«Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Музыка» в соответствии с физическими и возрастными особенностями воспитанников».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Музыкально-оздоровительная работа помогает решать следующие задачи:
В образовательной области «Здоровье»:
Ø сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Ø создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Ø повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости заболеваний);
Ø формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
В образовательной области «Музыка»:
Ø развитие музыкально-художественной деятельности;
Ø приобщение детей к музыкальной культуре;
Ø совершенствование певческого голоса;
Ø развитие навыков танцевальных движений;
Ø развитие навыка игры на детских музыкальных инструментах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 67.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Музыка» в соответствии
с физическими и возрастными особенностями воспитанников».
.
Музыкально-оздоровительная работа помогает решать следующие задачи:
В образовательной области «Здоровье»:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости заболеваний);
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
В образовательной области «Музыка»:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение детей к музыкальной культуре;
- совершенствование певческого голоса;
- развитие навыков танцевальных движений;
- развитие навыка игры на детских музыкальных инструментах
Эти задачи решаются через использование на музыкальных занятиях различных здоровьесберегающих технологий. Это такие технологии, как: песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, речевые игры, игровой массаж, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия.
Песенки –распевки – это несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика. Мы используем упражнения А.Н. Стрельниковой и Б. Толкачева. Эти упражнения тренируют дыхательные мышцы, регулируют работу дыхательного центра, развивают певческие способности детей.
Артикуляционнна гимнастика – выработка качественных полноценных движений органов артикуляции, в результате чего повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти и внимания.
Фонопедические упражнения – по разработкам В.Емельянова и М. Картушиной. Способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга, укрепляют хрупкие голосовые складки детей, помогают профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Речевые игры – позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки, эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Игровой массаж – по А.Уманской, М. Картушиной, А. Галанову повышают защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализуют вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболевания верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры – развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление.
Музыкотерапия – важная составляющая всей оздоровительной работы ДОУ.
Эффективность влияния музыки на сохранение здоровья ребенка уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. В настоящее время музыкотерапии является официальным направлением в медицине. К примеру, в С-Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их «личную» музыку, излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Большинство людей используют музыку просто интуитивно для поднятия настроения, работоспособности, улучшения самочувствия. И уж никакой отдых не обходится без музыки. Ученые выяснили, что детский организм гармонизирует звук «ля» первой октавы. Что при помощи изменения ритмического рисунка мелодии можно даже изменить состав крови, не говоря уж о кровяном давлении. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.
Музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта».
Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.
Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.
Джаз, блюз, регги поднимают настроение, избавляют от депрессивных состояний.
В лечении гастрита помогает «Соната №7» Бетховена.
Головную боль снимает «Полонез» Огинского.
Нормализует сон и работу головного мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует опять же музыка Моцарта.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона. Даже рок-музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми привело к таким результатам, как:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
- Повышение уровня речевого развития детей;
- Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
- Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.
Практические упражнения
Песенка –распевка
Доброе утро. Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны
И сегодня весь день Хлопают в ладоши
Будет веселее.
Мы погладим лобик Движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми Постепенно поднимают руки
Как в саду цветочки вверх, выполняя «фонарики».
Разотрем ладошки Движения по тексту
Сильнее, сильнее.
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы.
Упражнение основного комплекса дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой
«Ладошки»
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем – носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем , то свободно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз» сжимают кулачки, одновременно шумно шмыгают носом, Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 короткиз вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель её включения – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.
Артикуляционная гимнастика «Корова»
Веселая корова Выполняют язычком круговые движения.
Пасется на лугу.
То прыгает, как мячик, Язычок вверх-вниз.
То громко скажет «Му!». Говорят «Му!», губы вытягиваются трубочкой.
То к ручейку задорному
Помчится со всех ног, Шлепают языком по верхним губам.
То весело запляшет
Копытцем – цок-цок-цок. Щелкают языком.
Направо – луг с ромашками, Вытягивают язык вправо.
Налево – теплый дом. Вытягивают язык влево.
Веселая корова Выполняют язычком круговые движения.
Гуляет день за днем.
И много для детей всегда Хлопают в ладоши.
Дает парного молока!
Вкусно!!! Облизывют языком верхнюю и нижнюю губу.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом.
Упражнение «Резиновая игрушка»
(на развитие нижнего дыхания)
Купили в магазине
Резиновую Зину.
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она сказала:
-Ш-ш-ш-ш!
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Потом сказала:
-С-с-с-с!
Затем сказала:
-Х-х-х-х!
Потом устало:
-Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно:
-К-к-к-к!
И так обычно:
-Т-т-т-т!
Потом легонько:
-П-п-п-п!
И очень твердо:
-Б-б-б-б!
Жужжала тихо:
-Ж-ж-ж-ж!
И вовсе сдулась:
-З-з-з-з! (А.Л. Барто)
Упражнение «Вопрос-ответ»
Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).
Кричу в лесу:
-А-а-а-у-у-у! Переход от звука (а) внизу.
А мне в ответ: к звуку (у) вверху.
-А-а-а-у-у-у!
Опять кричу:
-А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ:
-А-а-а-у-у-у!
Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а»,»А-э», «Э-ы».
Оздоровительные упражнения
для профилактики заболеваний горла.
«Таня плачет»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. А.Барто.
Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».
«Гласные»
Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
Затем упражнение повторяется беззвучно.
«Мартышки»
Мы теперь не ребятишки,
А веселые мартышки!
Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.
Игровой массаж.
Упражнения для массажа головы
Сено.
Пальцами, словно граблями, дети ведут от затылка, висков, лба, к середине головы.
Сено мы душистое
Граблями сгребем.
Стог огромный,
Стог пушистый
Соберем, соберем.
Упражнения для массажа тела
Капуста.
Мы капусту рубим, рубим. Стучат по спине ребрами ладоней.
Мы морковку трём, трём. Гладят спину пальцами вверх-вниз
Мы капусту солим, солим. «Бегают» пальчиками по спине.
Мы капусту жмём, жмём. «Жмут».
Сок капустный пьём, пьём. Гладят спину.
Две Наталочки.
Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста.
Две бойкие Наталочки
Не играют в «салочки».
Две смелые Наталочки
Играют – Ах! – в «щипалочки».
Щиплют ушки,
Щиплют щечки,
Щиплют ручки,
Локоточки.
Щиплют шейку,
Щиплют ножки,
А потом живот немножко.
Не ругайте вы Наташ –
Они делают … массаж!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного досуга "Мы спортивные друзья", интеграция образовательных областей здоровье, безопасность, познание в образовательную область "Физическая культура"
Цель предлагаемого материала- продолжать укреплять здоровье детей , приобщать к здоровому образу жизни;развивать психофизические качест...
Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС дошкольного образованя.
В статье представлены цели и задачи ФГОС дошкольного образования,а также некоторые особенности интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования из опыта работы де...
Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в уловияз реализации ФГОС дошкольного образования
1 слайд. Тема : «Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» 2 слайд. Процесс стандартизации социальных, в том...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «В гости к зайчику» Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация»,«Физическая культура»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «В гости к зайчику» Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация»,«Физическая культура»...
"Сказка о потерянной дружбе" (Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка, познание (ФМП)
«Сказка о потерянной дружбе»Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура,...
Конспект НОД на тему: «Мы исследователи своего здоровья» Образовательная область «Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: : «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание», «Музыка», «Физич
Конспект НОД на тему: «Мы исследователи своего...
Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу на ковре самолете» Цель: Формирование любви к малой Родине. Образовательная область: « Социализация» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Труд» Форма деятельности:
Путешествие по родному городу на ковре самолете. Воспитатель:В зал всех вас я приглашаю,Детей улыбкою встречаю!Мяч веселый у меня Вас приветствует друзья.К кому в руки попадетТот здоро...