"Компетентностный подход воспитателя в работе с родителями"
статья (средняя группа) на тему
Самообразование на 2017-2018 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_17-18.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование 2017 – 2018 учебный год
Тема: «Компетентностный подход в работе воспитателя с родителями»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.
Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда
Задач:
- устранения недоверия,
- знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания,
- опоры на семейные ценности,
- партнерское общение,
- использование разнообразных форм общения с родителями,
- формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.
Актуальность
Особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями: определения содержания, средств и методов развития профессиональной компетентности педагога.
Одним из методов взаимодействия в работе с родителями мною применяется проектная деятельность. В 2017-2018 учебном году продолжили работу над долгосрочным проектом «Семья», а в частности работа над проектом «Профессии наших родителей»
Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии
профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Задачи проекта:
для детей (расширять у детей представления о разнообразии
профессий на основе ситуативно-имитационного моделирования,
представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия,
результат); сформировать отчетливые представления о роли современной
техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания
механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об
эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.).
для педагогов (Обеспечить психологическое благополучие и здоровье
детей; развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь;
активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный
интерес к профессиям, востребованным в нашем поселке; создавать игровую
мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности).
для родителей (обеспечить психологический комфорт детей и
родителей; приобщить родителей к совместной трудовой и проектной деятельности в детском саду и дома).
для социальных партнёров: (привлечь работников детского сада и
работников других организаций нашего поселка к взаимодействию с детьми, закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в нашем поселке).
Срок реализации проекта: октябрь 2017 – март 2018.
Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой,
долгосрочный.
В результате работы над проектом воспитанники познакомились с такими профессиями как: учитель, воспитатель, газовик, электрик, продавец, водитель, парикмахер и др. Продуктами совместной деятельности воспитанников и родителей стали папки –передвижки, лепбуки, презентации. Дети с удовольствием рассказывали о профессии своих родителей, использовали полученные знания в СРИ.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Автор: Лисенкова Т.М.
Научный руководитель:
Строганова Людмила Викторовна, к.п.н., Заслуженный учитель РФ, преподаватель предметов психолого-педагогического цикла, лауреат Гранта Москвы в сфере образования.
ГБОУ ВПО МГПУ (структурное подразделение Педагогический колледж №1им.К.Д.Ушинского)
Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т. Н. Дороновой, О. И. Давыдовой, Майера А.А., Е. С. Евдокимовой, О. Л. Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений.
Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями: определения содержания, средств и методов развития профессиональной компетентности педагога.
И так, компетентностный подход – это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. При этом не происходит и отрицания знаний, которые нужны как основа деятельности. Поэтому в теории обучения и воспитания появилось понятие «компетентность», которое означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование профессиональных компетенций. Основываясь на исследовании ведущих ученых, требований государственного стандарта, определены основные позиции в определении сущности профессиональных компетенций воспитателей ДОУ:
1.Профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы действий воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ;
2. Структура компетенции включает в себя:
- умения как основу компетенции;
- знания, обеспечивающие усвоение умения;
- ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;
3.Содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.
К ключевым компетенциям воспитателя, соответствующим основным видам его профессиональной деятельности, относятся:
- организация дополнительных диагностических процедур по оценке развития детей;
- проектирование и планирование педагогического процесса по реализации вариативной части образовательной программы, с учетом контингента воспитанников;
- организация различных видов деятельности детей по вариативным программам, обеспечивающим реализацию приоритетного направления деятельности ДОУ;
-взаимодействие с родителями в условиях вида ДОУ;
-работа в команде педагогов ДОУ по развитию условий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений деятельности вида ДОУ;
-самодиагностика воспитателем уровня профессиональных компетенций, профессиональное развитие в условиях вида ДОУ.
Таким образом, компетентным воспитателем можно стать, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области и выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют собственному стилю и условиям педагогической деятельности конкретного вида ДОУ.
Компетентностный подход, содержащий такие ориентиры, как самостоятельность, активность и сознательность, позволяет реализовать потенциал всех форм работы с семьей, перейти к равноактивному взаимодействию субъектов воспитания детей(педагогов и родителей),а также на основе формирования осознанного родительства включить семью в процесс жизнедеятельности детей в ДОУ.
Вся система работы в ДОУ направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Проблему взаимодействия детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны, процесс "Детский сад - семье" направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и прочие. С другой стороны, процесс "Семья - детскому саду" характеризуется включением родителей в воспитательно - образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения.
На первом этапе продумываются содержание и формы работы с родителями. Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Это необходимо для дальнейшего планирования работы.
Второй этап - установление между воспитателями и родителями
доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
Третий этап - формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
Четвертый этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. Воспитатели на этом этапе вступают в диалог с родителями, которые рассказывают, не только о положительном в поведении ребенка, но и о трудностях, тревогах, связанных с его воспитанием.
Пятый этап - совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, и выбираются формы сотрудничества.
И так, готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию.
Литература.
1.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду(учеб.-метод.пособие) / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.Давыдова О. И., Майер А. А./ Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями//ДЕТСТВО-ПРЕСС. –2012.
3.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?/(теоретико–методологический аспект) // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 4.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района
(МДОУ «Детский сад «Сказка»)
ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями воспитанников.
(выступление на педсовете)
Воспитатель: Ефимова А.П.
2017-2018уч.год
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями воспитанников.
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ.
Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска и демонстрации иллюстраций к занятиям, то сейчас ИКТ становится неотъемлемой частью и работы с родителями.
Большое внимание мною уделяется работе с родителями.
Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, праздники, выставки, консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, посиделки и т. д.
Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим старалась построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Информационно-коммуникативные технологии.
Телекоммуникация – это способ передачи и приема любого вида информации, которым может быть звук, текст, изображение на любое расстояние
Информационно-коммуникативные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Основные формы использования ИКТ
• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною подготовлены презентации к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
• Создание сайта ДОУ позволяет родителям посмотреть интересующую их информацию, фотоочеты воспитателей, встать на очередь в детский сад и т.п.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества общения т. е. коммуникации по трем направлениям:
Педагоги
педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.
Дети
использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Родители
родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
Использование контактных групп Вайбер
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание.
Несмотря на свою занятость, проверить сообщение в группе всегда найдется время.
Такой вид общения может стать для родителей источником информации и постоянной связи с воспитателем.
Таким образом, родитель может как можно больше узнать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности
Использование презентаций
Создание презентаций в программе Рower Рoint важно:
Для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
Педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
При отчете о проектной деятельности;
При показе родителям мероприятия, развлечения;
Может быть просто фоном, или меняющейся декорацией (для проектной деятельности);
Для создания фото-коллажей и комментариев к ним;
Для викторин, загадок, конкурсов, заданий, как для родителей, так и для детей;
Использование презентаций очень актуально при проектной деятельности, когда результат проекта оформляется в презентацию, которую всегда можно использовать по теме, как в образовательной деятельности, так и в отчетах перед родителями.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Вывод: В условиях развития современного общества используются разнообразные формы работы с родителями нашей группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайт ДОУ, общение с родителям в контактной группе, использование электронной почты). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»
Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...
Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении
Консультация для воспитателей...
презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...
Консультация для воспитателей «Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении»
Консультация для воспитателей«Поликультурный подход при организацииработы с родителями в дошкольном учреждении»...
компетентностный подход воспитателя к работе с родителями в условиях ДОУ
Понятие компетентностного подхода.Профессиональные компетенции.Формы работы с родителями....
Обобщение опыта на тему: «Особенности взаимодействия и современный подход к организации работы с родителями в ДОУ»
В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание прио...
Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями «Виды гимнастик в детском саду» на районном семинаре "Инновационные подходы к физическому воспитанию в ДОУ".
laquo;Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ)Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников, а также расширение знаний по данной теме сре...