Индивидуальный образовательный маршрут
материал по коррекционной педагогике по теме

Ситникова Елена Викторовна

Часть индивидуального образовательного маршрута,  разратотанная педагогом-психологом

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Психолого-педагогическое сопровождение                Ответственный педагог-психолог Ситникова Е.В.

Сро-ки

Направ-ление работы

Цель

Задачи

Форма работы

Содержание, виды деятельности

Приме-чание

Сентябрь

Диагностическое

Определить уровень развития психических процессов

Выявить особенности эмоцио-нально-личностной сферы

  1. Выявить умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия.
  2. Исследовать особенности зрительного восприятия (зрительный гнозис)
  3. Исследовать сформированность невербального и вербально-логического мышления
  4. Исследовать сформированность пространственных представлений.
  5. Выявить уровень понимания, восприятие сюжетного изображения, развитие связной речи.
  6. Выявить уровень развития ориентировки на форму, величину, цвета. Восприятие цвета

1.Выявить особенности самооценки и самопринятие ребенка;

2. Определить уровень тревожности;

3. Определить наличие страхов;

4. Выявить особенности внутрисемейных взаимоотношений в восприятии ребенка;

5. Выявить личностные и психологические особенности;

6.Выявить неосознаваемые, глубинные проблемы личности.

Индиви-дуальная диагностика

Задания:

  1. «Найди пару»;
  2. Угадай, чего нет;
  3. Узнавание перечеркнутых изображений;
  4. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора);
  5. Узнавание недорисованных изображений;
  6. Сюжетное изображение нелепицы;
  7. Подбор простых невербальных аналогий;
  8. Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным;
  9. Понимание серии картин, связанных единым сюжетом;
  10. Складывание разрезных картинок;
  11. Расскажи;
  12. Коробка форм или «Почтовый ящик»
  13. Разбери и сложи матрешку

  1. Тест лестница
  2. Методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки)
  3. Страхи в домиках.
  4. «Рисунок семьи» А.Л. Венгер
  5. «Несуществующее животное» А.Л. Венгер
  6. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.

1 неделя

месяца

2 неделя месяца

                                                                                         

                                                                                    Сентябрь – октябрь - ноябрь

Коррекцион-но-развиваю-щее

Развитие внимания, зрительного восприятия

- Развивать способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.

  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

- Развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания

  • Развивать общую и мелкую моторику

-Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания.

- Развивать внимание и моторную координацию

  • Развивать общую и мелкую моторику

- Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

- Развивать восприятие, внимание, память

- Развивать способность к произвольному переключению внимания, расширение кругозора.

  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

Индивидуальная форма работы

Игра: «Что здесь забыл нарисовать художник?»;

«Луна-равновесие»

Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы»

Шнуровка «Мальчик»;

Игра «Что тут не дорисовано?»

Игра «Ухо-нос»

Упражнение «Расскажем и покажем»; Развивающая игра «Гвозди-перевертыши»

Игра: Делаем зарядку»

Игра «Повторяй за мной»

«Карлики и великаны»

«Четыре стихии»

Упражнение «Дотронься до…»

«Найди игрушку»; «Найди по описанию»; «Геометрическая мозайка»

«Не пропусти профессию»

«Фигуры»; «Кактус»;

2 раза в неделю

Сентябрь - октябрь -  ноябрь

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

  • Способствовать развитию ручной моторики

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

- Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия.

 «Найди пару»; Угадай, чего нет;

«Схожее и различное»,

«Найди различие», «Развиваем внимание»

Рамки Монтессори: с маленькими пуговицами, с бантами;

Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения;

Шнуровка «Солнышко»

«Предметы и контуры»,

«Цветные коврики».

«Разноцветные узоры», «Рукавички»,

Игра «Спичечный узор»; «Дорисуй фигуру».  

Игра «Найди отличие»

2 раза в неделю

Ноябрь

Консультативное

Рекомендации родителям:

1. Консультация невролога.

2. Использовать игры для развития внимания в домашних условиях, вовлекать ребенка в разные виды деятельности. Давая задание инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

 3. При выполнении заданий не торопить ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

4. Устранить отвлекающие факторы.

Декабрь – январь - февраль

Коррекционно-развиваю-щее

Развитие мышления

- Учить понимать сюжет в целом, определять мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей;

- Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного;

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

  • Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность

- Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти  предметы и понятия, неподходящие к остальным.

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

  • развивать мелкую моторику

-Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части;

  • развивать мелкую моторику

-Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

Индивидуальная форма работы

Работа по картинке «Велосипедист» Что здесь произошло?

 «Нелепости»; «Нелепица»; «Что перепутал художник?»

«Подбери картинку» (по аналогии); «Простые аналогии»; «Подбери по смыслу»; «Аналогии»

Материалы Монтессори: «Тепловые таблички», «Шероховатые таблички», «Доски для ощупывания»

«Что лишнее»; «Четвертый лишний»; «Какая фигура не подходит»; «Что не подходит?»

«Матрицы Равена»; «Найди заплатку для коврика»; «Блоки и цилиндры с вкладышами Монтессори»

Рамки и вкладыши Монтессори

«Сложи квадрат» (1 уровень сложности); «Сложи квадрат» (2 уровень сложности); «Сложи квадрат» (3 уровень сложности)

«Предметные парочки»; Развивающая игра «Контрасты»; «Противоположности».

2 раза в неделю

                                                                             

                   Декабрь – январь - февраль

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания

-Развивать наблюдательность, логическое мышление, способность различать предметы на основании определенных признаков.

- Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

- Учить определять изображения по контуру, развивать навыки классификации.

- Развивать ассоциативное мышление.

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук

Учить составлять рассказ по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.

 

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

Рамки Монтессори:  с булавками, с кнопками на ткани, с ремнями на коже, с пластмассовыми застежками.

«Что к чему?» (ассоциативная игра); «Что к чему и почему?»

«Предметные парочки»; Развивающая игра «Контрасты»; «Противоположности».

«Путаница»

«Обобщение»; «Закономерности»; «Логика»; Свойства»; «Признаки»; «Формы»; «Ассоциации»

Игра «Затейник плоский», Цилиндры с пружинками Монтессори; «Набор для сортировки (раскладка бусин в пробирки)

«Составь рассказ»

Развивающая игра-занятие: «Логические цепочки»; «Размышляйка»; «Истории в картинках» (часть 1)

2 раза в неделю

Февраль

Консультативное

Рекомендации родителям:

1. Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение. Заниматься с ребенком по пособиям с упражнениями на развитие мышления.

2. Расширять кругозор ребенка, основное представления о природных, социальных явлениях, накапливать знания и впечатления, обсуждая с ним прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

3. Поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.

4. Водить ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.  Ограничивать время просмотра телевизора, смотреть передачи вместе и обсуждать  увиденное.

                                     Март – апрель - май

Коррекционно-развиваю-щее

Коррекция эмоционально-личностной сферы

- Дать ребенку почувствовать свою значимость; научить принимать себя таким какой есть.

- Научить ребенка быть внимательным к самому себе, своим чувствам и переживаниям.

- Продолжать обучать положительному отношению к себе и принятию себя, учить чувствовать себя, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.

-Учить осознавать эмоциональные состояния; помочь найти скрытый потенциал, позволяющий справится с негативными эмоциями.

-Развивать сомосознание, формировать адекватную самооценку.

- Способствовать снижению напряжения, снизить тревогу.

- Обучать способам снижения телесных зажимов; снимать мышечное напряжение, усталость

- Обучать снимать напряжение, расслаблять мышцы,

Индивидуальная форма работы

Рисунок «Рисуем себя»; Упражнение «Расскажи о себе»

Упражнение «Какой я?»;

 Упражнение «Психологический портрет»

Упражнение «Слушаем себя», «Внимательные слушатели»,

Уупражнение «Исследуем себя»; «Солнечный зайчик»

Беседа «Я и мои чувства»; рисунок «Рисуем настроение»;

Беседа «Способы повышения настроения»; Упражнение «Я радуюсь, когда…»

Упражнение «Ты-лев!»; Психотерапевтическое упражнение «Мои достижения»; Игра «Ах, какой я молодец!»

Игра «Разрывание бумаги»; Упражнение «Насос и мяч»;  «Скала»; Игра «Динозаврики»

Дыхательные упражнения: «Задуваем свечу», «Релаксирующее дыхание, Упражнение «Бульканье», упражнение «Шарик лопнул», упражнение на выравнивание дыхания «Кто громче»

Упражнение ; «Подарок под елкой», «Дудочка»; Этюды на расслабление мышц: «Штанга», «Сосулька», «Шалтай-болтай», «Винт». Упражнение «Сбрось усталость»; «Гора с плеч»

1 раз в неделю

Март – апрель - май

-Выработать у ребенка уверенность в своих силах; повысить уровень самопринятия

- Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов; помочь преодолевать негативные переживания, воспитание уверенности в себе.

- Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе; осознание своих страхов; снятие страхов.

- Снимать страхи перед ночью и сном.

- Снимать страхи перед ночью и сном, страхи темноты

- Снимать страх темноты

«Представь, что ты это можешь», Рисунок «Красивое имя (контур); Упражнение «Дыши и думай красиво»

Игра-ассоциация «Страх»; Игра «Маски»; Упражнение «У страха глаза велики»; Игра «Расскажи свой страх»; Беседа «Как победить страх?»

Упражнение «Чего я боюсь?»; Упражнение «Мой страх»; упражнение «Превращение страхов».

Упражнение «Для чего нужна ночь»; Рисунок сна;

Упражнение «Угадай, откуда звук»; Упражнение «Кто спит, кто не спит»; Упражнение «Ночной рисунок»

Упражнение «Что такое темнота»; Упражнение «Я-сова»; Упражнение «Что это?”; Упражнение «Смелый художник»

Май

Консультативное

Рекомендации родителям:

1. Консультация невролога.

2. Ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

3. Полезно снизить количество замечаний

4. Помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. Быть щедрым на проявления любви и ласки. Повышать самооценку ребенка.

Май

Диагностическое

Результативность коррекционно-развивающей работы

Индивидуальная диагностика

Задачи и используемые методики - те же.

Заключение.

Таким образом, в результате коррекционной работы внимание стало более устойчивым, ребенок  более продолжительный период времени выполняет задание не отвлекаясь. Ему стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания. Но все таки, незначительно увеличился объем внимания. Уровень развития внимания остался на недостаточном уровне. Работоспособность снижена, продолжает проявляться отказом от работы.

В процессе развития мыслительной деятельности ребенок в достаточной степени усвоил мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Уровень развития мышления в пределах возрастной нормы.

Уровень тревожности снизился в недостаточной степени, количество страхов превышает возрастную норму.

В связи с этим, рекомендовано продолжить работу по развитию внимания, продолжать снижать уровень тревожности и продолжить работу со страхами на следующий учебный год.

Задачи на следующий учебный год:

  • формировать навыки самоконтроля;
  • воспитывать целенаправленность внимания;
  • развивать быстрое переключение внимания;
  • учить распределению внимания;
  • увеличить объем внимания;
  • развивать устойчивость внимания;
  • обучать положительному отношению к себе и принятию себя,
  • формировать адекватную самооценку.
  • способствовать снижению напряжения, снизить тревогу.
  • снизить количество страхов.


Предварительный просмотр:

                   Психолого-педагогическое сопровождение                Ответственный педагог-психолог Ситникова Е.В.

Сро-ки

Направ-ление работы

Цель

Задачи

Форма работы

Содержание, виды деятельности

Приме-чание

Сентябрь

Диагностическое

Коррекцион-но-развиваю-щее

Определить уровень развития психических процессов

Развитие внимания, зрительного восприятия

  1. Выявить умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия.
  2. Исследовать особенности зрительного восприятия (зрительный гнозис)
  3. Исследовать сформированность невербального и вербально-логического мышления
  4. Исследовать сформированность пространственных представлений.
  5. Выявить уровень понимания, восприятие сюжетного изображения, развитие связной речи.
  6. Выявить уровень развития ориентировки на форму, величину, цвета. Восприятие цвета

- Развивать способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.

- Развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания

Индиви-дуальная диагностика

Индивидуальная форма работы

Задания:

  1. «Найди пару»;
  2. Угадай, чего нет;
  3. Узнавание перечеркнутых изображений;
  4. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора);
  5. Узнавание недорисованных изображений;
  6. Сюжетное изображение нелепицы;
  7. Подбор простых невербальных аналогий;
  8. Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным;
  9. Понимание серии картин, связанных единым сюжетом;
  10. Складывание разрезных картинок;
  11. Расскажи;
  12. Коробка форм или «Почтовый ящик»
  13. Разбери и сложи матрешку

Игра: «Что здесь забыл нарисовать художник?»;

Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы»

1 неделя

месяца

2 раза в неделю

                                                                                         

                                                                                    Октябрь - ноябрь

Коррекцион-но-развиваю-щее

Развитие внимания, зрительного восприятия

- Продолжать развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания

-Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания.

- Развивать внимание и моторную координацию

- Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

- Развивать внимание, быстроту реакции,

- Развивать восприятие, внимание, память

- Развивать восприятие, внимание, память

- Развивать способность к произвольному переключению внимания, расширение кругозора.

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

Индивидуальная форма работы

Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы»

Игра «Что тут не дорисовано?»

Игра «Ухо-нос»

Игра: Делаем зарядку»

Игра «Повторяй за мной»

«Карлики и великаны»

 «Карлики и великаны»

«Четыре стихии»

Упражнение «Дотронься до…»

«Найди игрушку»; «Найди по описанию»;

«Геометрическая мозайка»

«Не пропусти профессию»

«Найди пару»;

Угадай, чего нет;

«Схожее и различное»,

2 раза в неделю

Ноябрь-декабрь

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

- Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия.

 

«Найди различие»,

«Развиваем внимание»

Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения;

«Предметы и контуры»,

«Цветные коврики».

«Разноцветные узоры»,

«Рукавички»,

Игра «Найди отличие»

2 раза в неделю

Декабрь

Консультативное

Рекомендации родителям:

1. Консультация невролога.

2. Использовать игры для развития внимания в домашних условиях, вовлекать ребенка в разные виды деятельности. Давая задание инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

 3. При выполнении заданий не торопить ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

4. Устранить отвлекающие факторы.

Январь - февраль

Коррекционно-развиваю-щее

Развитие мышления

- Учить понимать сюжет в целом, определять мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей;

- Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного;

- Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации и развивать понимание нелепости изображенного;

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

- Развивать способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями (предметами.);

- Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти  предметы и понятия, неподходящие к остальным.

Индивидуальная форма работы

Работа по картинке «Велосипедист» Что здесь произошло?

 

«Нелепости»; «Нелепица»;

«Нелепица»; «Что перепутал художник?»

«Подбери картинку» (по аналогии);

«Простые аналогии»;

«Подбери по смыслу»;

«Аналогии»

«Что лишнее»; «Четвертый лишний»;

 

2 раза в неделю

                                                                             

                   Февраль-март

Коррекционно-развиваю-щее

Развитие мышления

- Учить обобщать, выделять существенные признаки предметов или явлений и исключать эти  предметы и понятия, неподходящие к остальным.

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, учить подбирать подходящие вставки и заполнять пробелы,

-Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части;

-Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части;

-Познакомить с сенсорными эталонами цвета и формы; соотносить целое и части;

-Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

-Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

Индивидуальная форма работы

«Какая фигура не подходит»; «Что не подходит?»

«Матрицы Равена»;

 «Найди заплатку для коврика»;

«Блоки и цилиндры с вкладышами Монтессори»

«Сложи квадрат» (1 уровень сложности);

«Сложи квадрат» (2 уровень сложности);

«Сложи квадрат» (3 уровень сложности)

«Предметные парочки»;

Развивающая игра «Контрасты»;

Март - апрель                              

Коррекционно-развиваю-щее

Развитие мышления

-Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

-Развивать наблюдательность, логическое мышление, способность различать предметы на основании определенных признаков.

-Развивать наблюдательность, логическое мышление, способность различать предметы на основании определенных признаков.

- Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

- Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

- Учить ребенка анализировать и сравнивать; находить противоположности.

- Учить определять изображения по контуру, развивать навыки классификации.

- Развивать ассоциативное мышление.

- Развивать ассоциативное мышление

- Развивать ассоциативное мышление

Индивидуальная форма работы

«Противоположности».

«Что к чему?» (ассоциативная игра);

«Что к чему и почему?»

«Предметные парочки»;

 Развивающая игра «Контрасты»;

Противоположности».

«Путаница»

«Обобщение»;

«Закономерности»;

«Логика»; Свойства»;

2 раза в неделю

                                     Апрель - май

Коррекционно-развиваю-щее

Развитие мышления

 - Развивать ассоциативное мышление

- Развивать ассоциативное мышление

Учить составлять рассказ по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

Индивидуальная форма работы

«Признаки»; «Формы»;

«Ассоциации»

«Составь рассказ»

Развивающая игра-занятие: «Логические цепочки»;

«Размышляйка»;

«Истории в картинках» (часть 1)

«Истории в картинках» (часть 1)

«Истории в картинках» (часть 2)

     Май

Коррекционно-развиваю-щее

Развитие мышления

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Обучать умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развитие представлений об окружающей действительности.

Индивидуальная форма работы

«Истории в картинках» (часть 2)

Консультативное

Рекомендации родителям:

1. Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение. Заниматься с ребенком по пособиям с упражнениями на развитие мышления.

2. Расширять кругозор ребенка, основное представления о природных, социальных явлениях, накапливать знания и впечатления, обсуждая с ним прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

3. Поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.

4. Водить ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.  Ограничивать время просмотра телевизора, смотреть передачи вместе и обсуждать  увиденное.

Диагностическое

Результативность коррекционно-развивающей работы

Индивидуальная диагностика

Задачи и используемые методики - те же.

Заключение.

Таким образом, в результате коррекционной работы внимание стало более устойчивым, ребенок  более продолжительный период времени выполняет задание не отвлекаясь. Ему стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания. Но все таки, незначительно увеличился объем внимания. Уровень развития внимания остался на недостаточном уровне. Работоспособность снижена, продолжает проявляться отказом от работы.

В процессе развития мыслительной деятельности ребенок в достаточной степени усвоил мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Уровень развития мышления в пределах возрастной нормы.

В связи с этим, рекомендовано продолжить работу по развитию внимания на следующий учебный год.

Задачи на следующий учебный год:

  • формировать навыки самоконтроля;
  • воспитывать целенаправленность внимания;
  • развивать быстрое переключение внимания;
  • учить распределению внимания;
  • увеличить объем внимания;
  • развивать устойчивость внимания. 


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение                Ответственный педагог-психолог Ситникова Е.В.

Сро-ки

Направ-ление работы

Цель

Задачи

Форма работы

Содержание, виды деятельности

Приме-чание

       

           Сентябрь

Диагностическое

Коррекцион-но-развиваю-щее

Определить уровень развития психических процессов

Развитие внимания, зрительного восприятия

  1. Выявить умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия.
  2. Исследовать особенности зрительного восприятия (зрительный гнозис)
  3. Исследовать сформированность пространственных представлений.
  4. Выявить уровень понимания, восприятие сюжетного изображения, развитие связной речи.
  5. Выявить уровень развития ориентировки на форму, величину, цвета. Восприятие цвета

- Развивать способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.

-  Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

- Развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания

Индиви-дуальная диагностика

Индивидуальная форма работы

Задания:

  1. «Найди пару»;
  2. Угадай, чего нет;
  3. Узнавание перечеркнутых изображений;
  4. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора);
  5. Узнавание недорисованных изображений;
  6. Сюжетное изображение нелепицы;
  7. Складывание разрезных картинок;
  8. Коробка форм или «Почтовый ящик»
  9. Разбери и сложи матрешку

Игра: «Что здесь забыл нарисовать художник?»;

«Луна-равновесие»

Игры с карандашом

Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы»

1 неделя

месяца

2 раза в неделю

                                                                                         

                            Октябрь - ноябрь

Коррекцион-но-развиваю-щее

Развитие внимания, зрительного восприятия

- Продолжать развивать устойчивость, переключаемость, распределение, объем внимания

-Развивать наблюдательность, способность к сосредоточению внимания.

- Развивать внимание и моторную координацию

- Развивать внимание, быстроту реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

- Развивать внимание, быстроту реакции,

- Развитие произвольности и самоконтроля;                                  

развитие внимания и воображения;                                  

развитие согласованности движений;

развитие эмоционально-выразительных движений;                                                      

снятие эмоционального напряжения

-Развитие общей и мелкой моторики

Индивидуальная форма работы

Игры: «Чем отличаются картинки?», «Найди в букете цветы»

Игра «Что тут не дорисовано?»

Игра «Ухо-нос»

Игра: Делаем зарядку»

Игра «Повторяй за мной»

«Карлики и великаны»

 «Карлики и великаны»

«Четыре стихии»

Упражнение «Дотронься до…»

Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей»;

Упражнение «Прогулка в лес»;

Игра «Изобрази явление»;

Игра «Самолеты»;

Упражнение «Надоедливая муха»

Игра «Запретные движения»;

Игра «Зоопарк»;

Упражнение «Шалтай-болтай»;

Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»

Шнуровка «Мальчик»

Игры с карандашом

2 раза в неделю

Ноябрь-декабрь

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

- Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и координации движений;                     снятие эмоционального напряжения; развитие слухового внимания

- Развитие общей и мелкой моторики

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

- Развитие зрительного, слухового активного внимания;

развитие способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах;

наблюдательность;

развитие устойчивости, переключаемости, распределение,

объем внимания

 

«Найди различие»,

Подвижная игра «Светофор»;

Упражнение «Расскажем и покажем»;

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»;

Телесно-ориентированное упражнение «Штанга»

Развивающая игра «Гвозди перевертыши»; «Кактус»;

«Развиваем внимание»

Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения;

«Предметы и контуры»,

Игра «Что изменилось»

Игра «Слушай хлопки»

Игра «Что здесь забыл нарисовать художник?»

2 раза в неделю

Январь - февраль

Коррекционно-развиваю-щее

-Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания

- Развивать восприятие, внимание, память

-Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

- Развитие тактильного восприятия;  

развитие произвольности и самоконтроля;

снятие эмоционального напряжения;

развитие внимания и воображения

- Способствовать развитию ручной моторики

- Развивать восприятие, внимание, память

- Развивать способность к произвольному переключению внимания, расширение кругозора.

-Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук

Индивидуальная форма работы

Рамки Монтессори: с маленькими пуговицами, с бантами;

«Найди игрушку»; «Найди по описанию»;

Игра «Спичечный узор»;

«Дорисуй фигуру»; игры с крупой

Упражнение «Расскажем и покажем»;

Игра «Угадай фигурку»;

Игра «Аисты-лягушки»;

Упражнение «Солнечный лучик»

Шнуровка «Солнышко»

Игры с катушкой

«Геометрическая мозайка»

«Не пропусти профессию»

игры с прищепками

2 раза в неделю

                                                                             

                   Февраль-март

Коррекционно-развиваю-щее

- Развитие произвольности и самоконтроля;  

развитие внимания и воображения;

развитие согласованности и координации движений;

развитие эмоционально-выразительных движений;    

снятие эмоционального напряжения

- Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность

-Учить ориентироваться на форму, величину, цвет. Развивать восприятие, в том числе и  цвета.

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

- Развитие мелкой моторики пальцев рук, навык самообслуживания

- Совершенствовать умение сравнивать изображения, находить сходства и различия.

- Развитие мелкой моторики                пальцев рук

Индивидуальная форма работы

Упражнение «Снежинка»;

Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик»;

Упражнение «Лыжники»

Материалы Монтессори: «Тепловые таблички»,

«Шероховатые таблички»,

«Доски для ощупывания»;

«Цветные коврики».

«Разноцветные узоры»,

Рамки Монтессори: с булавками, с кнопками на ткани, с ремнями на коже, с пластмассовыми застежками

Игра «Найди отличие»

Игра «Затейник плоский»;

цилиндры с пружинками Монтессори;

«Набор для сортировки (раскладка бусин в пробирки)

2 раза в неделю

Март - апрель                              

Коррекционно-развиваю-щее

- Развитие наблюдательности, способности к сосредоточению внимания; памяти

- Развитие мелкой моторики                пальцев рук

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

- Развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность

-Учить сравнивать изображения, находить сходства и различия.

- Развивать восприятие, внимание, память;  

учить ориентироваться на форму, величину, цвет.

- Развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность

Индивидуальная форма работы

Игра «Повторяй за мной»;

Игра «Четыре стихии»;

Игра «Найди игрушку»;

Игра «Найди по описанию»

Игры с катушкой

«Найди пару»;

Игры с катушками;

Игры с карандашами

Угадай, чего нет;

«Схожее и различное»,

Игра «Геометрическая мозайка»;

Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения

Игры с прищепками;

Игры с крупой;        

Игры со счетными палочками

2 раза в неделю

                                     Апрель - май

Коррекционно-развиваю-щее

 

-Развивать зрительное восприятие (зрительный гнозис)

- Развитие тактильной чувствительности, воображения; зрительного восприятия; образного мышления; произвольности; снятие психофизического напряжения; знакомство ребенка с основными свойствами песка

-Развитие мелкой моторики руки; развивать творчество, фантазию; развитие зрительно-моторной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка

Развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка; развитие ориентации ребенка в пространстве; расширение и обогащение словаря детей; гармонизация психоэмоционального состояния

Индивидуальная форма работы

«Рукавички»,

(игры с сухим песком)

Игра «Здравствуй, песок!»;

Игра «Необыкновенные следы»;

Игра «Песочные прятки»;

Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

Отпечатки рук; упражнение «Насыпание-пересыпание»

(игры с влажным песком)

Игра «Я пеку, пеку»; «Нарисуй картинку пальцем»;

«Печем куличики»;

Игра «Ручеек течет»; Игра «Дождик моросит»;

Игра «Отпечатки»;

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

(игры на световом столе)

Упражнение «Знакомство»;

«Здравствуй песок»;

«Следы и отпечатки»; Игровое упражнение; Упражнение «Песочный дождь»;

2 раза в неделю

     Май

Коррекционно-развиваю-щее

Развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации; знакомство ребенка с основными свойствами песка; развитие ориентации ребенка в пространстве; расширение и обогащение словаря детей; гармонизация психоэмоционального состояния

Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; развитие сосредоточенности, концентрации внимания; формирование нестандартного творческого мышления.

Индивидуальная форма работы

(игры на световом столе)

Упражнение «Необычные следы»; «Волна»; Упражнения: «Нити», «Дорожка», «Радуга», «Круг»

(игры с кинетическим песком)

«Здравствуй, песок»; «Мы – кондитеры»; «Прятки»; «Наши ладошки»;  «Рисование на песке»; «Ручеек бежит сквозь пальцы»; «Мы скатаем колобок»; «Платочки»

2 раза в неделю

Консультативное

Рекомендации родителям:

Рекомендации родителям:

1. Консультация невролога.

2. Использовать игры для развития внимания в домашних условиях, вовлекать ребенка в разные виды деятельности. Давая задание инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

 3. При выполнении заданий не торопить ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

4. Устранить отвлекающие факторы.

5.   Расширять кругозор ребенка, основное представления о природных, социальных явлениях, накапливать знания и впечатления, обсуждая с ним прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

6. Поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.

7. Водить ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.  Ограничивать время просмотра телевизора, смотреть передачи вместе и обсуждать  увиденное.

Диагностическое

Результативность коррекционно-развивающей работы

Индивидуальная диагностика

Задачи и используемые методики - те же.

Заключение.

Таким образом, в результате коррекционной работы внимание стало более устойчивым, ребенок  более продолжительный период времени выполняет задание не отвлекаясь. Ему стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания. Но все таки, незначительно увеличился объем внимания. Уровень развития внимания остался на недостаточном уровне. Работоспособность снижена, продолжает проявляться отказом от работы.

В связи с этим, рекомендовано продолжить работу по развитию внимания на следующий учебный год.

Задачи на следующий учебный год:

  • формировать навыки самоконтроля;
  • воспитывать целенаправленность внимания;
  • развивать быстрое переключение внимания;
  • учить распределению внимания;
  • увеличить объем внимания;
  • развивать устойчивость внимания. 
  • обучать положительному отношению к себе и принятию себя,
  • формировать адекватную самооценку.
  • способствовать снижению напряжения, снизить тревогу.
  • снизить количество страхов.
  • провести работу по коррекции эмоционально-личностной сферы.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение

Ответственный: педагог-психолог Ситникова Е.В.

Направление работы: коррекционно-развивающие занятия

Форма работы: индивидуальная

Место проведения: сенсорная комната

Инструментарий: оборудование сенсорной комнаты (сухой бассейн, сухой душ, безопасная пузырьковая колонна, зеркальный шар с мотором, безопасное настенное зеркало с фибероптическими волокнами, музыкальное сопровождение)

Сроки

Задачи

Содержание

Сентябрь

Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения

Упражнение «Золотая рыбка»

Упражнение «Расслабление»

(сухой бассейн)

Октябрь

Стимулирование предпосылок развития:

- кинестетической и тактильной чувствительности;

- образа тела;

- пространственных восприятий и представлений;

- проприоцептивной чувствительности

Игра «Море»

Игра «Море и дельфин»

(сухой бассейн)

Ноябрь

Массаж и укрепление нижних конечностей, координация работы позвоночника, повышение опорности рук, массаж всего тела и развитие общей подвижности

Упражнение «Шаловливые ручки»

Упражнение «Шаловливые ножки»

Игра «Пловец»

(сухой бассейн)

Декабрь

Стимулирование тактильных ощущений. Развитие чувства восприятия пространства и своего тела в этом пространстве. Снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Формирование адекватной психологической защиты

Игра «Светло, темно»

Игра «Зверушки в норке»

(сухой душ)

Январь

Снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Формирование адекватной психологической защиты.  Стимуляция зрительных и тактильных ощущений

Игра «Дождик»

Игра «Под дождем»

(сухой душ)

Февраль

Стимулирование развития визуального восприятия, тактильного восприятия, цветовосприятия. Стимулирование формирования фиксации взора и зрительно-моторной координации

Игра «Поймай взглядом»

Игра «Поймай пальчиком»

(пузырьковая колонна)

Март

Стимулирование развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. Стимулирование формирования фиксации взора, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации. Создание психологического комфорта.

Игра «Поймай взглядом»

Релаксационное упражнение «Прикосновение солнечного зайчика»

Упражнение «Поймай пальчиком»

Упражнение «Поймай ладошками»

(зеркальный шар с мотором)

Апрель

Активизация предпосылок развития познавательных процессов. Стимулирование координации зрительных и тактильных анализаторов

Упражнение «Дорожка из кулачков»

Упражнение «Наматывание»

Упражнение «Жгутики»

(фиберооптические волокна)

Май

Способствовать эмоциональному расслаблению и психологическому комфорту. Способствовать активизации кинестетических ощущений, развитию зрительного восприятия и формированию фиксации взора, плавного прослеживания и зрительной координации

Игры с волокнами и прищепками

Упражнение «Сжимаем в кулачке»

Упражнение «Узелки»

Игра «Бусы для куклы»

(фиберооптические волокна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....