Название темы | Образовательные области | Форма работы
|
1 – 10 октября Тематическая неделя: «Чистота – залог здоровья | Физическое развитие
| Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения) Бодрящая гимнастика. Игровое упражнение «Ровные спинки» Пальчиковые игры: «Однажды хозяйка с базара пришла» Массаж лица « Умывалочка»
Подвижные игры: «Мышеловка», «Водяной» Цель: Развивать быстроту и выносливость; «Удочка» Цель: упражнять в прыжках на двух ногах на месте, воспитывать уверенность в своих силах.
Здоровье Свободное общение: «Беседа о пользе зарядки» (Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» беседа 3) Беседы «Если хочешь быть здоров - закаляйся» «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» (Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» беседа 2) Цель: закрепление знаний детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека. Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.
КГН Беседа «Чистота – залог здоровья» (Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» беседа 4) Цель: закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни
|
| Речевое развитие | Развитие речи: «Дары осени» Д/и «Угадай по описанию» (составление рассказов о внешнем виде фруктов и овощей) Беседа с детьми о витаминах, закрепление знаний об овощах и фруктах. Цель: расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе. Разгадывание загадок по теме.
«Полезные и вредные привычки» (Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» беседа 10) Цель: расширение знаний детей о привычках; формирование представлений о том, как полезные привычки помогают здоровью.
Рассматривание сюжетных картинок по теме: «Режим дня в детском саду» Цель: Формировать представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
Словесные игры: Лексическая тема «Тело человека» (см. Л.Н. Арефьева Лексические темы по развитию речи детей) «Я начну, а ты закончи» (поиск соответствующего понятия) «Четвертый лишний» (классификация понятий) «Скажи наоборот» (поиск антонимов)
Чтение художественной литературы Чтение произведений К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» Цель: Приобщать детей к поэзии; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, участвовать в инсценировках. Знакомство с творчеством С. Михалкова: Чтение стихотворений С. Михалкова «Прививка», «Постирушка», «Грипп», и др. (беседы по содержанию)
|
| Коммуникативно-личностное развитие | Сюжетно-ролевые игры Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (больница, скорая помощь, поликлиника) Цель: используя косвенный метод руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла. Формировать умение использовать предметы-заместители.
Сюжетно – дидактические игры: «Процедурный кабинет» «Кукла заболела» «Вызов врача на дом» «В аптеку за лекарствами» «Оденем куклу в соответствии с погодой» Цель: Расширять знания о работе врача, медсестры, аптекаря, их трудовых операциях, рабочем инструменте. Учить детей договариваться о последовательности совместных действий, устанавливать контакты в игре, считаться с интересами товарищей.
Игры: Д/и «Полезно – вредно» (продукты, привычки) Подвижные игры - эстафеты: «Собираем урожай» (овощи и фрукты), «Собери мусор»
Беседа «Наше настроение» Игры с мячом «Комплименты», «Вежливые слова» Цель: формирование представлений об эмоциональном состоянии человека – настроении; развивать способности осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других; воспитывать позитивное отношение к жизни.
Труд Коллективный труд «Поможем дворнику» Цель: Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Вызывать у детей радостное, эмоциональное состояние от причастности к труду взрослого, удовлетворение от выполненных действий. Дать представление об инвентаре (метла, веник, совок, тачка) и учить орудовать им.
«Мы – помощники» Цель: Закреплять знания последовательности трудовых процессов (дежурство) Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
Трудовые поручения: «Ответственный за порядок в шкафчиках», «Главный по дежурству» и т.д. Цель: воспитывать в детях чувство ответственности, самостоятельность и деловитость.
|
| Познавательное развитие | Познание: Рассматривание плаката «Строение человека», «Что я знаю о себе и о здоровье» Цель: Познакомить детей со строением тела, с частями тела и его функциональным значением. Научить «слушать и слышать свой организм»
Кругозор: Экскурсия в прачечную детского сада. Цель: дать детям представление о труде работников прачечной; закреплять умение правильно называть трудовые действия и самостоятельно выполнять их; воспитывать интерес к труду и аккуратность.
Свободные беседы о труде сотрудников детского сада (помощника воспитателя, медицинской сестры, уборщицы, прачки).
Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» Показать влияние природных факторов на здоровье человека.
|
| Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Осенний натюрморт (фрукты)» И.А. Лыкова Учить детей создавать объемные композиции из соленого теста. Развивать композиционные умения.
Аппликация «Умывальников начальник и мочалок командир» Цель: Учить детей создавать аппликационные композиции, поддерживать творческое применение разных техник аппликации. Развивать чувство формы и композиции.
Рисование «Дети делают зарядку» Т.С. Комарова Цель: Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников.
|
| Безопасность
| Беседа «Таблетки и конфетки» Цель: формирование основ безопасного обращения с лекарствами.
|
С 13 октября по 31 октября | Физическое развитие
| Утренняя гимнастика. Пальчиковые игры: «Листья», «Птички» Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, памяти.
Физкультминутка: имитация движений: собирание грибов, «Журавлики» (на координацию движения с речью) Речевая игра с движениями «Утром рано я встаю…», «Доброе утро» Цель: развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями.
Пальчиковые игры: «Скворечник», «Птичка пьет водичку». Цель: развивает мелкую моторику рук, речь, память. Массаж пальцев «Орешник»
Подвижные игры: «Белки в лесу», «Охотники и зайцы», «У медведя во бору», «К названному дереву беги», «Листопад» Цель: Развивать культуру движений и телесную рефлексию. Развивать психофизические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость.
|
| Речевое развитие
| Развитие речи: Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща» Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Цель: учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине и придумывать к ней своё название; развивать диалогическую речь; Словарная работа: активизация: осень, природа, название осенних месяцев; обогащение: художник, пейзаж.
Рассматривание картины «Пестрый дятел» Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет Цель: расширить и уточнить круг конкретных представлений о дятле у детей и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связи между внешним видом птицы и ее питанием, движением и образом жизни.
Беседа об осени (обобщающая) Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Цель: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знание об осенних явлениях в неживой природе, о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных. Развивать умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.
Словесные игры: «Что за птица?». Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. «Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами) «Один - много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже) «Скажи со словом «осенний»» (согласование сущ. и прилагательного) «Назови, какая погода?» (образование качественных прилагательных) «Угадай, с какого дерева лист и плод» (закрепить названия деревьев) Цель: Развивать устную речь; формировать умение анализировать признаки осени. Закрепить представления об осенних явлениях.
Чтение художественной литературы: Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»; Чтение сказки В.Г. Сутеева «Яблоко»; Н.Павлова «Осень», А.Клинов «В воде осенью», В. Бианки «Когда готовятся к зиме», Дж. Родари «Большая морковка», М. Пришвин «Последние грибы», «Листопад» К. Ушинский « Ветер и солнце», Л.Фёдоров «Кленовый лист», И. Соколов – Микитов «Осень в лесу». Цель: Продолжать развивать фонетический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта ребенка, придумывать концовки незнакомых сказок. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно, заинтересованно слушать. Знакомить с книгами.
Разучивание: А.Н. Плещеев «Осень» О И. Соколов – Микитов «Листопадничек»; И.Бунин «Листопад»; Пословицы и поговорки на тему осень.
|
| Коммуникативно-личностное развитие
| Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» Цель: Провести беседу о работе продавцов, кассиров, обратиться к личному опыту детей. Организовать игру в магазин самообслуживания, учить использовать предметы-заместители. «Магазин музыкальных инструментов» Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, выполнять нужные действия в соответствии с игровым замыслом. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. «Автобус» сюжет «На экскурсии» Цель: Учить детей объединяться в игре, распределять роли (шофер, пассажиры, экскурсовод). Предложить детям организовать путешествие по территории детского сада и по очереди выступить в качестве экскурсовода.
Настольно-печатные игры: «Круглый год», «Собери картинку» (развитие зрительного внимания и памяти) «Продолжи ряд» (развитие внимания) «Перепутанные картинки» (наложенное изображение) «Дикие животные» Цели: Учить детей подбирать картинки, соотносить изображения на карточках с картинками. Знакомить детей с местами обитания диких животных. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». «Что нужно для супа»
Труд: Беседа о труде людей осенью» Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Цель: Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму. Обогащать словарь: заготовка, уборка, зернохранилище и овощехранилище, зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Беседа: «Наш участок» Цель: Обсудить с детьми план предстоящей прогулки, найти место для различных видов деятельности, договориться о совместной работе по уборке участка. Предложить каждому ребенку выбрать дело по интересам.
|
| Познавательное развитие
| Познание: «Счёт до 8» - «Путешествие в королевство Математики» Цели: Закрепить представление детей об образовании числа 8; Учить навыкам счёта в пределах 8; Упражнять детей в выяснении каких предметов больше (меньше), на основе счёта и приложения предметов одной группы к предметам другой (один к другому); Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их; Совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник) и правильно называть их. Закрепить умение сопоставлять длину и высоту предметов. Развивать логическое мышление, память, воображение, координацию движений, равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания, умение слушать.
Тема: «В осеннем лесу» Программное содержание. Закрепление с детьми понятия «широкая», «узкая». Счёт количественный и порядковый. Развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать. Закрепить знания о цвете, форме, размере. Упражнять в счёте, закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Составление ряда цифр в соответствии с порядком называния цифр при счёте. Развивать внимание, память, воображение, речь.
Кругозор: «Пернатые обитатели осеннего парка» (Т.В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет) Цель: знакомство с особенностями жизни, питания, поведения перелетных и зимующих птиц. Беседа на тему «Журавли улетели» Цель: Актуализировать, уточнить и дополнить представления детей о природе осенью. Помочь выявить различные связи между растительным и животным миром, деятельностью людей, составить рассказы о том, как растения, животные и люди готовятся к зиме.
«Профессия «Эколог» (Т.В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет) Цель: Дать знания о том, что эта профессия затрагивает все сферы жизнедеятельности человека; воспитывать интерес к профессии эколога, желание самому что-то изменить, чтобы жить лучше;
|
| Художественно-эстетическое развитие
| Рисование: Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи. Учить их выделять средства выразительности, упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Воспитывать любовь к осенним явлениям природы. Рисование «Осенний лес» Цель: Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.
Рассказывание на тему «Золотая осень» знакомство с городецкой росписью. Рисование «Закладка для книги «Городецкий цветок» (Т.С. Комарова) Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Учить рисовать элементы городецкой росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета.
«Создание дидактической игры «Что нам осень принесла» (Т.С. Комарова) Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр.
Рисование по мотивам стихотворений А.Н. Плещеева «Скучная картина!», «Осень»; Т. Боковой «Дары природы» Цель: Вызывать у детей интерес к изображению осенней природы по мотивам стихотворения.
Аппликация: Обрывная аппликация «Золотые березки» (создание выразительного образа по мотивам лирического стихотворения И.А. Лыкова) Цель: Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками. Развивать чувство цвета и композиции.
Аппликация из осенних листьев «Осенние картины» (Создание сюжетных композиций из природного материала И.А. Лыкова) Цель: Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызывать желание сохранять ее красоту в аранжировках и флористических композициях.
Лепка: «Кто под дождиком промок?» И.А. Лыкова Лепка предметная из соленого теста «Осенний натюрморт» И.А. Лыкова Цель: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темы. Вызывать интерес к созданию выразительных образов.
«Красивые птички» (по мотивам дымковских игрушек) (Т.С. Комарова) Цель: Развивать эстетическое восприятие детей. Вызывать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки. Развивать творчество. |
| Безопасность | «Осень – помощник и разрушитель» (Т.В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет) Цель: Воспитывать уважительное отношение к труду пожарных; активизировать словарь (стихия, спутник человека, стихийное бедствие) |