"От дошкольной ступени к школьной"
статья по теме
Предварительный просмотр:
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА Г. МОСКВЫ
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
№ 1411
(СПДО № 4)
Статья
«От дошкольной ступени к школьной»
Составила:
Шараг О.А.
Москва 2015г.
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Обсуждается отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:
На дошкольной ступени:
- укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих психологических и умственных способностей;
- развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе;
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком;
- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка;
- создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.
На ступени начальной школы:
- познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка;
- освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром;
- сформированность УУД и готовность к образованию в среднем звене школы;
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения.
Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась очень глубоко. Существует общая и специальная готовность, формирующая в целом готовность детей к школе. К общей готовности относят физическую, личностную и интеллектуальную, а к специальной - способность детей к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков счета и чтения.
Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.
Достижения в развитии образного мышления подводят ребенка к умению мыслить логически. Он уже способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи и классифицировать объекты в соответствии с общепринятыми понятиями. Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания. Однако мышление дошкольника остается прежде всего образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями, что позволяет использовать разного рода предметные и графические (материализованные) средства. Впоследствии это становится одним из важнейших средств передачи теоретических знаний. В целом же, благодаря огромной роли эмоций в регуляции деятельности ребенка-дошкольника носит эмоционально-образный характер, который надолго остается доминирующим в структуре детского интеллекта.
Успешность обучения в школе зависит и от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. Освоение языковых структур осуществляется в старшем дошкольном возрасте во взаимосвязи с элементарным осознанием языковой действительности: словесного состава предложения, звуковой и смысловой сторон слова, грамматической правильностью речи, структуры связного текста. Развитие связной монологической речи играет особую роль в школьной готовности. С ее помощью ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи. В процессе речевых занятий формируется важнейшее свойство речи - произвольность, которая позволит будущему школьнику вслушиваться в обращенную к нему речь и понимать языковую информацию, заключенную в учебных заданиях, планировать свои действия.
Специальная подготовка ребенка к школе особое внимание уделяет тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе - чтению, письму и элементарной математике. К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфически детскими видами деятельности, прежде всего игрой, конструированием и рисованием, ребенок проявляет осознанность и произвольность. Эти качественно новые образования делают возможным планирование и контроль, осознание и обобщение способов решения самых разных задач, что является важнейшими предпосылками учебной деятельности. Определение готовности к школьному обучению целесообразно дополнять данными педагогических наблюдений, которые должны доводиться до сведения учителей первых классов задолго до первых дней ребенка в школе.
Обеспечение преемственности, создающей благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья.
Не может осуществляться преемственность отдельно "по математике", "по русскому и литературе", "по музыке" и т.д. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирования базовой культуры его личности, базиса личностной культуры. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.
Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа "настоящего школьника" всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом. Средством такой помощи должна стать вся последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы речевого развития детей на смежных образовательных ступенях: дошкольной и начальной школьной
Семенар на тему: Проблемы речевого развития детей на смежных образовательных ступенях: дошкольной и начальной школьной. Материал о завершении дошкольного периода и поступлении детей в школу – ...
Статья "От дошкольной ступени к школьной"
От дошкольной ступени к школьнойПрактическое воплощение идеи развития в реальных педагогических технологиях предполагает выработку особого взгляда на традиционную проблему преемственности различных ст...
Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования
Цель семинара: повысить эффектвность работы по программе «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО»....
Статья «От дошкольной ступени к школьной»
От дошкольной ступени к школьнойПрактическое воплощение идеи развития в реальных педагогических технологиях предполагает выработку особого взгляда на традиционную проблему преемственности различных ст...
Выступление на семинаре в МАОУ «Средняя шкала №8» по преемственности дошкольного и начального школьного ступеней обучения.
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона, в котором дошкольное образование призвано первым уровнем общего образования....
Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...
Психологическое обоснование эстетического воспитания личности в рамках перехода с дошкольного детства на школьную ступень
В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического и психического развития. Потребность в новых впечатлениях, как отмечают психологи, является ведущей в процессе его развития, ...