«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Храмовских Алёна Владимировна

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»

Вступление

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества, вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Дети любят рисовать и используют при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Детей привлекает нетрадиционность материалов. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»

Храмовских Алёна Владимировна, воспитатель

Кузьменко Елена Викторовна, воспитатель

Вступление

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества, вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Дети любят рисовать и используют при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Детей привлекает нетрадиционность материалов. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Основная часть

Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развираться детские художественные и творческие способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Они помогают детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих силах. В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционные техники, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Особенности изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития.

В работе Лебедевой Е.Н. представлена характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Они испытывают затруднения при выборе предмета, который можно изобразить, затрудняются в выборе темы, не проявляют при этом активности и самостоятельности. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко. У детей с ЗПР не наблюдается стремление к разнообразному цветовому решению изображения, даже напоминание о том, что имеются краски, карандаши разного цвета, не побуждают детей к их использованию. Поэтому их работы примитивны. Кроме этого многие дети неадекватно используют цвет (например, снеговика могут нарисовать красным цветом).

По мнению Екжановой Е.А. даже к 6-летнему возрасту предметный рисунок схематичен, упрощен. Рисуя человека или животного, изображают только крупные детали, а мелкие могут отсутствовать. Дети часто изображают цветы, дома и деревья одинаковой величины. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.

У многих детей изучаемой категории даже к подготовительной группе еще недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, затрудняются в прорисовке мелких деталей, плохо владеют приемами закрашивания. Несмотря на то, что рисунки выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно. Поэтому, для детей с ЗПР характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к изобразительной деятельности.

В связи с этим особый интерес представляет изучение нетрадиционных техник изображения и их использование в коррекционной работе с дошкольниками.

По определению Е.Н. Лебедевой термин «нетрадиционный» подразумевает «использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений». Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество ребенка.

Доступность нетрадиционных техник приводит детей к удивлению, ситуации успеха, что является важным принципом в работе с детьми с ЗПР. Это стимулирует их желание понять и реализовать способы рисования. А задача воспитателя научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Лебедева Е.Н. отмечает, что благодаря высокой коррекционной значимости нетрадиционных техник у детей появляется уверенность в изобразительной деятельности. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность. Это обуславливается тем, что работа с нетрадиционными средствами не только интересна и увлекательна, но и посильна. Тем самым ребёнок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами, и содействует лучшему овладению техническими умениями и навыками, способствует становлению личности каждого ребенка и введению его в социум.

Как правило, дети с ЗПР часто копируют образец, чего не может наблюдаться, используя нетрадиционные техники изображения, так как они знакомятся не с образцом, а со способом действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это способствует развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявлению индивидуальности.

Использование нетрадиционных техник изображения позволяют организовать совместную деятельность детей по созданию коллективных произведений. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания, а так же дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков.

Цель нетрадиционного рисования:

  • развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников; формирование индивидуальных, интеллектуальных творческих способностей через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • продолжать знакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
  • формировать умение детей сочетать различные материалы и техники изображения;
  • развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
  • продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
  • закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционных техник рисования для детей с задержкой психического развития  способствует развитию и коррекции:

  • ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);
  • мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
  • психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
  • тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • познавательно-коммуникативных навыков (формирование представлений о цвете, форме, величине, правилах поведения, культуре общения, умение работать в паре, коллективе);
  • самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Коррекционной составляющей организации занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного рисования стал комплексный подход при формировании определенных навыков у детей:

  • проведение дидактических игр и упражнений на узнавание, различение и называние предметов по величине, форме, цвету, на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, упражнения для развития движений рук.
  • максимальное использование всего диапазона анализаторов (слухового, зрительного, тактильно-двигательного, и др.), учет особенностей межанализаторных связей и психомоторики детей с ЗПР (артикуляционной, ручной, общей);
  • построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подбор форм организации детей на занятии определяется мерой освоения ребёнком приёмов и способов изображения в нетрадиционной технике: от индивидуальной - к парной, подгрупповой, фронтальной;
  • проведение занятий интегрированного характера, что позволяет решать несколько разноплановых задач;
  • осуществление индивидуально - дифференцированного подхода (при единой целевой установке различные способы выполнения задания каждым ребенком; подбор нетрадиционных художественных техник для каждого ребенка индивидуален, так, в работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется не использовать изобразительные материалы, стимулирующие проявление неадекватных действий (разбрызгивание, размазывание, способных перерасти в агрессивное поведение);
  • использование на занятии пооперационных карт выполнения нетрадиционных техник;
  • использование игровой мотивации на всех занятиях;
  • продолжительность занятий определяется состоянием детей и степенью сложностью материала.

В работе с дошкольниками используются разные техники нетрадиционного рисования:

        «Рисование сухой жёсткой кистью», «Рисование пеной для бритья», «Печать фруктами», «Рисование ладошками», «Рисование при помощи пластиковой вилки», «Рисование свечой и акварелью», «Рисование цветным песком», «Печать поролоновыми штампиками», «Набрызг», «Рисование полиэтиленовым пакетом», «Кляксография» с трубочкой, «Рисование ватными палочками», «Рисование с помощью мыльных пузырей»,  «Граттаж», «Штампование при помощи разрезанной коктейльной трубочки»,  «Рисование солью», «Ниткография», «Рисование поролоновой губкой», «Монотипия»,  «Рисование веревочкой»,  «Батик» (рисование по соленой ткани), «Рисование на прозрачном мольберте».

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить юного художника думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Заключение

При использовании нетрадиционных техник рисования у детей с ЗПР разовьётся познавательный интерес, воображение, творчество, самостоятельность, инициатива, обогатится и активизируется словарный запас. Так же нетрадиционные техники поспособствуют проявлению индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники научатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным, а анализируя и сравнивая свои рисунки, научатся высказывать собственное мнение, что повлияет на желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявится фантазия.

Дети будут учиться планировать процесс рисования, т.к нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий.

Работая с нетрадиционными техниками изображения у детей уйдёт страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и другие техники рисования повысят уровень развития зрительно-моторной координации.

Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сблизит детей единой целью, у них разовьются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, произойдёт усвоение нравственных норм, правил поведения.

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  2. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М.: 2000.
  3. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет.- М.: «Мозаика – Синтез», 2016.
  4. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие). - М.: Классике Стиль, 2004.
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
  6. Никитина А.В. Рисование веревочкой. – СПб.: Каро, 2010.
  7. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р.Г.Казаковой. М.: «Творческий Центр Сфера», 2004.
  8. Черепкова Н.А. Рисование разными способами с детьми дошкольного возраста (6-7лет). – СПб.: «Детство – пресс»,2021.
  9. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. М.: «Творческий Центр Сфера», 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...