Доклад на педсовете " Воспитательная роль литературы на историческую тему"
консультация (старшая группа) на тему
Как научить сложному искусству чтения и пониманию книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на педсовете | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете.
Опыт работы на тему
« Воспитательная роль литературы на историческую тему»
Воспитатель:
Шестакова В.Г.
2 мая 2014г.
Научить сложному искусству чтения и пониманию книги очень трудно. С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки?
Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко « входить» в содержание услышанного и прочитанного, «проживать» его.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни-в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. К сожалению, чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого - открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтением Ч. Дарвин считает равносильной утрате счастья.
Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Умение слагать слоги и слова - начало умения читать, а чтение источник духовного обогащения - нечто другое.
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой: - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст;
- формирование эмоционального отношения к литературным произведениям;
-поощрение рассказов детей о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа;
- привлечение внимания детей к оформлению книг, к иллюстрациям.
Историческая память любой культуры бережно хранит литература.
А произведения исторической тематики – одно из немногих источников, позволяющих проникнуть в глубины культуры во времени и пространстве.
Художественно – историческая литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания.
Слушая книги на художественно – историческою тему, дети знакомятся с такими понятиями, как - добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребёнка, образного мышления, расширения кругозора, формирование основ мировоззрения и нравственных представлений.
Воспитательная роль литературы на историческую тему – это воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Знакомя детей с прошлым нашей Родины, мы пытались через сказки и былины о богатырях расширить знания детей об истоках России – Древней Руси; воспитывать гордость за Землю Русскую; уважение к историческому прошлому своего народа; уважение и любовь к нашим предкам, к дому, к семье; воспитывать душевную отзывчивость; желание прийти на помощь; действовать смело, сообща, дружно; обогащать словарный запас детей.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких прочитанных книг и занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.
На протяжении 3-ёх лет мы через художественную литературу и на занятиях знакомили детей с родным городом и страной, достопримечательностями России и г. Москвы, с выдающимися людьми России, с её прошлым.
В старшей группе одним из направлений нравственного воспитания, патриотических чувств через литературу у нас является тема
« Богатыри Земли Русской».
Как проводилась работа в нашей группе по этой теме?
- Вначале мы выяснили знания детей об истории Древней Руси и их героев;
- подготовили, при помощи родителей, выставку книг сказок и былин о Богатырях Земли Русской: книги – « Богатырские русские сказки» пересказ Л. Кондрашовой, « Русские богатыри» пересказ
И. Карнауховой, « Князь Владимир» И. Брусенцев и…
- чтение художественно – исторической литературы в ходе режимных моментов, просмотр мультфильмов;
- разучивание пословиц и поговорок;
- занятие по картине В.М. Васнецова «Богатыри», составление рассказа на тему картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
-познавательные беседы о былинных защитниках в ходе режимных моментах и во 2-ой половине дня;
- изобразительная деятельность по темам: рисование « Портрет богатыря», « Оружие – щит, меч», объёмная поделка из бумаги
« Богатырь».
Начиная знакомить детей с художественно – исторической литературой о былинных богатырях, мы были удивлены- с каким интересом дети слушали, принимали активное участие в беседах.
Читая книги или рассказывая об исторических событиях, связанных с богатырями, мы использовали наглядный материал, репродукции картин.
Встречая в книгах о богатырях незнакомые детям слова: например (стольный град, резвые ноженьки, лихой наездник, палица и тд), рассказывали об их значении, спрашивали у детей и учили предполагать, рассуждать.
Рассматривали иллюстрации в художественно – исторических книгах. Одежду богатырей – кольчугу, шлем, сапоги; оружие - щит, меч, палицу, лук со стрелами сравнивали с одеждой и вооружением солдат нашего времени.
Рассматривали иллюстрации с изображениями древних русских городов, сравнивали с Московским Кремлём.
Вместе с детьми находили доказательство того, что все Кремли древних русских городов - это крепости внутри города. Подчёркивали, что именно здесь находились первые поселения жителей этих городов. Обращали внимание на красоту этих сооружений, подчёркивая талант русских мастеров.
В тоже время не забывали при чтении художественно – исторической литературы, беседах, в изобразительной деятельности о воспитательных задачах.
На занятиях по картине В. М. Васнецова мы учили связно, последовательно рассказывать о богатырях, описывать внешность, различии и сходстве между богатырями, рассуждали о характерах героев и настроении картины. Зачитывали отрывки из книг о характерах богатырей и сравнивали с рассуждениями детей, а также проводили большую словарную работу, так как много слов в этих произведениях для детей непонятны.
Вне занятий много читали о богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитовиче, Алёше Поповиче, Никите Кожемяке и других богатырях.
Знакомя детей с книгами о богатырях, старались вызвать у детей положительные чувства и эмоции, стремление к деятельности.
Это проявлялось у наших детей в сюжетно – ролевых играх, желании изобразить смелого, храброго богатыря – защитника слабых и обиженных, защитника своей Родины - нарисовать то, о чем они услышали;
- рассказать друзьям, поговорить с родителями на эту тему.
Так у нас появился мини – музей (щиты, мечи, шлемы).
Для оформления мини – музея мы с детьми сделали панно.
Дети нарисовали богатырей, щиты и мечи. Перед рисованием они рассматривали украшения, узоры на ножнах, на щитах. Мы рассказали, что узор наносится не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Так, например, знак солнца на щите призван отражать удары врага; знак проросших семян на одежде и ножнах всегда говорил о пожелании богатства и благополучия. Чем больше знаков, тем надежнее защита, тем быстрее сбудутся пожелания.
Дети с интересом воспринимали эту информацию, создавая собственные композиции на мечах и щитах, с удовольствием сочиняли свои пожелания. Например: Зелёные завитки (трава) -богатый, золотистые полоски ( лучики)-сильный, чёрные полосы
(земля) – богатый, добрый - Вика. Девятков Артём – огонь красный, чтобы богатырь был сильный, красные круги (солнце)- защита богатыря. Из рисунков детей мы сделали панно « Богатыри земли Русской» и оформили наш музей.
Выставка « От защитников богатырей – до защитников наших дней»
( мини-музей о богатырях в сравнении с выставкой к дню Победы- солдатиками, принесёнными детьми и танками, сделанными из бросового материала).
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественно – исторической литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать текст, любви к своей Родине, уважение к своему народу, чувство гордости за свою страну.
И мы считаем, что мы положили начало, основание, фундамент для воспитания будущего талантливого читателя, литературно образованного человека.
Кроме этого, у детей появился интерес ещё больше узнать об истории нашей страны через книги, появилось уважение к историческому прошлому Родины (соответственно возрасту наших детей);
желание быть такими же смелыми и храбрыми – как богатыри, действовать дружно, сообща, защищать своих родных, семью, желание подражать им.
Литература:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду
« От рождения до школы» М. 2012
2..Н.В. Алёшина « Ознакомление дошкольников с окружающим
и социальной действительностью» М. 2008
3.« Патриотическое воспитание дошкольников»
Перспектива М. 2008
4.Парамонова Л. Г. « Развивающие занятия с детьми 5-6 лет
ОЛМА М.2011
5.Т. Н. Вострухина « Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Творческий центр М. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету на тему: "Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников: пути и средства"
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические п...
Проект: Воспитательная роль литературы на исторические темы (богатыри).
Знакомить спрошлым нашей Родины через сказки ибылины о богатырях....
Доклад на педсовете на тему"Роль мелкой моторики в развитии речи детей 5-7 лет"
Мелкая моторика одна из сторон двигательной сферы,которая непосредственно связана с овладением предметными действиями.Доклад на тему»Роль мелкой моторики...
Доклад на педсовете на тему: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка.
Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ...
Доклад на педсовете на тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Данный материал может быть полезен как и для воспитателей так и для родителей....
Доклад на педсовете: «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России и родного края.» Воспитатель : Дуппор Е.В.
Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны. Приобщая дошкольников к истории России, педагог проб...