«Мордовская матрешка»
проект на тему
Предварительный просмотр:
МОРДОВСКАЯ МАТРЕШКА
Матрешка – признанный русский сувенир. Но мастера этого художественного промысла из нашей республики нашли собственный стиль росписи, сблизив его с мордовским орнаментом. Наиболее удачным вариантом мордовской матрешки признана матрешка, производимая в деревне Гавриловке, что в Старошайговском районе.
Издавна гавриловские мужики резали из дерева ложки, другую утварь, необходимую в крестьянском обиходе. Их изделия были хорошо известны в округе. Выпуск же матрешек начался в 1957 году на местном промкомбинате. Первые из них были двух- и трехместными. Два года понадобилось коллективу комбината, чтобы был освоен выпуск 12-местной матрешки.
За опытом мастера ездили на родину матрешки – в город Семенов на Нижегородчине. И поэтому вначале матрешки выполнялись в традиционном русском стиле. Первые образцы национальной матрешки, были разработаны художниками Владимиром Батраковым и Маратом Шаниным. В 1969 году на комбинате было освоено производство новых национальных деревянных сувениров – футляров под напитки «Эрзянка» и «Мокшанка». Они были представлены в экспозиции Всемирной выствки «Экспо-70» в Токио. Мельцанские матрешки, сделанные умелыми руками гавриловских мастеров, экспортировались во многие страны мира: США и Канаду, Германию, Португалию и Швейцарию.
Как же рождается матрешка? Долог ее путь из леса ло прилавка магазина. Основным материалом для изготовления матрешки служит мягкая, белая липа. Вывезенная из леса, она распиливается на чурбаки и высушивается. Крупные чурбаки затем раскалываются механическим колуном (изобретение местных умельцев) и попадают в руки токарей. Мастер берет в руки липовую чурку, закрепляет на станке, и из бесформенного чурбака вначале появляются контуры, а затем и сама матрешка, пока лишь кукла. Потом она разрезается пополам, вычищается середина. Требуется большое мастерство для того, чтобы верхняя половинка заготовки плотно входила в нижнюю. Сначала точатся головки – из сырого материала, затем донышко – из сухого. Это делается для того, чтобы не рассыхалась матрешка. Далее заготовки попадают в цех где на высоких и широких стеллажах сушатся загрунтованные, пока еще безлицовые куклы. Женщины работающие здесь черпают из миски прозрачный кисель (клейстер) и смазывают им всю заготовку для того, чтобы не расходилась краска, не проходила внутрь древесины, дерево не потеряло цвет. Три дня проводят здесь матрешки – три раза подвергаются грунтовке. На четвертый день они «оживают». За них берутся художники которые «одевают» их в национальный мокшанский или эрзянский наряд. Каждая матрешка проходит три операции. Сначала идет на контур. Черной тушью одна из женщин рисует ей лицо, глаза и брови, волосы, руки. На специальном приспособлении – чертилке – по всему периметру наносит линии будущих элементов мокшанской или эрзянской одежды. Другая художница, окунув кисточку в банку с анилиновой краской, расписывает сложный головной убор, шейные и нагрудные украшения. Третья наносит орнамент (имитирует сложный орнамент мордовских рубах, фартука и т.д.). Далее матрешка переходит в руки лакировщиц.
Таким образом мастера с любовью расписывают матрешки по мордовским мотивам.
Ныне «матрешечное» дело в руках частных лиц и отдельных мастеров. Промысловики есть в Ардатовском, Краснослободском и Теньгушевском районах, а изделия мельцанских матрешек используются как образцы в детских художественных школах республики.
Проект «Мордовская матрешка»
В настоящее время детей окружает великое множество игрушек. В большинстве своем все они заграничные: куклы Барби, трансформеры, тетрисы; герои новомодных американских фильмов: Бэтмен Спайдермен. Все эти чуждые ребенку персонажи не учат ни чему разумному, доброму, вечному. Если и развивают, то совсем не в том направлении. Жаль, что многие родители не понимают этого, и свой выбор останавливают на заморских игрушках. Какую неоценимую роль в воспитании подрастающего поколения могла бы сыграть народная игрушка – мордовская матрешка. Наш край славится народными умельцами издавна. Блестящим подтверждением тому служат игрушки мастеров села Подлесная Тавла. Мордовская матрешка – незаслуженно забытая игрушка, красотой и самобытностью являющая ярчайший пример промыслов родного края. Колорит и самобытность мордовской матрешки отражает в себе все национальные особенности мордовской одежды, основных цветов и элементов росписи. Семантика элементов росписи мордовской матрешки включает в себя солярные знаки, отражающие культуру и наследие наших предков, занимавшихся земледелием. Мордовская матрешка – кукла, которая в сюжетно – ролевой игре, познавательно – речевой деятельности, при зрительнотактильном восприятии раскрывает и развивает все положительные стороны личности ребенка, приобщая его к национальной культуре мордвы и прививая интерес, а затем и любовь к народным игрушкам родного края.
Основной идеей проекта «Мордовская матрешка» разработанного воспитателями МДОУ детского сада №93 городского округа Саранск Доронькиной Е. С. и Митрофановой И. Б. стала разносторонняя познавательная и творческая деятельность, направленная на воспитание доброй, чуткой, заботливой, внимательной, умеющей ценить прекрасное, дорожащей культурным наследием родного края и просто любящей свою родную землю личности. Средством к раскрытию проекта стала мордовская матрешка, изучение сведений о ней, более глубокое ознакомление с народной игрушкой в различных видах деятельности.
Цель проекта – формирование у детей интереса к мордовским игрушкам в целом и к мордовским игрушкам в частности, эстетическое развитие, восстановление утраченной связи между поколениями, приобщение к национальной культуре родного края посредством ознакомления с народной игрушкой – мордовской матрешкой. Формирование патриотических чувств и любви к родному краю, воспитание уважения к труду мастеров, изготавливающих неповторимые, самобытные игрушки – мордовские матрешки на основе ярких впечатлений, доступных детям и вызывающих у них сильные положительные эмоции.
Планирование воспитателю – образовательной работы по теме
Младшая и средняя группы
Занаятия: «Основные цвета мордовского орнамента», «Основные элементы мордовского орнамента на полоске».
Беседы: «Народные игрушки», «Знакомство с мордовской матрешкой».
Сюжетные игры: «Наряди матрешку в мордовский наряд», «Найди среди нарядов для матрешки – мордовский».
Заучивание стихотворений: «Мордовская наша матрешка», «Пожелания матрешке». Е. С. Доронькина, И. Б. Митрофанова.
Лепка: «Элементы мордовского орнамента на дощечке».
Рисование: «Мордовский узор», «Фартучек для мордовской матрешки».
Аппликация, конструирование: «Мордовский наряд для матрешки», «Красавицы – мордовские матрешки» (коллективная работа), «Подарок для мордовской матрешки».
Старшая и подготовительная группы
Занятие: «Мордовская наша матрешка».
Ознакомление с окружающим, познавательно – речевое развитие: «Национальная мордовская одежда», заучивание мордовских названий элементов национальной одежды.
Чтение художественной литературы: «Все о мордовской матрешке», «Народные промыслы Мордовии».
Рисование: «Мордовская матрешка – моя любимая игрушка» (восковые мелки+акварель), «Мордовская матрешка идет на праздник» (цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки).
Аппликация: «Разные наряды мордовской матрешки» (работы на цилиндрах из бумаги).
Итогом работы педагогической деятельности в данном направлении стал семинар для специалистов института повышения квалификации.
Проведение интегрированного занятия «Мордовская матрешка».
Группа оформлена в мордовском национальном стиле: на столе, покрытом скатертью с мордовским орнаментом, мордовские матрешки разной величины и с разным орнаментом. Учебную доску по бокам украшают полотенца – рушники с мордовским орнаментом. На доске – силуэт мордовской матрешки для дидактической игры «Наряди мордовскую матрешку» и морфологическая дорожка для закрепления темы. Рядом доска с декоративными разноцветными зажимами для вывешивания готовых детских работ.
Педагог: «Ребят, вы любите играть? Для игр придумано много разных игрушек, но есть среди них одна необычная игрушка.
- Словно репка она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок – глаз.
Кто это? (Мордовская матрешка).
Педагог: «Сегодня мордовская матрешка пришла к нам в гости».
- Здравствуйте, ребята! Зовут меня мордовская матрешка. Все мальчики и девочки играют сейчас в игрушки заграничные: куклы Барби и трансформеры, а про мордовскую матрешку давно забыли.
Педагог: «Ребята, покажем, что мы знаем и любим народную игрушку – мордовскую матрешку».
- Мордовская наша матрешка!
Разрумянилась немножко.
Упирается рука в деревянные бока.
- Будь здоровой, будь счастливой,
Будь как солнышко красивой,
Будь как бабочка игривой,
Будь всегда трудолюбивой
И расти большой - большой!
Вот такой – такой – такой! (Поднимают руки вверх).
Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами будем расписывать силуэт мордовской матрешки. Для этого вспомним, что мордовскую матрешку отличает национальный мордовский наряд.
Дидактическая игра: «Наряди мордовскую матрешку». (На доске силуэт мордовской матрешки, дети по одному одевают элеметы одежды и называют их: панар – Данила, передник – пулай – Кристина, головной убор панго – Рома, бусы – Катя, лицо – Вика.
Педагог: «Назовите цвета, которые чаще встречаются в росписи матрешки?» (Красный, белый, черный). Это основные цвета мордовского орнамента. В мордовском орнаменте используется ряд основных элементов. О себе расскажут сами наши гости.
(Все дети стоят полукругом к гостям лицом):
- Мы – элементы в мордовском орнаменте,
Запомнить по – лучше вы нас не желаете?
Рисуйте, старайтесь, запоминайте
Мордовский узор средь других отличайте!
- Я – ромбик, меня ты, конечно же, знаешь
И нарисуешь, и угадаешь.
- Я – галочка, очень похожа на птичку,
На птичку, совсем еще невеличку.
- Я – крестик, очень простой элемент,
Распишите панар со мною без бед!
- Я – елочка, тоже простой элемент,
Красивее, лучше меня просто нет!
Физкультминутка.
А теперь все по порядку
Начинаем мы зарядку.
Мы – мордовские матрешки,
Разомнем мы ручки – ножки,
Все мы здесь нардные,
Веселые, румяные.
Посмотри, какой наряд,
Каждый видеть будет рад.
Все тихонько приседаем,
До земли мы достаем.
Эй, матрешки, не зеваем,
Свои спинки разомнем!
Мы – матрешки расписные,
Мы – матрешки заводные,
Поразмялись, порезвились
И на стулья опустились.
Педагог: А теперь, прошу, садитесь,
Меж собою не рядитесь,
Спинки держим прямо, ровно,
Чтоб сидеть было удобно.
- Чтоб матрешек нам сегодня расписать,
Много нужно всем уметь и знать,
Показать свое умение должны,
Мастера всегда, везде и всем нужны!
Пальчиковая гимнастика.
- Эй, веселые матрешки,
Разомнем свои ладошки.
Будем пальчики считать,
Упражненья выполнять!
- Начинаем по – порядку,
Пальцы делают зарядку
Будем пальчики считать
И матрешку украшать.
Вейке, кавто, колмо, ниле, веете –
На мордовском знают дети.
На другой руке заметьте –
Вейке, кавто, колмо, ниле, веете.
Сосчитали все по пять,
Чтоб матрешку украшать.
Педагог: «Покажем мордовской матрешке, как мы усвоили все о мордовском орнаменте. В этом нам поможет волшебная дорожка.
Основные цвета – красный, белый, черный (Настя)
Основные элементы – галочка, елочка, ромб, крест (Алена)
Чем будем расписывать – картофельной печаткой и кисточкой (Дима)
Элементы одежды – головной убор – панго, (мордовская рубаха- панар, передник – пулай, бусы в три ряда.
Педагог: «Вспомним правила рисования, рисуем аккуратно, кисть держим тремя пальцами, ворс кисти вниз, в воздухе нарисовали круг, горизонтальный овал, вертикальный овал, маленький кружок, локоть неподвижен, работает толко кисть руки, лист неподвижен, рисуем кончиком кисти, картофельную печатку держим в левой руке, кисть – в правой, не забываем нарисовать матрешке глаза, нос, рот, челку с пробором.
- А теперь не унывайте,
Мастерами побывайте,
Показать свое уменье,
И старанье, и терпенье
Гостье нашей мы должны,
Мастера везде нужны!
(Наглядности завешиваются, включается музыка).
Самостоятельное творчество детей под музыкальное сопровождение. Готовые работы вывешиваются на доску декоративными зажимами. Анализ детских работ совместно с детьми. Затем мальчики, переодетые матрешками в платочках на голове с музыкальными инструментами:
- Вот мордовские матрешки,
Вот девчушки – хохотушки
К нам с частушками пришли,
В дом веселье принесли!
Мы – мордовские матрешки,
До чего ж мы хороши!
Нас ребята из детсада
Расписали от души!
Разных много есть матрешек,
Ну а я – то лучше всех!
Чудо – бусы в три ряда,
Вот какая красота!
На других матрешек глянешь –
Полнота опасная,
А мордовская матрешка
Стройная, прекрасная!
Мы вам очень благодарны,
Что позвали в гости нас.
Будут знать теперь ребята,
Мы – матрешки просто класс!
Педагог: «Спасибо вам ребята за старания, вот вам гостинцы от мордовской матрешки. Эй, волшебный сандучок! Открывай нам свой бочок! (Дети получают поощрительные призы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие «В гости к мордовской матрешке»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Мордовских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать узор ...
Конспект занятия по рисованию в "Мордовские матрешки"
Модель занятия с детьми старшей группы на тему "Мордовские матрешки"...
Матрешка в мордовском национальном костюме.
В нашем ДОУ большое внимание уделяется приобщению детей к культуре народов соседних республик, и в частности, формированию представлений о мордовском декоративно-прикладном искусстве. Хочу представить...
Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к матрешкам»
Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к матрешкам»...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение платья для Матрешки мордовским узором"
Продолжать воспитывть умение украшать предметную основу-платье для Матрешки...
Интегрированное занятие по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Мордовские матрешки»
Интегрированное занятиепо ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Мордовские матрешки»...