Обобщенный педагогический опыт воспитателя
методическая разработка на тему
Обобщенный педагогический опыт воспитателя
«Детский сад №16»
города Саранска
Сухановой Елены Николаевны
Тема: «Воспитание дошкольников экономики в детском саду »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchennyy_pedagogicheskiy_opyt_vospitatelya.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный педагогический опыт воспитателя
«Детский сад №16»
города Саранска
Сухановой Елены Николаевны
Тема: «Воспитание дошкольников экономики в детском саду »
1. Условия формирования опыта.
Внедряя множество инноваций, за время работы в детском саду, я поняла, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. В своей педагогической деятельности я внедряю азы экономической науки и способствую к изучению экономики в детском саду. Цель моей работы заключается в развитии реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
В 2014 году, мною были разработаны перспективные планы для детей старшего возраста по изучению экономики на новый учебный год.
В своей работе я применяла авторскую (экспериментальную) программу «Экономическое воспитание дошкольников» разработанную для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет , рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
1.1 Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Актуальность нашего опыта обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Основными целями нашего опыта являлось:
1. Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата) .
2. Знакомить детей с профессиями связанными с экономикой.
3. Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
4. Формировать экономическое мышление.
5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства.
6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
На идею формирование опыта меня натолкнули слова Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Существуют правила денег, по которым играют богатые, и есть правила, по которым играют остальные 95 % населения. А эти 95 % населения изучают свои правила в детском саду, в школе и дома .Вот почему опасно сегодня просто говорить ребенку — больше учись, ищи работу. Ребенку сегодня требуется более сложное образование…
Если в Америке для детей садовского возраста организуют финансовые лагеря, в которых обучают правильно обращаться с деньгами, то у нас, в России, мы только-только начинаем делать первые шаги по сближению дошкольников с экономикой.
3. Теоретическая база опыта
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.
В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.
В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике.
Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления.
Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
4. Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников.
4.1 Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее бла гоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления
Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.
Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.
Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина».
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Мною были разработаны следующие проекты:
- «В гостях у гнома эконома» (краткосрочный проект)
- «Экономика в детском саду» (долгосрочный проект)
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
5. Адресные рекомендации по использованию опыта.
5.1 Работа с детьми
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Проведя диагностику детей старшей группы по экономическим понятиям и проанализировав ее результаты, я пришла к выводу, что знания детей в этой области требуют совершенствования.
Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мной была изучена литература по данному вопросу.
Начала с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения. В качестве основных пособий для реализации экономического воспитания стали методические издания Киреевой Л.Г., Смоленцевой А.А., Кнышовой Л.В.
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
В группе создан уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины. Развивающую среду пополнила следующими настольно-печатными играми по экономике «Найди евро», «Монте Карло», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет». К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. Оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала.
В работе я опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.
Большое внимание уделяла таким темам как «Труд – продукт - стоимость» и «Деньги», задававшись целью дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представление о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений. Дошкольники знакомились с профессиям – традиционными (игры «Знаю все профессии» (2 части) и новыми (например, рекламный агент, рекламодатель, брокер), значимостью различных видов труда для человека. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, как кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
Проводя занятие «Заводы нашего города» учила детей ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города: местонахождении, выпускаемой продукции, товарных знаках.
Результат труда людей оплачивается деньгами. Необходимо было объяснить это детям, уточнить их знания их области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Занятия проводились в форме бесед: исторические – происхождение денег в обществе людей, теоретические куда можно потратить деньги, практические – откуда появляются деньги и как их тратят в семье.
Играя в «Магазин » и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)» поэтому были занятия посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России. Чтобы проследить историю русских денег была создана папка «История бумажных денег России». На занятия дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой.
Для ознакомления дошкольников с валютой была создана папка «Деньги разных стран мира», т. к. деньги являются важнейшим, а иногда и единственным источником информации о государстве, его истории, экономике, искусстве. На занятиях дошкольники с удовольствием рассказывали о тех странах, где они побывали с родителями на отдыхе, демонстрировали имеющие там хождение деньги.
Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться ими. С этой целью знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснили, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей. Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи…» – и видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление матери о том, что денег у нее нет: ведь он только что видел их в кошельке. Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег. При этом исходили из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, междугородние телефонные переговоры и др.
Кроме того, учила детей беречь ресурсы страны: воду и электричество. Провела занятия «Путешествие Капы и Капельки»,, в ходе которых объяснила детям, откуда берутся в доме вода и электричество, зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
В конце года мной была проведена диагностика по экономическим понятиям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний.
Проведя диагностику в начале подготовительной группе, я пришла к выводу, что необходимо продолжать работу экономическому воспитанию, включила в свою работу кружок «в гостях у гнома эконома». Основная его цель – углубить и закрепить знания детей в области экономического воспитания. Для того, чтобы работа велась последовательно и в системе на основе перспективного плана по самообразованию, создала перспективный план кружка.
В феврале 2014 года на дне открытых дверей для родителей провела экономическую игру с детьми «Экономический ринг».
В Январе 2015 года выступила на родительском собрании с информацией по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни».
Родители совместно с детьми разработали несколько проектов на тему «Магазин моей мечты»
К конце подготовительной группы провела анкетирование, которое показало, что большая часть родителей считает экономический аспект в воспитании играет важную роль.
Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что экономическое развитие детей вышло на более высокий уровень.
Литература
Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова].
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с.24.
Казакова Н. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. с.29.
Капкова Е.Б. Необходимо объединить усилия //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.143.
Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.
Лукьянова Р.С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.77.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г. – 192 с.
Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч. 1999. №1. с.27.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.
Сурмило Н.В Помогает детский сад // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.144.
Сушкова И.В. Как объяснить дошкольнику что такое «добро» и «зло» // Воспитатель. 2008. №10. с.124.
Шалаева Г.П. Меры времени, длины, массы, стоимости. Маленький гений – М.: Филол. о – во «Слово»: ООО «Изд-во «ЭКСМО», 2003, –63с.
Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.
Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8
Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148
Ширкова Н.А. Дело сложное, но нужное //Детский сад от А до Я.2003. №4. с.145.
Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя.
Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками....
Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя МАОУ Прогимназии № 81 Потаповой Н. Г. Формирование элементарных математических предствлений с помощю ИКТ
В последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Число транспор...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему «Формирование привычек здорового образа жизни у дошкольников»
Основная цель предлагаемой программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя "МОУ Веневский центр образования №1" структурное подразделение "Детский сад №5"«Патриотическое воспитание детей через знакомство с Малой Родиной»
Обобщённый педагогический опыт воспитателя МОУ «Веневский центр образования №1 имени И.И. Мусатова» структурного подразделения «Детский сад №5&raq...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя Безбородовой А.А. по теме «Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
«Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Автор представляет опыт работы по использованию прое...