Доклад на педсовете " Воспитательная роль литературы на историческую тему"
консультация (старшая группа) на тему

Шестакова Валентина Григорьевна

Как научить сложному искусству чтения и пониманию книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на педсовете25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете.

Опыт работы на тему

« Воспитательная роль литературы на историческую тему»

Воспитатель:

Шестакова В.Г.

2 мая 2014г.

Научить сложному искусству чтения и пониманию книги  очень трудно. С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки?

Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события,  переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко « входить» в содержание услышанного и прочитанного,  «проживать» его.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни-в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. К сожалению, чуткость   к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого - открыть ребёнку то чудо, которое несёт в  себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтением Ч. Дарвин считает равносильной утрате счастья.

Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Умение слагать слоги и слова - начало умения читать, а чтение источник духовного обогащения - нечто другое.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой:                                                                         - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст;

- формирование эмоционального отношения к литературным произведениям;

-поощрение рассказов детей о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа;

- привлечение внимания детей к оформлению книг, к иллюстрациям.

Историческая память любой культуры бережно хранит литература.

А произведения исторической тематики – одно из немногих источников, позволяющих проникнуть в глубины культуры во времени и пространстве.

Художественно – историческая литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания.

Слушая книги на  художественно – историческою тему, дети знакомятся с такими понятиями, как - добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребёнка, образного мышления, расширения кругозора, формирование основ мировоззрения и нравственных представлений.

Воспитательная роль литературы на историческую тему – это воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Знакомя детей с прошлым нашей Родины, мы пытались через сказки и былины о богатырях расширить знания детей об истоках России – Древней Руси; воспитывать гордость за Землю Русскую; уважение к историческому прошлому своего народа; уважение и любовь к нашим предкам, к дому, к семье; воспитывать душевную отзывчивость; желание прийти на помощь; действовать смело, сообща, дружно; обогащать словарный запас детей.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких прочитанных книг и занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.

На протяжении 3-ёх лет мы через художественную литературу и на занятиях знакомили детей с родным городом и страной,   достопримечательностями России и г. Москвы, с выдающимися людьми  России, с её прошлым.

В старшей группе одним из направлений нравственного воспитания, патриотических чувств  через литературу  у нас является тема

« Богатыри Земли Русской».

Как проводилась работа в нашей группе по этой теме?

- Вначале мы выяснили знания детей об истории Древней Руси и их героев;

- подготовили, при помощи родителей, выставку книг сказок и былин о Богатырях Земли Русской: книги – « Богатырские русские сказки» пересказ Л. Кондрашовой, « Русские богатыри» пересказ

И. Карнауховой, « Князь Владимир» И. Брусенцев и…

- чтение художественно – исторической литературы в ходе режимных моментов, просмотр мультфильмов;

- разучивание пословиц и поговорок;

- занятие по картине В.М. Васнецова «Богатыри», составление рассказа на тему картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

-познавательные беседы о былинных защитниках в ходе режимных моментах и во 2-ой половине дня;

- изобразительная деятельность по темам: рисование « Портрет богатыря», « Оружие – щит, меч», объёмная поделка из бумаги

« Богатырь».

Начиная знакомить детей с художественно – исторической литературой о былинных богатырях, мы были удивлены- с каким интересом дети слушали, принимали активное участие  в беседах.

Читая книги или рассказывая об исторических событиях, связанных с богатырями, мы использовали наглядный материал, репродукции картин.

Встречая в книгах о богатырях незнакомые детям слова: например (стольный град, резвые ноженьки, лихой наездник, палица и тд),         рассказывали об их значении, спрашивали у детей и учили предполагать, рассуждать.                                                                        

Рассматривали иллюстрации в художественно – исторических книгах. Одежду богатырей – кольчугу, шлем, сапоги; оружие - щит, меч, палицу, лук со стрелами сравнивали с одеждой и вооружением солдат нашего времени.

Рассматривали иллюстрации с изображениями древних русских городов, сравнивали с Московским Кремлём.

Вместе с детьми находили доказательство того, что все Кремли древних русских городов - это крепости внутри города. Подчёркивали, что именно здесь находились первые поселения жителей этих городов. Обращали внимание на красоту этих сооружений, подчёркивая талант русских мастеров.

В тоже время не забывали при чтении художественно – исторической литературы, беседах, в изобразительной деятельности о воспитательных задачах.

На занятиях по картине В. М. Васнецова мы учили связно, последовательно рассказывать о богатырях, описывать внешность, различии и сходстве между богатырями, рассуждали о характерах героев и настроении картины. Зачитывали отрывки из книг о характерах богатырей и сравнивали с рассуждениями детей, а также проводили большую словарную работу, так как много слов в этих произведениях для детей непонятны.

Вне занятий много читали о богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитовиче, Алёше Поповиче, Никите Кожемяке  и других богатырях.

Знакомя детей с книгами о богатырях, старались вызвать у детей положительные чувства и эмоции, стремление к деятельности.

Это проявлялось у наших детей в сюжетно – ролевых играх, желании изобразить смелого, храброго богатыря – защитника слабых и обиженных, защитника своей Родины                                         - нарисовать то, о чем они услышали;

- рассказать друзьям, поговорить с родителями на эту тему.

Так у нас появился мини – музей (щиты, мечи, шлемы).

Для оформления мини – музея мы с детьми сделали панно.

Дети  нарисовали богатырей, щиты и мечи. Перед рисованием они рассматривали украшения, узоры на ножнах, на щитах. Мы рассказали, что узор наносится не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Так, например, знак солнца на щите призван отражать удары врага; знак проросших семян на одежде и ножнах всегда говорил о пожелании богатства и  благополучия. Чем больше знаков, тем надежнее защита, тем быстрее сбудутся пожелания.

Дети с интересом воспринимали эту информацию, создавая собственные композиции на мечах и щитах, с удовольствием сочиняли свои пожелания. Например: Зелёные завитки (трава) -богатый, золотистые полоски ( лучики)-сильный, чёрные полосы

(земля) – богатый, добрый - Вика. Девятков Артём – огонь красный, чтобы богатырь был сильный, красные круги (солнце)- защита богатыря. Из рисунков детей мы сделали панно « Богатыри земли Русской» и оформили наш музей.

Выставка « От защитников богатырей – до защитников наших дней»

( мини-музей о богатырях в сравнении с выставкой к дню Победы- солдатиками, принесёнными детьми и танками, сделанными из бросового материала).

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественно – исторической литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать текст, любви к своей Родине, уважение к своему народу, чувство гордости за свою страну.

 И мы считаем, что мы положили начало, основание, фундамент для воспитания будущего талантливого читателя, литературно образованного человека.

Кроме этого, у детей появился интерес ещё больше узнать об истории нашей страны через книги, появилось уважение к историческому прошлому  Родины (соответственно возрасту наших детей);

желание быть такими же смелыми и  храбрыми – как богатыри, действовать  дружно, сообща,  защищать своих родных, семью, желание подражать им.

Литература:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду

« От рождения до школы» М. 2012

2..Н.В. Алёшина « Ознакомление дошкольников с окружающим

и социальной действительностью» М. 2008

3.« Патриотическое воспитание дошкольников»

Перспектива М. 2008

4.Парамонова Л. Г. « Развивающие занятия с детьми 5-6 лет

ОЛМА М.2011

5.Т. Н. Вострухина « Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»  Творческий центр М. 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету на тему: "Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников: пути и средства"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические п...

Проект: Воспитательная роль литературы на исторические темы (богатыри).

Знакомить спрошлым нашей Родины через сказки ибылины о богатырях....

Доклад на педсовете на тему"Роль мелкой моторики в развитии речи детей 5-7 лет"

Мелкая моторика одна из сторон двигательной  сферы,которая непосредственно связана с овладением предметными действиями.Доклад  на тему»Роль   мелкой   моторики...

Доклад на педсовете на тему: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка.

Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ...

Доклад на педсовете на тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Данный материал может быть полезен как и для воспитателей так и для родителей....

Доклад на педсовете: «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России и родного края.» Воспитатель : Дуппор Е.В.

Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны. Приобщая дошкольников к истории России, педагог проб...