Статья "Гендерная социализация детей раннего возраста"
статья (младшая группа) на тему
Статья описывает опыт работы детского сада по гендерному воспитанию детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_merkureva.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Меркурьева Светлана Витальевна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 101»
г.Нижний Новгород
Гендерная социализация ребенка в раннем возрасте
Для того чтобы быть успешным, в современном мире необходимо прививать подрастающему поколению такие качества, как инициативность, активность, общительность, умение общаться с разными людьми, креативность и творческий потенциал.
Как ни печально, но семья не способна в полной мере выполнять свою социализирующую роль. Многие родители работают сутками, у многих не хватает времени уделять большое количество времени детям. Очень часто воспитание детей поручают бабушкам. Наблюдается резкое падение воспитательных функций семьи.
В связи с ускоренным темпом современной жизни всё чаще возникает явление недостаточности уровня ранней социализации детей.
Именно в дошкольный период начинается процесс социализации. Дети приобщаются к культуре, знакомятся с миром людей, природы и предметным миром.
Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольного образования. Дошкольный стандарт предполагает одно направление развития ребенка – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается со взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализации — вхождение человека в общество — регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, во многих ключевых образовательных документах наших дней.
Одной из важнейших задач социализации личности дошкольников в условиях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества.
На успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также то, как ребенок усвоит гендерную культуру общества, или другими словами, как пройдёт его гендерная социализация. Гендер- это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Проблема осуществления гендерного подхода к ребенку, начиная с первых лет его жизни, является актуальной в контексте современной науки. Однако большинство педагогов и психологов начинают заниматься этой проблемой, начиная с младшего, среднего или старшего дошкольного возраста, крайне мало внимания уделено проблеме гендерной социализации детей раннего возраста, а именно, 2-3 лет.
В нашем ДОУ проводилась работа, в ходе которой мы занимались именно проблемой гендерной социализации детей раннего возраста.
Цель: формирование гендерной социализации детей раннего возраста как части процесса социализации.
Задачи: 1). Развитие когнитивных аспектов гендерных представлений у детей раннего возраста.
2). Развитие эмоциональных аспектов гендерных предпочтений и представлений у детей раннего возраста.
3). Выработка характерологических черт детей раннего возраста с учетом гендерной принадлежности
4). Развитие гендерной компетенции родителей по вопросам социализации детей раннего возраста.
В сентябре в ДОУ поступило 22 ребенка раннего возраста (2-3 лет), с которыми мы начали реализовывать поставленную цель. Мониторинг развития образовательной области «Социализация» на начало года показал среднее значение, равное 3,5 баллам (из 5 возможных).
Диагностика сформированности гендерных характеристик включала в себя задание для выявления когнитивных аспектов гендерных представлений «Кто что носит»; 60 % детей с заданием не справилось и задание «Кто чем занимается»; 90 % детей с заданием не справилось. Для выявления эмоциональных аспектов гендерных предпочтений была проведена диагностическая методика, предложенная В.Е. Каган и адаптированная нами под детей раннего возраста. Судя по результатам данной методики, 50 % детей не вполне адекватно и позитивно оценивают представителей своего и противоположного пола. Мы определили критерии, по которым будем судить о ранней гендерной социализации. Этими критериями являлись для мальчиков: стремление защитить слабого, умение уступать девочкам, терпеливость. Для девочек: стремление проявить заботу о ком-либо, ранние проявления хозяйственности (стремление помочь убрать со стола, прибраться и т.д.).
Первоочередной задачей являлось создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольного образования и необходимой для реализации гендерного подхода в воспитании детей раннего возраста. Несколько дидактических игр по типу соотнесения было сделано своими руками. Большое количество атрибутов для сюжетно-ролевых игр расположили в уголках для мальчика и для девочки. Предметно – пространственную развивающую среду пополнили художественной литературой различного содержания, предметными и сюжетными картинками с изображениями мальчиков и девочек.
Большое значение для системного подхода в реализации цели и задач является взаимодействие со специалистами (в ДОУ для раннего возраста актуально взаимодействие с музыкальным руководителем), в ходе которого был составлен определенный репертуар специально для мальчиков и для девочек.
Работу с родителями мы начали вести с анкетирования на тему «Гендерное воспитание детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи». При обработке анкет мы отметили недостаточную компетентность родителей по вопросам гендерного воспитания детей и решили вести просветительскую работу по следующим направлениям: групповые и индивидуальные консультации, предоставление наглядной информации, совместные проекты, круглый стол.
Активная работа велась воспитателями в планировании самостоятельной детской деятельности, индивидуальной работы, режимных моментов посредством игр, сказок, песен, потешек через беседы, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры.
По результатам итоговой диагностики была выявлена положительная динамика развития гендерной социализации как части процесса социализации у детей раннего возраста. При выполнении задания «Кто что носит» с заданием не справилось уже 30 % детей, «Кто чем занимается» - 40 % детей. При выполнении заданий из методики В.Е. Каган все дети позитивно и адекватно оценивают представителей своего и противоположного пола. У мальчиков начали проявляться «мужские» качества личности, у девочек – «женские».
Также был проведен мониторинг развития образовательной области «Социализация» на конец года. Среднее значение составило 4,9 балла. С помощью работы над гендерной социализацией обеспечивается развитие личности детей, при этом охватывается структурная единица, представляющая образовательную область социально-коммуникативное развитие. Период дошкольного детства очень значим для развития личности человека. Все важнейшие качества, задатки и способности формируются в этом возрасте. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит и в семье, и в дошкольном учреждении. К 2-3 годам ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Исходя из наблюдений, отмечается такое явление, что у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола: мальчики часто лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки – нежности, доброты, скромности. Именно поэтому необходимо начинать работу по формированию гендерной социализации детей как можно раньше. При этом очень важным фактором является комплексный подход к формированию гендерной социализации, то есть дошкольное учреждение и семья должны вести работу в тандеме.
Список литературы:
1).Араканцева Т.А. Гендерная социализация ребенка в семье: учебное пособие – М, 2011
2). Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие – СПб, 2007
3). Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие – М, 2011
4).Каган В.Е. Родителям о половом воспитании – М, 1989
5).Корниенко Д.С. Представления о гендерных различиях у дошкольников – СПб, 2004
6). Чекалина А.А. Гендерная психология: учебное пособие – М, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста
тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...
Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста
Тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...
Социализация детей раннего возраста
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контак...
Социализация детей раннего возраста
Социализация - это процесс постижения правил и обычаев общества. В данной статье рассказывается о том как научить различать подобающее и неприемлимое поведение, как направлять ребенка, что делать в сл...
Игра, как средство социализации детей раннего возраста
Презентация опыта работы по теме: Игра, как средство социализации детей раннего возраста. Игра рядом для ребенка 2-3 лет - это первые шаги по вхождению его в мир социальных ситуаций. В такой игре ребе...
Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".
Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...
Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию групп кратковременного пребывания.
Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию групп кратковременного пребывания....