Проект. Экологическая тропа
проект на тему

Чижик Елена Петровна

Проект. Экологическая тропа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._ekologicheskaya_tropa.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Экологическая тропа для дошкольников»

Заявитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 180 «Чародейка».

Руководитель проекта: Чижик Елена Петровна

География проекта: территория МБУ.

Сроки реализации проекта: февраль – май 2013 года.

Цель: Создание условий для экологического образования дошкольников.

Задачи:

  1. Повысить экологическое сознание дошкольников, педагогов, родителей.
  2. Осуществлять целостный подход к оздоровлению детей средствами природы.
  3. Знакомить детей с разнообразием мира растений и животных.
  4. Развивать высшие психические функции детей через организацию воспитательно– образовательного процесса на экологической тропе.
  5. Учить устанавливать причинно – следственные связи между объектам, показать соответствие строения растений и животных условиям их обитания, экспериментировать с объектами живой и неживой природы.
  6. Воспитывать бережное отношение к объектам природы, желание заботиться  и приумножать их.

Обоснование актуальности поставленных в проекте задач.

       В детском саду созданы условия для экологического воспитания дошкольников: уголки природы в группах, в которых представлены как растения, так и обитатели животного мира (аквариумные рыбки, черепахи, волнистые попугайчики); на участке ДОУ имеются разнообразные насаждения (деревья, кустарники, цветы). Имеется сад, огород, клумбы. Начали формирование «природной аптеки» с лекарственными насаждениями. Поблизости есть сквер с тополиными аллеями. Недалеко от детского сада есть аллеи клёнов и берёз.

        В методическом кабинете и на группах имеется необходимая литература по экологическому воспитанию дошкольников. Собран гербарий растений, растущих на  участке ДОУ. Подобран иллюстрационный материал.

       Однако есть ряд проблем.  Дошкольное учреждение находится в автозаводском районе внутри квартала, удалённого от экосистем (леса, поля, луга,  реки и т.д.), что лишает педагогов и родителей возможности систематически и ежедневно организовывать наблюдения за объектами живой природы во всём их многообразии.      

Наличие специализированных групп детей с задержкой психического развития, показателем которой являются эмоционально – волевая незрелость и интеллектуальная недостаточность. У таких детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, а наличие разнообразных природных объектов экологической тропы, их динамичность и изменчивость будет способствовать накоплению и развитию впечатлений, их эмоциональной окраске. Совместная деятельность, в том числе и исследовательская,  взрослых и детей на экологической тропе будет способствовать накоплению и систематизации представлений и элементарных понятий о природе в тесной взаимосвязи с овладением приёмами анализирующего наблюдения, действиями сравнения, анализа и обобщения (исходя из принятого в отечественной психологии и дефектологии положения о том, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций).  Систематическая работа на экологической тропе будет способствовать своевременному формированию психических функций и у детей с нормальным развитием.

      Как правило, дети с задержкой психического развития соматически ослаблены. Проблема оздоровления детей для нашего учреждения является актуальной.

   

 План – график реализации проекта.

Сроки

Содержание деятельности

Февраль – март

Определение маршрутов для каждой возрастной группы

Изготовление табличек со знаками объектов маршрутов

Придумать «хозяев тропы» - сказочных персонажей

Разработать планы работы на тропе по сезонам по каждой возрастной группе

Разработать планы-конспекты занятий, экскурсий

Оформить альбомы с материалом по ознакомлению с объектами экологической тропы художественное слово, загадки, пословицы и поговорки, описание и требования по уходу)

Придумать визитку каждого объекта тропы

Разработать методические рекомендации для воспитателей

Создать библиотеку по экологическому воспитанию

Составить смету расходов по оборудованию тропы

Приобрести посадочный материал, семена

Апрель – май

Посадка растений на участке

Работа на тропе

 Описание системы формирования начальных экологических знаний у дошкольников через использование экологической тропы.

        Работа на экологической тропе будет проводиться на протяжении всего года. В зависимости от сезона, возраста детей предметами пристального внимания будут становиться те или иные объекты.

       Планируется проводить циклические наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, исследовательскую, природоохранительную  и трудовую деятельность.

Одуванчиковое поле.

  Весна. Целевые прогулки на одуванчиковое поле интересны детям всех возрастов, даже малышам. Детям предстоит знакомство с весенним цветком, расширение представлений о цветущих растениях, развитие интереса к растениям, воспитание бережного отношения к живому. Будут проводиться  циклические наблюдения  за цветком в солнечную погоду и в пасмурную, в тихую и ветреную. Игры -  забавы и игры -  исследования с созревшими головками. Малыши после наблюдений могут сделать аппликацию, в средней группе – рисунок, а старшие дети помимо творческих работ делать зарисовки цикла развития цветка в дневнике наблюдений.

Огород.

Весна. Посев семян огородных культур.  Полив. Наблюдение за прорастанием, ростом.

Лето. Высаживание рассады. Полив, рыхление, прополка. Наблюдение за ростом. Исследовательская деятельность: зависимость роста растений от света, полива, рыхления, наличия сорняков.

Осень. Сбор урожая. Перекопка грядок с помощью родителей, педагогов. Посев зелени.

Зима. Целевая прогулка: Наблюдение за снежным покровом. Дать знания о свойствах снега. Чем больше снега на огороде, тем более влажная земля будет весной.

Сад.

Весна. Цикл наблюдений будет проводиться в саду: набухание почек, появление листочков, цветение, завязь плодов. Старшие дошкольники и их родители будут привлекаться и к природоохранительной деятельности: перекопка, обрезание, побелка стволов, полив.

Лето. Наблюдение за ростом и созреванием плодов. Полив деревьев и ягодных кустарников. Сбор ягод с кустарников. Если появятся вредители – наблюдение о вреде, который они могут наносить растениям и организовать природоохранительную деятельность – спасение растений от вредителей.

Осень. Сбор урожая с плодовых растений. Подготовка деревьев к зиме: окапывание деревьев и кустарников.

Зима. Экскурсия в зимний сад: узнавание деревьев без листьев и плодов.

Деревья в аллеях и лесу, кустарники.

Предполагаются сравнительные наблюдения деревьев лиственных,   разных хвойных пород и очень своеобразным деревом – лиственницей.

Весна. Экскурсия: набухание почек, распускание листьев, цветение. Трудовая деятельность: совместно со взрослыми убирать оставшуюся опавшую листву. Побелка стволов деревьев.

Лето. Целевая прогулка: наблюдение за ростом и развитием деревьев, появление плодов, семян. Сбор листьев и плодов для гербариев, д/и, поделок.

Осень. Сбор семян, листьев для гербария. Уборка листвы.

Зима. Экскурсия: деревья зимой не погибают, а только прекращают свой рост – состояние покоя.

Цветник и альпийская горка.

Весна. Уход за многолетними растениями. Наблюдение за пробуждением первоцветов. Посев и посадка новых растений.

Лето. Уход за растениями. Циклические наблюдение за ростом и развитием, наблюдение за прилетающими насекомыми.

Осень. Сбор семян, пересадка, подготовка к зиме.

Зима. Укрывание снегом. Защитные свойства снега.

Водоём.

Весна. Циклические наблюдения: Таяние льда. Пускание корабликов. Замерзание воды рано утром и таяние к обеду ранней весной.

Лето. Температура воды. Тонет – не тонет. Пополнение водоёма водой во время дождя. Испарение воды в жаркую погоду. Растительность.

Осень. «Золотые кораблики» - листопад на озере. Температура воздуха и воды. Очистка водоёма и берега. Покрытие корочкой льда в холодную погоду поздно осенью.

Зима. Замерзание водоёма.

Уголок нетронутой природы.

Весна. Наблюдение за таянием снега. Появление травы, насекомых. Наблюдение как черви рыхлят землю.

Лето. Наблюдение за насекомыми. Что происходит с погибшим деревом – пнём. Круговорот в природе.

Осень. Как растения сами готовятся к зиме. Подготовка к зиме насекомых.

Зима. Природа зимой – состояние покоя.

Уголок экзотических растений.

Весна. Пробуждение природы. Цветение каштанов, белой акации.

Лето. Рост и развитие растений. Появление и созревание плодов.

Осень. Опадание плодов, листьев, подготовка к зиме. Сбор плодов, изготовление поделок.

Зима. Как растения переносят холод. Состояние покоя.

Зелёная аптека.  Исчезающие виды растений.

 Весна. Пробуждение лекарственных  и исчезающих многолетних растений. Посадка и посев новых растений. Наблюдение за их развитием. Изучение внешнего вида. Знание о пользе растений.

Лето. Рост и цветение растений, заготовка лекарственных трав. Сбор плодов шиповника.

Целевая прогулка:  кто нас лечит? (цикл занятий о лекарственных растениях)

Осень. Подготовка к зиме.

Птичья столовая.

Весна. Наблюдение за прилетающими птицами, пополнение кормушки кормом: кто прилетает, что едят.

Лето. Наблюдение птиц, прилетающих к поилке.

Осень. Заготовка корма для птиц.

Зима. Наблюдение за поведением и питанием зимующих  и кочующих птиц.

Муравейник.

Весна. Наблюдение: Пробуждение муравьёв в муравейнике. Экскурсия: Как муравьи строят свой дом.

Лето. Наблюдение за муравьиной тропой. Что несут муравьи в муравейник.

Насекомые.

На экологической тропе предполагаются циклические наблюдения за насекомыми: бабочками, жуками, дождевыми червями, муравьями. за появлением, их деятельностью, подготовкой к зиме.

 Бабочки прилетают на цветы и опыляют растения, жуки любят прятаться под камни, черви дождевые рыхлят землю и т.д. Насекомые приносят пользу, но могут приносить и вред растениям (тля на плодовых растениях, жуки на листьях картофеля и т.д.).

Гнездовье птиц.

Весна. Будет интересно наблюдать за прилетающими птицами.

Лето. Наблюдение за появлением птенцов, за их ростом, за первыми полётами и покиданием своих гнёзд .

Осень. Собирание в стаи и перелёт птиц.

Зимой. Пустующие гнёзда.

Лианы.

Весна. Пробуждение, распускание.

Лето. Рост и цветение.

Осень. Подготовка к зиме.

Зима. Состояние покоя.

Беседка.

Отдых, беседы об увиденном, чтение художественной литературы, изготовление поделок.

Народные праздники: Праздник русской берёзки. День птиц. Праздник урожая.

           

План – схема тропы.

Объект тропы

Содержание

имеется

требуется

1

Сад

+

Обновить ягодные кусты

2

Огород

+

3

Лес

+

Хвойные, лиственница

4

Берёзовая алея

+

5

Тополиная алея

+

6

Кленовая алея

+

7

Рябиновая алея

+

8

Цветник

+

Розы, увеличить посадки многолетников, приобрести семена однолетних

9

Водоём

+

10

Уголок нетронутой природы

+

11

Зелёная аптека

+

Ромашка, шалфей, зверобой

12

Исчезающие виды растений

13

Альпийская горка

+

14

Птичья столовая

кормушка

поилка

15

Муравейник

+

16

Домик насекомых

Камни, пенёк

17

Доктор Айболит

+

18

луг

+

19

поле

+

20

Гнездовье птиц

+

21

Лианы

Дикий виноград, плетистые розы, клематисы

22

Одуванчиковое поле

+

23

Беседка для отдыха, бесед, изготовления поделок

+

Прогнозируемые результаты.

  • Трудовая деятельность, природные факторы будет способствовать укреплению физического здоровья детей.
  • Прогулки, экскурсии  на экологической тропе будут содействовать оздоровлению детей.
  • Приобщение детей к практической экологической деятельности будет способствовать  развитию умения вести исследовательскую деятельность, развивать высшие психические функции.
  • Полученные знания об особенностях растений ( полезные, лекарственные, ядовитые) обеспечат безопасность жизнедеятельности детей в природе.
  • Общение с природой приобщит к миру прекрасного, пробудит эстетические чувства у детей и взрослых.
  • Совместная деятельность детей, родителей и педагогов сплотит коллектив.
  • Познавательной и трудовой деятельностью  будут охвачены:

                                                                                             - 200 детей

                                                                                             - 30 педагогов

                                                                                             - 50 родителей

Перспективы развития.

  • Увеличение количества объектов на тропе.
  • Облагораживание территории ДОУ.
  • Привлечение всё большего количества родителей к совместной деятельности.
  • Воспитание экологически грамотных, любящих природу выпускников, родителей и педагогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....

Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"

Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...