Обобщенный педагогический опыт воспитателя Безбородовой А.А. по теме «Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_bezopasnosti.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 64» государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной
школы № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Обобщенный педагогический опыт воспитателя Безбородовой А.А.
по теме «Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
г. Сызрань, 2022 год
РЕЦЕНЗИЯ
на материалы педагогического опыта
Безбородовой Анастасии Анатольевны, воспитателя первая категрии СП «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрань
Автор представляет опыт работы по использованию проектирования совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Предлагаемые рекомендации использования метода проектов в образовательном процессе по организации взаимодействия с педагогом, детьми и родителями могут применяться воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений. Это расширит сферу применения накопленного автором практического опыта.
Цель работы педагог видит в рациональности использования проектных методик в образовательном процессе по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. В работе определены основные задачи педагогической деятельности, в основу реализации которых положены принципы тематического планирования, интеграции образовательных областей, содействия и сотрудничества, взаимодействия участников образовательного процесса, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, а так же деятельностный и культурологический подходы.
Разработан алгоритм осуществления педагогической деятельности и определены необходимые педагогические условия по заявленной проблеме, выполнение которых обеспечит наибольшую эффективность. Преимущество этого опыта работы заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми проектных технологий по формированию безопасности жизнедеятельности. Эта задача стоит и перед родителями. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Эффективность опыта в предоставленной ребенку возможности применять свои знания в жизни и в социуме, так как опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Причинить вред здоровью и жизни людей могут: предметы быта, растения, животные, другие люди, природные явления и многое другое. Поэтому очень важно сформировать у ребенка ответственное и сознательное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Результативность опыта работы автора подтверждена в ходе проведенного мониторинга с детьми. Следует отметить высокое качество обобщения педагогического опыта, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Данный опыт вызывает интерес у коллег и при соблюдении определенных автором педагогических условий может функционировать в любом дошкольном учреждении, что отмечено членами педагогического коллектива СП «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрань.
Считаем целесообразным внесение данного опыта работы в банк данных передового педагогического опыта.
Старший воспитатель ГБОУ ООШ № 34: Н.Н. Григорьева
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта передового педагогического опыта………………с. 4
2. Целостное описание опыта работы……………………………………... . . .с. 6
3. Библиографический список …………………………………………………с. 15
4. Приложение к опыту………………………………………………...…… . . с.16
4.1. Проект «Азбука дорожной безопасности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.16
4.2. Проект «Азбука пожарной безопасности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.18
4.3. Проект «Аркадий Паровозов спешит на помощь» . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.24
4.4. Проект «Здоровым быть здОрово!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.29
1. Информационная карта передового педагогического опыта
1. Город Сызрань, Самарской области
2. Структурное подразделение «Детский сад № 64» государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
3. Занимаемая должность – воспитатель
4. Стаж педагогической работы – 18 лет, квалификационная категория – первая.
5. Тема педагогического опыта: «Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
7. Уровень опыта по степени новизны – в рациональности усовершенствования проектной деятельности.
8. Цель педагогического опыта: на практике показать эффективность проектных методик в образовательном процессе по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
9. Краткое описание опыта:
Главной целью в воспитании безопасного поведения у детей для меня стало – сформировать у детей представления об опасных ситуациях и особенностях поведения в них. В ходе работы по теме мною решались следующие задачи:
- дать представление детям о причинах возникновения опасности;
- конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях и о том, как избегать их;
- формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении опасности;
- развивать умение реально оценивать возможную опасность;
- воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих.
Работа по формированию у детей основ безопасности велась целенаправленно и систематически по 4 блокам:
1. Правила безопасности дорожного движения
2. Правила пожарной безопасности
3. Безопасность на улице и дома.
4. Здоровый образ жизни.
Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей на основе интегрированного подхода позволило реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту безопасности.
Стартовый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников из них:
7 воспитанников имели высокий уровень развития, что составило 28 %,
14 воспитанников имели средний развития, что составило 56 %,
4 воспитанника показали низкий уровень развития, что составило 16 %.
Итоговый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников и показал следующие результаты:
20 воспитанников имели высокий уровень развития, что составило 80 %,
5 воспитанников имели средний уровень развития, что составило 20%.
Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми по формированию у них безопасности жизнедеятельности.
10. Эффективность опыта в предоставленной ребенку возможности применять свои знания в жизни и социуме.
11. Экспертное заключение: опыт внесен в банк передового педагогического опыта СП «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрань на основании решения Педагогического совета, протокол №1 от 28.08.2022.г и рекомендован для обобщения педагогического опыта на муниципальном уровне.
12. Последователи:
Воспитатель первой квалификационной категории СП «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрань.
2. Целостное описание опыта работы
Условие возникновения, становления опыта
Свою работу в должности воспитателя в СП «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрань я начала в июле 2004 года.
Анализируя Основную образовательную программу - образовательную программу СП «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрань, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, мною было отмечено, что в ней одной из главных задач является формирования безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Наблюдая за детьми, беседуя с родителями, я обратила внимание на то, что дошкольники не могут оценивать меру безопасности и оставаться свободными и уверенными в спонтанно возникающих трудных жизненных ситуациях.
У меня возникла идея формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту безопасности. Я считаю, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому чтобы уберечь детей от трагедии, необходимы усилия не только детского сада, но и родителей.
Актуальность педагогического опыта
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказывать. Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих их взрослых. Сегодня актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения в быту, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень аккуратно. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, которая позволяет действовать адекватно в конкретно сложившейся ситуации. Задача взрослых - помочь детям научиться безопасному поведению на собственном примере. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Из сказанного следует, что проблема актуальна для современного ребенка и поэтому формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста составляет основу моего педагогического опыта.
Ведущая идея опыта
Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Использование метода проекта меня привлекло потому, что:
во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;
во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;
в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;
в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Реализация детско-родительских проектов помогает сплотить коллектив родителей, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире.
Цель и задачи, решаемые в ходе работы
Цель: рациональное использование проектных методик в образовательном процессе по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- дать представление детям о причинах возникновения опасности;
- конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях и о том, как избегать их;
- формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении опасности;
- развивать умение реально оценивать возможную опасность;
- воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих.
Реализацию проектов я строила на следующих принципах:
- тематического планирования,
- интеграции образовательных областей,
- содействия и сотрудничества, взаимодействия участников образовательного процесса,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- а так же с применением деятельностного и культурологического подходов.
Теоретическое обоснование опыта
Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов:
П. Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
· Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
· С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
· К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
· Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):
Т. Г. Хромцова, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: 1) предупреждение опасности; 2) уклонение от опасности; 3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
Изучив, педагогические технологии я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проекта.
Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в совместном взаимодействии с родителями.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальности практической деятельности.
Внутренний результат-опыт деятельности становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, навыки безопасного поведения в жизни и социуме.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он так же способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. В основе проекта лежит проблема формирования безопасного поведения в жизни и социуме. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Именно с помощью этого метода удается успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой.
Этапы накопления и систематизации опыта
1-й этап - предварительный или подготовительный. Мной проводилась работа по созданию условий для реализации моего педагогического опыта.
Изучение библиографии, опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы, ознакомление с передовым педагогическим опытом позволил мне обогатить содержание работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
Необходимым условием накопления и систематизации опыта работы стало создание:
- картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку», игры по профилактике безопасного поведения на дороге «Светофор», «Грамотный пешеход»;
- банка проектов сюжетно-ролевых игр здоровьесберегающего характера, а так же с ситуациями, моделирующими безопасное поведение в жизни и социуме;
- альбомов «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка);
- книг с детскими рассказами по данной тематике;
- наглядного дидактического материала.
- сборника викторин, кроссвордов;
- подборки проблемных ситуаций и заданий;
- разработка и использование электронных презентаций в соответствии с темой недели;
- сценариев развлечений.
Логическим завершением данного этапа было создание игровой предметно-развивающей среды по формированию у детей безопасного поведения в жизни и социуме – игрового Центра «Безопасность, который постоянно дополнялся и систематизировался материалами при активном участии родителей воспитанников.
2-этап - внедренческий или этап внедрения.
Логика реализации опыта, т.е. последовательность действий по внедрению своей работы, место и время введения педагогических инноваций. С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
- знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
- умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
- отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения мною была определена методика их преподнесения:
-Достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);
-Формирование представлений о последствиях нарушения правил;
-Организация наблюдений за поведением носителя нормы;
-Включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).
В практике я широко использую такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование, тренинги и другие. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Кроме того, ребенок учится объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат. Анализ работы показал возможность использования дидактической игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.
Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения, по мнению учёных, может художественная литература, Необходимо отметить, что отношение ребенка старшего дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события.
Широко использовалась мной и мультипликация. Особенно серия «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Мульфильмы заставляют ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это помогает дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.
Важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка-дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Анализ работы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.
Последовательность работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в жизни и социуме:
- отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения и установление последовательности его освоения;
- применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;
- осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и её осуществление при изменении характера взаимодействие с ребенком.
Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий можно ожидать динамики в освоении опыта безопасного поведения ребенком дошкольного возраста.
Описание практической части
Моя работа над проектами включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, и проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего воспитательно-образователльного процесса на основе тематики проекта;
4) организации развивающей предметно-пространственной среды;
5) определение направленной поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, презентация.
В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. Только при наличии полноценной материально – технической базы возможно внедрение работы по проекту.
Используя метод проектов по формированию основ безопасности со старшими дошкольниками, я учитываю то, что проект – продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план мы разрабатывали коллективно.
В проектах воспитатель выступает как организатор детско-родительской продуктивной деятельности, он – источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель исследовательской, игровой, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей и родителей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером и помощником ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, инициативе, самостоятельности, ответственности ребенка перед сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с различными точками зрения участников совместной деятельности, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников в различных сочетаниях: образовательного процесса «воспитатель – дети»; «ребенок – ребенок»; «дети – родители». Возможны совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности.
Современный ребенок имеет достаточный, иногда избыточный, объем знаний, но не владеет способами их применения на практике.
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Ребенок, имея большой запас знаний, не знает, как их правильно применять. Направить, его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать верные самостоятельные решения.
С целью формирования у дошкольников основ безопасного поведения в жизни и социуме мною были разработаны следующие проекты:
1. «Азбука дорожной безопасности»
2. «Азбука пожарной безопасности».
3. «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
4. «Здоровым быть здОрово!». (Приложение)
Формы представления опыта
- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
- Коллективный просмотр;
- Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
- Журнал передового опыта, в котором педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомит с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта: конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
- Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
- демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
- показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
- уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
- коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
- изучение методических материалов и деловой документации;
- тематические и персональные выставки автора опыта;
- встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
- ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
- дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
- показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.
Главной целью в своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели можно достичь только тогда, когда ребенок здоров. А жизнь и здоровье ребенка – в руках взрослых.
В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий – это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.
3. Библиографический список
1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л, Стеркина, Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 144 с.
2. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.— 320 с.
3. Анастасова, Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности - М.: ЭКСМО, 2006. — 105 с.
4. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей– М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64
5. Гербова, В. В. Если все не так. Опасные ситуации – М.: Карапуз, 2017 – 66 с.
6. Гогоберидзе, А, Бабаева, Т. Мониторинг в детском саду - М.: Детство-Пресс, 2011. — 592 с.
7. Дергунская, В.А. «Образовательная область «Безопасность»: методический комплект программы «Детство» – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 184 с.
8. Куницына, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. –2014. – № 12. – С. 121-122
9. Лизунова, Е.В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста // Самарский научный вестник. – 2013. – № 3. – С. 55-57.
10. Мошкин, В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации— Барнаул: АГИК, 2017. — 128 с.
11. Ситинова, С.Р. Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 28-32.
12. Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки - М. Книголюб, 2007. – 80 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-pedagogicheskogo-opyta-1089532.html
https://upload2.schoolrm.ru/iblock/e72/e720c9fc4efb0db33ae4f2b61c25592e/converted_file_0aeb5671.pdf
4. Приложение
Тема проекта: «Азбука дорожной безопасности»
Тип проекта: информационно - практический
Форма проведения: групповой
Срок реализации: долгосрочный, учебный год
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), родители.
Актуальность: Ежегодно на дорогах совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остаётся одной из самых болезненных проблем в наше время. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах, подготовить ребёнка к различным сложным и порой опасным ситуациям на дороге. Привить ребёнку навыки правильного поведения на улице, на дороге- ведь тротуар это тоже часть дороги.
Цели проекта:
Формирование у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
По формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать понятие, как опасна бывает дорога и к чему приводит нарушение правил дорожного движения, привести статистику дтп .
2. Познакомить с правилами дорожного движения.
3. Закреплять знания о правилах дорожного движения.
4. Расширять знания о светофоре.
5. Закреплять знания детей о специальном транспорте.
6. Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
4. Формировать навыки правильного поведения на дороге.
5.Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
6.Знакомить с назначением дорожных знаков, и светоотражающих значков и элементов на одежде.
Этапы работы над проектом:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап Поисковый (мотивационный). | Утром Саша рассказал Маше что они с мамой перебегали дорогу, а вы знаете почему они так поступили ? И правильно ли это???. | 1. Формулирует проблему с помощью взрослых. 2. Входит в проблему. |
II этап Аналитичес- кий | I. Разработка плана реализации основного этапа проекта: - сформулировать цель и задачи проекта; - составить план мероприятий по достижению цели и задач по видам детской деятельности; - выбрать приемлемые методы и приемы работы. II. Сбор и анализ материала: 1. Изучить данную проблему по материалам Интернета, публикаций в журналах, документам ДТП и правилам дорожного движения. 2. Подбор: - соответствующей литературы; - материала для создания авторских видео ресурсов (презентации «Осторожно дорога»). | 1. Осознает свою задачу. 2. Предполагают источники информации. 3. Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию. 4. Осуществляет процесс планирования с помощью взрослого. |
III этап Практический (совместная деятельность детей, родителей и воспитателей) | 1. Узнать зачем нужны правила дорожного движения. 5. НОД « Осторожно, дорога!», «Правила для пассажиров», « Путешествие в страну правил дорожного движения» 6. Чтение рассказов, сказок и стихов. - В. Кожевников « Светофор» - В. Берестов « Это еду я бегом….» - Я. Пишумов « Посмотрите постовой…» - О. Бедарев «Азбука безопасности» -В. Верёвка «Учимся переходить дорогу» -С. Волкова «Про правила дорожного движения» -К. Клименко «Происшествия с игрушками» - Н. Канчаловская «Самокат» 7. Создание презентации. 8. Работа с родителями. Оформление консультативного материала для родителей: -Создание памяток безопасного поведения на дорогах «Осторожно , улица» ; -консультации « Как знакомить ребёнка с правилами дорожного движения», «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»., « Безопасный пешеход начинается с детства» Рекомендуем сходить со своим ребёнком к пешеходному переходу регулируемый светофором и обозначенный знаком, обьяснить разницу. -Изготовление совместно с детьми атрибутов для игр.( знаки, светофор, макет улицы) -Приобретение значков или вещей со светоотражающими элементами. | 1. Выполняет запланированные действия. 2. При необходимости консультируется с родителями, руководителем проекта. |
IV этап Презентационный | Представление результатов: 1. Презентация «Осторожно дорога!». | - Проводят презентацию для родителей и сотрудников ДОО. |
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Авдеева Н.Н. , Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –М. :АСТ, 1998.
2. Вдовиченко Л.В. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
3. С.-П. Детство- пресс.2009.
4. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004
5. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010
6. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М.ТЦ «Сфера» 2011.
10. https://umnazia.ru/blog/all-articles/obuchenie-doshkolnikov-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija
11. https://psypedprofi.ru/pdd-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Тема проекта: «Азбука пожарной безопасности»
Тип проекта: информационно - практический
Форма проведения: групповой
Срок реализации: краткосрочный, две недели
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), родители.
Актуальность: Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно: разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта: Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.
Задачи:
1.Углубить знания о причинах возникновения пожаров; объяснить дошкольникам, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
2. Познакомить с правилами поведения при пожаре.
3.Убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес и номер телефона); учить набирать телефонный номер пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.
4. Продолжать знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар.
5. Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам. Учить безопасному обращению с бытовыми приборами.
6. Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного; чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях.
7. Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Этапы работы над проектом:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап Поисковый (мотивационный). | 1. Проблемная ситуация: Во время беседы с детьми по теме «Чтобы не было пожара» Егор, Максим и Артём сказали, что очень хотят стать пожарными. В разговоре выяснили, что дети мало знают о профессии пожарного и о правилах пожарной безопасности, как вести себя в ситуации, если возник пожар. Совместно с детьми обсудили и записали вопросы для глубокого изучения темы. 2. Опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Откуда можно узнать? | 1. Формулирует проблему с помощью взрослых. 2. Входит в проблему. 3. Предполагают источники информации: спросить у родителей; найти в интернете, в книгах; в библиотеке. |
II этап Аналитичес- кий | I. Разработка плана реализации основного этапа проекта: - сформулировать цель и задачи проекта; - составить план мероприятий по достижению цели и задач по видам детской деятельности; - выбрать приемлемые методы и приемы работы. II. Сбор и анализ материала: а). Посмотреть в интернете в поисковиках информацию по формированию у детей ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности: -https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-pozharnaja-bezopasnost-438014.html, - https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16661; б) Подбор: - художественных произведений для чтения и заучивания, загадок по теме недели: С. Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; В. Гальченко «Приключения пожарного», «Огонь – невидимка», «Первая тревога»; Б. Житков «Дым», «Пожар»; Т. Юрмин «Кто плохой?»; В. Ровицкий «Друзья в твоём доме»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; С. Михалков «Дядя Стёпа»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; А. Шевченко «Как ловили уголька»; Н. Белянина «На досуге», «От горящей спички летом»; - дидактических игр: «Что нужно пожарному», «Одень пожарного», «Потуши огонь», «Назови лишние предметы», «Знаки пожарной безопасности», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку», «Опасные предметы – источники пожара», «Диалоги по телефону», «Хорошо – плохо», «Опасные соседи», «Если возник пожар», «Доскажи словечко», «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?», - подвижных игр: «Чья команда быстрее построится», игра – эстафета «Юный спасатель», «Пожарное дело», «Кто быстрее наденет пожарную униформу», «Чья команда быстрее потушит огонь», «Кто быстрее спасет куклу»; - атрибутов к сюжетно- ролевым играм: «Служба спасения», «Юные пожарные», «Пожарная часть»; - атрибутов для театрализованной деятельности по противопожарной тематике: к кукольному театру «Веселый уголек» и «Кошкин дом»; г) Наладить сотрудничество с работниками пожарной части. (договориться об экскурсии в пожарную часть) III. Взаимодействие с семьями воспитанников: 1. Разработать анкету для родителей «Откуда опасность». Определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить внимание в работе с детьми и их родителями. 2. Подготовить информацию в родительский уголок: «Пожарная безопасность в квартире», «Расскажите детям о пожарной безопасности» 3. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Служба спасения», «Юные пожарные», «Пожарная часть»; театральных костюмов к спектаклям «Веселый уголек», «Кошкин дом»; пособий для дидактических игр «Пожарная безопасность». | 1. Осознает свою задачу. 2. Предполагают источники информации. 3. Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию. 4. Осуществляет процесс планирования с помощью взрослого. |
III этап Практический (совместная деятельность детей, родителей и воспитателей) | Познавательно-исследовательская деятельность: 1.НОД: - «Отчего происходят пожары» (с просмотром презентации), - «Чтобы не было беды, лучше правила учи», - «Электрические предметы в доме»; 2. Беседы. Совместная деятельность в режимных моментах. «Огонь-друг, огонь-враг», «Эта спичка – невеличка», «Пожарная безопасность на природе», «В жизни всегда есть подвигу место» с чтением стихотворений С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «О правилах безопасного поведения возле ёлки»; «О труде пожарных» (с рассматриванием иллюстраций, плакатов), «Огнеопасные предметы», «Действия при пожаре», «Правила безопасности в детском саду»; 3. Встреча с пожарным инспектором. Знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями. Учебная эвакуация. 4. Экскурсия в пожарную часть. Встреча с сотрудниками пожарной части; 5. Опытническая деятельность: «Огонь потушить можно……», «Чем же дышит огонь», «Водой масло не затушишь», «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?», «От чего во время пожара часто происходят взрывы», «Пожары загрязняют воздух» 6. Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов "Как это случилось" (Союзмультфильм, 1973г.), из серии «Смешарики. Пожар»; 7. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете в игровом уголке: «Определи место знаков в квартире», «Пожароопасные места в квартире», «Твои первые действия при пожаре», «Пожар в подъезде», «Если возник пожар», «Если в квартире много дыма»; 8. Решение проблемных ситуаций: «Бабушка позабыла выключить утюг», «Папа оставил кастрюлю на плите». Игровая деятельность: 1. Дидактические игры: «Что нужно пожарному», «Потуши огонь», «Назови лишние предметы», «Знаки пожарной безопасности», «Собери картинку», «Опасные предметы – источники пожара», «Диалоги по телефону», «Хорошо – плохо», «Опасные соседи», «Если возник пожар», «Доскажи словечко», «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»; 2. Пальчиковая гимнастика «Мы – пожарные»; 3. Сюжетно- ролевые игры: «Служба спасения», «Юные пожарные», «Пожарная часть»; Коммуникативная деятельность: 1. НОД. Пересказ сказки «Спичка-невеличка и большой пожар»; 2. НОД. «Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»; 3. Составление творческих рассказов на заданную тему: «Пожарные спешат на помощь», «Почему нельзя разводить огонь в лесу», «Жила - была спичка». Восприятие художественной литературы и фольклора: 1. НОД. Заучивание стихотворения Т. Шарыгина «Мы – пожарные Мы – пожарные На машине ярко-красной Мчимся мы вперёд. Труд тяжёлый и опасный Нас, пожарных, ждёт. Не берите в руки спички! Чтобы лес, звериный дом, Не пылал нигде огнём, Чтоб не плакали букашки, Не теряли гнёзда пташки, А лишь пели песни птички, Не берите в руки спички! А вот смотри- пожарный щит, Что при пожаре защитит! На нём багор, топор, лопата, Огнетушитель и ведро, Есть даже свой железный лом, И ящик красненький с песком! 2. Заучивание пословиц на данную тему: Искру туши до пожара, беду отводи до удара; Кто огня не бережется, то скоро обожжется; Спички не игрушка – огонь не забава; Берегись бед, пока их нет; От малой искры, да большой пожар; 3. Загадывание загадок по правилам пожарной безопасности; 4. Чтение и обсуждение художественных произведений по теме проекта: С. Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; В. Гальченко «Приключения пожарного», «Огонь – невидимка», «Первая тревога»; Б. Житков «Дым», «Пожар»; Т. Юрмин «Кто плохой?»; В. Ровицкий «Друзья в твоём доме»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; С. Михалков «Дядя Стёпа»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; А. Шевченко «Как ловили уголька»; Н. Белянина «На досуге», «От горящей спички летом»; Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял», И.Демьянов «Коробок-чёрный бок»; 5. Литературная викторина «Огонь в литературе». Изобразительная деятельность: 1. НОД. Аппликация «Пожарная машина»; 2. НОД. Лепка «Пожарные собаки»; 3. НОД. Рисование по произведению С.Я. Маршака «Кошкин дом»; 4. Конструктивно – модельная деятельность «Пожарная часть»; 5. НОД. Конструирование из бумаги «Пожарный автомобиль»; 6.Творческое рисование на асфальте «Спичка». Музыкальная деятельность: 1. НОД. «Кошкин дом»; 2. Показ кукольного театра «Кошкин дом», «Веселый уголек». Двигательная деятельность: 1. Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Огонь в очаге», «Огненный Дракон», «Костер», «Вода и огонь», «Кто быстрее потушит пожар», «На пожар», «После пожара», «Два сапога-пара». 2. Спортивное развлечение по пожарной безопасности «Пожарные — люди отважные». Работа с родителями: 1. Провести анкетирование для родителей «Откуда опасность»; 2. Предложить родителям произведения по теме проекта, дать рекомендации и советы по чтению с детьми дома; 3. Папки-передвижки: «Пожарная безопасность в квартире», «Возможные причины возникновения пожаров», «Расскажите детям о пожарной безопасности» 4. Консультации: «Детям о труде пожарных», «Детям об электричестве», «Учим детей правильному поведению в лесу»; 5. Информационный стенд: «Из истории пожарной службы»; 6. Привлечь родителей к оказанию помощи в создании развивающей среды: изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Служба спасения», «Юные пожарные», «Пожарная часть»; театральных костюмов к спектаклям «Веселый уголек», «Кошкин дом»; пособий для дидактических игр «Пожарная безопасность; изготовлении макета «Пожарный щит», создании мини – музея «Осторожно – огонь!»; 7. Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о правилах пожарной безопасности»; 8. Рекомендовать родителям поучаствовать в конкурсе детско-родительских рисунков, семейных творческих работ на тему «Опасная пожар - птица»; совместно с детьми сконструировать из подручного материала «пожарную машину»; 9. Привлечь родителей к совместному посещению с детьми пожарной части. | 1. Выполняет запланированные действия. 2. При необходимости консультируется с родителями, руководителем проекта. |
IV этап Презентационный | 1. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Неделя пожарной безопасности». 2. Спортивное развлечение по пожарной безопасности «Пожарные — люди отважные». 3. Выставка детско-родительских рисунков, семейных творческих работ на тему «Опасная пожар - птица». 4. Создание мини – музея «Осторожно – огонь!» | - Проводят презентацию для сверстников, родителей и сотрудников ДОО. |
Перечень литературы и Интернет-ресурсов:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность.Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008
2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.М.:Скрипторий 2003,2007
3. Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа.Разработки занятий.М.:Корифей, 2011
4. Каминская Н.В.Чудесные спички. //Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006
5. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008
6. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.:Центр педагогического образования, 2008
7. Пидручная С. Огонь-наш друг,огонь-наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006
8. Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007
9. Тимофеева Л.Л.Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. Метод.пособие –СПБ.ООО «Издательство «Детство- Пресс».2015-192.
10.Подольный Р. Как человек огонь приручил.М.:Малыш, 1981
11. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006
12. Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности.М.:Сфера, 2008.
Интернет ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-pozharnaja-bezopasnost-438014.html
- https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16661
Тема проекта: «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
Тип проекта: информационно - практический
Форма проведения: групповой
Срок реализации: краткосрочный, две недели
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), родители.
Актуальность: Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети не всегда могут самостоятельно определить всю меру опасности в различных ситуациях, поэтому взрослые должны научить ребёнка правилам безопасного поведения.
Проект направлен на освоение детьми правил безопасного поведения при контакте с незнакомцами, с бездомными животными, для предостережения от опасностей, связанных с опасными ситуациями (пожар, открытое окно, таблетки). В ходе проекта с детьми рассматриваются опасные ситуации при общении с незнакомцами и осваиваются способы выхода из этих ситуаций. Знания детей закрепляются в виде инсценировок.
Цель проекта:
Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Задачи:
1. Объяснить ребёнку, что приятная внешность человека не всегда означает добрые намерения.
2. Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми.
3. Познакомить детей с правилами осторожного обращения с опасными предметами.
4. Закрепить знание домашнего адреса детей и номеров телефонов экстренных служб.
5. Формировать у детей навыки правильного поведения на улице (если потерялся) и дома (если остался один).
6. Закрепить знания о ядовитых грибах, растениях, ягодах.
7. Повысить уровень социально–личностной компетенции детей.
Этапы работы над проектом:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Поисковый (мотивационный) | 1.Проблемная ситуация: Может ли с вами случиться неприятность дома или на улице? Какая? Знаете ли вы, ак поступать в этом случае. 2.Опрос детей с использованием «Модели трех вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Откуда можно узнать?» Поможет нам разобраться в этом Аркадий Паровозов. | 1.Формируют проблему с помощью взрослых. 2.Входят в проблему через игровую ситуацию. |
2 этап Аналитический | 1.Разработка плана реализации основного этапа проекта: - сформировать цель и задачи проекта; - составить план мероприятий по достижению цели и задач по видам детской деятельности; - выбрать приемлемые методы и приемы работы с детьми. 2.Сбор и анализ материала: а). Посмотреть в интернете в поисковиках информацию об опасных ситуациях дома и на улице. б). Приготовить материал для создания авторских видеоресурсов – презентации «Как избежать опасных ситуаций на улице и дома». в). Подбор: - художественной литературы по теме проекта (сказки «Приключения Буратино»., рассказа «Бумажный самолетик» Т.А.Шорыгина, сказки «Неосторожная резвушка» Т.С. Шорыгина ; Дмитриева «Безумная кошка», А. Дмитриев «Незнакомая кошка»; сказки «Проводок» Т.С. Шорыгина , сказки «Наводнение в кукольном домике» Т. А. Шорыгина. Сказки . "Кот, петух и лиса"»., сказки «Наводнение в кукольном домике» Т.С. Шорыгина; рассказа Маршак, «Пудель», К. Паустовский «Кот-ворюга». - дидактических игр: Полезные продукты", «Правильно - неправильно», «Четвертый лишний». «Аскорбинка и ее друзья», «Угадай на вкус». « У нас порядок», «Как избежать неприятностей», «Угадай по описанию», «Кто что ест», « Наши поступки», «Домашние животные», «Назови ласково», Чей хвост, чьи лапы, чья голова», «Чей домик». - подвижных игр: Игры с мячом "Свой, чужой, знакомый.»; Подвижные игры «Подвижная игра-эстафета «Лекарства – друзья или враги». - сюжетно-ролевой игры «Аптека», «Пожарные»; - необходимого оборудования и пособий: демонстрационные плакаты «Опасные ситуации», серию картин с беседами на тему: «Почему красивый незнакомец может быть опасным». | 1.Распределяются по группам. 2.Распределяют роли. 3.Предполагают источники информации: спросить у взрослого; работа с интернетом; работа с книгой; провести эксперименты. 4.Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию. 5. Осуществляют процесс планирования с помощью взрослого. 6.Осознают свою задачу (что он должен делать?) |
3 этап Практический (совместная деятельность детей, родителей, воспитателя) | Познавательно-исследовательская деятельность: Беседа «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем», "Ребёнок дома. Осторожен будь с водой", «Мир опасных предметов», «Почему незнакомец может быть опасным?», "Лекарство - не игрушка" , "Ток бежит по проводам", «Встреча с незнакомцем» , «Внешность может быть обманчива», «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»,.«Мы в ответе за тех, кого приручили». 2.Моделирование поведения в ситуации пожара дома , ситуации «Таблетки- это опасно», ситуации «Незнакомец звонит в дверь» игровой тренинг : разыгрывание ситуаций при общении с незнакомыми людьми 3.Просмотр и обсуждение мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» Игровая деятельность: 1.Развитие мелкой моторики: - раскрашивание картинок о опасных ситуациях, опасных предметов; - пальчиковые игры «Дружба», « Портной» 2. Сюжетно-ролевая игра «Пожарные», «Аптека». 3. Игра «Хорошо-плохо» с использованием ТРИЗ – технологии, игра с элементами ТРИЗ «Что будет, если…». 4.Дидактические игры: "Полезные продукты", «Правильно - неправильно», «Четвертый лишний». «Аскорбинка и ее друзья», «Угадай на вкус». « У нас порядок», «Как избежать неприятностей», «Угадай по описанию», «Кто что ест», « Наши поступки», «Домашние животные», «Назови ласково», Чей хвост, чьи лапы, чья голова», «Чей домик». Пантомимы «Чайник», «Пылесос», «Холодильник» Коммуникативная деятельность: 1.Составление рассказов на тему «Что бы было, если бы…» , «Если взять лекарства…» , « Как выглядит опасный человек» «Приятная внешность не всегда означает добрые намерения» (примеры из сказок и жизни), «Кто стучится в дверь» составление рассказов из личного опыта «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме», «Как ухаживать за животными», «Как вести себя с животными», «Как я помогал животным 2.Подбор иллюстраций, составление рассказов, и изготовление альбома по теме "Опасные ситуации и предметы"; 3. Составление кроссворда. 4. Тренинг. Ребенок иногда остается один дома или на улице бывает один и сразу возникает множество вопросов. -что делать, если в дверь квартиры кто-то позвонил? - что и как отвечать на телефонный звонок, что можно говорить, а что нельзя? - можно ли принимать витамины в больших количествах? - можно ли выглядывать в открытое окно? - что делать, если неожиданно отключили свет? - что делать, если что-то пролил, уронил? - что делать, если вдруг запахло дымом? - можно ли общаться с незнакомцами на улице? - как связаться с родителями? - к кому можно обратиться за помощью, пока нет родителей? -что делать, если встретился на улице с бездомной собакой?
Восприятие художественной литературы и фольклора: 1. Чтение глав из сказки «Приключения Буратино»., рассказа «Бумажный самолетик» Т.А.Шорыгина, сказки «Неосторожная резвушка» Т.С. Шорыгина ; Дмитриева «Безумная кошка», А. Дмитриев «Незнакомая кошка»; сказки «Проводок» Т.С. Шорыгина Заучивание стихотворения Риммы Алдониной «Комета»; сказки «Наводнение в кукольном домике» Т. А. Шорыгина. Сказки . "Кот, петух и лиса"»., сказки «Наводнение в кукольном домике» Т.С. Шорыгина; рассказа Маршак, «Пудель», К. Паустовский «Кот-ворюга». 2.Театрализованная деятельность (А. Дмитриева “Бездомная кошка”) 3. Вечер загадок: предметы разные – опасные и безопасные. Изобразительная деятельность: 1.Рисование. Тема: «Я и мои друзья» Рисование «Опасные места в моем доме» Рисование «Таблетки, пузырьки, микстуры…» 2. Аппликация. Тема. «Витамины в баночке» Конструирование из разного материала: 1.Изготовление поделок, макетов на тему «Опасные ситуация дома и на улице». Двигательная деятельность: 1.Игры с мячом "Свой, чужой, знакомый.»; Подвижные игры «Подвижная игра-эстафета «Лекарства – друзья или враги». Взаимодействие с семьями воспитанников: 1.Помощь родителей в подборе наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала по теме «Ребенок на улице и дома»; 2.Конкурс творческих работ детей и родителей, направленное на изготовление макетов на тему: «Опасные предметы дома». 3. Совместное оформление выставки книг на данную тему; 4. Круглый стол с участием родителей и детей. (Ознакомление родителей с темой проекта, с проблемой, вставшей перед детьми. Обсуждение цели и задач проекта; формирование у родителей интереса к созданию условий для реализации проекта). 5.Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение консультации по теме проекта. (Просвещение родителей). 6. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала по теме. (Способствовать организации совместной поисково-информационной деятельности детей и взрослых). 7. Обсуждение и составление плана-схемы книжной выставки; совместное оформление выставки книг о космосе и космонавтах (Заинтересовать родителей и детей данной работой, создать условия для демонстрации книг и энциклопедий). 8. Родительская конференция с общественностью на тему: «Бездомные животные на улицах нашего города» 9. Душевный разговор с родителями на тему « Эти вкусные пилюли» 10. Совместное с родителями изготовление поделок, макетов на тему «Ребенок на улице и дома». | 1.Ребенок индивидуально, самостоятельно или в группе выполняет запланированные действия. 2.При необходимости консультируется с руководителем проекта. |
4 этап Презентационный | 1. Выставка коллажа «Ребенок на улице и дома»; рисунков «Мои друзья», « Приятный незнакомец», макетов, поделок «Один дома и на улице», всех участников проекта. 2.Книжная выставка об опасных ситуациях. 3.Презентация «Как избежать опасных ситуаций на улице и дома» | 1.Проводят презентацию для сверстников, родителей и сотрудников ДОО |
Перечень литературы и Интернет-ресурсов:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 144с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников»
3. Богачёва О., Дубягина «Школа выживания или 56 способов защитить ребёнка от преступления»
4. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим «Правила личной безопасности»
5. Радзиевская Л. И. Ты один на улице. Азбука безопасности. ООО «Издательство «Литература», 2008 ООО «Издательство Оникс», 2008.
6. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-7 лет «Издательство «ТЦ Сфера», 2006.
7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.- М.: Книголюб, 2003. -80с.
Тема проекта: «Здоровым быть здОрово!»
Тип проекта: информационно - практический
Форма проведения: групповой
Срок реализации: краткосрочный, две недели
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), родители.
Актуальность: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Все больше родителей выбирают для себя активное занятие спортом и правильное питание, которые являются залогом здоровья, хорошего самочувствия, отличного настроения и красивой фигуры. К правильному образу жизни они стараются привлечь семью, детей.
Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами. Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребенка, его гармоничного существования в обществе.
К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в детском саду, а затем в школе; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья.
Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, важность занятия спортом стало причиной создания этого проекта.
Цель проекта: Создать благоприятные условия для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни, расширять представления детей о здоровом образе жизни (ЗОЖ), создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
1. Расширить и обогатить представления детей о спорте, видах спорта и спортивном инвентаре;
2. Объяснить понятия зимние и летние виды спорта. Их отличие друг от друга;
3. Расширять знания и навыки по гигиенической культуре;
4. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку;
5. Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека;
6. Расширить знания о полезных продуктах на нашем столе;
7. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
8. Формировать у детей необходимые двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
9. Создать условия для проявления положительных эмоций.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап Поисковый (мотивационный). | Николай и Александр занимаются гимнастикой и плаванием, совсем не болеют и всегда в хорошем настроении. А Максим часто болеет. А вы хотите узнать, как и почему кто-то часто болеет, а кто-то совсем не болеет, улыбается и все успевает. | 1. Формулирует проблему с помощью взрослых. 2. Входит в проблему. |
II этап Аналитический | I. Разработка плана реализации основного этапа проекта: - сформулировать цель и задачи проекта; - составить план мероприятий по достижению цели и задач по видам детской деятельности; - выбрать приемлемые методы и приемы работы. II. Сбор и анализ материала: 1. Изучить данную проблему по материалам Интернета, публикаций в журналах, способам укрепления здоровья, правил здорового образа жизни. 2. Подбор: - соответствующей литературы; - материала для создания авторских видеоресурсов (презентации «Здоровым быть здорово!»). | 1. Осознает свою задачу. 2. Предполагают источники информации. 3. Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию. 4. Осуществляет процесс планирования с помощью взрослого. |
III этап Практический (совместная деятельность детей, родителей и воспитателей) | 1. Узнать, что такое «здоровый образ жизни», о необходимости и значении здорового образа жизни. 5. НОД « Интересные факты о здоровом образе жизни» 6. Чтение - Барто А. «Девочка чумазая» Маршак С. О мальчиках и девочках, Робин-Бобин. -Михалков С. «Прививка» -Чуковский К. «Мойдодыр» -Благинина Е. «Банька» 7. Создание презентации. | 1. Выполняет запланированные действия. 2. При необходимости консультируется с родителями, руководителем проекта. |
Работа с родителями: | Формы работы | |
Тема: «ЗОЖ» Цель: Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей. Определение роли семьи в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. | 1.Анкетирование родителей «Ваши дети и их здоровье» 2.Родительское собрание: « Возрастные особенности детей 6-7 лет». - Онлайн – семинар «Здоровые дети-здоровое будущее» - Беседа «Что такое ЗОЖ? -Мастер-класс В.Бухтияровой « Быть здоровыми ничего не мешает» - Составление памятки: «Здоровье-главное богатство человека». - Презентация: «Если хочешь быть здоровым». 3.Оформление папки – передвижки «Здоровый образ жизни семьи»; «Здоровье ребенка в наших руках» «Фотоальбом «Мы за ЗОЖ» | |
Тема: «Закаливание» Цель: Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами закаливания. | 1.Беседа с родителями «Закаливание детей — залог их здоровья» 2.Онлайн-втреча родителей и педагога «Наш семейный опыт закаливания» 3.Оформление папки-передвижки «Закаливание детей» 4.Фотовыставка: «Как мы закаливаемся в детском саду» 5.Фотоальбом «Закаливаемся дома» | |
Тема: «Витамины» Цель: Познакомить родителей с пользой витаминов для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста. | 1.Беседа «Полезная и вредная пища. Что едят наши дети» 2.Презентация: «Целебные свойства овощей, фруктов и ягод». 3.Книга рецептов «ПП это круто и вкусно» 4.Памятка: «Культура еды», «Безобидные сладости». 5. Оформление папки- передвижки «Витамины и минералы – незаменимые компоненты в питании» 6. Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее» для родителей и детей старшего дошкольного возраста. | |
IV этап Презентационный | Представление результатов: 1.Презентация «Здоровым быть здорово». | - Проводят презентацию для родителей и сотрудников ДОО. |
Перечень литературы и Интернет-ресурсов:
1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.-3648-20 «Санитарно-гигиенические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
4. Проектная деятельность дошкольников. Автор: Деркунская В.А. Издательство: Центр педогогического образования Москва, 2012.
5. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». https://www.rulit.me/books/proektnaya-deyatelnost-doshkolnikov-posobie-dlya-pedagogov-doshkolnyh-uchrezhdenij-read-304440-1.html
6. Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ. https://core.ac.uk/download/pdf/162319942.pdf
7. Проектная деятельность в сфере здоровьесбережения как средство формирования партнерских отношений детского сада и семей дошкольников. https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-sfere-zdoroviesberezheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-partnerskih-otnosheniy-detskogo-sada-i-semey
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме самообразования и реализации проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
В данной статье описан опыт педагога по реализации проекта-«Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме через организацию работы клуба «Остр...
Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Основные формы работы с родителями и детьми в вопросах безопасной жизнедеятельности детей....
Методическая разработка по теме «Проектирование совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по теме «Чудесное лукошко (овощи, фрукты) Что нам осень подарила?»
Тема недели: «Чудесное лукошко (овощи, фрукты) Что нам осень подарила?»Итоговое мероприятие: «Викторина: овощи, фрукты»Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)...
«Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста». Консультация для воспитателей и родителей.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознате...
"Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста». Консультация для воспитателей и родителей
Необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск пе...
Консультация для воспитателей и родителей «Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста»
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и люб...