семинар-практикум "Педагог и семья - партнеры по общению"
консультация на тему

Гасс Елена Сергеевна
Семинар направлен на развитие коммуникативной компетентности и техники общения педагога с родителями. В материале представлен тест на оценку коммуникативных навыков и упражнения для отработки стратегий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. Магадан

«Детский сад комбинированного вида №15»

Семинар-практикум

«Педагог и семья - партнеры по общению»

 

Педагог-психолог

Гасс Елена Сергеевна

Магадан 2014 год.

Цель семинара-практикума: развитие коммуникативной компетентности и техники общения педагога с родителями.

Задачи:

  • осознание педагогами собственного опыта и проблем в
    общении с родителями;
  • развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
  • формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Методы активизации родителей.

В процессе той или иной формы педагоги используют методы  активизации родителей - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

В настоящее время авторами разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые (Е.П. Арнаутова). Родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» Родителям можно дать игрушечный микрофон  и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование), определить по степени значимости ряд понятий. Например, задать вопрос: «Что для вас является главным в подготовке ребенка к школе?» Можно также предложить родителям перечислить все показатели готовности, включающие нравственно-волевую, мотивационную, интеллектуальную, специальную и другие виды готовности ребенка к школе. Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.

Упражнение 1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников. Процедура выполнения: Воспитателям предлагается в группах по 3—4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Анализ упражнения:

  1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с
    которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
  2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в
    Вашей группе такие родители?
  3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Проблемы, возникающие в процессе общения педагога с семьей.

В психологии общения известны четыре уровня непонимания:

  • фонематический барьер (связан с невнятной, быстрой речью, речью с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу высказывания жестикуляции, чрезмерно активной и быстрой жестикуляцией, др.);
  • семантический барьер (связан с использованием жаргонов,
    непонятной научной или профессиональной терминологии. Несогласованность представлений о мире из-за разных уровня образования, профессии, индивидуальных особенностей может приводить к тому, что люди не понимают друг друга: у них нет общих ассоциаций, знаний, им непонятен культурный контекст друг друга);
  • стилистический, или синтаксический барьер (обычно возникает из-за несоответствия словесной формы эмоциональному содержанию);
  • логический барьер (возникает из-за неправильных или просто неразделяемых логики и аргументов собеседника).

Возможно преодоление барьеров:

  • фонематического — путем четкой дикции и уместной жестикуляции;
  • семантического — знанием аудитории и использованием знакомых ей терминов и понятий, вдумчивым введением новых слов;
  • стилистического — умением оратора правильно структурировать подаваемую информацию, грамотно использовать стилистически окрашенные слова и выражения (например, не злоупотреблять канцеляризмами). Следует знать, что лучше всего запоминаются начало и конец беседы, разговора, а не середина сообщения.
  • логического - подразумевает знание психологического настроя слушателей: если аудитория не очень заинтересована темой сообщения, то оратор ставит цель — пробудить внимание, и поэтому самый сильный аргумент должен быть приведен в начале сообщения.  

Общение с рассерженным взрослым:

  • показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать ему возможность выговориться;
  • настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);
  • исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас  решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и т.п.);
  • избегать скоропалительных выводов, типа «вечно у вас так», «все время вы так» и т.п.;
  • встретиться с родителем, который был в разгневанном состоянии на следующий день после общения с ним, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке существует три «Я»:

«Я» в роли «дитя» - подчеркивание особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности;

«Я» в роли «родителя» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя;

«Я» в роли «взрослого» - подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. В межличностном контакте человеку свойственно выполнять одну из трех названных ролей, что определяется особенностями характера.

ТЕСТ РЯХОВСКОГО

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – "да", "иногда" и "нет".

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Оценка ответов;

"да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Текст опросника

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

30-32 очка

Вам явно сложно вступать в общение с родителями.

 Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны.

Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами.

 Но и окружающим Вас людям нелегко.

На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму.

В основном они формальны.

Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей.

 Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению.

Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами.

Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков

Вы замкнуты, неразговорчивы.

Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия.

 Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом.

 Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой.

Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность.

 В Ваших силах изменить особенности своего характера.

Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями! 

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носяжательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

Ваша общительность носит болезненный характер.

Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения.

Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны.

Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей.

Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны.

Вас отличают необъективность, обидчивость.

Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас.

Окружающим сложно с Вами.

 Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Упражнение. «Разведка»

Цель упражнения: развитие непроизвольности в общении.

Процедура выполнения

Игра проводится в форме диалога между двумя участниками. Допускается одновременное участие любого количества пар. Каждый участник получает записку с заданием выяснить что-либо у партнера (например, есть ли у ребенка любимая игрушка, почему ребенок пришел расстроенный, сдадут ли деньги на театр и т.д.). Он должен, не допуская, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос и, кроме того, узнать мнение о нем партнера. Игра проводится в течение 5 минут. Оценивается степень непринужденности беседы.

Анализ упражнения

  1. Насколько легким или сложным показалось Вам это упражнение?
  2. Удалось ли Вам получить необходимую информацию?
  3. Смогли ли Вы прочувствовать, какую информацию пытается
    получить у Вас партнер?

Упражнение: «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителем»

Цель. Развивать в себе умение «вчувствоваться» в смысловой контекст словесного обращения.

Учебная задача. Проранжировать (рассортировать) комплект фраз к воображаемой беседе с родителем.

Правила ранжирования. Фразы для начала беседы выбираются такие, в которых утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; отсутствует неуверенность в себе инициатора беседы; исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивать контраргументы; это фразы, в которых обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Последовательность выполнения упражнения

  1.  найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз,
  2.  найти парные фразы: к каждой «нежелательой» фразе подыскать ее смысловую пару - «желательную»

Ответы к упражнению: «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителем»

  1. Неудачные фразы: «Извините, если я помешала», «Я бы хотела еще раз услышать», «Давайте с вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», «А у меня на этот счет другое мнение».
  2. Нежелательные фразы и замена их на положительные: «Я бы хола» -  «Вы хотите», «Вероятно вы об этом еще не слышали» - «Вы, наное, уже об этом слышали», «Мне представляется интересным то, что» - «Вам будет интересно узнать», «Я пришла к такому выводу, что» «Думается, ваша проблема заключается в том, что», «Хоть вам это и неизвестно» - «Конечно, вам уже известно», «Вы, конечно, об этом еще не знаете» - «Как вы знаете».

Важное место в технике общения занимает умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации.

Чтобы речь педагога способствовала положительному воздействию на родителя, нужно выбрать ее тональность, соответствующую тактике общения. (см. Таблицу «три «Я»»).

Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную ролевую позицию. В общении могут использоваться все три с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.

Предлагаемые ниже упражнения и задания будут способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Задание на умение интонировать

Произнести фразы: «Мне не безразличны успехи вашего ребенка»; «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу упражнения воспитатели могут сообщать друг другу, удалось ли, на их взгляд, достичь цели воздействия.

Задание на изменение ролевой позиции в общении

Один из воспитателей произносит фразу в любой из трех ролевых позиций, другой определяет, какую позицию занимал говорящий, и обосновывает свое мнение. Фразы для упражнения: «Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит..., мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке»; «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании...» (участники упражнения без труда могут использовать собственные фразы).

Каждая фраза произносится во всех трех ролевых позициях по «заказу» одного из партнеров по упражнению.

Упражнение. «Желаю Вам...»

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Процедура выполнения

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Анализ упражнении

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к
родителю, а не к коллеге по работе?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Вывод: Результатом участия педагогов в практикуме является приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями; конструировать программу деятельности с родителями, выбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.; преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям; осознавать собственные трудности в общении. 

Список используемой литературы.

  1. А.В.Козлова. Р.П. Дешеулина  «Работа ДОУ с семьей». М. 2004 г.
  2. О.В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей».Москва 2005 год.
  3. Е.П. Арнаутова «Педагог и семья». М.-2002 год.
  4. О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ». М.- 2005 год.

Варианты фраз

 1- «Извините, если я помешала...»

  1. «Я бы хотела...»    
  2. «Вероятно, вы об этом еще не слышали...»
  3. «Вам будет интересно узнать...»
    5.«Я бы хотела еще раз услышать...»

6. «Мне представляется интересным то, что...»

7.«Я пришла к такому выводу, что...»

8. «Вы хотите...»

9. «Думается, ваша проблема заключается в том, что...»

10. «Давайте с вами быстренько обсудим...»

11. «Как вы знаете...»

  1. «Хоть вам это и неизвестно...»
  2. «Пожалуйста, если у вас есть время
    меня выслушать...»
  3. «Вы, конечно, об этом еще не знаете...»
  4. «А у меня на этот счет другое мнение...»
  5. «Конечно, вам уже известно...»
  6. «Вы, наверное, уже об этом слышали...»

Варианты фраз

 1- «Извините, если я помешала...»

  1. «Я бы хотела...»    
  2. «Вероятно, вы об этом еще не слышали...»
  3. «Вам будет интересно узнать...»
    5.«Я бы хотела еще раз услышать...»

6. «Мне представляется интересным то, что...»

7.«Я пришла к такому выводу, что...»

8. «Вы хотите...»

9. «Думается, ваша проблема заключается в том, что...»

10. «Давайте с вами быстренько обсудим...»

11. «Как вы знаете...»

12.«Хоть вам это и неизвестно…»

13.«Пожалуйста, если у вас есть время
меня выслушать...»

14.«Вы, конечно, об этом еще не знаете...»

15.«А у меня на этот счет другое мнение...»

16.«Конечно, вам уже известно...»

17.«Вы, наверное, уже об этом слышали...»

Задание

Правила ранжирования. Фразы для начала беседы выбираются такие, в которых утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; отсутствует неуверенность в себе инициатора беседы; исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивать контраргументы; это фразы, в которых обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Последовательность выполнения упражнения

  1.  найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз,
  2.  найти парные фразы: к каждой «нежелательой» фразе подыскать ее смысловую пару - «желательную»

Задание

Правила ранжирования. Фразы для начала беседы выбираются такие, в которых утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; отсутствует неуверенность в себе инициатора беседы; исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивать контраргументы; это фразы, в которых обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Последовательность выполнения упражнения

  1.  найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз,
  2.  найти парные фразы: к каждой «нежелательной» фразе подыскать ее смысловую пару - «желательную»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения»

Цель: формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиро...

Программа работы родительского клуба "Детский сад и семья - партнеры"

Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения...

ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ - ПАРТНЕРЫ

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Сегодня мы попроб...

Программа работы родительского клуба «Детский сад и семья - партнеры» для родителей детей дошкольного возраста

Цель: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в п...

Программа работы родительского клуба. Тема: "Детский сад и семья-партнеры". Для родителей детей дошкольного возраста.

1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопр...