделя месяца 2 раза в неделю |
Октябрь - ноябрь | Коррекцион-но-развиваю-щее | Развитие внимания, зрительного восприятия | - Продолжать развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания -Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания. - Развивать внимание и моторную координацию - Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. - Развивать внимание, быстроту реакции, - Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и воображения; развитие согласованности движений; развитие эмоционально-выразительных движений; снятие эмоционального напряжения -Развитие общей и мелкой моторики | Индивидуальная форма работы | Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы» Игра «Что тут не дорисовано?» Игра «Ухо-нос» Игра: Делаем зарядку» Игра «Повторяй за мной» «Карлики и великаны» «Карлики и великаны» «Четыре стихии» Упражнение «Дотронься до…» Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей»; Упражнение «Прогулка в лес»; Игра «Изобрази явление»; Игра «Самолеты»; Упражнение «Надоедливая муха» Игра «Запретные движения»; Игра «Зоопарк»; Упражнение «Шалтай-болтай»; Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» Шнуровка «Мальчик» Игры с карандашом | 2 раза в неделю |
Ноябрь-декабрь | -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. - Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и координации движений; снятие эмоционального напряжения; развитие слухового внимания - Развитие общей и мелкой моторики -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. - Развитие зрительного, слухового активного внимания; развитие способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; развитие устойчивости, переключаемости, распределение, объем внимания |
«Найди различие», Подвижная игра «Светофор»; Упражнение «Расскажем и покажем»; Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»; Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» Развивающая игра «Гвозди перевертыши»; «Кактус»; «Развиваем внимание» Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения; «Предметы и контуры», Игра «Что изменилось» Игра «Слушай хлопки» Игра «Что здесь забыл нарисовать художник?» | 2 раза в неделю | |||
Январь - февраль | Коррекционно-развиваю-щее | -Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания - Развивать восприятие, внимание, память -Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук - Развитие тактильного восприятия; развитие произвольности и самоконтроля; снятие эмоционального напряжения; развитие внимания и воображения - Способствовать развитию ручной моторики - Развивать восприятие, внимание, память - Развивать способность к произвольному переключению внимания, расширение кругозора. -Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук | Индивидуальная форма работы | Рамки Монтессори: с маленькими пуговицами, с бантами; «Найди игрушку»; «Найди по описанию»; Игра «Спичечный узор»; «Дорисуй фигуру»; игры с крупой Упражнение «Расскажем и покажем»; Игра «Угадай фигурку»; Игра «Аисты-лягушки»; Упражнение «Солнечный лучик» Шнуровка «Солнышко» Игры с катушкой «Геометрическая мозайка» «Не пропусти профессию» игры с прищепками | 2 раза в неделю | |
Февраль-март | Коррекционно-развиваю-щее | - Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и воображения; развитие согласованности и координации движений; развитие эмоционально-выразительных движений; снятие эмоционального напряжения - Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность -Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и цвета. -Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) - Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания - Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия. - Развитие мелкой моторики пальцев рук | Индивидуальная форма работы | Упражнение «Снежинка»; Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик»; Упражнение «Лыжники» Материалы Монтессори: «Тепловые таблички», «Шероховатые таблички», «Доски для ощупывания»; «Цветные коврики». «Разноцветные узоры», Рамки Монтессори: с булавками, с кнопками на ткани, с ремнями на коже, с пластмассовыми застежками Игра «Найди отличие» Игра «Затейник плоский»; цилиндры с пружинками Монтессори; «Набор для сортировки (раскладка бусин в пробирки) | 2 раза в неделю | |
Март - апрель | Коррекционно-развиваю-щее | - Развитие наблюдательности, способности к сосредоточению внимания; памяти - Развитие мелкой моторики пальцев рук -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. - Развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность -Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия. - Развивать восприятие, внимание, память; учить ориентироваться на форму, величину, цвет. - Развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность | Индивидуальная форма работы | Игра «Повторяй за мной»; Игра «Четыре стихии»; Игра «Найди игрушку»; Игра «Найди по описанию» Игры с катушкой «Найди пару»; Игры с катушками; Игры с карандашами Угадай, чего нет; «Схожее и различное», Игра «Геометрическая мозайка»; Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения Игры с прищепками; Игры с крупой; Игры со счетными палочками | 2 раза в неделю | |
Апрель - май | Коррекционно-развиваю-щее |
-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис) - Развитие тактильной чувствительности, воображения; зрительного восприятия; образного мышления; произвольности; снятие психофизического напряжения; знакомство ребенка с основными свойствами песка -Развитие мелкой моторики руки; развивать творчество, фантазию; развитие зрительно-моторной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка Развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка; развитие ориентации ребенка в пространстве; расширение и обогащение словаря детей; гармонизация психоэмоционального состояния | Индивидуальная форма работы | «Рукавички», (игры с сухим песком) Игра «Здравствуй, песок!»; Игра «Необыкновенные следы»; Игра «Песочные прятки»; Игра «Песочный ветер» (дыхательное) Отпечатки рук; упражнение «Насыпание-пересыпание» (игры с влажным песком) Игра «Я пеку, пеку»; «Нарисуй картинку пальцем»; «Печем куличики»; Игра «Ручеек течет»; Игра «Дождик моросит»; Игра «Отпечатки»; Игра «Волшебные отпечатки на песке» (игры на световом столе) Упражнение «Знакомство»; «Здравствуй песок»; «Следы и отпечатки»; Игровое упражнение; Упражнение «Песочный дождь»; | 2 раза в неделю | |
Май | Коррекционно-развиваю-щее | Развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка; развитие ориентации ребенка в пространстве; расширение и обогащение словаря детей; гармонизация психоэмоционального состояния Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; развитие сосредоточенности, концентрации внимания; формирование нестандартного творческого мышления. | Индивидуальная форма работы | (игры на световом столе) Упражнение «Необычные следы»; «Волна»; Упражнения: «Нити», «Дорожка», «Радуга», «Круг» (игры с кинетическим песком) «Здравствуй, песок»; «Мы – кондитеры»; «Прятки»; «Наши ладошки»; «Рисование на песке»; «Ручеек бежит сквозь пальцы»; «Мы скатаем колобок»; «Платочки» | 2 раза в неделю | |
Консультативное | Рекомендации родителям: Рекомендации родителям: 1. Консультация невролога. 2. Использовать игры для развития внимания в домашних условиях, вовлекать ребенка в разные виды деятельности. Давая задание инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. 3. При выполнении заданий не торопить ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает. 4. Устранить отвлекающие факторы. 5. Расширять кругозор ребенка, основное представления о природных, социальных явлениях, накапливать знания и впечатления, обсуждая с ним прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 6. Поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество. 7. Водить ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д. Ограничивать время просмотра телевизора, смотреть передачи вместе и обсуждать увиденное. | |||||
Диагностическое | Результативность коррекционно-развивающей работы | Индивидуальная диагностика | Задачи и используемые методики - те же. |
Заключение.
Таким образом, в результате коррекционной работы внимание стало более устойчивым, ребенок более продолжительный период времени выполняет задание не отвлекаясь. Ему стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания. Но все таки, незначительно увеличился объем внимания. Уровень развития внимания остался на недостаточном уровне. Работоспособность снижена, продолжает проявляться отказом от работы.
В связи с этим, рекомендовано продолжить работу по развитию внимания на следующий учебный год.
Задачи на следующий учебный год:
- формировать навыки самоконтроля;
- воспитывать целенаправленность внимания;
- развивать быстрое переключение внимания;
- учить распределению внимания;
- увеличить объем внимания;
- развивать устойчивость внимания.
- обучать положительному отношению к себе и принятию себя,
- формировать адекватную самооценку.
- способствовать снижению напряжения, снизить тревогу.
- снизить количество страхов.
- провести работу по коррекции эмоционально-личностной сферы.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение Ответственный: педагог-психолог Ситникова Е.В. | ||
Направление работы: коррекционно-развивающие занятия Форма работы: индивидуальная Место проведения: сенсорная комната Инструментарий: оборудование сенсорной комнаты (сухой бассейн, сухой душ, безопасная пузырьковая колонна, зеркальный шар с мотором, безопасное настенное зеркало с фибероптическими волокнами, музыкальное сопровождение) | ||
Сроки | Задачи | Содержание |
Сентябрь | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения | Упражнение «Золотая рыбка» Упражнение «Расслабление» (сухой бассейн) |
Октябрь | Стимулирование предпосылок развития: - кинестетической и тактильной чувствительности; - образа тела; - пространственных восприятий и представлений; - проприоцептивной чувствительности | Игра «Море» Игра «Море и дельфин» (сухой бассейн) |
Ноябрь | Массаж и укрепление нижних конечностей, координация работы позвоночника, повышение опорности рук, массаж всего тела и развитие общей подвижности | Упражнение «Шаловливые ручки» Упражнение «Шаловливые ножки» Игра «Пловец» (сухой бассейн) |
Декабрь | Стимулирование тактильных ощущений. Развитие чувства восприятия пространства и своего тела в этом пространстве. Снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Формирование адекватной психологической защиты | Игра «Светло, темно» Игра «Зверушки в норке» (сухой душ) |
Январь | Снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Формирование адекватной психологической защиты. Стимуляция зрительных и тактильных ощущений | Игра «Дождик» Игра «Под дождем» (сухой душ) |
Февраль | Стимулирование развития визуального восприятия, тактильного восприятия, цветовосприятия. Стимулирование формирования фиксации взора и зрительно-моторной координации | Игра «Поймай взглядом» Игра «Поймай пальчиком» (пузырьковая колонна) |
Март | Стимулирование развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. Стимулирование формирования фиксации взора, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации. Создание психологического комфорта. | Игра «Поймай взглядом» Релаксационное упражнение «Прикосновение солнечного зайчика» Упражнение «Поймай пальчиком» Упражнение «Поймай ладошками» (зеркальный шар с мотором) |
Апрель | Активизация предпосылок развития познавательных процессов. Стимулирование координации зрительных и тактильных анализаторов | Упражнение «Дорожка из кулачков» Упражнение «Наматывание» Упражнение «Жгутики» (фиберооптические волокна) |
Май | Способствовать эмоциональному расслаблению и психологическому комфорту. Способствовать активизации кинестетических ощущений, развитию зрительного восприятия и формированию фиксации взора, плавного прослеживания и зрительной координации | Игры с волокнами и прищепками Упражнение «Сжимаем в кулачке» Упражнение «Узелки» Игра «Бусы для куклы» (фиберооптические волокна) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....