Перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей в старшей группе 2014 - 2015 год
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Актуальность
Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям. Таким образом, сумма знаний о безопасной жизнедеятельности очень важна для каждого ребенка. Необходимо целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования опыта безопасного поведения. В связи с изменениям, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. Решить эти, и некоторые другие задачи и призвана программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», которая уже прошла экспертизу федерального уровня и получила гриф Министерства образования России. Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития. Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают глаза утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких воспитательных усилий. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения. Активизация и закрепление полученных знаний происходит не только в самостоятельной деятельности детей, но и на занятиях музыкальных, физкультурных, по изобразительной деятельности и прочих. Таким образом, приобщая ребёнка к основам безопасности жизнедеятельности через овладения ими правильной осанкой, культурно - гигиеническими навыками самообслуживания (умывание, питание и др.) и достижению в этих видах деятельности уровня самостоятельности и ведёт к здоровому образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей в старшей группе 2014 - 2015 год
СЕНТЯБРЬ
1-я неделя «Правила безопасного перехода через улицу» - закреплять представление детей о правилах поведения на улице города. Закреплять знания о правилах движения, о сигналах светофора.
Чтение худ. литературы: В.Суслов «Его сигнал для всех закон».
Д/игра «Светофор».
С/р игра «Транспорт»
Плакат, на котором изображены различные ситуации на дорогах.
2-я неделя «Ядовитые грибы» - закрепить и обобщить знания детей о грибах, учить их различать на съедобные и несъедобные грибы, развивать память и наблюдательность.
Рассматривание иллюстрации.
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать» (мухомор). Загадки о грибах.
Д/игра «Съедобное – несъедобное»
3-я неделя « Что я вижу в городе»- закрепить правила поведения на улице, познакомить с основными видами транспортных средств, движущихся по дороге.
Чтение худ. литературы: С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».
Загадки о правилах дорожного движения.
Строительные игры « Построй улицу».
Плакат, на котором изображены улицы города, дорожные знаки.
4-я неделя «Как мы переходим через улицу» - закреплять знания детей о работе светофора, о правилах перехода через улицу.
Рассматривание иллюстрации.
Д/игра « Кто быстрей соберёт светофор»
П / игра « Стой – иди»
ОКТЯБРЬ
1-я неделя «Опасность контактов с незнакомыми взрослыми» - рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице.
Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02.
Чтение худ. литературы: Шарль Перро « Красная шапочка».
Повторение домашнего адреса и Ф.И.О. родителей.
Д/игра «Узнай по описанию».
2-я неделя «Правила безопасного перехода через дорогу» - уточнить представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала.
Рисование « Зебра – путь для пешехода».
Плакат, на котором изображены улицы города, дорожные знаки.
Подвижная игра « Стой- иди».
3-я неделя «Опасно – безопасно» - уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации.
Д/игра « Раз, два, три, что может быть опасно – найди» ( в игровом уголке).
4-я неделя « Правила оказания первой помощи – при ушибах, порезах» - закреплять умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.
Рассматривание иллюстрации с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах.
С/ ролевая игра « Травмпункт»
НОЯБРЬ
1-я неделя «Опасные предметы» - уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации.
Д/игра « Правильно ли это».
С/ ролевая игра «Кухня»
2-я неделя Личная гигиена: « Ухо – это орган слуха» - закреплять знания о том, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки, а также бережно относится к слуху окружающих людей. Познакомить с профессией
«Врач – ЛОР»
Посещение с детьми медицинского кабинета.
Д/игра « Что может повредить моему слуху»
С/ ролевая игра «Больница»
Подбор стихов, пословиц, загадок.
3-я неделя «Правила безопасного перехода через дорогу, правила поведения на улице» - уточнить представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала.
Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер» В.Суслов «Его сигнал – для всех закон».
Загадки о правилах дорожного движения.
Подвижная игра «Стоп».
4-я неделя Азбука безопасности: « Ты и дорога» - развивать умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам .
Рисование: «Известные дорожные знаки»(светофор, зебра) – по выбору ребёнка.
Подвижная игра «Красный, желтый, зелёный»
Д/игра «Дорожные знаки»(лото)
ДЕКАБРЬ
1-я неделя « Контакты с незнакомыми людьми на улице» - объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей.
Д/игра « Наблюдайка» - описание человека, приметы как он выглядит.
Наблюдение на прогулке за внешностью разных людей, как они выглядят.
2-я неделя «Острые предметы» - закрепить представление об острых, колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.
Д/игра « Какие опасные предметы вы знаете?».
Чтение худ/ литературы: Е.Казаков «Чик- чик ножницами», Ю.Пермяк « Торопливый ножик», Н.Носов «Заплатка».
3-я неделя «Забота о здоровье» - навыки личной гигиены, профилактика заболевании, научить заботится о своём здоровье, избегать ситуации, приносящий вред здоровью.
Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр».
Д/игра « Туалетные принадлежности».
Игра с мячом «Полезное и вредное».
4-я неделя « В гостях у Айболита» - закрепить умение оказывать первую помощь при ушибах , порезах и ожогах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.
Д/игра « Мы – спасатели»
С/ р. игра « Травмпункт».
Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Доктор Айболит»
ЯНВАРЬ
1-я неделя «Знакомься – бытовая техника» - закреплять правила техники безопасности при обращении с электроприборами. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.
Д/игра «Что лишнее?»
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации.
Загадки и стихи о бытовой техники.
2-я неделя «Витамины и здоровье» - обобщение знаний об охране и укреплении своего здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Загадки о витаминах ( в каких продуктах содержится витамин «С»).
Игра с мячом «Полезное и вредное».
С/ р. игра «Поликлиника»
Рассматривание иллюстрации «Что бывает с людьми при нехватке витаминов»
3-я неделя «Как вести себя дома» - уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, определять дома – где высоко, где низко. Предложить запомнить предметы, опасные для жизни, здоровья и сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Д/игра « Высоко – низко».
С/ ролевая игра «Семья».
Аппликация « Опасные предметы».
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации.
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя «Мы – пассажиры» - закреплять знания детей с понятием «пассажир», продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Д/игра «Кто чем управляет»
С/ ролевая игра « Транспорт».
Коллективная работа (аппликация) «Автобус»
Чтение худ/ литературы: Б.Заходер «Шофер»
Подвижная игра «Светофор»
2-я неделя « Контакты с незнакомыми животными» - закреплять знания детей с правилами безопасного поведения с животными, воспитание уважительного отношения к животным.
Чтение стихотворений и загадок про животных.
Наблюдение па прогулке за домашними животными (собака и кошка).
Подвижная игра «Кот и воробушки»
Рисование (цветными карандашами) « Моё любимое животное»
3-я неделя «Основные правила поведения и действия при пожаре» - закрепить полученные знания о возникновении пожара, усвоить номер пожарной части, милиции и скорой помощи; ознакомиться с профессией пожарного и его действиями. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01
Д/игра « Какие пожароопасные предметы знаешь».
Чтение худ/ литературы: «Кошкин дом»
С/ ролевая игра «Пожарные на учениях»
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре.
Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т.д)
4-я неделя «Что может быть горячим» - уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту .
Аппликация «Кастрюля», «Чайник», «Утюг» по выбору ребёнка.
Д/игра « Соедини по точкам»(утюг)
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов
МАРТ
1-я неделя «Если ты потерялся на улице» - учить правильно вести себя, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02..
Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей.
Подвижная игра «Беги ко мне».
Рисование (цветными карандашами) « Мой дом»
2-я неделя «Правила дорожные совсем – совсем не сложные» - закрепление материала. Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им; повторить правила безопасного поведения на улице.
Д/игра «Кто быстрей соберёт светофор»
Подвижная игра « Воробушки и автомобиль».
Загадки о транспорте и дорожных знаков.
Плакат, на котором изображены различные ситуации на дорогах.
3-я неделя «Безопасность на льду весной» - рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду.
Наблюдение по картинкам «Что бывает, когда трескается лёд».
Чтение худ/ литературы: «Дед Мазай и зайцы»
Д/игра «Да-нет»
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.
4-я неделя «Эта спичка- невеличка» - рассказать детям о том, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность.Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.
Чтение худ/ литературы: К.Чуковского «Путаница».
Д/игра « Огнеопасные предметы».
С/ ролевая игра «Пожарные на учениях»
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.
АПРЕЛЬ
1-я неделя Литературная викторина по прочитанным произведениям «Пожарной безопасности» - расширять представление о людях с профессией пожарного, закреплять знания о вредных свойствах огня. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.
Рисование (цветными карандашами) «Детям спички не игрушка»
Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т.д)
Коллективная работа (рисование) «Пожарная машина»
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре.
2-я неделя Личная гигиена: «Дороже алмаза своих два глаза» - учить детей соблюдать культурно-гигиенические правила, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей. Познакомить с профессией
«Врач – офтальмолог»
Загадки (глаза, брови, нос, очки и т.д)
Д/игра « Запрещается – разрешается»
Полезные советы.
Игра с мячом « Какие бывают глаза»
3-я неделя «Чтобы не было беды» - уточнить представление детей о правилах пожарной безопасности дома и в детском саду, Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.
Экскурсия по детскому саду.
Чтение худ/ литературы: С.Я.Маршак « Пожар».
Отгадывание загадок
4-я неделя «Нужные и ненужные тебе лекарства. Беседа о домашней аптечке» - познакомить детей с понятием «лекарство», «яд» и объяснить, что дети не должны принимать лекарства самостоятельно и брать или что-либо другое у незнакомых людей.
Чтение худ/ литературы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Экскурсия в медицинский кабинет.
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.
С/ ролевая игра « Больница»
МАЙ
1-я неделя Личная гигиена: «Руки – это лицо человека» - продолжать учить детей самостоятельно ухаживать за руками, а также расширять знания детей о значении рук в трудовой деятельности.
Д/игра «Гигиенические принадлежности»
Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр».
Полезные советы.
2-я неделя «Какие опасные предметы ты знаешь» - уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03
Рисование «Какие опасные предметы ты знаешь».
Загадки с изображением отгадок.
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов
Д/игра « Можно – нельзя»
3-я неделя «Огонь - наш друг или враг» - рассказать об открытии человеком огня, дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, правила обращения с огнём.
Чтение худ/ литературы: стих. Е. Ильин « Огонь»
Д/игра « Что горит, что не горит»
Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т.д)
Подвижная игра « Пожар»
Экскурсия по детскому саду «Уголок противопожарной безопасности»
4-я неделя « Безопасность при отдыхе на природе» - познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе; рассказать о влиянии на человека погодных условии» одежда по погоде, а также вспомнить какие грибы можно и нельзя собирать в лесу
Подбор стихов, пословиц, загадок.
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.
Д/игра « Да-нет»
Рисование (карандашами) «Мухомор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей в старшей группе
Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности....
Перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности в природе с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности в природе с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование по формированию основ безопасности «Детская безопасность» с детьми старшего дошкольного возраста
ДатаНеделяМир без опасностиСодержаниеИспользуемаялитератураСентябрь1 неделяПожарная БезопасностьРождение огняИ.А. ЛыковаОгонь – друг, огонь – враг. Стр.52 неделяПравила Дружелюбной Дороги ...
Перспективный план по « Формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)
Формирование основ безопасности жизнедеятельености детей старшего дошкольного возраста. Материал удобен для использования в организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраст...
Календарно – тематическое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни в старшей группе
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь имен...
годовое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей подготовительной к школе группе
годовое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей подготовительной к школе группе...
Перспективное планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
перспективное планирование на год по формированию обж и зож...