Перспективные планы по детскому экспериментированию
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
Подготовительная группа
Воспитатель: Попова С.Г.
Дата | Специально-организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература |
Сен- Тябрь
1неде- ля | Диагностика по экспериментальной деятельности
Опыты с неживой (песок, глина) и живой природой (растения) | Продолжать знакомство детей с песком и глиной. Предложить высыпать из стакана песок и глину . Вывод: песок рыхлый, сыпучий. Глина слипается комочками, твёрдая. Всё летит…наверно это улетает наше лето» знакомство с приспособлениями растений к распространению семян ветром.
| Взять палочку и попробовать «посадить» её в стаканчики с песком и глиной поочерёдно. Затем добавить воды. Игры с песком, побуждать детей делать постройки, тоннели. Привлечь внимание всех детей к красивым постройкам, любоваться и не разрушать | Л.Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» стр.65
Д/В №7 2000г. стр. 33 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
Подготовительная группа
Воспитатель: Попова С.Г.
Дата | Специально-организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература |
Сен- Тябрь 1неде- ля | Диагностика по экспериментальной деятельности Опыты с неживой (песок, глина) и живой природой (растения) | Продолжать знакомство детей с песком и глиной. Предложить высыпать из стакана песок и глину . Вывод: песок рыхлый, сыпучий. Глина слипается комочками, твёрдая. Всё летит…наверно это улетает наше лето» знакомство с приспособлениями растений к распространению семян ветром. | Взять палочку и попробовать «посадить» её в стаканчики с песком и глиной поочерёдно. Затем добавить воды. Игры с песком, побуждать детей делать постройки, тоннели. Привлечь внимание всех детей к красивым постройкам, любоваться и не разрушать | Л.Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» стр.65 Д/В №7 2000г. стр. 33 |
2 неделя | Диагностика | Предложить детям слепить шарики, «колбаску» из сухой, потом из влажной глины. Сравнить. Слепить шарики из сухого песка, затем из мокрого «Что у нас под ногами?» подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав. Сбор осенних листьев и семян для изготовления поделок и зимней подкормки птиц, для коллекции в группу. | Посадить в стаканчики с песком и глиной семена фасоли. Слепить шарики из влажного песка, оставить их до высыхания. Зарисовки опытов в календаре наблюдений «где цветы? Установить особенности опыления растений с помощью ветра « Что мы умеем и любим рисовать и лепить» | Л.Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» стр.65 «Неизведанное рядом» стр. 72 |
3 неделя | Диагностика «Вот и лето прошло» Беседа о летних впечатлениях | Опыт – экспериментирование, состав и свойства почвы. Чтение «Первая осень» Пересадка с клумбы культурных растений (астры, бархатцы, ) с огорода (перец) | Через увеличительное стекло рассмотреть, из чего состоят песок и глина. сравнить. Создать условия для сбора осенних листьев. Для коллекции. аппликации | Д/в №7 2000г. стр33 |
4 неделя | Диагностика | Д/игра «Угадай, что лучше по признакам песка и глины для живых организмов в земле Опыт «Наверх» выяснить ,что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода. органические остатки) Выявить влияние прополки на рост растений (на части грядки не пропалывать и не прореживать растения) Изготовление солнечных часов | Аппликация из природного материала «Где цветы?» установить особенности опыления растений с помощью ветра. «чей букет красивее? Сбор осенних листьев | «Неизведанное рядом» стр.72 стр. 89 |
Октябрь1 неделя | Занятие «Знакомимся с песком и глиной» | Д/игры «Изображение песчинок, глины» каждый ребёнок стоит отдельно, подул ветер песчинки перемещаются с места, летают. Глина (группами ,взявшись за руки, налетел ветер, они остались на месте), на прогулке обращать внимание на участки с песком в сухую погоду и после дождя, слепить куличики. Высадка с грядок перца, с клумб- астр. Опыты: что необходимо для роста растений (свет, тепло, вода) | Игра Делятся на 2 команды «Песчинки, комочки глины» при помощи вентилятора В. изображает ветер. Конкурс на лучшую постройку. Самостоятельное наблюдение за погодой на прогулке, затем рассказать о ней | Д/в №7 2003г.стр.19 Стих «Песчаный дом», стр.23, «На песке» Д/в №8 1995 стр.5 «Занимательное азбуковедение» , 1994 |
2 неделя | Занятие «Такой разный песок» | «Откуда берётся песок? (беседа с опытами) Д/Игры «Если бы я был….» (черепахой, ящерицей.. как прятался, как питался, как бегал?) «Для чего человеку песок и глина» Выставка детских работ по темам «Посуда древних людей» «Сказочные кувшины», «Наши глиняные игрушки» Опыт: «Очистка воды с помощью глины» теневой театр «Осторожно, ядовито!» о гривах и растениях Такая разная земля. Опыт (садовая, с уч-ка Д/С) Земля после дождя. наблюдение за лужами загадки о состоянии воды | Рисование пустыни «Письма животным», их фотографии. Лепка из глины посуды Д/игра Какие предметы сделаны из глины? Игры с ящиком ощущений «Угадай из чего сделана игрушка» создать условия для рисования осенних примет, карт – схем наблюдений опытов. « Солнечные зайчики», (отражать свет зеркалом) | Д/в №7, 2003г., стр.23-39 «Неизведанное рядом» стр 94 |
3 неделя | Занятие «Каменная энциклопедия» | Игры с «Ящиком ощущений» выбрать самый гладкий, самый круглый, самый неровный. Найти гальку, почему у него нет острых углов? Назвать какой он на ощупь: гладкий, шершавый, угловатый, тёплый, холодный, тяжёлый. Беседа «О чём шептались камешки» | Классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей. Рассматривание камешков через лупу. Кто что видит (кристаллики, трещины, узоры и т.п. ) | «Обруч»,№3, 1999г. «Обруч», №2 1997г. |
4 неделя | Занятие тема «Простые и ценные камни в природе | Д/игра «Превращаемся в древних людей» у них не было спичек и зажигалок, как добывали огонь? Опыты «что будет ,если положим камешек в воду?»Какими камешками лучше рисовать на асфальте или фанерке(мелом, углём, кремнем, графитом?) Д/ игра «Вспомни сказку о камнях» «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Три поросёнка» Выставка при помощи родителей собрать предметы, сделанные из камня (сувениры., украшения) | Сравнивание камешка и глины, пластилина, попробуй что-нибудь нацарапай на камешке твёрдым предметом.. Художественный труд «Выкладывание узоров на ёмкости с песком..» Игры «Гора и камушки», вода и ветер победили большую гору. «Что исчезло?» | «Обруч» №3 1999г., стр.24. С.Николаева, «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.23 |
Ноябрь1 неделя | Занятие «Сравнение песка, глины и камней» | Наблюдение и обсуждение укорачивающегося дня. Влияет ли уменьшение светового дня на жизнь растений и животных. сутки это день и ночь вместе, они разные летом день длинней, света много, что лучше для растений свет или тьма?
| Наблюдение через солнцезащитные очки «Хорошо ли жить без света» «Мы фокусники» выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. | С.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.28 |
2 неделя | Занятие «Свойства воды» | Беседа, опыты «Что из чего сделано7» Три состояния воды Опыт «Живой кусочек», «Вершки и корешки», «Растение- насос», «Что внутри?» «Игровое упражнение «Для чего нужна вода» | Создание знаков-символов ,для хранения материалов по разделам. | О.А.Скоролупова стр.15 Куликовская « Детское экспериментирование», стр.44 «Неизведанное рядом»,стр.67, 66 |
3 неделя | Математика «Плыви, плыви ,кораблик» | Создание карточек-схем проведения эксперимента., правила работы с материалами. Опыт «Замерзание жидкостей» выявить различия в процессах замерзания жидкостей (вода, молоко, сок, масло) | Создать условия для исследований свойств глины: липкая, может менять форму, можно раскатать скатать. Опыты с магнитом | О.А.Скоролупова стр.50 |
4 неделя | «Круговорот воды в природе» «Путешествие капельки» | Организация эксперимента и наблюдения за ростом овса в разных условиях. «Как сделать из мухи слона?» (увеличительное стекло) | Самостоятельное наблюдение, что и как едят рыбы?» Зарисовки лука и овса в дневнике наблюдений. Конструирование из природного материала | О.А Скоролупова стр.20 |
Декабрь1 неделя | «Электричество в нашей жизни» | Молния. Электрический ток. Виды электричества Организация эксперимента и наблюдения за ростом лука в разных условиях Опыты «как увидеть молнию? Почему лампочка светит? «Полярное сияние» | Поделка разрешающих и запрещающих знаков | С Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» И.Куликовская «Детское экспериментирование», стр.69 «Неизведанное рядом» стр152 |
2 неделя | «Звук и слух» Опыты, беседа Д/игра «Звук потерялся» | Д/игра «Бабушка Водяной» «Угадай по звуку» | И. Куликовская «Детское экспериментирование», стр.64 | |
3 неделя | «Солнце, Земля и другие планеты | Измерение. (длина, вес, объём) Д/и «Далеко – близко (как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха) «Чем ближе, тем быстрее» «Тёмный космос» «Вращающаяся земля» | Самостоятельное изучение карты планет | С.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр 39. «Неизведанное рядом» Стр. 166-167 |
4 неделя | «Где ночует солнце? Почему бывает зима и лето?» « Смена времён года» | Опыты с глобусом и настольной лампой. «Родственники стекла» «Мир бумаги» | Д/ «Мой знак зодиака» Картотека созвездий | Д/в №4 2002г. стр.26 О.Скоролупова «Ранняя весна», стр 13 |
Январь1 неделя | «Что за невидимка, который нам нужен? | Опыты «Как обнаружить воздух в помещении», «Воздух есть во всех предметах», «Воздух упругий» Опыт, наблюдение на тему «Воздух нужен для жизни», «чем пахнет воздух?» Надувание шаров, мыльных пузырей. Воздух имеет вес опыт с шарами. Воздух бывает тёплым, холодным. Тёплый –лёгкий, холодный – тяжёлый (опыт со свечами) | Игра «Дуем - играем» (с пушинкой, мыльными пузырями, гнать маленький парусник по волнам), «У кого дольше не упадёт пёрышко?», «У кого дальше уплывёт кораблик?» что такое ветер, как его можно заметить? | Д/в №4, 2002г. стр.27 Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» |
2 неделя | Самостоятельное выкладывание узора из семян арбуза на круге. | |||
3 неделя | «Магнит и его свойства» | Беседа, опыты «Почему Земля не падает на землю? Опыт с червяком (рыхление земли) Сугробы на участке (измерение снега) Опыт: Посадка семян (сухих и проращенных) | Рассматривание энциклопедий. Чтение по данной теме. Создать условия для экспериментирования с магнитом «Весёлый гвоздик», притяжение. | «Детское экспериментирование»,И. Куликовская. Стр.67 Д/в №4 2002г., стр.28 |
4 неделя | «Свет и цвет» | Игра- опыт «Радуга» с зеркалом Рассматривание и зарисовки форм снежинок | И. Куликовсая «Детское экспериментирование» | |
Февраль1 неделя | «Помоги воде стать чистой» | «Какого цвета снег?» опыты, эксперименты. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Дать понятие о загрязнении снега и воды. Защитные свойства снега. Что такое талая вода? | Опыты с водой: вода прозрачная, камушек виде «О чём могут рассказать камушки?» (коллекция) | «Организация экспериментальной деятельности» , стр.45 |
2 неделя | «Испытание магнита» Опыт «Одеяло для земли» (2 блюдца, снег, одеяло) «Какой он снег? Водоёмы . беседа о гололёде Беседа о снеге (с включением логических задач) | Изготовление цветных льдинок (в воде краска растворяется, вода замерзает на холоде. | «Организация экспериментальной деятельности», стр.43 Д/в №11 1996г. Коломина | |
3 неделя | «Приключение Буратино» (свойства дерева) | «Кораблик для путешествия» (сравнение свойств различных материалов) опыт «Вода нужна всем» (сравнение 2х растений) Опыт «зависимость роста растений от солнечного освещения» | Поделка корабликов из различного бросового материала. Опыт «Тонет- не тонет» | «Организация экспериментальной деятельности», стр37 |
4 неделя | «Эта волшебница вода (дождь. иней, снег и т. д.) | Какая вода быстрее замёрзнет? (чистая, сладкая) опыт Опыт «зависимость роста растений от солнечного освещения» | Рассматривание гербария Подкормка, рыхление комнатных растений. | «Волшебница - вода», Рыжова. Ягудин.. |
Март 1 неделя | «Путешествие по Оби» (свойства бумаги) | Наблюдение «Есть ли в воде воздух?» «Воздух нужен рыбам в воде» Почему снег тает неравномерно? | Оригами «Рыбки в аквариуме» «Откуда берутся сосульки» | «Организация экспериментальной деятельности», стр.33 |
2 неделя | Опыт «Радуга» (миска с водой, зеркало, белый лист бумаги) Опыт «Необходимость тепла для распускания срезанных веток» (одна ваза с веткой в тепле, другая между рамами) | «Дружба красок» смешивать краски для получения нового цвета | «Организация экспериментальной деятельности»,стр.49 | |
3 неделя | «Фартук для Почемучки» (виды и свойства ткани) | Д/игра «Отгадай вещество» (делятся на 2 группы, одна группа изображает. Вторая – отгадывает Посадка «огорода» на окне: щавель, петрушка, укроп. | Зарисовки схем. Опыт «Как услышать воздух» | «Организация экспериментальной деятельности». стр.31 |
4 неделя | Чтение и пересказ рассказа «Камень, ручей, сосулька и солнце» | Наблюдение за срезанными ветками создаются благоприятные условия (тепло, вода) | ||
Апрель 1 неделя | «Волшебная бумага» (свойства копировальной бумаги) | Изготовление приглашений в кукольный театр. | Изготовление театральных билетов для с/ролевой игры, шаблонов для рисования | «Организация экспериментальной деятельности»,стр.39 |
2 неделя | «Как человек измеряет?» | «Чем растение дышит» | «Детское экспериментирование»» Куликовская, стр.33 | |
3 неделя | «Нефтяная речка» | «Загрязнённая река» «Почему всё звучит?» «Подушка из пены» | Теневой театр (как образуется тень) «Защитим себя от солнца» (поделки шапочек) | Конспект, «Добро пожаловать в экологию» О.Воронкевич., стр.249 |
4 неделя | «Комнатные растения спутники нашей жизни» пересадка комнатных растений | Опыт с глиной и песком (проводимость воды) | «Добро пожаловать в экологию» О. Воронкевич, стр.240 | |
Май 1 неделя | «Кто как летает по воздуху?» Комплексное занятие | Наблюдение за появлением первых насекомых Опыт на определение лёгкости птичьего пера | Самостоятельное наблюдение «Как одуванчики ложатся спать» Опыт с испарением воды | С.Николаева, «Ознакомление дошкольников с неживой природой»,стр60 |
2 неделя | Опыт «Мыльные пузыри» Опыт по смачиванию пера в воде «Почему оно не намокает?» «Почему быстрее начали расти растения?» | Опыт «Радуга в комнате»изготовление птичек из глины, пластилина, бумаги Опыт на выявление свойств песка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-142077-1353165171.jpg)
перспективный план.Кружок по экспериментированию "Почемучки"
Перспективный план работы кружка «Почемучки»на 2012 -2013 учебный год (средняя группа)месяцТемы занятийсентябрьСоставление плана работы кружка, обследование детей. октябрьДружба красо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395357-1391270018.jpg)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715785-1448474263.jpg)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «КАЛИНКА»
Приобщение дошкольников к руской народной культуре через музыкальную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-487399-1416508068.jpg)
Перспективный план работы детского объединения "Маленькие экспериментаторы" (средняя группа)
перспективный план работы детского объединения "Маленькие экспериментаторы" в средней группе. В работе представлена тематика и задачи экспериментов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-888853-1486258436.jpg)
Перспективный план работы по экспериментированию своспитанниками в соответствии с комплексно тематическим планом ДОУ
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/11/picture-1017750-1602447789.jpg)
Перспективный план работы по экспериментированию с детьми средней группы.
Перспективный план работы по экспериментированию с детьми средней группы. Подготовила воспитатель п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-706682-1603731932.jpg)
Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет
Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет...
- Мне нравится (1)