педагогический опыт воспитателя
материал (младшая группа) на тему
Опыт работы по развитию мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический опыт воспитателя | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад
комбинированного вида» Сорокиной Татьяны Ивановны
по проблеме «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
-Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновении, становления опыта.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).
В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Новизна опыта состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приемов во все виды образовательной деятельности.
Комплексы нетрадиционных приемов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, игровую деятельность, работу с родителями). Комплексы рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.
- Теоретическая база опыта
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Теоретической базой опыта стали и идеи ведущих педагогов.
М. Монтессори, которая на основе многочисленных экспериментов утверждала: «Таланты детей находятся на кончиков их пальцев».
Опытного педагога-практика Т.А Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», в которой предлагается система игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений
Также я использую следующие программы, технологии и другие источники:
Агапова И.А.и Давыдова М.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностях детей / И.А.Агапова, М.А.Давыдова.- М.:Лада,2009.
Аммосова, Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе/ Н.С. Аммосова// Логопед. – 2004.
Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М.М. Кольцова. – М.: 1973.
Рузина, М.С. Пальчиковый игротренинг / М.С. Рузина. – СПб., 2002.
Степанова, М.А. Сиситема работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М.А. Степанова // Логопед. – 2009. - №7, с.62-70
Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2008.
-Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитании и обучения
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
• зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).
• зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.
• театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.
Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Поэтому игровые уголки в группе где я работаю были расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через “жилую комнату”. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются.
Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как? », «Вместо кисти - ладошка. Возможности пальчикового рисования».
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:
- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
-последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Не допустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.
Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.
Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Я вас всех приветствую | пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками |
С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.
Кто зубы не чистит, Не моется с мылом | пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами |
Тот вырасти может Болезненным, хилым | ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка |
Дружат с грязнулями Только грязнули | пальцы рук соединены в замок |
Которые сами В грязи утонули | движение, имитирующее пловца |
У них вырастают Противные бяки | пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа |
За ними гоняются Злые собаки | руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки |
Грязнули боятся Воды и простуд, А иногда и вообще не растут | руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх |
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».
С добрым утром, глазки! | Поглаживаем веки глаз |
Вы проснулись? | «Смотрим в бинокль» |
С добрым утром, ушки! | Поглаживаем ушки |
Вы проснулись? | Прикладываем ладонь к ушам. |
С добрым утром, ручки! | Поглаживаем кисти рук |
Вы проснулись? | Хлопаем в ладоши |
С добрым утром, ножки! | Поглаживаем ноги |
Вы проснулись? | (Притопываем) |
С добрым утром, солнце! | Руки раскрываются навстречу солнышку |
Я проснулась! | Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться |
Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Использование продуктивных видов деятельности,
развивающих мелкую моторику.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).
В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Начиная с младшей группы, мы организовали специальную полочку по ИЗО деятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые ИЗО материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.
По мере того, как наши дети взрослели, содержимое полочки менялось: большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.
Постарались “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Научили работать с бросовым материалом.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто мы привлекаем родителей к этому виду деятельности: конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д.
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, продолжала добиваться поставленной цели.
- Анализ результативности.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
- Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Поэтому для решения этой проблемы я поставила такие цели:
-продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности;
- изучение темы «Работа с бумагой в технике оригами для развития у детей мелкой моторики руки» и внедрение ее в практику.
- Адресные рекомендации по использованию данного опыта
Опыт моей работы по мелкой моторике размещен на сайте: http://nsportal.ru/sorokina-tatyana-ivanovna
- Наглядное приложение
Конспект открытого занятия «Знакомство с военными профессиями. Изготовление медалей-сувениров» (интегрированное занятие во 2 младшей группе). Видеозапись открытого занятия.
Консультации для родителей («Вместо кисти - ладошка. Возможности пальчикового рисования». «Рисование пальчиками: зачем и как?»).
Приложение «Игры с предметами домашнего обихода».
Приложение «Пальчиковая гимнастика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя.
Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками....
Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»
Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....
педагогический опыт воспитателя Третинниковой В.С
презентация педагогического опыта воспитателя МБДОУ №76 "Капелька", г.Сургут...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя
Обобщенный педагогический опыт воспитателя«Детский сад №16»города СаранскаСухановой Елены НиколаевныТема: «Воспитание дошкольников экономики в детском саду »...
Инновационный педагогический опыт воспитателя Бышевой Е.В.
Ведущая педагогическая идея проводимой работы - это формирование начал экологической культуры через поликультурное воспитание, развитие у детей познавательной активности, любознательности,...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя Безбородовой А.А. по теме «Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
«Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Автор представляет опыт работы по использованию прое...