доклад на педсовете"Роль игрушки в жизни ребенка"
консультация по теме
Доклад на педсовете на тему :" Роль игрушки в жизни ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igrushki_v_zhizni_rebenka_statya.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игрушки в жизни ребенка
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра, как самостоятельная деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, играет ключевую роль в формировании интеллекта ребенка и становлению психики.К.Д.Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет весте с разбитыми куклами и разломанными барабанами : весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если кое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает изна новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека». Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут.Игрушка в данном случае выступает своего рода эталоном тех предметов, узнать назначение которых предстоит узнать ребенку и освоить различные действия с ними.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга.Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. Игрушки могут быть разнообразными: купленные в магазинах или сделанные своими руками, но все они должны отвечать педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. Молодым родителям бывает сложно выбрать действительно полезную игрушку для своего ребенка из множества тех, которые сейчас предлагают им витрины магазинов и интернет ресурсы. Молодому неопытному педагогу бывает трудно ответить на вопрос родителей, какие игрушки нужны ребенку для его полноценного развития, ведь хочется выбрать нужную,а не бесполезную и дорогую по цене.
Важно понимать, что в каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные ( куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (различные машины, конструкторы), игрушки-«орудия труда» (совочек, сачок, набор игрушечных инструментов,набор инструментов для сада и огорода-одним словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы (квакающие лягушки; театральные,музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Также необходимо приобретать для ребенка игрушки крупногабаритные, то есть те с которыми ребенок будет играть на улице, во дворе на просторной площадке. Такие игрушки, как самокаты, детские педальные автомобили, трактора, конструкторы из крупных деталей способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве.
Все игрушки нужно группировать в соответствии с их размерами,габаритами.Своими размерами они должны соответствовать друг другу, росту ребенка и той обстановке,в которой ребенок играет.Сидя за столом ребенку будет удобнее играть маленькими игрушками: фигурками животных, собирать лего-конструктор, пазлы и т.п. Для игры на полу понадобятся более крупные игрушки: большие кубики, крупные мягкие игрушки, крупные машины и т.п. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а для игры в песке лучше использовать игрушки среднего размера.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического и нравственного воспитания ребенка. Нужно вызывать стремление у ребенка к коллективной игре, в которой он будет пользоваться всеми игрушками с другими детьми.
Так же важнейшим критерием для выбора игрушек является возраст ребенка. Чтобы ответить на вопрос, какая игрушка нужна ребенку в том или ином возрасте, необходимо понимать и учитывать возрастные особенности развития игровой деятельности. Игра в различные возрастные периоды претерпевает качественные изменения. Не следует покупать слишком много игрушек, ребенок просто с ними не справится. Но и слишком маленькое количество игрушек не предоставит ему возможности развернуть интересную игру.
Ребенку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками-ознакомительная игра. Игрушки для детей этого возраста должны быть интересными, вызывающими радость, простыми, удобными и безопасными: всевозможные яркие погремушки с удобной ручкой, подвески, шуршащие коврики, на которые можно выкладывать ребенка. Когда у ребенка начнут резаться зубки, ему понадобятся всевозможные резиновые игрушки, игрушки-прорезыватели, ведь ребенок обязательно потащит их в рот. Когда малыш начнет ползать,необходимо иметь небольшой мяч или цилиндр со встроенным музыкальным прибором, такую игрушку будет интересно толкать и ползать за ней. Когда ребенок начинает ходить ему понадобятся кукольная коляска, с которой он быстрее освоит ходьбу. Затем ему понадобится каталка. Хорошо если каталка будет яркой, с движущимися деталями. Ребенок сначала будет ее толкать перед собой, а потом везти за собой, оглядываясь, поворачиваясь к ней.
К полутора годам ребенка заинтересуют разбирающиеся игрушки: матрешки, всевозможные пирамидки. Важно учить ребенка разбирать и собирать их.Также понадобится кукла в одежде, а также одеяло, подушку, чашку, тарелку.
Ребенок в этом возрасте учится подражать взрослым и его вполне заинтересует игра в куклу.
Двухлетнему ребенку необходимо приобрести большой автомобиль для перевозки кукол и других игрушек, несколько разных предметов столовой и чайной посуды, настольные игры.
Детям трех-четырех лет покупают мебель для кукол, кровать, стул, стол, игрушечную плиту с кухонной посудой, кубики, кирпичики, крупный конструктор –лего, чтобы ребенок пытался строить несложные конструкции на полу. Интересной игрушкой будет большой конь на качалке. Обязательно нужно иметь песочные формочки, совочек, ведерко и т.п.Для коллективной игры на воздухе-кегли, городки, крупные машины. Из настольных игр-домино с картинками, кубики, детское лото.Вэтом возрасте ребенок с удовольствием играет с механическими игрушками.
Детям пяти-шести лет добавляют две-три небольшие куклы, игрушечную бытовую технику. Усложняется и «машинный парк»-добавляются машины специального назначения (экскаватор, эвакуатор, пожарная машина, скорая). Хорошо, если у ребенка есть гараж с игрушечными машинами. Для игр в зоопарк необходимо иметь фигуры животных из разного материала и разных размеров. Нужен строительный набор, более сложный, чем прежде, различные конструкторы. Следует рекомендовать приобрестипобольше настольных, развивающих игр, электронные викторины. Также для ребенка будут интересны музыкальные инструменты: детское пианино с микрофоном, гитара, всевозможные шумовые инструменты.
Детям семи лет уже понадобятся более сложные игрушки. Машины для детей этого возраста лучше покупать на пульте управления, обязательно с комплектом дорожных знаков. Очень интересны для детей этого возраста всевозможные летающие игрушки: самолеты, вертолеты. Куклы должны быть разных размеров и с одеждой на разные сезоны. Обязательно, в игровом уголке должны присутствовать всевозможные логические игры, викторины, мелкие пазлы и т.п. Хорошо, если найдется невысокий стол, где ребенку будет удобно играть в такие игры.
После семи лет, дети как правило сами выбирают себе игрушки, по своим интересам. Поэтому,при выборе игрушек обязательно должны учитываться интересы детей.
Важно понимать роль игры и игрушки в жизни ребенка. Игрушка-это прежде всего необходимый инструмент, способствующий полноценному проживания детства, развития мышления и становлению психики ребенка.
Литература:
1.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Как играть с ребенком 3-е издание, 2012
2.Калиниченко А.В., Микляева Ю.В.Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. 2004.
3.Матвеева, М. Игры нежного возраста: игрушки в разные периоды детства, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету на тему: "Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников: пути и средства"
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические п...
Доклад на педсовете " Воспитательная роль литературы на историческую тему"
Как научить сложному искусству чтения и пониманию книги....
Доклад на педсовете «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»
Ральф у. Эмерсон:«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере д...
Доклад на педсовет "Роль родителей в формировании нравственных качеств у дошкольников"
Доклад на педсовет "Роль родителей в формировании нравственных качеств у дошкольников"...
Доклад на педсовет "Роль фольклора в развитии речи детей"
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....
Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»
Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...
Доклад на педсовет: «Роль детского сада в развитии речи ребенка»
Доклад на педсовет:«Роль детского сада в развитии речи ребенка»...