Аналитический отчет о проделанной работе за межаттестационный период
учебно-методический материал на тему

Осоченко Ольга Григорьевна

 

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» комбинированного вида

 

 

 

 

Аналитический отчет

о проделанной работе за период

с 2010 по 2015 год

 

 

 

Составитель: Осоченко О. Г.

Должность: воспитатель

 

 

 

ГО ЗАТО Свободный

image2015 год

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Аналитическая часть……………………………………………………………6

2.Проектная часть………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………32

Приложения

 

Введение.

В современных исследованиях, посвящённых проблеме развития и образования детей дошкольного возраста, а так же в образовательных программах одной из приоритетных задач является развитие любознательности, творческой активности и самостоятельности, формирование художественно-эстетических интересов. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности. Познавательные интересы являются и предпосылкой освоения содержания, и его результатом и рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе. Творческая активность является залогом самостоятельности при решении задач, возможностью находить новые способы действий, мыслить нестандартно. На этапе завершения дошкольного образования у ребёнка должна быть сформирована интеллектуальная компетентность, а именно способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; творческие способности, показателем которых являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, экспериментальный характер деятельности. Таким образом, показателем результативности художественно-эстетического развития, согласно Федеральному Государственному Стандарту Дошкольного Образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), является развитие любознательности, воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, исследовательский интерес и творческая активность.

При осуществлении воспитательной работы по развитию старших дошкольников и подготовке их к школьному обучению был реализован принцип интеграции областей. Работа велась одновременно в областях социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, физического развития.

Интеграция образовательных областей помогла мне обеспечить дошкольникам целостное восприятие окружающего мира. Внедрение интеграции в практику моей работы способствовало решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Для осуществления этого принципа мною было разработано календарно-тематическое планирование образовательно-воспитательного процесса.

Область художественно-эстетического развития была приоритетной, так как развитие творческого воображения является залогом формирования позитивного, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, интеграции воспитанника в национальную культуру и формированию у детей целостной картины мира.

При обучении детей художественному творчеству была использована технология ТРИЗ, как позволяющая формировать у ребенка навыки универсальных учебных действий, то есть способности к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта, умения учиться, самостоятельно ставить учебные задачи и находить адекватные способы их решения.

Работа над  проблемой «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ» позволила решить не только проблемы в изобразительной деятельности детей, но и значительно улучшить результаты освоения основной общеобразовательной программы ДОУ. Дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, научились выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам и социальным нормам поведения, проявлять любознательность, самостоятельно объяснять явления природного и социального мира, наблюдать и экспериментировать. Дети обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В работе  по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста  я опираюсь на технологии: Сидорчук Т.А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи», Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», части 1-я и 2-я.

На основе анализа своей педагогической работы мною определены следующие цель и задачи составления аналитического отчета.

Цель: провести анализ результатов работы по созданию условий для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ.

Задачи:

  1. Провести анализ работы в должности воспитатель за межаттестационный период.
  2. Изучить особенности детского изобразительного творчества старших дошкольников.
  3. Разработать и апробировать систему занятий по развитию изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством  освоения  технологии ТРИЗ.
  4. Создать условия для участия родителей в педагогическом процессе, установить партнерские взаимоотношения.

 

 

 

 

 

 

Аналитическая часть.

Изобразительная деятельность предоставляет ребенку богатые возможности для отображения окружающего мира, так как она носит преобразующий и созидательный характер. Я предоставляю детям возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Я учу детей видеть мир, развиваю у них наблюдательность, умение создавать увиденное, развиваю в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать и делать выводы. При этом большое внимание уделяю эмоциям, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Я подталкиваю детей к реализации творческих способностей, помогаю им получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащаю их тактильные ощущения. Я учу детей дошкольного возраста понимать социальную значимость участия в мероприятиях различного уровня, создавать уникальные и своеобразные детские авторские работы. В некоторых конкурсах дети принимали участие совместно с родителями, что является одной из форм работы с родителями в процессе обучения и воспитания детей. Многие родители охотно откликаются на мои обращения и участвуют в творческих конкурсах. Подобные конкурсы сближают детей и родителей, развивают у детей уверенность в своих силах, расширяют кругозор, учат наслаждаться совместной работой, помогают детям чувствовать себя комфортно, а родителям – быть участниками жизни группы и детского сада.

Мои выпускники успешно адаптируются к школе, вне зависимости от системы обучения. Применение в воспитании технологии развивающего обучения ТРИЗ привело к тому, что каждый ребенок умеет и хочет самостоятельно учиться. Дети общительны и доброжелательны, умеют планировать свою деятельность, ставить цель, подбирать источники информации и нужные материалы для ее осуществления. У детей сформированы организованность и исполнительность, которые необходимы для обучения в школе.

Работая с детьми дошкольного возраста, я уделяю большое внимание планированию. Оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанию детей группы, дозировать информационную и физическую нагрузку на детей, регулярно работать над улучшением здоровья детей. С помощью планирования я определяю свои педагогические задачи, распределяю их во времени, продумываю, как организовать развивающую среду, какие подобрать пособия и игрушки. В рамках долгосрочного планирования я определяю цели и задачи на текущий год и основные этапы обучения и воспитания детей, а также этапы их развития, продумываю, как начать работу в начале года, на что обратить внимание в течение года, как привлечь к совместной работе родителей и воспитанников. Краткосрочное планирование осуществляю еженедельно. Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах. Еженедельное планирование провожу по темам. Работа по одной теме может проходить и неделю, и месяц – в зависимости от потребности и усвоения материала детьми. При планировании определяю методы и приемы работы с детьми и родителями. Отдаю предпочтение активным формам совместной деятельности, таким как проектная деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, проблемные, развивающие и обучающие ситуации. При планировании обязательно учитываю интересы и потребности каждого ребенка. Планируя работу с детьми, я предусматриваю развитие ребенка по всем направлениям: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Мною разработаны календарно-перспективные планы по темам: «Формирование этикетного поведения у старших дошкольников», «Формирование у детей навыков ОБЖ», «Организация экспериментальной деятельности в детском саду», «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ», «Работа с родителями в области художественного творчества», «ТРИЗ технологии в процессе воспитания».

Основной задачей своей работы я считаю развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, готовности его к обучению в школе.

Являясь членом творческой группы педагогов детского сада, я разработала рабочую образовательную программу для детей средней группы детского сада, которая направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В своей работе я использую современные образовательные технологии:

  • развивающее обучение, помогающее развивать мышление и творческие способности детей, как основы личности;
  • проблемное обучение, активизирующее мысли детей и приучающее к самостоятельности в процессе познания;
  • здоровьесберегающие технологии, которые помогаю снизить уровень заболеваемости детей, осуществлять профилактику болезней и закаливание;
  • разноуровневое обучение, которое позволяет качественно усвоить программное содержание всем детям;
  • ТРИЗ, позволяющий детям самостоятельно находить способы решения познавательных задач;
  • проектный метод обучения, объединяющий детей и родителей и позволяющий наиболее детально раскрывать актуальные для детей вопросы.

В соответствии с требованиями программы и учетом возрастных возможностей детей каждый год я создаю предметно-развивающую среду, ориентированную на ребенка. Центры активности я наполнила различными пособиями, игрушками, играми и материалами, которые помогают детям успешно развиваться согласно их возрасту. В группе созданы условия для творческой и исследовательской деятельности, обеспечивающие зону ближайшего и перспективного развития ребенка. Результатом моей деятельности по развитию предметной среды группы являются:

  • сертификат участника ежемесячного конкурса «Лучшая авторская дидактическая игра» за пособие: «Забавные шнуровки» на Международном образовательном портале МААМ
  • сертификаты участника I Международного конкурса развивающих пособий «Развиваем мышление и речь» за разработку дидактической игры: «Разговор по телефону» и многофункционального пособия «Кольца Луллия».

Для того чтобы реализовывать современные подходы к образованию детей, я придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип активности, самостоятельности и творчества. Среда в группе создана интенсивно развивающая и провоцирует возникновение и развитие познавательных процессов ребенка.
  • принцип стабильности и динамичности развивающей среды. Постоянно и планомерно происходит насыщение и реорганизация среды, так как с каждой новой темой часть материалов добавляю, либо заменяю.
  • принцип гибкого зонирования. Жизненное пространство в группе планирую в виде непересекающихся центров активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  • принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  • принцип открытости-закрытости.
  • принцип учета половых и возрастных отличий детей.

Таким образом, выстраивая предметно-развивающую среду, я стараюсь помнить, какую большую роль играет в воспитании детей обстановка, в которой они находятся.

Многие задачи, которые я решаю в процессе своей деятельности, нацелены на сохранение детского здоровья. Особенно я выделяю следующие направления: медико-профилактическое, физкультурно-оздоровительное, обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережение и здоровьеобогащение, валеологическое просвещение родителей.

Участие родителей является неотъемлемой частью воспитания. Я привлекаю родителей к сотрудничеству, рассказываю об успехах детей, объясняю проблемы ребенка, помогаю обозначить и согласовать пути их решения. Я являюсь связующим звеном между специалистами детского сада и родителями.

Для более успешного сотрудничества я использую такие формы работы с родителями, как совместные проекты, практикумы, выставки. Мною составлены консультации для родителей на различные темы:

  • Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников
  • Изодеятельность в семейном воспитании.
  • «Как организовать домашние занятия по рисованию»
  • «Нетрадиционные формы рисования. «Если дома нет кисточки»
  • «Полезные советы для родителей»
  • «Каким  приемам работы с материалами вы можете обучить своего ребенка?»
  • «Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию»
  • «Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
  • «Роль изобразительной деятельности»
  • «Для  развития дошкольника»
  • «Советы родителям по изодеятельности»
  • «Как украсить дом к новому году»

Мною разработаны проекты с участием детей и родителей:

  • Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования  в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами
  • «Матрешка – душа России»
  • «Вода – самый удивительный минерал Земли»

Также я провела семинары-практикумы на тему:

  • "Волшебные кисточки"
  • «Изготовление поделок из бумаги, их использование в играх детей»
  • «Организация пространства на занятиях по художественному творчеству»
  • «Материалы для рисования и способы их использования. Техника рисования»

В рамках обучения детей нетрадиционным техникам рисования были проведены мастерские с родителями:

  • «Рисуем всей семьёй»
  • « Создание родителями галереи творчества».
  • «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»

Результатом работы по данной теме явились открытые занятия:

  • «Путешествие в страну красок»
  • «Путешествие в подводное царство»
  • «Знакомство  дошкольников с искусством (портретом)»

Помимо этого я использую такие формы работы с родителями, как выставки, родительские собрания, анкетирование, праздники и вечера развлечений, индивидуальные беседы и консультации, наглядно-информационные формы работы, которые позволяют родителям получить информацию в родительском уголке.

Взаимодействие и сотрудничество детей и родителей дало положительные результаты: на 12% возросла активность и участие взрослых в совместных мероприятиях. В прошлом учебном году совместно с воспитанниками и родителями, мною организованы и проведены акции: «Подарок ветеранам» и «День Добрых дел».

С 2010-2014  год я руководила кружком «Волшебные краски».

Цель моей деятельности в данном направлении: развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Результат работы данного кружка заключается в том, что у 80 % детей развито образное эстетическое восприятие, образные представления, 92% детей применяют ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации, используют выразительные средства; у 93% детей сформировано умение строить композицию рисунка, передавать сюжеты,  как народных сказок, так и авторских произведений.

При организации непосредственной образовательной деятельности я обращаю внимание на нравственные качества личности, стараюсь устанавливать дружеские контакты с детьми, организую совместную коллективную деятельность, провожу диагностику личности каждого ребенка (способности, темперамент, характер, психические состояния ребенка). Наблюдаю и изучаю дошкольников в ходе разнообразной деятельности: рисовании, лепки, аппликации.

При организации работы с детьми по обучению изображения в нетрадиционных техниках рисования с целью индивидуализации педагогического процесса использую следующие компоненты детской субкультуры:

  • Оформление предметно-развивающей среды (стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в районных конкурсах, выставках рисунков дошкольников)
  • Социоигровые подходы;
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологии моделирования образовательного пространства (работа в режиме смены динамических поз)
  • Коррекционные технологии (цветотерапия, смехотерапия, арт – терапия)
  • Физкультурно-оздоровительные (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика)
  • Педагогические технологии активной сенсорно-развивающей среды (системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей)
  • Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (создание эмоциональной комфортности ребёнка, обеспечение позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками)
  • Информационно-коммуникативные технологии (для проведения тестирования, создания презентаций)
  • Проектный метод (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой)
  • Метод графического моделирования (совместная деятельность педагога и детей по построению моделей).

Являясь членом творческой группы педагогов детского сада я выступила на семинаре «Организация разнообразных форм работы с детьми» с темой «Мастерская». Для этого мною была оформлена презентация  в программе Power Point.

С целью обмена педагогическим опытом я создала страничку в международном русскоязычном социальном образовательном интернет – проекте МААМ. ru, на всероссийском сетевом издании Дошкольник.РФ, в социальной сети работников образования nsportal.ru. Имею персональный блог на МААМ. ru. и ряд свидетельств о публикации.

В 2014г принимала участие во Всероссийском конкурсе «Звездочка в ладошке», а результат-диплом и сертификат за представление своего педагогического опыта, методическая разработка родительского собрания в рамках темы: «Скоро в школу мы пойдем!»;

- 2014г – награждена дипломом первой степени, за победу в Международном конкурсе «Веселая прогулка»;

- 2014г – награждена сертификатом участника ежемесячного конкурса «Лучшая авторская дидактическая игра» за пособие: «Забавные шнуровки» на Международном образовательном портале МААМ;

- 2014г - награждена сертификатом участника ежемесячного конкурса «Лучший сценарий праздника»  на Международном образовательном портале МААМ;

- 2014г  - награждена сертификатом участника ежемесячного конкурса «Лучший конспект занятия» на Международном образовательном портале МААМ.

- 2015г - награждена сертификатом участника ежемесячного конкурса «Лучшая стенгазета. Братья наши меньшие» на Международном образовательном портале МААМ.

В своей работе с детьми эффективно использую программы PowerPoint и Paint, которые приводит к ряду положительных эффектов при объяснении нового материала или закреплении изученного: обогащают непосредственно – образовательную деятельность эмоциональной окрашенностью, облегчают процесс усвоения, возбуждают интерес к рисованию, лепке и аппликации, расширяют кругозор, повышают производительность труда воспитанников. Так же при объяснении нового материала я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), проектируя их на большой экран.

Владение интерактивными технологиями позволяет мне сделать познавательный процесс у воспитанников более интересным и эффективным. Мною созданы интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста:

  • «Определи жанр рисунка»
  • «Подбери инструменты к изображению»
  • «Найди героев картины»

Для более эффективного обучения детей особенностям народного творчества я подобрала цикл видеороликов, наглядно раскрывающий особенности изображения различных жанров:

  • «Гжель»
  • «Городецкая роспись»
  • «Дымковская игрушка»
  • «Жостовская роспись»
  • «Палехская роспись»
  • «Компьютерные рисунки»
  • «Волшебные ладошки»

Результативность деятельности воспитанников представлена через участие в конкурсах и фестивалях различного уровня: международные («Мы за мир», «Осенние фантазии», «Болеем за Россию», «Я знаю правила дорожного движения», «Кормушка для пичужки», «Маленькой елочке холодно зимой», «Моя мама», «Весеннее настроение», «Подарок для папы»); всероссийские («Звездочка в ладошке», «Иллюстрация к русской народной сказке»); городские («Умники и умницы», «Маленькие звездочки»).

Владение современными информационными технологиями помогает мне строить свою работу не только с педагогами, но и с родителями и детьми. В рамках работы с родителями мною были выпущены буклеты для родителей:

  • «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»
  • «Воспитание дружеских отношений в игре»
  • «Игрушка»
  • «Как воспитать патриота»
  • «XXII олимпийские игры»
  • «Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников»
  • «Права и обязанности участников образовательного процесса»
  • «Правила для родителей»
  • «Чистая вода – жизнь»

В рамках работы с педагогами мною созданы презентации:

  • «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
  • «Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций как личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования».
  • «Создание здоровьесберегающей среды в детских дошкольных организациях»
  • «Индивидуальная работа с ребёнком дошкольного возраста»
  • «Особенности проявления детской агрессивности»
  • «Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях»
  • «Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка»

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях особое значение я придаю теории решения изобретательских задач.  Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

Методику решения изобретательских задач можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Я считаю, что каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.

Технология Теория решения изобретательских задач пользуется многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Ее использование позволяет мне развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества детьми. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Основным направлением педагогической деятельности в межаттестационный период являлось: развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ.

С целью реализации поставленных целей и задач в работе с детьми эффективно применялись технологии:  Сидорчук Т.А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи», Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простых занятий к сложным занятиям.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Задачи в работе с детьми:

  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес к рисованию в нетрадиционных техниках.
  • Развивать творчество, фантазию.
  • Активизировать детей при выборе тематики.
  • Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
  • Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  • Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке. 

С целью реализации поставленных задач в ходе организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в межаттестационный период была проведена следующая работа:

  • Разработано и составлено  перспективно-тематическое  планирование по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ;
  • Составлены картотеки: бесед, дидактических и подвижных игр, проблемных ситуаций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Разработаны и проведены тематические вечера и развлечения: «Сказки - наши друзья», «Снежная сказка», «Ловкие, сильные, смелые», «Защитники родного отечества», «Осенний бал». Которые способствовали обогащению детей яркими впечатлениями, обеспечению эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
  • В совместной образовательной деятельности с дошкольниками использовались творческие проблемные задания по темам: «Что было бы, если люди не умели рисовать», «Я бы изобрел машину времени…», «Можно ли разговаривать с природой?», что способствовало развитию логического мышления, представления, воображения.
  • Проведены календарно-обрядовые праздники, которые способствовали знакомству детей с русскими традициями, обрядами народных праздников: «Осенины» (2012г.), «Рождество» (2013г.), «Масленица» (2014г.).
  • Составлен и реализован ряд проектов: «Русские народные традиции и обычаи», «Мы будущие защитники отечества», «Ожившая сказка», «Зимушка-зима» результатом которых стало оформление тематических выставок.

Для включения изобразительного творчества в повседневную жизнь детей была изменена и дополнена развивающая предметно-пространственная среда группы. В интерьер были включены элементы русского декоративно-прикладного искусства, панно, ширмы, наглядный и дидактический материал в игровых уголках, различные виды театров, в книжном уголке представлены любимые детские книги со сказками, а также различный иллюстрированный материал.

Важным отличием работы по развитию изобразительного творчества детей является взаимодействие с семьями воспитанников. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития изобразительного творчества каждого ребенка группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников использовались следующие формы работы:

  • Анкетирование родителей;
  • Оформление родительских уголков;
  • Выставка детских работ «Осень золотая»,
  • Консультирование,
  • Родительские собрания: «Наши результаты»,  «Роль  технологии ТРИЗ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
  • Семинары-практикумы,
  • Мастер-классы,
  • Акции: «Подарок ветеранам» и «День Добрых дел».

 

В процессе такого тесного взаимодействия родители лучше начинают понимать своих детей, интересуются их проблемами и проблемами дошкольного учреждения. Принимают активное участие в выборе форм и методов работы с детьми. Результатом нашего сотрудничества можно считать:

  • Помощь в совершенствовании предметно-развивающей среды на протяжении всего межаттестационного периода;
  • Участие родителей в праздниках, выставках семейных рисунков и поделок, создание альбомов;
  • Совместно с родителями в группе собрана коллекция работ русских художников.

Накопленный опыт в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ, позволил провести цикл консультаций с педагогическим коллективом детского сада «Современные технологии развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста».

По итогам работы был проведен педагогический мониторинг комплекса умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А., который показал следующие результаты:

- 85% детей проявляют творчество в рисовании и успешно используют средства выразительности;

- 90% свободно владеют материалами и инструментами для рисования;

-  65% детей умеют правильно отображать содержание рисунка;

- 50 % детей владеют особенностями различных жанров;

- 95 % детей самостоятельно могут подбирать элементы декора в работе;

- 80 % детей умеют оценивать и составлять эстетическое суждение о рисунках;

- 95 % детей умеют креативно мыслить и создавать художественный образ.

Также был проведен комплексный мониторинг развития детей по программе «Успех», который отразил положительную динамику в развитии детей старшей группы.

Таким образом, осуществление комплексной воспитательной работы с детьми с приоритетным направлением «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ» привело к значительному повышению показателей не только по направлению художественно-эстетическое развитие, но и в других образовательных областях.

Проектная часть

По итогам учебного года был проведен мониторинг развития детей старшей разновозрастной группы, который показал наличие положительной динамики в сравнении с предыдущими результатами. Мониторинг также позволил выявить проблемы в развитии  детей, которые состоят в умении правильно строить речевое взаимодействие, планировать деятельность в речи, строить монологическую речь. Эти проблемы требуют комплексного подхода в своем решении, поэтому в следующий межаттестационный период я хочу исследовать тему «Технология ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

Проблема развития речи и познавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем.

Цель исследования: создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредствам использования технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ.

Задачи:

  • Спроектировать систему работы по речевому развитию дошкольников с использованием технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ;
  • Составить перспективное планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ;
  • Повысить уровень родительской компетентности в области речевого развития детей дошкольного возраста через консультации, мастер-классы.

Для осуществления деятельности по выбранному направлению я составила план предстоящей работы:

Этапы

Содержание деятельности

Сроки выполнения

1.Подготовительный

1.Изучение современных подходов к речевому развитию дошкольников.

2.Выявление отношения родителей к затронутой проблеме.

3.Обработка данных проведенного опроса родителей.

Апрель 2015г.- Май 2015г.

2.Теоретико-практический

1.Создание банка диагностических материалов, необходимых для отслеживания уровня речевого воспитания дошкольников.

2.Разработка рабочей программы деятельности со всеми субъектами образовательного процесса по теме исследования.

3.Подготовка необходимых наглядных, дидактических пособий и методических материалов, необходимых для работы с детьми и родителями.

4.Изменение содержания предметно-развивающей среды.

Июнь 2015г. – Август 2015г.

3.Внедренческий

1.Внедрение рабочей программы.

2.Внесение необходимых корректировок в содержание образовательного процесса.

3.Совершенствование предметно-развивающей среды.

4.Организация и проведение промежуточной диагностики и социальных опросов.

5.Повышение педагогической квалификации, в том числе в рамках исследуемой темы.

6.Презентация полученных результатов на районном, городском уровне.

Сентябрь 2015г. – Сентябрь 2019г.

4Итогово-аналитический

1.Проведение итогового мониторинга и опроса родителей.

2.Составление аналитического отчета о проделанной работе.

Октябрь 2019г. – Март 2020г.

 

 

 

 

Заключение

       Анализ результатов моей деятельности за межаттестационный период показал, что задачи, которые я ставила перед собой,  выполнены:

  • педагогическая деятельность по обучению детей изображению в различных техниках рисования  спланирована  с применением методов ТРИЗ;
  • разработана и апробирована система занятий по развитию изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством  освоения  технологии ТРИЗ;
  • созданы условия для участия родителей в педагогическом процессе, установлены партнерские взаимоотношения;
  • проведен мониторинг для определения эффективности педагогического воздействия;
  • спроектирована педагогическая  деятельность по  развитию речи дошкольников средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии на межаттестационный период 2015-2019 г.г.

    Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

    Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Применение технологии ТРИЗ при развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста привело к значительным результатам:

  • у детей усилился интерес к занятиям, появилось желание к взаимодействию, готовность к совместному решению;
  • изменился характер отношения к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности, восприятие его с позиции равенства, добровольность при объединении, равнозначность и дополнительность участия в сотрудничестве;
  • развилось владение нетрадиционными способами действий и умение самостоятельно выбирать адекватный ситуации способ решения творческих и познавательных задач;
  • дети научились выбирать свою позицию во взаимодействии, определять, какую часть работы они могут осуществлять при выполнении совместных действий;
  • стало свободным применение различных техник изображения предметов и явлений действительности;
  • творческая активность детей стала осознанной и проявляется во всех видах деятельности.

      Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

       Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

          Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

          Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Применение технологии ТРИЗ при обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста оказалось эффективным и целесообразным для проведения дальнейшей деятельности.

 

 

Список литературы

Нормативные документы:

  1. Закон РФ «Об образовании»; М., 2013.
  2. Закон «Об образовании Свердловской области»; в редакции от 08.06.2012.
  3. Конвенция о правах ребенка; М., 1998.
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. От 23.11.2009.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. От 01.01.2014.
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Екатеринбург, 2013.

Методическая литература:

  1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
  4. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
  5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
  6. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
  7. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
  8. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
  9. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003
  10. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
  11. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
  12. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003
  13. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006.
  14. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
  15. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
  16. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
  17. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
  18. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.
  19. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
  20. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  21. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
  22. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
  23. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
  24. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
  25. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
  26. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
  27. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.
  28. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
  29. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.
  30. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
  31. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.
  32. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
  33. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
  34. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.
  35. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Коаткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.
  36. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
  37. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.
  38. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.
  39. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
  40. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
  41. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.
  42. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  43. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет от проделанной работе

Отчет по итогам учебного года в старшей группе...

Аналитический отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год.

Краткое описание, проделанной работы за год с детьми младшей группы....

Аналитический отчет о проделанной работе в младшей группе.

Аналитический отчет о проделанной работе в младшей группе за 2015-2016 гг....

Аналитический отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год

Отчет  воспитателя о проделанной работе за 2015-2016 учебный год...

Аналитический отчет о проделанной работе в средней группе № 6 «Сказка» за 2015-2016 учебный год.

Средний дошкольный период является очень важным этапом в жизни ребёнка. Это период интенсивного развития и роста детского организма.На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совер...

Аналитический отчет о проделанной работе в подготовительной группе "Незабудка" 2016-2017 год

Презентация проделанной работы в подготовительной группе "Незабудка" 2016-2017 год...