компетентностный подход воспитателя к работе с родителями в условиях ДОУ
статья на тему

Лисенкова Татьяна Михайловна

Понятие компетентностного подхода.Профессиональные компетенции.Формы работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

 Автор: Лисенкова Т.М.

Научный руководитель:

Строганова Людмила Викторовна, к.п.н., Заслуженный учитель РФ, преподаватель предметов психолого-педагогического цикла, лауреат Гранта Москвы в сфере образования.

ГБОУ ВПО МГПУ (структурное подразделение Педагогический колледж №1им.К.Д.Ушинского)

        Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т. Н. Дороновой, О. И. Давыдовой, Майера А.А., Е. С. Евдокимовой, О. Л. Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений.

      Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями: определения содержания, средств и методов развития профессиональной компетентности педагога. 

        И так, компетентностный подход – это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. При этом не происходит и отрицания знаний, которые нужны как основа деятельности. Поэтому в теории обучения и воспитания появилось понятие «компетентность», которое означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

        С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование профессиональных  компетенций. Основываясь на исследовании ведущих ученых, требований государственного стандарта, определены основные позиции в определении сущности профессиональных компетенций воспитателей  ДОУ:

1.Профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы действий воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ;

 2. Структура компетенции включает в себя:

- умения как основу компетенции;

- знания, обеспечивающие усвоение умения;

- ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;

 3.Содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.

К ключевым компетенциям воспитателя, соответствующим основным видам его профессиональной деятельности, относятся:

- организация дополнительных диагностических процедур по оценке развития детей;

- проектирование и планирование педагогического процесса по реализации вариативной части образовательной программы, с учетом контингента воспитанников;

- организация различных видов деятельности детей по вариативным программам, обеспечивающим реализацию приоритетного направления деятельности ДОУ;

-взаимодействие с родителями в условиях вида ДОУ;

-работа в команде педагогов ДОУ по развитию условий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений деятельности вида ДОУ;

-самодиагностика воспитателем уровня профессиональных компетенций, профессиональное развитие в условиях вида ДОУ.

         Таким образом, компетентным воспитателем можно стать, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области и выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют собственному стилю и условиям педагогической деятельности конкретного вида ДОУ.

         Компетентностный подход, содержащий такие ориентиры, как самостоятельность, активность и сознательность, позволяет реализовать потенциал всех форм работы с семьей, перейти к равноактивному взаимодействию субъектов воспитания детей(педагогов и родителей),а также на основе формирования осознанного родительства включить семью в процесс жизнедеятельности детей в ДОУ.

        Вся система работы в ДОУ направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений  между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны, процесс "Детский сад - семье" направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и прочие. С другой стороны, процесс "Семья - детскому саду" характеризуется включением родителей в воспитательно - образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения.

       На первом этапе продумываются содержание и формы работы с родителями. Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Это необходимо для дальнейшего планирования работы.

Второй этап - установление между воспитателями и родителями

доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Третий этап - формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

     Четвертый этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. Воспитатели на этом этапе вступают в диалог с родителями, которые рассказывают, не только о положительном в поведении ребенка, но и о трудностях, тревогах, связанных с его воспитанием.

          Пятый этап - совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, и выбираются формы сотрудничества.

        И так, готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию.

Литература.

1.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду(учеб.-метод.пособие) / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.Давыдова О. И., Майер А. А./ Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями//ДЕТСТВО-ПРЕСС. –2012.

3.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4.

4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?/(теоретико–методологический аспект) // Высшее образование сегодня. – 2006. –  № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...

Консультация для воспитателей «Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении»

Консультация для воспитателей«Поликультурный подход при организацииработы с родителями в дошкольном учреждении»...

Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»

Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»...

Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»

Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»...

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада ДОУ»

Какие формы с родителями можно использовать в условиях детского сада....

Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями «Виды гимнастик в детском саду» на районном семинаре "Инновационные подходы к физическому воспитанию в ДОУ".

laquo;Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ)Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников, а также расширение знаний по данной теме сре...