Психологическое обоснование эстетического воспитания личности в рамках перехода с дошкольного детства на школьную ступень
методическая разработка по психологии
В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического и психического развития. Потребность в новых впечатлениях, как отмечают психологи, является ведущей в процессе его развития, именно от взрослого зависит, каким содержанием наполнятся эти первые впечатления. От этого зависит формирование эстетического отношения к окружающему его миру людей и предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_seminar.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое обоснование эстетического воспитания личности в рамках перехода с дошкольного детства на школьную ступень
В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического и психического развития. Потребность в новых впечатлениях, как отмечают психологи, является ведущей в процессе его развития, именно от взрослого зависит, каким содержанием наполнятся эти первые впечатления. От этого зависит формирование эстетического отношения к окружающему его миру людей и предметов. Каковы возможности ребенка раннего возраста в плане его эстетического развития? Какую роль при этом играет взрослый?
Во-первых, в эти годы у ребенка вырабатываются механизмы положительных эмоций. Способность ребенка радоваться общению с людьми и предметами, а затем успешному свершению собственных действий, которым он научается в это время.
Во-вторых, ребенок в этом возрасте способен познавать различные эстетические свойства окружающего мира. Благодаря взрослому, он может осмыслить значение выражений: «Это красиво», «Это некрасиво», «Это замечательно», «Это смешно» и т.п.
В-третьих, особое значение в этом возрасте играет взрослый и в первую очередь – мать. Психологами установлена закономерность - эстетическое отношение к миру у ребенка зарождается в той мере, в какой общение с матерью выходит за пределы чисто физиологической связи и становится духовной радостью и наслаждением.
Кроме того, детские психологи утверждают, что уже в этом возрасте в восприятии произведений искусства у детей вполне может проявляться своя система ценностей, что обусловливает избирательность в восприятии впечатлений окружающего мира, возможна и своя система их «обоснований».
Эмоциональность и непосредственность детского восприятия – это те «ворота» (В.А.СУХОМЛИНСКИЙ), через которые прекрасное входит в жизнь ребенка, влияет на его сознание, развивает и обогащает впечатлениями. Эмоциональность, момент сопереживания, соучастия – наиболее ценные качества, которые необходимо развивать и укреплять в целях оптимизации процесса эстетического развития.
Ребенок в этом возрасте не только способен созерцать и воспринимать впечатления окружающего его мира, но и практически созидать эстетически значимые предметы - он САМ способен создавать предметы (из песка, кубиков), а также рисовать, лепить, строить.
В этом возрасте уже возможно самосозерцание - отношение к своей внешности, одежде, действиям.
В дошкольном возрасте развивается память. Говоря об этом, психологи отмечают, что «художественные образы откладываются в памяти ребенка, как в кладовой, где они «дозревают», перерабатываются и в нужный момент могут быть извлечены и использованы в творчестве и в жизни» Потому всё, что получил ребенок в этом возрасте проявляется не сразу.
Искусство – тот мир, в котором маленькие дети чувствуют себя естественно и непринужденно. Не правы те взрослые, которые считают, что большое искусство недоступно детям, что для них нужно создавать какой-то упрощенный вид, что для них нет большой необходимости посещать художественные выставки и музеи, объясняя это тем, что «это всё равно забудется», считая, что такие серьезные формы необходимы в более старшем возрасте.
А ведь именно в дошкольном возрасте ребенок должен как можно больше получать эстетически значимых впечатлений. Да, многое может «забыться», но те эмоции радости, восторга, удивления, которые переживает ребенок в данный момент своей жизни, важны именно для этого периода, так как именно на их основе развивается эмоционально-чувственная сфера, ребенок становится восприимчивым к воздействию прекрасного.
К моменту поступления в школу ребенок-дошкольник в процессе своего эстетического развития способен достичь следующих результатов:
а). Сформированность такой эстетической ПОТРЕБНОСТИ, как способность радостного переживания от общения с окружающим миром и результатов собственной деятельности;
б) сформированность элементарных форм эмоционально-эстетического ОТНОШЕНИЯ ко всему, что его окружает и что он делает;
в) способность переживать ОБРАЗНО моделируемый опыт взрослых (например, в игре в войну, в «дочки-матери» и т.д.);
г) сформированность эстетических УСТАНОВОК, позволяющих регулировать действия ребенка, придавая эстетическую ценность его манерам, речи, обращению с вещами, сверстниками, взрослыми;
д) возможно проявление эстетического ВКУСА как определенной избирательной способности эстетического сознания, системы предпочтений одних объектов, форм и действий другим;
е) возможно проявление на элементарном уровне сознательного ОТНОШЕНИЯ к собственным эстетическим потребностям, установкам, переживаниям, вкусам, которое выражается в способности объяснять: почему это красиво? почему мне это нравится? почему это печально?
Мы достаточно подробно остановились на особенностях художественно-эстетического развития ребенка в дошкольный период его жизни. Считаем это оправданным, так как всё последующее развитие выстраивается на основе тех особенностей, которые проявлялись в дошкольном детстве. Исследования психологов и опыт педагогов доказывают, что если в этот период своего развития ребенок не получит полноценного эстетического развития, то на последующих этапах достаточно сложно, а порой и невозможно компенсировать решение возникающих проблем.
Кроме того, результаты эстетического развития младших школьников во многом определяются уровнем достижений в дошкольном периоде жизни.
К этому периоду развития у ребенка уже сформирован определенный запас эмоционально-эстетических впечатлений. К этому времени уже должен быть сформирован навык восприятия прекрасного в окружающей его жизни и в искусстве. Для каждого ребенка характерен свой уровень эстетического кругозора: своеобразная «насмотренность» – в театре, кино; «начитанность» – в литературе; «наслышанность» – в музыке. Всё это определяет его дальнейшее развитие.
И прежде чем погрузиться в мир красоты, творчества, вдохновения я хотела бы прочитать вам стихотворение о доброте:
Не прячьте нежность по карманам,
И не стесняйтесь доброты,
Не бойтесь показаться странным
Средь бестолковой суеты.
С улыбкой выйдете из дома,
Вдыхая полной грудью жизнь,
Пройдите улочкой знакомой,
И постарайтесь не спешить.
В душе своей сады взрастите,
Оберегайте их от зла,
Из тех садов цветы дарите
И незнакомым и друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.
Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же з...
Мастер- класс - НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Чудо - гнездышко» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках реализации проекта «Палитра Серебряной Лавны»)
Материал предоставляет возможность:В образовательном аспекте:Ø формировать представления о семейных ценностях; о связи Отечества , Отчизны с малой ячейкой общества - отчим домом, малой Родиной ...
Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...
Выступление на семинаре в МАОУ «Средняя шкала №8» по преемственности дошкольного и начального школьного ступеней обучения.
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона, в котором дошкольное образование призвано первым уровнем общего образования....
Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту кризис 6-7 лет и его роль в развитии личности
Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности.Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлек...
«Психологическая основа экологического воспитания дошкольников в рамках реализации проекта «Прикоснись к природе сердцем»
Выступление на ГМО по экологическому воспитанию стрших дошкольников....
Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования в рамках здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях учителя логопеда
Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования....