Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Калиничева Юлия Александровна

Цель: формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дороге.

Задачи:

- создание условий для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

- развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

- формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге.

 Методы ТРИЗ - эффективное средство - наиболее действенных пути ознакомления детей с Правилами дорожного движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_triz.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

        Проблема формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна на современном этапе.

        С развитием техники в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой является ребёнок, так как у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.   Поэтому   знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой  поведения ,а  их соблюдение - потребностью  человека.

          Начальная диагностика знаний по Правилам дорожного движения показала, что у детей имеются достаточные знания, но применять их в практической ситуации дети затрудняются.

           В процессе анализа работы по данной проблеме я обнаружила противоречие между необходимостью повышения эффективности работы по формированию у детей навыков  осознанного безопасного поведения на дороге и отсутствием действенного механизма для её реализации.

           Целью работы по проблеме является  формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на  дороге.

           Для достижения были определены задачи:

* создание условий для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

* развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

* формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге;

          Ведущая  педагогическая  идея работы заключалась в выборе  наиболее действенных путей ознакомления детей с Правилами дорожного движения. Из опыта своей работы  я считаю, что эффективным средством  являются методы  ТРИЗ.

             Работа  по формированию навыков безопасного поведения детей на улице города посредством методов ТРИЗ  охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок применял в игровой  деятельности, а затем реализовывал в повседневной жизни за пределами детского сада.

               Для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге были определены принципы:

-принцип полноты (включаю в разные образовательные области).

-принцип систематичности.

-принцип возрастной адресованности   (содержание игровых ситуаций усложняется с учётом возрастных особенностей: от простого -  к сложному).

 -принцип интеграции (работа реализовывалась в совместной деятельности педагога с ребёнком; во взаимодействии с родителями).

           Метод - СИНЕКТИКА  предполагает для хорошего мыслительного процесса превращение  непривычного в привычное и наоборот, привычного в непривычное. Главное, чтобы за новой,  непривычной  проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое, решаемое известными средствами. В своей работе я пользуюсь такими видами аналогий : символической, фантастической, личной.                                                                                                                                               Считаю, что личная аналогия (эмпатия) -  наиболее доступный вид для понимания детьми дошкольного возраста. В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя  с рассматриваемым или представляемым предметом. Главный смысл эмпатии: войти в роль кого-либо или чего-либо.

            Личную аналогию использую при организации игровых ситуаций «Светофор», «Автомобили», «Умелый пешеход» и других.

           Для закрепления знаний о видах транспорта и их функциональном назначении разберём игровую ситуацию «Автомобили»:

  Дети превращаются в автомобили, каждый автомобиль рассказывает  и показывает, что он умеет делать.

Предлагаю всем автомобилям выехать на дорогу и познакомиться друг с другом.                                                                                                                              - Я, маленький автомобиль. У меня четыре колеса - они из резины, а вот фары – они вот так зажигаются - я освещаю ими - дорогу, а ещё, у меня есть руль, а сигналю  я вот так.

- Я - розовый автобус, у меня 2 двери, они вот так открываются, широкие окна, чтобы пассажирам было светло и можно  наблюдать, что происходит за окном.                                                                                                                                         - Я - грузовик, работаю на стройке – вожу кирпичи, песок. Когда выгружаю, я наклоняю кузов, вот как, а повороты я делаю медленно.

- Я - гоночный автомобиль,  у меня вот такие маленькие колёсики, я еду после команды: « На старт!», вот так обгоняя другие автомобили.

            С целью безопасного движения ребёнка в детский сад и обратно, формирования у детей умения ориентироваться в дорожных ситуациях, на пути движения в детский сад и обратно вместе с родителями разработаны маршруты «Дом – детский сад». Родители вместе с ребёнком проходят путь из детского сада до дома, проговаривая свои действия. Каждый разработанный маршрут обсуждается в группе – ребёнок объясняет свои действия словами

         В игровой  ситуации «Умелый пешеход» используя магнитные доски,  предлагаю дошкольникам самостоятельно разрабатывать безопасные маршруты следования героев из одного объекта в другой.                                                              

           С детьми старшего дошкольного возраста для систематизации знаний о Правилах  дорожного движения использую фантастическую аналогию,                                                                              с помощью которой дети переносят  реальные предметы и явления в сказку. Волшебные, фантастические перенесения помогают нам волшебство сказочных героев использовать для решения поставленной задачи, для выхода  из создавшихся ситуаций, для закрепления знаний  о Правилах дорожного движения.

            В качестве примера предлагаю Вам  посмотреть сказку – историю «Как  Мишка – медведь в город ходил»,  представленную в виде рисованного фильма.                                                                                                                                                            Чтобы развить  у ребёнка воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и  связи, мышление нестандартными образами,  использую символическую аналогию.

            Символическая аналогия, помогает обозначать каким – либо символом реальный объект.

           Большой популярностью  у дошкольников пользуется игра « Что в круге?», в ходе которой дети учатся условному изображению любых предметов, связанных с Правилами дорожного движения, умению их классифицировать.

Например: Круг – это транспорт. Что в круге?

Ответы детей:

- Легковые автомобили.

- Грузовые автомобили.

- Маршрутные такси.

- Автобусы   и другие.                                                                                                                                 - Круг – это дорога. Что в круге?

Ответы детей:

- Пешеходы.                                                                                                                      - Пешеходный переход.

- Светофор.

- Регулировщик и другие.

           МЕТОД  МОЗГОВОГО ШТУРМА предполагает быстрое принятие решений в коротком отрезке времени.

            При организации совместной деятельности взрослого и детей я включаю игровые ситуации «Минутки безопасности», «Хорошо – плохо», «Найди ошибку», «Разрешается – запрещается».

          Для проведения «Минуток безопасности» разработаны вопросы, в соответствии с возрастом детей.

Например:

 -Назовите  сигналы светофора .

- Назовите  информационно – указательные знаки.                                                                         - Что такое перекрёсток?

            Формируя умение анализировать, находя противоречия в  окружающей  действительности, часто использую игру «Хорошо – плохо».

 Например:    

-  Грузовой автомобиль -  хорошо. Почему?                                                                   - Грузовой автомобиль хорошо, потому что перевозит грузы.

- Грузовой автомобиль хорошо, потому что большой, может везде проехать.

-  Грузовой автомобиль хорошо, потому что грузы можно не выгружать, а поднять кузов и ссыпать аккуратно.

- Грузовой автомобиль -  плохо. Почему?                                                                                -  Грузовой автомобиль плохо, потому что трудно ехать, когда много автомобилей на дороге.

- Грузовой автомобиль плохо, потому что  из-за него пешеход не может правильно оценить дорожную обстановку.                                                                             – Дорога -  хорошо. Почему?

- Дорога хорошо, потому что можно быстро  передвигаться на транспорте.                                 - По ней можно возить грузы, перевозить пассажиров.

-Дорога -  плохо. Почему?

-  Дорога плохо, потому что транспорт на дороге создаёт много шума.

- Дорога плохо, потому что на ней случаются аварийные ситуации.

            Организация проблемных ситуаций формирует умение решать различные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе; способствует развитию у детей понимания  опасности, которую таит в себе дорога.                            В проблемной ситуации «Найди ошибку» детям предлагаются сюжетные картинки. Дети рассматривают их, выявляют того, кто нарушает  Правила дорожного движения, аргументируют свой ответ.

            Игровая ситуация «Разрешается – запрещается» способствует уточнению представлений детей  о правилах поведения на дорогах города.

Детям предлагается закончить фразу:

-Переходить дорогу на красный сигнал светофора…

-Запрещается!

-Переходить дорогу по пешеходному переходу…

-Разрешается! и другие.

            МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ  позволяет каждому, испытать на себе то, что чувствует моделируемый  объект, позволяет не только объяснить ребёнку окружающую его действительность, но ещё наглядно показать её изменения.  Использование символических заместителей -  маленьких человечков даёт возможность развить умение отождествлять  маленьких человечков со свойствами и качествами реальных предметов и явлений.      

           Сущность метода в том, что ребёнок наделяет человечков умением думать, производить какие – то  действия.

          В игровой я ситуации « Светофор» роль маленьких человечков выполняют дети:                                                                            

Если загорается красный сигнал светофора, маленькие человечки стоят плотно друг к другу.

Если  загорается жёлтый сигнал светофора, поднимают руки вверх и немного отходят друг от друга.                                                                                                                                 На зелёный сигнал светофора маленькие человечки быстро передвигаются, поставив руки на пояс.

             Игровая ситуация   «Колёса для автомобиля» активизирует  мышление детей и закрепляет знания о строении колёс автомобиля.

Дети – маленькие человечки моделируют строение колёс: резиновые человечки стоят плотно друг к другу взявшись за руки, а воздушные – хаотично передвигаются внутри круга – шины.

            МЕТОД   ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ позволяет свойства одного предмета  переносить на другой, но только в фантастической обстановке.  Этот метод применяется тогда, когда нужно познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет в непривычной   обстановке.

          В старшей группе дети с интересом сами придумывают нестандартные задания для своих сверстников.                                                                                           Например: « Транспорт для друзей»:  ребёнок даёт задание:                                                      

- У меня  друг человек – паук. Придумайте и нарисуйте для него автомобиль.              Ответы детей таковы:

- У автомобиля липучки на колёсах, чтобы карабкаться по стенам.

- Есть воздушная подушка: можно ехать, прыгать, летать пока воздуха хватит.  

- Есть пружины на колёсах, чтобы перепрыгивать со здания на здание.                                                                                                                                        

            Результаты итоговой диагностики позволяют сделать вывод о результатах работы:

-дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве, с применением  Правил дорожного движения.

-проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

-дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

                                      ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА:

-Уважаемые коллеги! А сейчас мы вместе с вами  в игровых ситуациях рассмотрим применение приёмов ТРИЗ.

 Вашему вниманию предлагаю игру «Хорошо – плохо»:

-Транспорт -  хорошо. Почему?

- Транспорт хорош, потому что может перевозить грузы.

- Транспорт хорошо, потому что на пассажирском транспорте можно быстро добраться до места.

-Транспорт -  плохо. Почему?

- Транспорт плохо, потому что создаёт много шума.

-  Транспорт плохо, потому что насыщает воздух выхлопными газами.

           С целью формирования целостной картины о навыках безопасного поведения, как на улице, так и в транспорте предлагаю Вам  проблемную ситуацию «Найди ошибку»:

Для Вас приготовлены карточки с сюжетными картинками. Внимательно рассмотрите и обведите красным фломастером человека, который нарушает Правила дорожного движения. Аргументируйте свой ответ.

            Игровая ситуация «Что в круге?»:

-Круг – это дорожные знаки. Что в круге?

- Запрещающие знаки.

- Предписывающие знаки.

- Информационно - указательные знаки.

-Круг – это специальный транспорт. Что в круге?

-Скорая медицинская помощь.

-Пожарный автомобиль..

-Служба газа.

-Полицейский автомобиль.

                                    МОДЕЛИРОВАНИЕ:

        Уважаемые коллеги!  Рассмотрите, пожалуйста, сюжетную картинку и подумайте, какие методы ТРИЗ можно применить в данной дорожной ситуации.    

        Надеюсь, что методы ТРИЗ помогут Вам активизировать детей при изучении Правил дорожного движения.      

                                          РЕФЛЕКСИЯ:                                                                                                                            Уважаемые коллеги! У вас на столах имеются карточки:                                                                                                                             - красная карточка: интересно и понятно;                                                                    - жёлтая карточка: понятно, но не очень интересно;

- зелёная карточка: не интересно и не понятно;  

Поднимите соответствующую.                          

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвиващего вида № 45 «Росинка»

Мастер - класс на тему

«Формирование у дошкольников устойчивых навыков

безопасного поведения на дороге посредством методов ТРИЗ»

                               

             

                                 

                         

               

                                   

                           

 

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в работе с детьми дошкольного возраста по внедрению устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

статья о проблеме формирования устойчивых привычек по профилактике детского травматизма на дорогах при интеграции образвательной области "Безопаснсть"....

Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....

Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий».

Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»....

Круглый стол на тему «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»

-  популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путём использ...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

В Федеральном государственном образовательном стандарте содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей формирования у детей осн...

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде (самообразование 23-24)

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста ...