Доклад на педсовете «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»
презентация на тему

Терёшкина Татьяна Вячеславовна

Ральф у. Эмерсон:

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».

 

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при  несформированности  у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx31.2 КБ
Файл prezentatsiya_eksperimentirovanie.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 1056»

дошкольное отделение № 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»

                            Воспитатель: Терёшкина Т.В.

                     

                         г. Москва 2016 г.

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста

Воспитатель: Терёшкина Т.В.

г. Москва  ГБОУ «Школа № 1056» дошкольное отделение № 2

Ральф у. Эмерсон:

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при  несформированности  у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

 Познавательная активность выражается в потребности исследовать  окружающий мир. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и представляет собой, экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее распределение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – постоянное стремление к эксперименту, их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Открыть, изучить, исследовать, - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей пробовать, думать, искать, экспериментировать, а самое главное -  самовыражаться.

Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Традиционно многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит развитие познавательных ценностей. С этой целью большинство родителей используют занятия с ребёнком в домашних условиях в форме уроков, водя его на разного рода курсы подготовки к школе.

 Такой подход, как правило, приводит к негативным последствиям: ребёнок с неохотой занимается, теряется познавательная и учебная мотивация, в результате замедляется его развитие.

Взаимодействию с детьми родителей необходимо учить. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью. Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников познавательных интересов и любознательности можно только во взаимодействии с родителями. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно.

При этом зачастую у родителей возникает вопрос: «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация, выставки книг, идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.

Главные задачи во взаимодействии с родителями:

• во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

•   во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

• в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени - и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на советы и предложение и проделывают дома различные эксперименты.

Итак, какие же советы:

• никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;

• не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;

• нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;

• нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности  гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.

Организация новой формы сотрудничества с семьёй требует предварительной подготовки, просвещения родителей.

Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми.

Родительские собрания. Проводятся с целью: знакомство родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;

Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы;

Рекомендации«Проводите с детьми дома».

Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей). На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.

Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково-исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное, как само собой разумеющееся, т. е. это есть и точка. Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому родители с детьми получали задание на  исследовательскую деятельность дома.

В этом месяце дети и родители получили конкретные задания «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.

Вывод:

Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет:

- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).

- Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает

максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Ожидаемый результат:

 Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать

и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу.

Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.

В детском саду вместе с детьми мы занимаемся разными видами деятельности.

 Очень хочется, чтобы родители не были сторонними наблюдателями. Задача дошкольных педагогов - помочь стать родителям активными участниками образовательного процесса.

Окружающий нас мир богат и разнообразен. Одним из способов познания мира является экспериментирование.

Я предложила родителям организовать опыты и эксперименты с детьми дома.

Многие родители выразили желание и проявили заинтересованность заниматься экспериментированием вместе с детьми.

Приведу некоторые примеры работ:

Очень интересный опыт «Извержение вулкана» провела  вместе с родителями Настя Симакова.

Эксперимент красочный, яркий и очень эффектный!

Ефремова Аня - очень любознательная девочка, провела целых два занимательных опыта!

1. Опыт : реактивная сила (как трубочка ездит по натянутой нитке за счёт воздуха в шарике)

2. Опыт с водой, маслом и солью.

Монахова Ира вместе с мамой провели очень интересные опыты:

1.Резиновое яйцо.

2. Снег

.

Лунёва Ксюша с мамой провели опыт с молоком, пищевыми красителями и мылом.

А в заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

В своей работе буду продолжать развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).

*Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

*Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

*Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

*Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

*Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

*Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

*Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

*Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

*С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Анкета для родителей

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

1. ФИО ребенка ____________________________________________________________

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

-другие методы (какие именно?)

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка . Воспитатель: Терёшкина Т.В. г. Москва ГБОУ «Школа № 1056» до 2

Слайд 2

« Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон

Слайд 3

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: - во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей ; - во-вторых , создать атмосферу общности интересов ; - в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Слайд 4

Итак, какие же советы : • никогда не отказываться от совместных действий с ребенком , игр и т. п. ; • не следует отмахиваться от желаний ребенка , ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании; • нельзя запрещать исследовательскую деятельность , т. к. это сковывает активность и самостоятельность ; • нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности . Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности .

Слайд 5

Организация новой формы сотрудничества с семьёй требует предварительной подготовки, просвещения родителей. Первый этап – организационно-подготовительный . На этом этапе проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми. Родительские собрания. Проводятся с целью : знакомство родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью , как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира ; Консультации на тему : « Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников »; Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы ; Рекомендации : «Проводите с детьми дома» .

Слайд 6

Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей) . На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.

Слайд 7

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ (для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию). *Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. *Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. *Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. *Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. *Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? *Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость. *Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. *Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. *Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. *С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. *Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Слайд 8

Анкета для родителей ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ 1. ФИО ребенка ____________________________________________________________ 2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть) а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых) б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ. 3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью) 4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие 5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть): - проявляю заинтересованность, расспрашиваю; - оказываю эмоциональную поддержку, одобряю; - сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность; -другие методы (какие именно?) 6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок? 7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим) 8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?

Слайд 9

Совместные опыты родителей и детей дома

Слайд 10

Опыт: с водой , маслом и солью Ефремова Аня

Слайд 12

Опыт: реактивная сила (как трубочка ездит по натянутой нитке за счёт воздуха в шарике) Ефремова Аня

Слайд 14

Опыт: Резиновое яйцо Монахова Ира

Слайд 16

Опыт: Снег Монахова Ира О

Слайд 18

Опыт: с молоком , пищевыми красителями и мылом Лунёва Ксюша

Слайд 20

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! (древнекитайское изречение )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка

Родителей как и детей необходимо не только заинтересоват, но и похвалить за проделанную работу. Родители должны осознавать, что они воспитывают детей собственным примером. Каждая минута общения с ребе...

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка

Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. В этом направлении огромную роль играет экперементирование, т.е., поисковая деяте...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»...

Рекомендации для родителей «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской деятельности ребенка»

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка....