Аналитический отчет о проделанной работе за межаттестационный период
учебно-методический материал на тему
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» комбинированного вида
Аналитический отчет
о проделанной работе за период
с 2010 по 2015 год
Составитель: Осоченко О. Г.
Должность: воспитатель
ГО ЗАТО Свободный
2015 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Аналитическая часть……………………………………………………………6
2.Проектная часть………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения
Введение.
В современных исследованиях, посвящённых проблеме развития и образования детей дошкольного возраста, а так же в образовательных программах одной из приоритетных задач является развитие любознательности, творческой активности и самостоятельности, формирование художественно-эстетических интересов. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности. Познавательные интересы являются и предпосылкой освоения содержания, и его результатом и рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе. Творческая активность является залогом самостоятельности при решении задач, возможностью находить новые способы действий, мыслить нестандартно. На этапе завершения дошкольного образования у ребёнка должна быть сформирована интеллектуальная компетентность, а именно способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; творческие способности, показателем которых являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, экспериментальный характер деятельности. Таким образом, показателем результативности художественно-эстетического развития, согласно Федеральному Государственному Стандарту Дошкольного Образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), является развитие любознательности, воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, исследовательский интерес и творческая активность.
При осуществлении воспитательной работы по развитию старших дошкольников и подготовке их к школьному обучению был реализован принцип интеграции областей. Работа велась одновременно в областях социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, физического развития.
Интеграция образовательных областей помогла мне обеспечить дошкольникам целостное восприятие окружающего мира. Внедрение интеграции в практику моей работы способствовало решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Для осуществления этого принципа мною было разработано календарно-тематическое планирование образовательно-воспитательного процесса.
Область художественно-эстетического развития была приоритетной, так как развитие творческого воображения является залогом формирования позитивного, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, интеграции воспитанника в национальную культуру и формированию у детей целостной картины мира.
При обучении детей художественному творчеству была использована технология ТРИЗ, как позволяющая формировать у ребенка навыки универсальных учебных действий, то есть способности к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта, умения учиться, самостоятельно ставить учебные задачи и находить адекватные способы их решения.
Работа над проблемой «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ» позволила решить не только проблемы в изобразительной деятельности детей, но и значительно улучшить результаты освоения основной общеобразовательной программы ДОУ. Дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, научились выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам и социальным нормам поведения, проявлять любознательность, самостоятельно объяснять явления природного и социального мира, наблюдать и экспериментировать. Дети обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В работе по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста я опираюсь на технологии: Сидорчук Т.А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи», Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», части 1-я и 2-я.
На основе анализа своей педагогической работы мною определены следующие цель и задачи составления аналитического отчета.
Цель: провести анализ результатов работы по созданию условий для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ.
Задачи:
- Провести анализ работы в должности воспитатель за межаттестационный период.
- Изучить особенности детского изобразительного творчества старших дошкольников.
- Разработать и апробировать систему занятий по развитию изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ.
- Создать условия для участия родителей в педагогическом процессе, установить партнерские взаимоотношения.
Аналитическая часть.
Изобразительная деятельность предоставляет ребенку богатые возможности для отображения окружающего мира, так как она носит преобразующий и созидательный характер. Я предоставляю детям возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Я учу детей видеть мир, развиваю у них наблюдательность, умение создавать увиденное, развиваю в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать и делать выводы. При этом большое внимание уделяю эмоциям, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Я подталкиваю детей к реализации творческих способностей, помогаю им получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащаю их тактильные ощущения. Я учу детей дошкольного возраста понимать социальную значимость участия в мероприятиях различного уровня, создавать уникальные и своеобразные детские авторские работы. В некоторых конкурсах дети принимали участие совместно с родителями, что является одной из форм работы с родителями в процессе обучения и воспитания детей. Многие родители охотно откликаются на мои обращения и участвуют в творческих конкурсах. Подобные конкурсы сближают детей и родителей, развивают у детей уверенность в своих силах, расширяют кругозор, учат наслаждаться совместной работой, помогают детям чувствовать себя комфортно, а родителям – быть участниками жизни группы и детского сада.
Мои выпускники успешно адаптируются к школе, вне зависимости от системы обучения. Применение в воспитании технологии развивающего обучения ТРИЗ привело к тому, что каждый ребенок умеет и хочет самостоятельно учиться. Дети общительны и доброжелательны, умеют планировать свою деятельность, ставить цель, подбирать источники информации и нужные материалы для ее осуществления. У детей сформированы организованность и исполнительность, которые необходимы для обучения в школе.
Работая с детьми дошкольного возраста, я уделяю большое внимание планированию. Оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанию детей группы, дозировать информационную и физическую нагрузку на детей, регулярно работать над улучшением здоровья детей. С помощью планирования я определяю свои педагогические задачи, распределяю их во времени, продумываю, как организовать развивающую среду, какие подобрать пособия и игрушки. В рамках долгосрочного планирования я определяю цели и задачи на текущий год и основные этапы обучения и воспитания детей, а также этапы их развития, продумываю, как начать работу в начале года, на что обратить внимание в течение года, как привлечь к совместной работе родителей и воспитанников. Краткосрочное планирование осуществляю еженедельно. Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах. Еженедельное планирование провожу по темам. Работа по одной теме может проходить и неделю, и месяц – в зависимости от потребности и усвоения материала детьми. При планировании определяю методы и приемы работы с детьми и родителями. Отдаю предпочтение активным формам совместной деятельности, таким как проектная деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, проблемные, развивающие и обучающие ситуации. При планировании обязательно учитываю интересы и потребности каждого ребенка. Планируя работу с детьми, я предусматриваю развитие ребенка по всем направлениям: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Мною разработаны календарно-перспективные планы по темам: «Формирование этикетного поведения у старших дошкольников», «Формирование у детей навыков ОБЖ», «Организация экспериментальной деятельности в детском саду», «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ», «Работа с родителями в области художественного творчества», «ТРИЗ технологии в процессе воспитания».
Основной задачей своей работы я считаю развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, готовности его к обучению в школе.
Являясь членом творческой группы педагогов детского сада, я разработала рабочую образовательную программу для детей средней группы детского сада, которая направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
В своей работе я использую современные образовательные технологии:
- развивающее обучение, помогающее развивать мышление и творческие способности детей, как основы личности;
- проблемное обучение, активизирующее мысли детей и приучающее к самостоятельности в процессе познания;
- здоровьесберегающие технологии, которые помогаю снизить уровень заболеваемости детей, осуществлять профилактику болезней и закаливание;
- разноуровневое обучение, которое позволяет качественно усвоить программное содержание всем детям;
- ТРИЗ, позволяющий детям самостоятельно находить способы решения познавательных задач;
- проектный метод обучения, объединяющий детей и родителей и позволяющий наиболее детально раскрывать актуальные для детей вопросы.
В соответствии с требованиями программы и учетом возрастных возможностей детей каждый год я создаю предметно-развивающую среду, ориентированную на ребенка. Центры активности я наполнила различными пособиями, игрушками, играми и материалами, которые помогают детям успешно развиваться согласно их возрасту. В группе созданы условия для творческой и исследовательской деятельности, обеспечивающие зону ближайшего и перспективного развития ребенка. Результатом моей деятельности по развитию предметной среды группы являются:
- сертификат участника ежемесячного конкурса «Лучшая авторская дидактическая игра» за пособие: «Забавные шнуровки» на Международном образовательном портале МААМ
- сертификаты участника I Международного конкурса развивающих пособий «Развиваем мышление и речь» за разработку дидактической игры: «Разговор по телефону» и многофункционального пособия «Кольца Луллия».
Для того чтобы реализовывать современные подходы к образованию детей, я придерживаюсь следующих принципов:
- принцип активности, самостоятельности и творчества. Среда в группе создана интенсивно развивающая и провоцирует возникновение и развитие познавательных процессов ребенка.
- принцип стабильности и динамичности развивающей среды. Постоянно и планомерно происходит насыщение и реорганизация среды, так как с каждой новой темой часть материалов добавляю, либо заменяю.
- принцип гибкого зонирования. Жизненное пространство в группе планирую в виде непересекающихся центров активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
- принцип открытости-закрытости.
- принцип учета половых и возрастных отличий детей.
Таким образом, выстраивая предметно-развивающую среду, я стараюсь помнить, какую большую роль играет в воспитании детей обстановка, в которой они находятся.
Многие задачи, которые я решаю в процессе своей деятельности, нацелены на сохранение детского здоровья. Особенно я выделяю следующие направления: медико-профилактическое, физкультурно-оздоровительное, обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережение и здоровьеобогащение, валеологическое просвещение родителей.
Участие родителей является неотъемлемой частью воспитания. Я привлекаю родителей к сотрудничеству, рассказываю об успехах детей, объясняю проблемы ребенка, помогаю обозначить и согласовать пути их решения. Я являюсь связующим звеном между специалистами детского сада и родителями.
Для более успешного сотрудничества я использую такие формы работы с родителями, как совместные проекты, практикумы, выставки. Мною составлены консультации для родителей на различные темы:
- Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников
- Изодеятельность в семейном воспитании.
- «Как организовать домашние занятия по рисованию»
- «Нетрадиционные формы рисования. «Если дома нет кисточки»
- «Полезные советы для родителей»
- «Каким приемам работы с материалами вы можете обучить своего ребенка?»
- «Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию»
- «Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
- «Роль изобразительной деятельности»
- «Для развития дошкольника»
- «Советы родителям по изодеятельности»
- «Как украсить дом к новому году»
Мною разработаны проекты с участием детей и родителей:
- Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами
- «Матрешка – душа России»
- «Вода – самый удивительный минерал Земли»
Также я провела семинары-практикумы на тему:
- "Волшебные кисточки"
- «Изготовление поделок из бумаги, их использование в играх детей»
- «Организация пространства на занятиях по художественному творчеству»
- «Материалы для рисования и способы их использования. Техника рисования»
В рамках обучения детей нетрадиционным техникам рисования были проведены мастерские с родителями:
- «Рисуем всей семьёй»
- « Создание родителями галереи творчества».
- «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»
Результатом работы по данной теме явились открытые занятия:
- «Путешествие в страну красок»
- «Путешествие в подводное царство»
- «Знакомство дошкольников с искусством (портретом)»
Помимо этого я использую такие формы работы с родителями, как выставки, родительские собрания, анкетирование, праздники и вечера развлечений, индивидуальные беседы и консультации, наглядно-информационные формы работы, которые позволяют родителям получить информацию в родительском уголке.
Взаимодействие и сотрудничество детей и родителей дало положительные результаты: на 12% возросла активность и участие взрослых в совместных мероприятиях. В прошлом учебном году совместно с воспитанниками и родителями, мною организованы и проведены акции: «Подарок ветеранам» и «День Добрых дел».
С 2010-2014 год я руководила кружком «Волшебные краски».
Цель моей деятельности в данном направлении: развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Результат работы данного кружка заключается в том, что у 80 % детей развито образное эстетическое восприятие, образные представления, 92% детей применяют ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации, используют выразительные средства; у 93% детей сформировано умение строить композицию рисунка, передавать сюжеты, как народных сказок, так и авторских произведений.
При организации непосредственной образовательной деятельности я обращаю внимание на нравственные качества личности, стараюсь устанавливать дружеские контакты с детьми, организую совместную коллективную деятельность, провожу диагностику личности каждого ребенка (способности, темперамент, характер, психические состояния ребенка). Наблюдаю и изучаю дошкольников в ходе разнообразной деятельности: рисовании, лепки, аппликации.
При организации работы с детьми по обучению изображения в нетрадиционных техниках рисования с целью индивидуализации педагогического процесса использую следующие компоненты детской субкультуры:
- Оформление предметно-развивающей среды (стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в районных конкурсах, выставках рисунков дошкольников)
- Социоигровые подходы;
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии моделирования образовательного пространства (работа в режиме смены динамических поз)
- Коррекционные технологии (цветотерапия, смехотерапия, арт – терапия)
- Физкультурно-оздоровительные (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика)
- Педагогические технологии активной сенсорно-развивающей среды (системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей)
- Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (создание эмоциональной комфортности ребёнка, обеспечение позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками)
- Информационно-коммуникативные технологии (для проведения тестирования, создания презентаций)
- Проектный метод (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой)
- Метод графического моделирования (совместная деятельность педагога и детей по построению моделей).
Являясь членом творческой группы педагогов детского сада я выступила на семинаре «Организация разнообразных форм работы с детьми» с темой «Мастерская». Для этого мною была оформлена презентация в программе Power Point.
С целью обмена педагогическим опытом я создала страничку в международном русскоязычном социальном образовательном интернет – проекте МААМ. ru, на всероссийском сетевом издании Дошкольник.РФ, в социальной сети работников образования nsportal.ru. Имею персональный блог на МААМ. ru. и ряд свидетельств о публикации.
В 2014г принимала участие во Всероссийском конкурсе «Звездочка в ладошке», а результат-диплом и сертификат за представление своего педагогического опыта, методическая разработка родительского собрания в рамках темы: «Скоро в школу мы пойдем!»;
- 2014г – награждена дипломом первой степени, за победу в Международном конкурсе «Веселая прогулка»;
- 2014г – награждена сертификатом участника ежемесячного конкурса «Лучшая авторская дидактическая игра» за пособие: «Забавные шнуровки» на Международном образовательном портале МААМ;
- 2014г - награждена сертификатом участника ежемесячного конкурса «Лучший сценарий праздника» на Международном образовательном портале МААМ;
- 2014г - награждена сертификатом участника ежемесячного конкурса «Лучший конспект занятия» на Международном образовательном портале МААМ.
- 2015г - награждена сертификатом участника ежемесячного конкурса «Лучшая стенгазета. Братья наши меньшие» на Международном образовательном портале МААМ.
В своей работе с детьми эффективно использую программы PowerPoint и Paint, которые приводит к ряду положительных эффектов при объяснении нового материала или закреплении изученного: обогащают непосредственно – образовательную деятельность эмоциональной окрашенностью, облегчают процесс усвоения, возбуждают интерес к рисованию, лепке и аппликации, расширяют кругозор, повышают производительность труда воспитанников. Так же при объяснении нового материала я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), проектируя их на большой экран.
Владение интерактивными технологиями позволяет мне сделать познавательный процесс у воспитанников более интересным и эффективным. Мною созданы интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста:
- «Определи жанр рисунка»
- «Подбери инструменты к изображению»
- «Найди героев картины»
Для более эффективного обучения детей особенностям народного творчества я подобрала цикл видеороликов, наглядно раскрывающий особенности изображения различных жанров:
- «Гжель»
- «Городецкая роспись»
- «Дымковская игрушка»
- «Жостовская роспись»
- «Палехская роспись»
- «Компьютерные рисунки»
- «Волшебные ладошки»
Результативность деятельности воспитанников представлена через участие в конкурсах и фестивалях различного уровня: международные («Мы за мир», «Осенние фантазии», «Болеем за Россию», «Я знаю правила дорожного движения», «Кормушка для пичужки», «Маленькой елочке холодно зимой», «Моя мама», «Весеннее настроение», «Подарок для папы»); всероссийские («Звездочка в ладошке», «Иллюстрация к русской народной сказке»); городские («Умники и умницы», «Маленькие звездочки»).
Владение современными информационными технологиями помогает мне строить свою работу не только с педагогами, но и с родителями и детьми. В рамках работы с родителями мною были выпущены буклеты для родителей:
- «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»
- «Воспитание дружеских отношений в игре»
- «Игрушка»
- «Как воспитать патриота»
- «XXII олимпийские игры»
- «Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников»
- «Права и обязанности участников образовательного процесса»
- «Правила для родителей»
- «Чистая вода – жизнь»
В рамках работы с педагогами мною созданы презентации:
- «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
- «Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций как личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования».
- «Создание здоровьесберегающей среды в детских дошкольных организациях»
- «Индивидуальная работа с ребёнком дошкольного возраста»
- «Особенности проявления детской агрессивности»
- «Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях»
- «Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка»
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях особое значение я придаю теории решения изобретательских задач. Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
Методику решения изобретательских задач можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.
Я считаю, что каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.
Технология Теория решения изобретательских задач пользуется многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Ее использование позволяет мне развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества детьми. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Основным направлением педагогической деятельности в межаттестационный период являлось: развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ.
С целью реализации поставленных целей и задач в работе с детьми эффективно применялись технологии: Сидорчук Т.А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи», Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
Свою работу строю на следующих принципах:
- От простых занятий к сложным занятиям.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Задачи в работе с детьми:
- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес к рисованию в нетрадиционных техниках.
- Развивать творчество, фантазию.
- Активизировать детей при выборе тематики.
- Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
- Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
С целью реализации поставленных задач в ходе организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в межаттестационный период была проведена следующая работа:
- Разработано и составлено перспективно-тематическое планирование по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ;
- Составлены картотеки: бесед, дидактических и подвижных игр, проблемных ситуаций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Разработаны и проведены тематические вечера и развлечения: «Сказки - наши друзья», «Снежная сказка», «Ловкие, сильные, смелые», «Защитники родного отечества», «Осенний бал». Которые способствовали обогащению детей яркими впечатлениями, обеспечению эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
- В совместной образовательной деятельности с дошкольниками использовались творческие проблемные задания по темам: «Что было бы, если люди не умели рисовать», «Я бы изобрел машину времени…», «Можно ли разговаривать с природой?», что способствовало развитию логического мышления, представления, воображения.
- Проведены календарно-обрядовые праздники, которые способствовали знакомству детей с русскими традициями, обрядами народных праздников: «Осенины» (2012г.), «Рождество» (2013г.), «Масленица» (2014г.).
- Составлен и реализован ряд проектов: «Русские народные традиции и обычаи», «Мы будущие защитники отечества», «Ожившая сказка», «Зимушка-зима» результатом которых стало оформление тематических выставок.
Для включения изобразительного творчества в повседневную жизнь детей была изменена и дополнена развивающая предметно-пространственная среда группы. В интерьер были включены элементы русского декоративно-прикладного искусства, панно, ширмы, наглядный и дидактический материал в игровых уголках, различные виды театров, в книжном уголке представлены любимые детские книги со сказками, а также различный иллюстрированный материал.
Важным отличием работы по развитию изобразительного творчества детей является взаимодействие с семьями воспитанников. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития изобразительного творчества каждого ребенка группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников использовались следующие формы работы:
- Анкетирование родителей;
- Оформление родительских уголков;
- Выставка детских работ «Осень золотая»,
- Консультирование,
- Родительские собрания: «Наши результаты», «Роль технологии ТРИЗ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
- Семинары-практикумы,
- Мастер-классы,
- Акции: «Подарок ветеранам» и «День Добрых дел».
В процессе такого тесного взаимодействия родители лучше начинают понимать своих детей, интересуются их проблемами и проблемами дошкольного учреждения. Принимают активное участие в выборе форм и методов работы с детьми. Результатом нашего сотрудничества можно считать:
- Помощь в совершенствовании предметно-развивающей среды на протяжении всего межаттестационного периода;
- Участие родителей в праздниках, выставках семейных рисунков и поделок, создание альбомов;
- Совместно с родителями в группе собрана коллекция работ русских художников.
Накопленный опыт в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ, позволил провести цикл консультаций с педагогическим коллективом детского сада «Современные технологии развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста».
По итогам работы был проведен педагогический мониторинг комплекса умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А., который показал следующие результаты:
- 85% детей проявляют творчество в рисовании и успешно используют средства выразительности;
- 90% свободно владеют материалами и инструментами для рисования;
- 65% детей умеют правильно отображать содержание рисунка;
- 50 % детей владеют особенностями различных жанров;
- 95 % детей самостоятельно могут подбирать элементы декора в работе;
- 80 % детей умеют оценивать и составлять эстетическое суждение о рисунках;
- 95 % детей умеют креативно мыслить и создавать художественный образ.
Также был проведен комплексный мониторинг развития детей по программе «Успех», который отразил положительную динамику в развитии детей старшей группы.
Таким образом, осуществление комплексной воспитательной работы с детьми с приоритетным направлением «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ» привело к значительному повышению показателей не только по направлению художественно-эстетическое развитие, но и в других образовательных областях.
Проектная часть
По итогам учебного года был проведен мониторинг развития детей старшей разновозрастной группы, который показал наличие положительной динамики в сравнении с предыдущими результатами. Мониторинг также позволил выявить проблемы в развитии детей, которые состоят в умении правильно строить речевое взаимодействие, планировать деятельность в речи, строить монологическую речь. Эти проблемы требуют комплексного подхода в своем решении, поэтому в следующий межаттестационный период я хочу исследовать тему «Технология ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Проблема развития речи и познавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем.
Цель исследования: создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредствам использования технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ.
Задачи:
- Спроектировать систему работы по речевому развитию дошкольников с использованием технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ;
- Составить перспективное планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ;
- Повысить уровень родительской компетентности в области речевого развития детей дошкольного возраста через консультации, мастер-классы.
Для осуществления деятельности по выбранному направлению я составила план предстоящей работы:
Этапы | Содержание деятельности | Сроки выполнения |
1.Подготовительный | 1.Изучение современных подходов к речевому развитию дошкольников. 2.Выявление отношения родителей к затронутой проблеме. 3.Обработка данных проведенного опроса родителей. | Апрель 2015г.- Май 2015г. |
2.Теоретико-практический | 1.Создание банка диагностических материалов, необходимых для отслеживания уровня речевого воспитания дошкольников. 2.Разработка рабочей программы деятельности со всеми субъектами образовательного процесса по теме исследования. 3.Подготовка необходимых наглядных, дидактических пособий и методических материалов, необходимых для работы с детьми и родителями. 4.Изменение содержания предметно-развивающей среды. | Июнь 2015г. – Август 2015г. |
3.Внедренческий | 1.Внедрение рабочей программы. 2.Внесение необходимых корректировок в содержание образовательного процесса. 3.Совершенствование предметно-развивающей среды. 4.Организация и проведение промежуточной диагностики и социальных опросов. 5.Повышение педагогической квалификации, в том числе в рамках исследуемой темы. 6.Презентация полученных результатов на районном, городском уровне. | Сентябрь 2015г. – Сентябрь 2019г. |
4Итогово-аналитический | 1.Проведение итогового мониторинга и опроса родителей. 2.Составление аналитического отчета о проделанной работе. | Октябрь 2019г. – Март 2020г. |
Заключение
Анализ результатов моей деятельности за межаттестационный период показал, что задачи, которые я ставила перед собой, выполнены:
- педагогическая деятельность по обучению детей изображению в различных техниках рисования спланирована с применением методов ТРИЗ;
- разработана и апробирована система занятий по развитию изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством освоения технологии ТРИЗ;
- созданы условия для участия родителей в педагогическом процессе, установлены партнерские взаимоотношения;
- проведен мониторинг для определения эффективности педагогического воздействия;
- спроектирована педагогическая деятельность по развитию речи дошкольников средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии на межаттестационный период 2015-2019 г.г.
Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Применение технологии ТРИЗ при развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста привело к значительным результатам:
- у детей усилился интерес к занятиям, появилось желание к взаимодействию, готовность к совместному решению;
- изменился характер отношения к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности, восприятие его с позиции равенства, добровольность при объединении, равнозначность и дополнительность участия в сотрудничестве;
- развилось владение нетрадиционными способами действий и умение самостоятельно выбирать адекватный ситуации способ решения творческих и познавательных задач;
- дети научились выбирать свою позицию во взаимодействии, определять, какую часть работы они могут осуществлять при выполнении совместных действий;
- стало свободным применение различных техник изображения предметов и явлений действительности;
- творческая активность детей стала осознанной и проявляется во всех видах деятельности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
Применение технологии ТРИЗ при обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста оказалось эффективным и целесообразным для проведения дальнейшей деятельности.
Список литературы
Нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании»; М., 2013.
- Закон «Об образовании Свердловской области»; в редакции от 08.06.2012.
- Конвенция о правах ребенка; М., 1998.
- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. От 23.11.2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. От 01.01.2014.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Екатеринбург, 2013.
Методическая литература:
- Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009.
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
- Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
- Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
- Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
- Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
- Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003
- Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
- Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
- Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003
- Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006.
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
- Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
- Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
- Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
- Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
- Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
- Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
- Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
- Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
- Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.
- Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
- Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.
- Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
- Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.
- Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
- Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Коаткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.
- Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
- Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.
- Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
- Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.
- Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет от проделанной работе
Отчет по итогам учебного года в старшей группе...
Аналитический отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год.
Краткое описание, проделанной работы за год с детьми младшей группы....
Аналитический отчет о проделанной работе в младшей группе.
Аналитический отчет о проделанной работе в младшей группе за 2015-2016 гг....
Аналитический отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год
Отчет воспитателя о проделанной работе за 2015-2016 учебный год...
Аналитический отчет о проделанной работе в средней группе № 6 «Сказка» за 2015-2016 учебный год.
Средний дошкольный период является очень важным этапом в жизни ребёнка. Это период интенсивного развития и роста детского организма.На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совер...
Аналитический отчет по проделанной работе на 2016 – 2017 учебный год (средняя башкирская – логопедическая группа № 4).
аналитическая справка по проделанной работе...
Аналитический отчет о проделанной работе в подготовительной группе "Незабудка" 2016-2017 год
Презентация проделанной работы в подготовительной группе "Незабудка" 2016-2017 год...