Социализация детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

овчиникова виктория викторовна

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Я  предлагаю свой опыт работы по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_rannego_vozrasta.docx347.73 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Картинка 7 из 149210

Воспитатель: Овчинникова

Виктория Викторовна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

В группе для ребенка создается атмосфера домашнего тепла. Для того чтобы ближе узнать детей и родителей, проводится анкетирование, которое позволяет выявить средние данные о возрасте родителей и детей, семейное положение, образование родителей, здоровье детей и подготовленность их к поступлению в детское учреждение. Анкетирование дает возможность вести работу в индивидуальном направлении при адаптации, а также в дальнейшей работе. К каждому ребенку подход всегда индивидуален, с родителями происходит ежедневный тесный контакт.

Дальнейшая работа по социализации детей раннего возраста проходит исходя из поставленных перед собой целей:

  • усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;
  • расширить ориентировку в ближайшем окружении;
  • научить умению играть и действовать рядом.

C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC13675.JPG   C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC13700.JPG    C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC12675.JPG 

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;

C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0450.JPG        C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0553.JPGC:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0452.JPG

  • научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;

C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0402.JPG        C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0404.JPG

  • сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
  • сформировать представления о явлениях общественной жизни.

C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0540.JPG     C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0547.JPG C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0533.JPG

C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0499.JPGC:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0535.JPGC:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0509.JPGC:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0505.JPG

     

Для достижения целей и поставленных задач перед собой, с родителями ведется постоянная работа в виде рекомендаций, личных бесед и советов, консультаций: «Влияние родителей на формирование системы ценностей ребенка», «Как способствовать социальному развитию ребенка», «Как маленький ребенок открывает для себя мир природы», «Формирование самостоятельности у детей».

В группе проводятся занятия по заданной тематике: «Поход в магазин», «Кормление куклы обедом», «Купаем куклу», «Маленький барабанщик», сочинение рассказа «Как мы птичек кормили» и многое другое. Взаимодействие с ребенком ведется не только непосредственно на занятиях, но и в свободной их деятельности. Дети с удовольствием играют в дидактические («Мой дом», «Семья», «Сюжетные картинки», «Одеваемся на прогулку», «Что неправильно?») и подвижные игры («Самолеты», «Поезд», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль»), разработанные по данной тематике.

C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC12922.JPG     C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC12627.JPG

Сюжетно-ролевая игра имеет не маловажную роль в развитии социализации детей раннего возраста. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать), учатся общению друг с другом.

В раннем возрасте большую роль уделяют играм с песком и водой.

C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC12673.JPG   C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0389.JPG   C:\Users\лизвер\Documents\вика\социализация фото\SAM_0385.JPG

 Для детей раннего возраста игры с водой всегда являются ярким эмоциональным событием. При правильном поведении взрослого эти игры не просто расширяют чувственный опыт малышей, но и становится для них эмоциональной школой. Дети, помимо развития психических функций, посредством этих игр знакомятся со свойствами предметов, с неживой природой, а также с действиями людей (лепить, строить, ловить рыбу).  На прогулках дети имеют возможность наблюдать и за живой природой: рассматривают растения, птичек и животных, их повадки и внешность. В разное время года ребятишки наблюдают различные явления природы. Не забывают они рассмотреть и людей: действия (убирают мусор, гуляют), одежду (по погоде).

F:\DCIM\102SSCAM\SDC13931.JPG        C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC12654.JPG

Мы понемногу начинаем знакомить наших детей с правилами дорожного движения. Так как формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, потому что знания, полученные в детстве, наиболее прочные; а правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека. Мы все вместе рассматриваем транспорт на картинках, а также непосредственно на улице. Затем дети рассматривают игрушечный транспорт, составляющие его части. Учатся звукоподражанию, и активно используют различный транспорт в играх и постройках. Не забываем читать стихотворения о светофоре и о дороге, проговаривая, как необходимо себя вести на проезжей части (не выбегать на дорогу, переходить за руку с взрослыми, не играть рядом).

Уже с ясельной группы начинаем вводить гендерное воспитание. Современные авторы (Л.В. Градусова, Е.А.Кудрявцева и другие) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста. Иначе при становлении личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Мы предлагаем детям игровые роли противоположного пола (мама, папа). Мальчиков заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством.     C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC12631.JPG       C:\Users\лизвер\Documents\вика\1 младшая группа\SDC13685.JPG

 Девочкам  же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки гендерного воспитания. Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста

тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...

Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста

Тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...

Социализация детей раннего возраста

Социализация - это процесс постижения правил и обычаев общества. В данной статье рассказывается о том как научить различать подобающее и неприемлимое поведение, как направлять ребенка, что делать в сл...

Игра, как средство социализации детей раннего возраста

Презентация опыта работы по теме: Игра, как средство социализации детей раннего возраста. Игра рядом для ребенка 2-3 лет - это первые шаги по вхождению его в мир социальных ситуаций. В такой игре ребе...

Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...

Статья "Гендерная социализация детей раннего возраста"

Статья описывает опыт работы детского сада по гендерному воспитанию детей раннего возраста...

Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию групп кратковременного пребывания.

Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию групп кратковременного пребывания....