Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями «Виды гимнастик в детском саду» на районном семинаре "Инновационные подходы к физическому воспитанию в ДОУ".
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Нечаева Светлана Ярославовна

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ)

Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников, а также расширение знаний по данной теме среди родителей,остается приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации.Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и научить его заботиться о своём здоровье.

Тема мастер-класса очень актуальна на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Длительность: 30-35 мин.

Место проведения: муз. зал.

Подготовка зала: проветривание и влажная уборка.

Количество детей: группа

Одежда детей: разноцветные водолазки, спортивные брюки и обувь.

Предварительная работа:

-проведение традиционной гимнастики с приглашением на неё родителей накануне консультации.

-отбор упражнений по всем проводимым гимнастикам.

-подбор муз. сопровождения, шумовых эффектов для гимнастики по явлениям природы.

-изготовление стенда "Домашний стадион", папок-передвижек.

Цель: дать представления о видах гимнастик в д/с; пропаганда здорового образа жизни.

Программные задачи гимнастик:

1)На основе подражания явления природы: совершенствовать навыки движения в игровой сюжетной форме. Улучшить работу всех органов детей. В процессе двигательной активности,формировать знания об окружающей природе. Обогащать духовный мир ребёнка. Развивать воображение.

2)Ритмическая: способствовать творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. Повышать уровень физического и музыкального развития.

Развивать самостоятельность.

3)Дыхательная: Учить детей использовать упражнения на дыхание для расслабления, восстановления организма после нагрузки. Закрепить навыки правильного вдоха и

выдоха.

Вступление:

Воспитатель: Уважаемые гости!

В связи с тем, что одной из задач, над которой работает детский сад в этом году является: "Повышение двигательной активности детей". Мы в своей работе решили уделить этой теме одно из центральных мест.

Было сделано обследование физического развития детей на начало года, которое показало над чем нам необходимо поработать.

1)Изготовлены папки-передвижки "Бодрость с самого утра", "Профилактика нарушения осанки у детей".

2)Подготовлен фото стенд об опыте семей нашего поселка по организации "Домашнего стадиона в квартире".

3)Было решено провести для родителей консультацию "Виды гимнастик в д/с".

Воспитатель: На проведение традиционной гимнастики, для ознакомления с её проведением, родители были приглашены утром, а вечером прошла консультация по менее известным родителям гимнастикам, в которой участниками были дети группы, организована выставка литературы по физическому воспитанию.

Сегодня мы вам представляем консультацию, которую мы провели для родителей.

Ход:

Воспитатель: Уважаемые родители!

Перед консультацией мы задали вам несколько вопросов, и вот такие ответы получили:

1) Какие виды гимнастик вы знаете?

2) Какую гимнастику вы регулярно делаете с ребенком дома?

3)Если не делаете, то что вам мешает?

4) Есть ли у вас желание заниматься какой - либо гимнастикой?

Анализ анкет показал, что необходимо повышать знания родителей по вопросам проведения гимнастики дома.

Физическое воспитание детей является одним из ведущих факторов формирования ЗОЖ. Сегодня наверняка все понимают, что без физ. культуры полноценное здоровье невозможно.

И тем не менее большинство людей двигательно энертны (в лучшем случае человек знает, что нужно гулять на свежем воздухе, но находит множество причин для оправдания своей пассивности).

Почему так происходит? Потому что в детстве этого человека не приобщили к движению, не дали почувствовать, ощутить возможности своего организма, а когда попытались, оказалось, что позвоночник не гнется, ногу трудно поднять и т. д.

Предлагаемая вам консультация по видам гимнастик повысит компетентность в этом вопросе, а также, возможно, даст толчок и вам захочется начать свою "новую жизнь"

с гимнастики.

Задачи утренней гимнастики: разбудить организм, настроить его на действенный лад, разносторонне, умеренно влиять на все системы организма, стимулировать работу всех органов, формировать правильную осанку, хорошую походку и т. д.

Важно стремиться к осознанию ребенком регулярности проделывания, полезности гимнастики, развивать осознано желание участвовать в ней, как в любимой игре.

Поэтому утренняя гимнастики должна проходить живо, увлекательно, весело, радовать детей.

В занятии гимнастикой, как я уже сказала, важна систематичность. Поэтому так важно не опаздывать на зарядку в дет. саду.

Многие родители посетили традиционную гимнастику, вспомнили свое детство, свой д/с. Эта гимнастика проходит по уже давно отработанной методике. Но в наше время для повышения интереса детей используются и другие разновидности утренних гимнастик. Например: ритмическая, сюжетная, игровая, на основе подражания животным, птицам, на основе явления природы.

Итак, гимнастика на основе явлений природы, основа которой оригинальный комплекс физических упражнений.

Звучит запись.

Воспитатель: Эта гимнастика совершенствует навыки движения в игровой, сюжетной форме. Улучшает работу внутренних органов, органов дыхания, кровообращения. В процессе движения формируются знания об окружающей природе. Обогащается духовный мир ребёнка. Развивается воображение. Строится гимнастика из нескольких упражнений имитационного характера разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Звучит музыка. Группа детей участвует в показе гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики на основе подражания явлениям природы.

1Под музыку дети врассыпную вбегают в зал, встают в круг. (в кругу берутся за руки.)

-Давайте поздороваемся друг с другом и гостями.

-Здравствуйте!

-Сегодня мы отправимся с вами на таинственный остров.

Вводная медитация:

Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди и прислушаться как оно стучит "тук-тук-тук".(Дети прижимают руки к сердцу.)

-Давайте представим, что это не сердце, а кусочек ласкового солнышка, его теплый, яркий свет разливается по всему телу, рукам, ногам. Этот свет уже не вмещается в нас.

Давайте пошлем тому острову на который мы отправляемся немного света и тепла, чтобы живущие на острове знали, что мы идем с добром и дружбой в душе.

-Оденем невидимые рюкзачки и отправляемся в путь. Направо! В обход полянки в колонне по одному шагом марш (Следить за осанкой. Построение в колонну по одному.

Ходьба.)

-Бегом марш!

-Высоко поднимам колени! (Бег. Бег с высоким поднимаем колен.)

-На носках, руки вверх шагом марш!

-На пятках, руки в замок за головой, марш! (Ходьба на носках руки вверх, на пятках руки за головой.)

-И вот мы на острове, давайте пойдем осторожно, вдруг за кустами опасность.

1. Упр-е "Таинственный остров". Осторожная ходьба на носках. Имитировать движение человека пробирающего через лесную чащу.

Ощутить чувство настороженности.

-Дети! Какой веселый дождик начался. Пробежим подскоками и поймам дождинки. Нам радостно и весело!

2. Упр-е "Веселый дождик". Подскоки с подниманием рук вверх и

в стороны. Ощутить чувство радости, веселья.

3. Упр-е "Большая гора дишит"

Ощутить чувство тяжести, легкости и свободы

-И вот мы перед большой горой, она живая и дышит. Давайте подышим как она.

И. п. - ноги врозь, руки перед грудью, кисти сжаты в кулак.

1-4-глубокий медленный вдох, руки в стороны, предплечья вниз.

5-8-опуская руки вниз. Нам легко и свободно!

4. Упр-е "Ласковый ветерок", "Буйный ветер-ураган".

Скорость увеличивается постепенно. По мере ускорения

и увеличения амплитуды. Ощутить чувство радости, затем чувство тревоги.

-А в ветвях деревьев то играет легкий ветерок, то бушует буйный ветер ураган.

И. п. ноги врозь, руки вверх. Наклоны в сторону с волнообразными движениями руками. Сначала нам радостно, затем тревожно.

5. Упр-е"Надувной матрац".

-А теперь приготовим матрацы, чтобы позагарать.

1-4 Из приседа в группировке медленно встать, руки в стороны. Надуть щеки, выпятить живот.

5-8 Медленно выдохнуть. Матрац легкий и воздушный.

Ощутить чувство легкости и свободы, воздушности.

6. Упр-е "Солнышко просыпается".

-Не зря мы приготовили матрацы, потому что солнышко просыпается. Давайте порадуемся ему.

И. п. Присед, руками обхватить колени.

1-4 Из приседа медленно встать, подняться на носках, потянуться руками вперед и вверх к солнцу.

5-8 И. п. Мы радуемся новому дню. (Ощутить радость рождения нового дня.)

7. Упр-е "Злой валун на реке".

Выражение лица сердитое.

- А на реке живет злой валун, ему не нравится, что по нему ходят люди, поэтому он очень сердитый

И. п. Ноги врозь, руки согнуты. Сильные, резкие движения тазом в стороны и разгибания рук в различных направлениях.

8. Упр-е "Цветное-радостное» просыпается, а вечером с грустью ложится спать".

- На этом острове живет Цветное-радостное. Утром оно просыпается, а вечером с грустью ложится спать.

И. п. Осн. стойка с полунаклоном (спина округлена, руки вперед и вниз, или стойка на коленях с наклоном.

1-4 наклоны назад, руки вперед и в стороны

5-8 И. п. (Ощутить чувство радости и самолюбования.

Ощутить чувство огорчения и сожаления.)

9. Упр-е "Извержение вулкана".

- Ой, дети неожиданно проснулся вулкан. Он извергает огонь и пламя. И мы с вами станем вулканами.

И. п. Полуприсед. Прыжки вверх с различными движениями руками и ногами, изображая огонь и пламя. Мы решительные и сильные! (Выполняя упр-е произносить звуки

напоминающие взрыв, свист, шум. Ощутить чувство решительности и силы.)

10. Упр-е "Молния".

- Сверкает молния!

И. п. Осн. стойка, выпады в различных направлениях с резкими движениями руками. Мы ощущаем торжество и силу! (Ощутить чувство торжества и силы.)

11. Упр-е "Снеговик тает".

(Лицо выражает безысходность и тоску, страдание.)

- Неожиданно мы встретили снеговика. Этот чудак попал на тропический остров и теперь тает.

И. п. Руки вдоль туловища, ноги врозь. Он страдает и тоскует.

1-4 Медленное расслабление, приседание.

12. Упр-е "Прилив и отлив".

(Ощутить чувство ласки и заботы.)

-А океан вокруг то нахлынет на остров, то опять отступит. А все вокруг ощущают его ласку и заботу.

И. п. Осн. стойка, руки согнуты

1-4 4 шага вперед с волнообразными разгибаниями рук вперед

5-8 4 шага назад, с волнообразными движениями рук.

- Главным украшением этого острова являются цветы. Дети представим себя розами, тюльпанами, ромашками, танцующими в вальсе. (Дети свободно двигаются, выполняя

любые движения под музыку.)

- Построение в колонну по одному за.

Мы отправляемся домой. Прощай прекрасный остров, где мы так чудесно провели время.

Ходьба в колонне по одному.

Воспитатель:

Ещё одна любимая гимнастика детей - это ритмическая. Её проводит наш музыкальный руководитель.

Фонограмма с музыкой и словами.

Ритмическая гимнастика поднимает настроение и мышечный тонус.

Состоит из 3-х частей:

1. Разминка (подготовительная): задача - общий настрой на зарядку.

Упр- я для голеностоп, суставов, коленей, кистей рук.

2. Основная (5-6 упражнений, танцевальные движения).

Несколько серий: -руки, мышцы шеи, туловища, ног.

-беговые упражнения, подскоки, танцевальные движения.

3. Заключительная. Упр-я на расслабление, дыхательные, психорегулирующие средства. Время: 10-12 мин.

Показ ритмической гимнастики группой детей под руководством музыкального руководителя.

Воспитатель: Родителям была показана также бодрящая гимнастика в видеозаписи. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у детей, а также позаботиться о профилактики нарушений осанки и укрепить мышцы брюшного пресса, стопы. Для этого используется бодрящая гимнастика.

Имеет разные варианты. Например: разминка в постели и самомассаж, комплекс общеразвивающих упражнений. от 7 до 15 мин., 4-5 повторений. Темп выполнения упражнений медленный. Характер движения плавный.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Игрушка медвежонок ложится после обеда спать вместе с детьми в одну из кроваток. Но когда дети просыпаются Медвежонок не хочет вставать. Воспитатель предлагает научить его делать бодрящую гимнастику.

Лежа на спине:

1. «Посмотрим, все ли мы проснулись?». Повороты головы вправо и влево, поглаживание рук, живота, ног, пяток.

2. «Наша сила просыпается». Разведение и сгибание рук.

3. «Комочек». Подтягивание к себе ног обхватив колени руками и выпрямляя их.

4. Лежа на спине, одновременный подъем ног и опускание.

5. «Велосипед». Движение ногами как при езде на велосипеде.

Лежа на животе:

1. «Лягушка». Приподнимая голову и плечи, отвести локти назад, ноги согнуть в коленях – вдох 1-4 И. п. – выдох 5-8.

2. «Ласточка». 1-2 Приподнимая над полом голову, плечи, руки и ноги. Руки развести в стороны, ноги врозь – вдох. 3-4 И. п. – выдох

Сидя на пятках:

И. п. руки к плечам.

1-2 встать в стойку на коленях руки вверх, подтянуться-вдох.

3-4 И. п. – выдох.

Ходьба, бег босиком.

Импровизирующий танец с Мишкой или игра «У медведя во бору»

Запись

Все упражнения выполняются 4 – 5 раз

Воспитатель: При различных видах движений важно правильное дыхание. Для его тренировки создано множество упражнений. Они используются как отдельно, как и в комплексе, образуя комплекс дыхательной гимнастики. Она является одним из методов предупреждения простудных заболеваний. Проводится за 2 часа до сна, через час после еды.

Если нос ребенка плохо дышит, необходимо прочистить нос тампоном с содовым раствором и теплым растительным маслом, т. к. дышать лучше через нос. 5-7 минут,

4-5 упражнений.

Ритм дыхания должен соответствовать ритму движения. Вдох делаем при движениях, расширяющих грудную клетку (при разведении рук, выпрямлении туловища, прогибании спины, поднимании рук вперёд, и выдох – когда грудная клетка сжимается (при наклонах, опускании рук, сведении плеч вперед). Надо объяснить этот принцип ребенку – он лежит в основе всех упражнений. Все упражнения 5-6 раз.

Комплекс дыхательной гимнастики.

Сюжет «На море»

«Какое море большое»

И. п. основная стойка

1 – вдох, руки в стороны, вверх, подняться на носки.

2 – выдох, руки вниз, опуститься на стопу «Ах!»

«Чайки ловят рыбу в воде»

И. п. – ноги врозь, руки опущены.

1 – вдох, наклон туловища вперед, руки в стороны.

2 – выдох, И. п.

3 – 4 то же

«Створки раковины раскрываются»

И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 – вдох, живот втянуть

2 – выдох, сед прямыми ногами, живот выпятить

(«ш-ш-ш»)

3 – вдох, живот втянуть

4 – выдох, И. п.

«Пловцы»

И. п. ноги врозь, руки опущены.

1 – вдох, левую руку поднять

2 – выдох, мах левой рукой вперед, вниз

3 – вдох, правую руку поднять

4 – выдох, мах правой рукой вперед, вниз («Раз!»)

«Дельфин плывет»

И. п. ноги врозь, руки согнуты в локтях.

1 – вдох

2 – выдох, наклониться вперед, правым локтем коснуться левого согнутого колена.

3 – вдох, вернуться в И. п.

4 – выдох, наклониться вперед, левым локтем коснуться правого колена, И. п.

Все упражнения выполняются 5 – 6 раз.

Воспитатель: В заключение я хочу, чтобы вы сняли напряжение трудового дня.

Предлагаю выполнить вместе со мной расслабляющую гимнастику.

Комплекс упражнений для снятия нервно-психического напряжения.

«Обхвати плечи»

И. п. стоя за стулом, ноги врозь, руки вдоль туловища.

1 – резко обхватить руками плечи – выдох

2 – вернуться в И. п. 6-8 раз.

«Потянись»

И. п. сидя на стуле, руки вдоль туловища.

1 – 4 плавно поднять руки через стороны вверх, пальцы сцепить в замок «потянуться»

5 – 8 вернуться в И. п. 6-8 раз.

«Надави под подбородком»

И. п. сидя на стуле, руки вдоль туловища.

1 – 3 подушечкой большого пальца надавливаем в углубление под подбородком, с разной силой правой (левой) рукой: сильно, еще сильнее, очень сильно.

4 – 6 И. п. 4-6 раз

«Махи ногами»

И. п. стоя боком к стулу, правой/левой ногой не сгибая колени.

1 – 4 махи ногами вперед-назад

5 – 6 вернуться в И. п. 6-8 раз.

«Скольжение»

И. п. стоя рядом со стулом, руки на поясе, ноги врозь

1 – 2 правая/левая ноги отставить вправо/влево «Скользя»

3 – 4 И. п. 6-8 раз.

Заключение.

Воспитатель: Может быть, ваши дети не станут выдающимися спортсменами, не огорчайтесь, пусть они тоже не расстраиваются: занимаясь спортом, физической культурой, они обретут главное в жизни – крепкое здоровье, высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться, добиваться успехов в любимом деле.

А вы заботитесь о своем здоровье? Или откладываете это на «потом», «когда будет время»? Помните, что не только дурной пример заразителен, хороший - тоже.

А что, если попробовать заниматься всей семьёй? И начать это с гимнастики? Может тогда будет легче? Занимайтесь физкультурой с детьми вместе круглый год, и будьте им достойным примером.

А нашим с вами следующим шагом на этом пути будет совместная прогулка на горку с катанием на лыжах и санках, с проведением аттракционов и игр.

Приглашаем зимой всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с использованием проекта RWCT на тему: «Технология интегрированного занятия в детском саду»

Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель акти...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения утренней гимнастики в детском саду"

В консультации раскрыты основные особенности организации  утренней гимнастики во всех возрастных группах детского сада, представлена рекомендуемая СанПиН длительность и дозировка общеразвивающих ...

Мастер-класс на тему: "Активные формы работы с родителями воспитанников детского сада"

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться...

Презентация Виды гимнастик в детском саду"

Существуют несколько видов гимнастики, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс....

Виды гимнастики в детском саду

Гимнастика, которую выполняют дети в детском саду, для сохранения и укрепления здоровья...

Виды гимнастики в детском саду

Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственн...