Проект. Экологическая тропа
проект на тему
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Экологическая тропа для дошкольников»
Заявитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 180 «Чародейка».
Руководитель проекта: Чижик Елена Петровна
География проекта: территория МБУ.
Сроки реализации проекта: февраль – май 2013 года.
Цель: Создание условий для экологического образования дошкольников.
Задачи:
- Повысить экологическое сознание дошкольников, педагогов, родителей.
- Осуществлять целостный подход к оздоровлению детей средствами природы.
- Знакомить детей с разнообразием мира растений и животных.
- Развивать высшие психические функции детей через организацию воспитательно– образовательного процесса на экологической тропе.
- Учить устанавливать причинно – следственные связи между объектам, показать соответствие строения растений и животных условиям их обитания, экспериментировать с объектами живой и неживой природы.
- Воспитывать бережное отношение к объектам природы, желание заботиться и приумножать их.
Обоснование актуальности поставленных в проекте задач.
В детском саду созданы условия для экологического воспитания дошкольников: уголки природы в группах, в которых представлены как растения, так и обитатели животного мира (аквариумные рыбки, черепахи, волнистые попугайчики); на участке ДОУ имеются разнообразные насаждения (деревья, кустарники, цветы). Имеется сад, огород, клумбы. Начали формирование «природной аптеки» с лекарственными насаждениями. Поблизости есть сквер с тополиными аллеями. Недалеко от детского сада есть аллеи клёнов и берёз.
В методическом кабинете и на группах имеется необходимая литература по экологическому воспитанию дошкольников. Собран гербарий растений, растущих на участке ДОУ. Подобран иллюстрационный материал.
Однако есть ряд проблем. Дошкольное учреждение находится в автозаводском районе внутри квартала, удалённого от экосистем (леса, поля, луга, реки и т.д.), что лишает педагогов и родителей возможности систематически и ежедневно организовывать наблюдения за объектами живой природы во всём их многообразии.
Наличие специализированных групп детей с задержкой психического развития, показателем которой являются эмоционально – волевая незрелость и интеллектуальная недостаточность. У таких детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, а наличие разнообразных природных объектов экологической тропы, их динамичность и изменчивость будет способствовать накоплению и развитию впечатлений, их эмоциональной окраске. Совместная деятельность, в том числе и исследовательская, взрослых и детей на экологической тропе будет способствовать накоплению и систематизации представлений и элементарных понятий о природе в тесной взаимосвязи с овладением приёмами анализирующего наблюдения, действиями сравнения, анализа и обобщения (исходя из принятого в отечественной психологии и дефектологии положения о том, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций). Систематическая работа на экологической тропе будет способствовать своевременному формированию психических функций и у детей с нормальным развитием.
Как правило, дети с задержкой психического развития соматически ослаблены. Проблема оздоровления детей для нашего учреждения является актуальной.
План – график реализации проекта.
Сроки | Содержание деятельности |
Февраль – март | Определение маршрутов для каждой возрастной группы |
Изготовление табличек со знаками объектов маршрутов | |
Придумать «хозяев тропы» - сказочных персонажей | |
Разработать планы работы на тропе по сезонам по каждой возрастной группе | |
Разработать планы-конспекты занятий, экскурсий | |
Оформить альбомы с материалом по ознакомлению с объектами экологической тропы художественное слово, загадки, пословицы и поговорки, описание и требования по уходу) | |
Придумать визитку каждого объекта тропы | |
Разработать методические рекомендации для воспитателей | |
Создать библиотеку по экологическому воспитанию | |
Составить смету расходов по оборудованию тропы | |
Приобрести посадочный материал, семена | |
Апрель – май | Посадка растений на участке |
Работа на тропе |
Описание системы формирования начальных экологических знаний у дошкольников через использование экологической тропы.
Работа на экологической тропе будет проводиться на протяжении всего года. В зависимости от сезона, возраста детей предметами пристального внимания будут становиться те или иные объекты.
Планируется проводить циклические наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, исследовательскую, природоохранительную и трудовую деятельность.
Одуванчиковое поле.
Весна. Целевые прогулки на одуванчиковое поле интересны детям всех возрастов, даже малышам. Детям предстоит знакомство с весенним цветком, расширение представлений о цветущих растениях, развитие интереса к растениям, воспитание бережного отношения к живому. Будут проводиться циклические наблюдения за цветком в солнечную погоду и в пасмурную, в тихую и ветреную. Игры - забавы и игры - исследования с созревшими головками. Малыши после наблюдений могут сделать аппликацию, в средней группе – рисунок, а старшие дети помимо творческих работ делать зарисовки цикла развития цветка в дневнике наблюдений.
Огород.
Весна. Посев семян огородных культур. Полив. Наблюдение за прорастанием, ростом.
Лето. Высаживание рассады. Полив, рыхление, прополка. Наблюдение за ростом. Исследовательская деятельность: зависимость роста растений от света, полива, рыхления, наличия сорняков.
Осень. Сбор урожая. Перекопка грядок с помощью родителей, педагогов. Посев зелени.
Зима. Целевая прогулка: Наблюдение за снежным покровом. Дать знания о свойствах снега. Чем больше снега на огороде, тем более влажная земля будет весной.
Сад.
Весна. Цикл наблюдений будет проводиться в саду: набухание почек, появление листочков, цветение, завязь плодов. Старшие дошкольники и их родители будут привлекаться и к природоохранительной деятельности: перекопка, обрезание, побелка стволов, полив.
Лето. Наблюдение за ростом и созреванием плодов. Полив деревьев и ягодных кустарников. Сбор ягод с кустарников. Если появятся вредители – наблюдение о вреде, который они могут наносить растениям и организовать природоохранительную деятельность – спасение растений от вредителей.
Осень. Сбор урожая с плодовых растений. Подготовка деревьев к зиме: окапывание деревьев и кустарников.
Зима. Экскурсия в зимний сад: узнавание деревьев без листьев и плодов.
Деревья в аллеях и лесу, кустарники.
Предполагаются сравнительные наблюдения деревьев лиственных, разных хвойных пород и очень своеобразным деревом – лиственницей.
Весна. Экскурсия: набухание почек, распускание листьев, цветение. Трудовая деятельность: совместно со взрослыми убирать оставшуюся опавшую листву. Побелка стволов деревьев.
Лето. Целевая прогулка: наблюдение за ростом и развитием деревьев, появление плодов, семян. Сбор листьев и плодов для гербариев, д/и, поделок.
Осень. Сбор семян, листьев для гербария. Уборка листвы.
Зима. Экскурсия: деревья зимой не погибают, а только прекращают свой рост – состояние покоя.
Цветник и альпийская горка.
Весна. Уход за многолетними растениями. Наблюдение за пробуждением первоцветов. Посев и посадка новых растений.
Лето. Уход за растениями. Циклические наблюдение за ростом и развитием, наблюдение за прилетающими насекомыми.
Осень. Сбор семян, пересадка, подготовка к зиме.
Зима. Укрывание снегом. Защитные свойства снега.
Водоём.
Весна. Циклические наблюдения: Таяние льда. Пускание корабликов. Замерзание воды рано утром и таяние к обеду ранней весной.
Лето. Температура воды. Тонет – не тонет. Пополнение водоёма водой во время дождя. Испарение воды в жаркую погоду. Растительность.
Осень. «Золотые кораблики» - листопад на озере. Температура воздуха и воды. Очистка водоёма и берега. Покрытие корочкой льда в холодную погоду поздно осенью.
Зима. Замерзание водоёма.
Уголок нетронутой природы.
Весна. Наблюдение за таянием снега. Появление травы, насекомых. Наблюдение как черви рыхлят землю.
Лето. Наблюдение за насекомыми. Что происходит с погибшим деревом – пнём. Круговорот в природе.
Осень. Как растения сами готовятся к зиме. Подготовка к зиме насекомых.
Зима. Природа зимой – состояние покоя.
Уголок экзотических растений.
Весна. Пробуждение природы. Цветение каштанов, белой акации.
Лето. Рост и развитие растений. Появление и созревание плодов.
Осень. Опадание плодов, листьев, подготовка к зиме. Сбор плодов, изготовление поделок.
Зима. Как растения переносят холод. Состояние покоя.
Зелёная аптека. Исчезающие виды растений.
Весна. Пробуждение лекарственных и исчезающих многолетних растений. Посадка и посев новых растений. Наблюдение за их развитием. Изучение внешнего вида. Знание о пользе растений.
Лето. Рост и цветение растений, заготовка лекарственных трав. Сбор плодов шиповника.
Целевая прогулка: кто нас лечит? (цикл занятий о лекарственных растениях)
Осень. Подготовка к зиме.
Птичья столовая.
Весна. Наблюдение за прилетающими птицами, пополнение кормушки кормом: кто прилетает, что едят.
Лето. Наблюдение птиц, прилетающих к поилке.
Осень. Заготовка корма для птиц.
Зима. Наблюдение за поведением и питанием зимующих и кочующих птиц.
Муравейник.
Весна. Наблюдение: Пробуждение муравьёв в муравейнике. Экскурсия: Как муравьи строят свой дом.
Лето. Наблюдение за муравьиной тропой. Что несут муравьи в муравейник.
Насекомые.
На экологической тропе предполагаются циклические наблюдения за насекомыми: бабочками, жуками, дождевыми червями, муравьями. за появлением, их деятельностью, подготовкой к зиме.
Бабочки прилетают на цветы и опыляют растения, жуки любят прятаться под камни, черви дождевые рыхлят землю и т.д. Насекомые приносят пользу, но могут приносить и вред растениям (тля на плодовых растениях, жуки на листьях картофеля и т.д.).
Гнездовье птиц.
Весна. Будет интересно наблюдать за прилетающими птицами.
Лето. Наблюдение за появлением птенцов, за их ростом, за первыми полётами и покиданием своих гнёзд .
Осень. Собирание в стаи и перелёт птиц.
Зимой. Пустующие гнёзда.
Лианы.
Весна. Пробуждение, распускание.
Лето. Рост и цветение.
Осень. Подготовка к зиме.
Зима. Состояние покоя.
Беседка.
Отдых, беседы об увиденном, чтение художественной литературы, изготовление поделок.
Народные праздники: Праздник русской берёзки. День птиц. Праздник урожая.
План – схема тропы.
№ | Объект тропы | Содержание | |
имеется | требуется | ||
1 | Сад | + | Обновить ягодные кусты |
2 | Огород | + | |
3 | Лес | + | Хвойные, лиственница |
4 | Берёзовая алея | + | |
5 | Тополиная алея | + | |
6 | Кленовая алея | + | |
7 | Рябиновая алея | + | |
8 | Цветник | + | Розы, увеличить посадки многолетников, приобрести семена однолетних |
9 | Водоём | + | |
10 | Уголок нетронутой природы | + | |
11 | Зелёная аптека | + | Ромашка, шалфей, зверобой |
12 | Исчезающие виды растений | ||
13 | Альпийская горка | + | |
14 | Птичья столовая | кормушка | поилка |
15 | Муравейник | + | |
16 | Домик насекомых | Камни, пенёк | |
17 | Доктор Айболит | + | |
18 | луг | + | |
19 | поле | + | |
20 | Гнездовье птиц | + | |
21 | Лианы | Дикий виноград, плетистые розы, клематисы | |
22 | Одуванчиковое поле | + | |
23 | Беседка для отдыха, бесед, изготовления поделок | + |
Прогнозируемые результаты.
- Трудовая деятельность, природные факторы будет способствовать укреплению физического здоровья детей.
- Прогулки, экскурсии на экологической тропе будут содействовать оздоровлению детей.
- Приобщение детей к практической экологической деятельности будет способствовать развитию умения вести исследовательскую деятельность, развивать высшие психические функции.
- Полученные знания об особенностях растений ( полезные, лекарственные, ядовитые) обеспечат безопасность жизнедеятельности детей в природе.
- Общение с природой приобщит к миру прекрасного, пробудит эстетические чувства у детей и взрослых.
- Совместная деятельность детей, родителей и педагогов сплотит коллектив.
- Познавательной и трудовой деятельностью будут охвачены:
- 200 детей
- 30 педагогов
- 50 родителей
Перспективы развития.
- Увеличение количества объектов на тропе.
- Облагораживание территории ДОУ.
- Привлечение всё большего количества родителей к совместной деятельности.
- Воспитание экологически грамотных, любящих природу выпускников, родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...
Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...
Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).
Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....
Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"
Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...