«Особенности речевого развития детей через нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ушакова Нина Юрьевна

Влияние нетрадиционных техник рисования на речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27_fevralya_-_kopiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. 

        Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
 

      Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

         Первые годы жизни ребёнка являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

Педагоги, физиологи, психологи  (Н.М. Щелованов, Н.М.Аксарина, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова,  Е.И. Радина,  Т.Н. Федосеева,  Е.И. Тихеева,  Э.Г. Пилюгина,  С.Н. Теплюк  и  др.)  открыли   огромные    потенциальные  возможности   развития   детей.   Они   определили   значение   периода  раннего  детства  для  всего  дальнейшего  формирования  личности  ребёнка  и  выявили   ряд специфических  возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития и воспитания детей раннего возраста.

         Одно из основных  условий  нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивается и активизируется словарь. В процессе  развития  речи  у  детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что существенно влияет на понимание обращённой к ребёнку речи  и  на развитие  его собственной  речи.

     Для развития речи используются разнообразные средства :
•         общение взрослых и детей;
•         культурная языковая среда, речь воспитателя;
•         обучение родной речи и языку на занятиях;
•         художественная литература;
•         различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
       Изобразительное искусство, музыка, театр  используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
      Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается  в предметно - познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.

       Рисование – одно  из  самых  больших  удовольствий  для ребёнка.  Оно  приносит  малышу  много  радости. В  рисовании ребёнок  выступает, с  одной  стороны,  в  качестве  ведомого взрослым  и  через  различные способы  и  формы , включается  в освоение  художественного опыта ; с другой стороны, он пробует себя  в  качестве  исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает  не  только  то,  что  видит  вокруг, но  и  проявляет собственную фантазию. Деятельность с  красками - это  не  только сенсорно - двигательные  упражнения. Она  отражает  и  углубляет представления детей  об  окружающем, способствует  проявлению умственной  и речевой  активности. Дети  получают  возможность упражняться  в создании  прекрасного,  учатся  соотносить  речь  с действием. Создание  образа  стимулирует  развитие  воображения: ребёнок   мысленно   " дорисовывает "  статичное,   иногда бесформенное изображение, придаёт ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.

 Все этапы  изобразительной  деятельности сопровождаются речью.  Показ,  объяснение - основные  приёмы,  гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя  сюжет,  мотивирующий  деятельность  малыша,  в  ней определено  место  и  предусмотрено  время  для  разнообразных приёмов развития речи.  Вторая  часть  практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также  с  чего  начать,  как  потом  действовать.

В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность   всматриваться,   вслушиваться,   ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У  них  развивается  усидчивость, тренируется  рука  и  глаз.  По мнению  учёных, развитие  руки  определяет  развитие  ребёнка. Поэтому изобразительная  деятельность крайне важна не столько для овладения  умением  рисовать, сколько для  развития  общих способностей, которые проявляются  в будущем в любых видах деятельности.

Все   эти   подходы  явились толчком для моего выступления   по теме  «Нетрадиционные  техники  рисования, как средство  развития  речи  детей  раннего  возраста». Это целая система образовательной деятельности по обучению нетрадиционными техникам рисования,  в раннем возрасте,  включая предварительную работу по данной теме, работу с родителями  и самостоятельную деятельность детей. Указанные в планировании   направления   деятельности   с   ребёнком способствовали  активизации  речи,  приобретению  детьми сенсорного  и  сенсорно - моторного  опыта, а также  побуждали творческую активность малышей.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

- развивать речь детей, через развитие мелкой моторики руки;

- пробуждать у ребёнка эмоциональную отзывчивость на звуки и краски природы;

- знакомить ребёнка с окружающим миром людей, живой и неживой природой;

- формировать у ребёнка изобразительные умения и навыки через нетрадиционные техники рисования.

Для проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности с детьми, применяется   интегрированный подход, который обеспечивает  интерес к деятельности, формирует необходимые навыки и умения по изобразительной деятельности.

Формы работы с детьми:

- наблюдение,

- знакомство с художественной литературой,

- рассматривание произведений искусства, иллюстраций,  картинок,

- использование дидактических игр.

Во  время  непосредственно образовательной деятельности  дети  знакомятся  с такими  техниками нетрадиционного  рисования,  как:  пальчиковая   живопись; монотипия; приманивание ; тычок полусухой жёсткой кистью, печать ладошкой, салфеткой; тычок обратной стороной кисти; рисование  при  помощи  готовой  печати  (катушка  от  ниток, картофель ) и т. д.  Все эти  техники  позволяют  сделать  процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.

      Каждая из этих техник - это маленькая игра. Основная цель - развивать  у  детей  речь, элементы  воображения,  образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование  позволяет  детям  чувствовать себя  раскованнее, смелее,  непосредственнее,  даёт  полную  свободу  для самовыражения.

      В основе  работы лежит  активизация познавательных функций, развитие необходимых психических процессов, развитие мелкой моторики пальцев рук, необходимых  для наиболее активного и правильного развития речи. У детей формируются  навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по художественно-эстетическому развитию (использование нетрадиционной техники рисования с элементами аппликации) "Осенние деревья" в подготовительной группе

Познакомить с новым видом  нетрадиционной техники рисования «раздувание краски» с элементами аппликации из природного материала.Содействовать развитию воображения, фантазии  в процессе выпол...

Консультация для воспитателей "Художественно-эстетическое развитие посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС"

Консультация для воспитателей по художественно- эстетическому развитию посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования «кляксография с трубочкой» (средняя группа) «ЗИМНИЕ УЗОРЫ»

Развивать навыки общения и речь. Воспитывать интерес к зимним явлениям. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы.   Совершенствовать навыки нетрадиционного и...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей 5-6 лет по речевому и художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике «Рисование мятой бумагой»

Тема: «Зимушка-Зима»Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»1.     Вызвать интерес к созданию  зимнего пейзажа нетрадиционной техникой. (Рисование мятой б...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию "Использование нетрадиционных техник рисования в изо деятельности для развития творчества" для детей 5 - 7 лет

Аннотация к рабочей программе педагога по изобразительной деятельности    Рабочая программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной  деятельность для разв...

Особенности и значение использования нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности в ДОУ.

laquo;Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А ...

НОД Речевое развитие .НОД Нетрадиционная техника рисования .

НОД Речевое развитие .НОД Нетрадиционная техника рисования.Консультвация для педагогов.Отчет по смаообразованию...