Мой доклад на конференции «Преемственность работы дошкольного отделения и начальной школы в соответствии с ФГОС ДО» 03.02.2016
методическая разработка по логопедии на тему

Быкова Дарья Михайловна

Профилактика нарушения письменной речи в дошкольном возрасте

 

Уклад в современных семьях за последние десятилетия изменился: теперь на вершине семейной иерархии кроха. Взрослые потакают ему, тем более, если есть какие-либо  особенности развития. Это приведет к тому, что ребёнок не приучается, соблюдать правила, считаться с интересами других, уступать, удерживать и выполнять программы.

  Едва современный малыш появляется на свет, его начинают окружать многочисленные поющие и говорящие игрушки, обучающие мультики. Родителям невдомек, чтобы овладеть речью ребёнка говорить нужна тишина, а не постоянно зашумлённое пространство, т.к. слова возможно выделить только из живой речи. Не происходит своевременное развитие фонематического восприятие, и как следствие нарушение фонематического слуха. А именно он является стержнем всех функций речи и залогом успешного обучения в школе (недослышал, недопонял смысл, вертится или лежит на парте).

Вместо того, чтобы учить кроху слушать и различать звуки окружающего мира (целенаправленное воздействие на правое полушарье), т.к. от того насколько хорошо «настроится» слух ребёнка зависит в дальнейшем восприятие слов (левое полушарье), уже с раннего возраста родители начинают учить с чадом буквы. Не отдавая себе отчёт, что необходимо овладеть артикулемой (позой), соотнести её с фонемой (звуком) и только потом графема (абстрактный образ печатной и прописной). Ресурсы организма, предназначенные для обогащения сенсорного опыта (правое полушарье), перераспределяется на буквы (левое полушарье, которое не активно). Мозговой субстрат, отвечающий за изучение букв дозреет только к 5 годам. Русское письмо звуковое, да и до 2-го класса ведущая звуковая система, а позже - буквенная. Бессмысленно буквой опережать звук - это нарушает естественный ход развития и приводит к невротизации ребёнка.                    

Для того, чтобы у малыша изначально правильно формировались пространственные представления очень важно, чтобы он мог охватить игрушечку взглядом. И только после того как он внимательно её изучит, следует переходить к сравнению 2 игрушек и т.д. В настоящее время ребёнка окружают огромные игрушки, после опыта с которыми, маленькие не потрясают. А разглядывание  очень важно для формирования глазодвигательной функции,  конвергенции  (концентрация взгляда в одной точке).  В норме формируется к 3 годам.                                                                                             

Закономерно, что под воздействием подобных социальных факторов число логопатов в последнее годы значительно возросло. И теперь эти детки будут обучаться в общеобразовательных учреждениях. По данным института возрастной физиологии в 1-ом классе 20% детей с нарушениями психического здоровья, пограничного характера 60%. (На 1998г в начальной школе здоровых –  11-12%, в основной –  8%, в средней – 5%). Сейчас в школе 30% детей имеют нарушения чтения и письма.

 «Предупреждение нарушений письменной речи» многие годы была темой моего самообразования. Для того, чтобы найти ответы на вопросы, возникающие по ходу работы я посещала семинары  ведущих специалистов: Поляковой М. А., Ткаченко Т. А , Свободиной Н. Г., Азовой О. И.  , Архиповой Е. Ф. и др.

Последние несколько лет занимаюсь нейропсихологией. Проходила обучение у Пивоваровой Е. В, Блудовай А. А. , Семенович А. В..

Полученные знания и опыт позволили мне разработать свой подход. Ведь когда ребёнку сего 4 года нельзя определить будут ли у него нарушения письменной речи. Поэтому в центре внимания фактор – это способность конкретной зоны мозга воздействовать с конкретными свойствами окружающей среды. Фактор – это «антенка», настроенная на конкретные свойства.

Обучение разделено на 2 этапа: средний и старший дошкольный возраст.

Первый этап.                    Средняя группа.

В этот период работа ведётся в нескольких направлениях: развитие фонематических процессов, ориентировки в пространстве, формирование графомоторных навыков. Развитие фонематических процессов у детей 5- го года жизни становится возможным благодаря методике Ткаченко Т. А.:

- учитывает ведущий тип мышления этого возраста;

- учитывает дефектологический принцип (опора на сохранные функции);

- соответствует правильной последовательности овладения первично звуковым анализом и синтезом, а только потом буквой;

- охватывает сенситивный период.

Ход работы:  А) Развитие фонематического восприятия. Дети учатся прислушиваться к звучащему слову, находить похожие по звучанию слова. Подбирать рифмы.

Только после того как ребята научатся вслушиваться в целое слово приступаем к формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Б) Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Ткаченко Т. А. Каждому изучаемому звуку соответствует картинка-символ и жест.

Работа постоянно усложняется и состоит из 15 подэтапов:

  1. Выделение в словах первого гласного;
  2. Анализ сочетаний из 2-3 гласных звуков;
  3. Определение наличия/отсутствия гласного звука;
  4. Определение последнего гласного звука в слове;
  5. Определение первого и последнего гласного в слове;
  6. Синтез слова состоящего из у слогов;
  7. Определение первого согласного звука в слове;
  8. Определение первого согласного звука в слове;
  9. Определение гласного звука в середине односложного слова;
  10. Синтез односложного слова из 3-х звуков;
  11. Анализ односложного слова из 3-х звуков;
  12. Определение согласного звука в слове (начало, конец, середина);
  13. Определение количества слогов в слове;
  14. Определение нескольких гласных в слове;
  15. Анализ и синтез двухсложных слов из 2 открытых слогов.

Из опыта работы могу добавить, что дети с удовольствием выкладывают. К концу года ребёнок 5 лет с нарушениями речи может выложить слова: комната, панама и др. Важно чтобы звучание предлагаемых для работы слов совпадало с написанием.

Развитию пространственных представлений уделяется большое внимание в среднем дошкольном возрасте и проводится по следующим направлениям:

- маркировка пространства (браслет на левую руку);

- формирование схемы тела (с открытыми/закрытыми глазками): отработка понятий впереди - сзади, вверху – внизу; левой – правой части тела (одноимённые, перекрёстные ) и т.д.

-отработка предлогов (введение символов предлогов);

- внешнее пространство (что в комнате над тобой, под тобой и т.д.);

- выкладывание из палочек по образцу/схеме.

Формирование графомоторных навыков. Работа в прописях.

На занятиях также проводится работа по составлению предложений и рассказов по опорным схемам. Глазодвигательные упражнения, лабиринты и путаницы для формирования конвергенции. Работа над произвольностью поведения. Физкультурные минутки на занятиях состоят из нейропсихологических упражнений.  

Рекомендуемая литература:

1.Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие.

2. Ирина Сошина: Игротека речевых игр. Вып.11 Играем в рифмы.

3.Бардышева Т. Ю. Моносова Е.Н. «Логопедические занятия  в детском саду. Средняя группа. Демонстрационный материал к фронтальным занятиям.

4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.

5.Жукова Олеся: Рисуем по точкам и клеточкам 3-5лет Проп.с прозр. стр.

6. Жукова Олеся: Рисуем линии и узоры 3-5лет Прописи с прозр.стр.

Второй этап.                                    Старшая группа.

Идёт закрепление полученных знаний умений и навыков и усложнение изучаемого материала: составление предложений и рассказов с опорой на картинно-графические схемы;  деление на слоги путём скандирования; «звуковые паровозики» дети определяют позицию всех изучаемых звуков в словах; игра «Живые звуки», подсчёт слов в предложении и выкладывание его из полосок; «братцы звуки» - строгий и ласковый.                                                                                                                                       Для звукового анализа не даются слова:

- с йотированными  гласными;

- э в безударной позиции подвергается редукции;

- с аффрикатами (ц, ч);

- со звонкими согласными в конце слова, т.к. они оглушаются;

- с безударными гласными.

Усложняются задания по ориентировке в собственном теле (лёжа, сидя, стоя), в пространстве относительно собственного тела; «Сделай так же» поза как на пиктограмме.

 Ориентировка на листе. Вводятся ученические тетради в крупную клетку (точки, полочки, заборчики и т.д.). Выкладывание из разрезных картин, различные головоломки.                                                                                                                      Начинается целенаправленная работа над удержанием и выполнением программы: разные виды раскрашивание по образцу, по номерам и т.д.

Рекомендуемая литература:

1.Бардышева Т. Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия  в детском саду   Старшая группа. Демонстрационный материал к фронтальным занятиям.                  2.Голубина Т. С. Чему научит клеточка.

3.ЖуковаЛ. Е., Кузнецова М. И. Азбука для дошкольников, Играем со звуками и словами №1,2

4.Издательство «Стрекоза» Серия «Раскраска. Раскрашиваем и учимся».

5.Лыкова, Шипунова: Небылицы, путаницы и загадки-обманки.

6.Солнечные ступеньки. Серия папка дошкольника. Волшебство в картинках.

7.Солнечные ступеньки. Серия папка дошкольника. Пройди лабиринт.

Подготовительная группа.

Продолжается работа над звуковым анализом и синтезом. Усложняются схемы предложений. Начинается обучение впечатыванию букв в крупную клетку, с соблюдением надстрочных и подстрочных элементов. Ребята узнают, что высота заглавной буквы 2 клетки, а строчной одна и не всегда они похожи. Ведь если эталон буквы будет сформирован правильно, ребёнок сможет легко узнать его при чтении, а в школе уже соотнесенный со звуком значок будет дополнен аналогичной письменным символом.

Знакомство с понятиями «гласный», «согласный» звуки, «ударение», «слова одной семьи»; «глухой» «звонкий» с опорой на тактильный анализатор; придумывание слов с изучаемым звуком по пройденным лексическим темам: слоа-предметы, слов-действий, слов-символов. Игра «Живые буквы».             

Обучение по букварю Косиновой Е. М.. Для домашней работы: Гаврина, Кутяевина, Топоркова, Щербакова «Буквы и слоги», «Слова и предложения». Рабочую тетрадь для занятий в группе я сделала сама, переработав десятки пособий. Речевой материал изложен в соответствии с букварём, «от звука к букве», чётко разграничивая понятия (первая страница звук, следующая – буква). В неё вошли образцы впечатывания букв в клетку со стрелочками, указывающими направления движения простого карандаша, стихотворение о букве, её образное изображение по внешнему сходству с чем-либо; узнавания букв из ряда других, схожих по написанию или звучанию; перекрытые, зашумлённые изображений; штриховка букв; раскрашивания по буквам и слогам, ребусы др.

Рекомендуемая литература:

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте».

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Слова и предложения. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте».

Гайченко И. Л. Исавнина О. Г. Ребусы кроссворды головоломки 

 Гурин Ю.В. Слова играют в прятки. 

Пылаева Н. М., Ахутина Т. В Учимся видеть и называть.                                                 

Сущевская C. А. Тексты с дырками и хвостами для детей 5- 8 лет.                                                     

 Федин С : Учимся думать и придумывать. Занимательные задания для детей 5-8 лет

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению.

Читаем как бы сами

Вывод: Для того чтобы действительно помочь нашим детям следует прекратить «хаотичное развитие»  и простроить его как следует с учётом возрастных особенностей и сенситивных периодов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения письменной речи в дошкольном возрасте

Уклад в современных семьях за последние десятилетия изменился: теперь на вершине семейной иерархии кроха. Взрослые потакают ему, тем более, если есть какие-либо  особенности развития. Это приведет к тому, что ребёнок не приучается, соблюдать правила, считаться с интересами других, уступать, удерживать и выполнять программы.

  Едва современный малыш появляется на свет, его начинают окружать

многочисленные поющие и говорящие игрушки, обучающие мультики. Родителям невдомек, чтобы овладеть речью ребёнка говорить нужна тишина, а не постоянно зашумлённое пространство, т.к. слова возможно выделить только из живой речи. Не происходит своевременное развитие фонематического восприятие, и как следствие нарушение фонематического слуха. А именно он является стержнем всех функций речи и залогом успешного обучения в школе (недослышал, недопонял смысл, вертится или лежит на парте).

Вместо того, чтобы учить кроху слушать и различать звуки окружающего мира (целенаправленное воздействие на правое полушарье), т.к. от того насколько хорошо «настроится» слух ребёнка зависит в дальнейшем восприятие слов (левое полушарье), уже с раннего возраста родители начинают учить с чадом буквы. Не отдавая себе отчёт, что необходимо овладеть артикулемой (позой), соотнести её с фонемой (звуком) и только потом графема (абстрактный образ печатной и прописной). Ресурсы организма, предназначенные для обогащения сенсорного опыта (правое полушарье), перераспределяется на буквы (левое полушарье, которое не активно). Мозговой субстрат, отвечающий за изучение букв дозреет только к 5 годам. Русское письмо звуковое, да и до 2-го класса ведущая звуковая система, а позже - буквенная. Бессмысленно буквой опережать звук - это нарушает естественный ход развития и приводит к невротизации ребёнка.                    

Для того, чтобы у малыша изначально правильно формировались пространственные представления очень важно, чтобы он мог охватить игрушечку взглядом. И только после того как он внимательно её изучит, следует переходить к сравнению 2 игрушек и т.д. В настоящее время ребёнка окружают огромные игрушки, после опыта с которыми, маленькие не потрясают. А разглядывание  очень важно для формирования глазодвигательной функции,  конвергенции  (концентрация взгляда в одной точке).  В норме формируется к 3 годам.                                                                                              

Закономерно, что под воздействием подобных социальных факторов число логопатов в последнее годы значительно возросло. И теперь эти детки будут обучаться в общеобразовательных учреждениях. По данным института возрастной физиологии в 1-ом классе 20% детей с нарушениями психического здоровья, пограничного характера 60%. (На 1998г в начальной школе здоровых –  11-12%, в основной –  8%, в средней – 5%).                                                                                                  Сейчас в школе 30% детей имеют нарушения чтения и письма.

 «Предупреждение нарушений письменной речи» многие годы была темой моего самообразования. Для того, чтобы найти ответы на вопросы, возникающие по ходу работы я посещала семинары  ведущих специалистов: Поляковой М. А., Ткаченко Т. А , Свободиной Н. Г., Азовой О. И.  , Архиповой Е. Ф. и др.

Последние несколько лет занимаюсь нейропсихологией. Проходила обучение у Пивоваровой Е. В, Блудовай А. А. , Семенович А. В..

Полученные знания и опыт позволили мне разработать свой подход. Ведь когда ребёнку сего 4 года нельзя определить будут ли у него нарушения письменной речи. Поэтому в центре внимания фактор – это способность конкретной зоны мозга воздействовать с конкретными свойствами окружающей среды. Фактор – это «антенка», настроенная на конкретные свойства.

Обучение разделено на 2 этапа: средний и старший дошкольный возраст.

Первый этап.                    Средняя группа.

В этот период работа ведётся в нескольких направлениях: развитие фонематических процессов, ориентировки в пространстве, формирование графомоторных навыков. Развитие фонематических процессов у детей 5- го года жизни становится возможным благодаря методике Ткаченко Т. А.:

- учитывает ведущий тип мышления этого возраста;

- учитывает дефектологический принцип (опора на сохранные функции);

- соответствует правильной последовательности овладения первично звуковым анализом и синтезом, а только потом буквой;

- охватывает сенситивный период.

Ход работы:  А) Развитие фонематического восприятия. Дети учатся прислушиваться к звучащему слову, находить похожие по звучанию слова. Подбирать рифмы.

Только после того как ребята научатся вслушиваться в целое слово приступаем к формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Б) Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Ткаченко Т. А. Каждому изучаемому звуку соответствует картинка-символ и жест.

Работа постоянно усложняется и состоит из 15 подэтапов:

  1. Выделение в словах первого гласного;
  2. Анализ сочетаний из 2-3 гласных звуков;
  3. Определение наличия/отсутствия гласного звука;
  4. Определение последнего гласного звука в слове;
  5. Определение первого и последнего гласного в слове;
  6. Синтез слова состоящего из у слогов;
  7. Определение первого согласного звука в слове;
  8. Определение первого согласного звука в слове;
  9. Определение гласного звука в середине односложного слова;
  10. Синтез односложного слова из 3-х звуков;
  11. Анализ односложного слова из 3-х звуков;
  12. Определение согласного звука в слове (начало, конец, середина);
  13. Определение количества слогов в слове;
  14. Определение нескольких гласных в слове;
  15. Анализ и синтез двухсложных слов из 2 открытых слогов.

Из опыта работы могу добавить, что дети с удовольствием выкладывают. К концу года ребёнок 5 лет с нарушениями речи может выложить слова: комната, панама и др. Важно чтобы звучание предлагаемых для работы слов совпадало с написанием.

Развитию пространственных представлений уделяется большое внимание в среднем дошкольном возрасте и проводится по следующим направлениям:

- маркировка пространства (браслет на левую руку);

- формирование схемы тела (с открытыми/закрытыми глазками): отработка понятий впереди - сзади, вверху – внизу; левой – правой части тела (одноимённые, перекрёстные ) и т.д.

-отработка предлогов (введение символов предлогов);

- внешнее пространство (что в комнате над тобой, под тобой и т.д.);

- выкладывание из палочек по образцу/схеме.

Формирование графомоторных навыков. Работа в прописях.

На занятиях также проводится работа по составлению предложений и рассказов по опорным схемам. Глазодвигательные упражнения, лабиринты и путаницы для формирования конвергенции. Работа над произвольностью поведения. Физкультурные минутки на занятиях состоят из нейропсихологических упражнений.  

Рекомендуемая литература:

1.Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие.

2. Ирина Сошина: Игротека речевых игр. Вып.11 Играем в рифмы.

3.Бардышева Т. Ю. Моносова Е.Н. «Логопедические занятия  в детском саду. Средняя группа. Демонстрационный материал к фронтальным занятиям.

4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.

5.Жукова Олеся: Рисуем по точкам и клеточкам 3-5лет Проп.с прозр. стр.

6. Жукова Олеся: Рисуем линии и узоры 3-5лет Прописи с прозр.стр.

Второй этап.                                    Старшая группа.

Идёт закрепление полученных знаний умений и навыков и усложнение изучаемого материала: составление предложений и рассказов с опорой на картинно-графические схемы;  деление на слоги путём скандирования; «звуковые паровозики» дети определяют позицию всех изучаемых звуков в словах; игра «Живые звуки», подсчёт слов в предложении и выкладывание его из полосок; «братцы звуки» - строгий и ласковый.                                                                                                                                       Для звукового анализа не даются слова:

- с йотированными  гласными;

- э в безударной позиции подвергается редукции;

- с аффрикатами (ц, ч);

- со звонкими согласными в конце слова, т.к. они оглушаются;

- с безударными гласными.

Усложняются задания по ориентировке в собственном теле (лёжа, сидя, стоя), в пространстве относительно собственного тела; «Сделай так же» поза как на пиктограмме.

 Ориентировка на листе. Вводятся ученические тетради в крупную клетку (точки, полочки, заборчики и т.д.). Выкладывание из разрезных картин, различные головоломки.                                                                                                                      Начинается целенаправленная работа над удержанием и выполнением программы: разные виды раскрашивание по образцу, по номерам и т.д.

Рекомендуемая литература:

1.Бардышева Т. Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия  в детском саду                 Старшая группа. Демонстрационный материал к фронтальным занятиям.                        2.Голубина Т. С. Чему научит клеточка.

3.ЖуковаЛ. Е., Кузнецова М. И. Азбука для дошкольников, Играем со звуками и словами №1,2

4.Издательство «Стрекоза» Серия «Раскраска. Раскрашиваем и учимся».

5.Лыкова, Шипунова: Небылицы, путаницы и загадки-обманки.

6.Солнечные ступеньки. Серия папка дошкольника. Волшебство в картинках.

7.Солнечные ступеньки. Серия папка дошкольника. Пройди лабиринт.

Подготовительная группа.

Продолжается работа над звуковым анализом и синтезом. Усложняются схемы предложений. Начинается обучение впечатыванию букв в крупную клетку, с соблюдением надстрочных и подстрочных элементов. Ребята узнают, что высота заглавной буквы 2 клетки, а строчной одна и не всегда они похожи. Ведь если эталон буквы будет сформирован правильно, ребёнок сможет легко узнать его при чтении, а в школе уже соотнесенный со звуком значок будет дополнен аналогичной письменным символом.

Знакомство с понятиями «гласный», «согласный» звуки, «ударение», «слова одной семьи»; «глухой» «звонкий» с опорой на тактильный анализатор; придумывание слов с изучаемым звуком по пройденным лексическим темам: слоа-предметы, слов-действий, слов-символов. Игра «Живые буквы».            

Обучение по букварю Косиновой Е. М.. Для домашней работы: Гаврина, Кутяевина, Топоркова, Щербакова «Буквы и слоги», «Слова и предложения». Рабочую тетрадь для занятий в группе я сделала сама, переработав десятки пособий. Речевой материал изложен в соответствии с букварём, «от звука к букве», чётко разграничивая понятия (первая страница звук, следующая – буква). В неё вошли образцы впечатывания букв в клетку со стрелочками, указывающими направления движения простого карандаша, стихотворение о букве, её образное изображение по внешнему сходству с чем-либо; узнавания букв из ряда других, схожих по написанию или звучанию; перекрытые, зашумлённые изображений; штриховка букв; раскрашивания по буквам и слогам, ребусы др.

Рекомендуемая литература:

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте».

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Слова и предложения. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте».

Гайченко И. Л. Исавнина О. Г. Ребусы кроссворды головоломки  

 Гурин Ю.В. Слова играют в прятки.  

Пылаева Н. М., Ахутина Т. В Учимся видеть и называть.                                                  

Сущевская C. А. Тексты с дырками и хвостами для детей 5- 8 лет.                                                    

 Федин С : Учимся думать и придумывать. Занимательные задания для детей 5-8 лет

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению.

Читаем как бы сами

Вывод: Для того чтобы действительно помочь нашим детям следует прекратить «хаотичное развитие»  и простроить его как следует с учётом возрастных особенностей и сенситивных периодов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и школы в рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС начального образования

В статье представлен опыт работы по сетевому взаимодействию между уровнями дошкольного и начального общего образования...

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...

Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой

Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования

ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения  ФГОС» в Ресурсно...

Доклад «Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы»

Цель нашей работы по преемственности – подготовить ребенка - дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить у него словесно- логическое мышление, воображение, дать стимул к позна...

Доклад «Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы»

Подготовка дошкольника к успешному обучению в школе....

Тема статьи « Как выстроить преемственность в работе дошкольных групп и начальной школы в одной общеобразовательной организации»

      Проблема преемственности между дошкольными группами и начальной школой в рамках нашей общеобразовательной организации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к ...