Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
опыты и эксперименты (средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт воспитателя
Герасимовой Ирины Николаевны.
Тема опыта:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Актуальность и перспективность опыта:
Актуальность работы состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В наши дни существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.
Поэтому экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Концептуальность опыта:
Концептуальной основой работы по использованию экспериментирования с объектами неживой природы – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду.
Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Поэтому детское экспериментирование в мини – лаборатории имеет огромный развивающий потенциал.
Наличие теоретической базы опыта:
Данной проблемой занимались многие ученые.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Поддьяков Н. Н., Савенков А. И., Поддьяков А. Н., Мухина В. С. и др.) показывают, что возможность умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребенок по своей природе – исследователь мира
[Н. Н. Поддьяков].
Н.Н. Поддьяков огромное значение придавал поисковой деятельности детей. В качестве основного вида поисковой деятельности он выделил особую детскую деятельность – экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Неживая природа непрерывно воздействует и на развитие ребенка [Зебзеева].
Для реализации данной инновационной работы имеется определенная теоретическая база:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст). Батайск, 2002.
2. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой,
З. А. Михайловой, Л. М. Гуревич. 2-е изд., перераб. СПб.: Акцент, 1996.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1999.
4. Опыты без взрывов/ сост. А. Г. Мадера, А. П. Пятикоп, С. А. Репьев. М.: Карапуз, 2000.
5. Шапиро А. Научные забавы // Детский сад со всех сторон. 2001. № 41 – 42 (77 – 78)
7 . Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.,
«Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного
возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
8. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
9. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
10. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
11. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
12. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»
// Дошкольное воспитание. 2005. №1.
14. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
15. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
16. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3.
Педагогическая идея:
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми я считаю необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами неживой природы.
Поэтому, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых знаний о свойствах песка, воды, воздуха.
Оптимальность и эффективность средств:
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Звук, свет, вода» и другие.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Результативность опыта:
Сравнивая результаты диагностики детей, можно сказать, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх «Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с объектами «неживой природы» дети старшего возраста перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, научились наблюдать, размышлять, сравнивать отвечать на вопросы, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Цель моей работы:развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...
Из опыта работы "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы."
из опыта работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольног возраста...
Проект: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы"
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания са...
Перспективное планирование поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Данный материал поможет педагогам спланировать поисково - исследовательскую деятельность как на занятиях, так и во время прогулок....
Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)
Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.Социальная значимость про...
Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте. (второй год)
Социальная значимость проекта: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видо...