Перспективные планы по детскому экспериментированию
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
Подготовительная группа
Воспитатель: Попова С.Г.
Дата | Специально-организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература |
Сен- Тябрь
1неде- ля | Диагностика по экспериментальной деятельности
Опыты с неживой (песок, глина) и живой природой (растения) | Продолжать знакомство детей с песком и глиной. Предложить высыпать из стакана песок и глину . Вывод: песок рыхлый, сыпучий. Глина слипается комочками, твёрдая. Всё летит…наверно это улетает наше лето» знакомство с приспособлениями растений к распространению семян ветром.
| Взять палочку и попробовать «посадить» её в стаканчики с песком и глиной поочерёдно. Затем добавить воды. Игры с песком, побуждать детей делать постройки, тоннели. Привлечь внимание всех детей к красивым постройкам, любоваться и не разрушать | Л.Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» стр.65
Д/В №7 2000г. стр. 33 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnye_plany.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
Подготовительная группа
Воспитатель: Попова С.Г.
Дата | Специально-организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Литература |
Сен- Тябрь 1неде- ля | Диагностика по экспериментальной деятельности Опыты с неживой (песок, глина) и живой природой (растения) | Продолжать знакомство детей с песком и глиной. Предложить высыпать из стакана песок и глину . Вывод: песок рыхлый, сыпучий. Глина слипается комочками, твёрдая. Всё летит…наверно это улетает наше лето» знакомство с приспособлениями растений к распространению семян ветром. | Взять палочку и попробовать «посадить» её в стаканчики с песком и глиной поочерёдно. Затем добавить воды. Игры с песком, побуждать детей делать постройки, тоннели. Привлечь внимание всех детей к красивым постройкам, любоваться и не разрушать | Л.Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» стр.65 Д/В №7 2000г. стр. 33 |
2 неделя | Диагностика | Предложить детям слепить шарики, «колбаску» из сухой, потом из влажной глины. Сравнить. Слепить шарики из сухого песка, затем из мокрого «Что у нас под ногами?» подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав. Сбор осенних листьев и семян для изготовления поделок и зимней подкормки птиц, для коллекции в группу. | Посадить в стаканчики с песком и глиной семена фасоли. Слепить шарики из влажного песка, оставить их до высыхания. Зарисовки опытов в календаре наблюдений «где цветы? Установить особенности опыления растений с помощью ветра « Что мы умеем и любим рисовать и лепить» | Л.Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» стр.65 «Неизведанное рядом» стр. 72 |
3 неделя | Диагностика «Вот и лето прошло» Беседа о летних впечатлениях | Опыт – экспериментирование, состав и свойства почвы. Чтение «Первая осень» Пересадка с клумбы культурных растений (астры, бархатцы, ) с огорода (перец) | Через увеличительное стекло рассмотреть, из чего состоят песок и глина. сравнить. Создать условия для сбора осенних листьев. Для коллекции. аппликации | Д/в №7 2000г. стр33 |
4 неделя | Диагностика | Д/игра «Угадай, что лучше по признакам песка и глины для живых организмов в земле Опыт «Наверх» выяснить ,что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода. органические остатки) Выявить влияние прополки на рост растений (на части грядки не пропалывать и не прореживать растения) Изготовление солнечных часов | Аппликация из природного материала «Где цветы?» установить особенности опыления растений с помощью ветра. «чей букет красивее? Сбор осенних листьев | «Неизведанное рядом» стр.72 стр. 89 |
Октябрь1 неделя | Занятие «Знакомимся с песком и глиной» | Д/игры «Изображение песчинок, глины» каждый ребёнок стоит отдельно, подул ветер песчинки перемещаются с места, летают. Глина (группами ,взявшись за руки, налетел ветер, они остались на месте), на прогулке обращать внимание на участки с песком в сухую погоду и после дождя, слепить куличики. Высадка с грядок перца, с клумб- астр. Опыты: что необходимо для роста растений (свет, тепло, вода) | Игра Делятся на 2 команды «Песчинки, комочки глины» при помощи вентилятора В. изображает ветер. Конкурс на лучшую постройку. Самостоятельное наблюдение за погодой на прогулке, затем рассказать о ней | Д/в №7 2003г.стр.19 Стих «Песчаный дом», стр.23, «На песке» Д/в №8 1995 стр.5 «Занимательное азбуковедение» , 1994 |
2 неделя | Занятие «Такой разный песок» | «Откуда берётся песок? (беседа с опытами) Д/Игры «Если бы я был….» (черепахой, ящерицей.. как прятался, как питался, как бегал?) «Для чего человеку песок и глина» Выставка детских работ по темам «Посуда древних людей» «Сказочные кувшины», «Наши глиняные игрушки» Опыт: «Очистка воды с помощью глины» теневой театр «Осторожно, ядовито!» о гривах и растениях Такая разная земля. Опыт (садовая, с уч-ка Д/С) Земля после дождя. наблюдение за лужами загадки о состоянии воды | Рисование пустыни «Письма животным», их фотографии. Лепка из глины посуды Д/игра Какие предметы сделаны из глины? Игры с ящиком ощущений «Угадай из чего сделана игрушка» создать условия для рисования осенних примет, карт – схем наблюдений опытов. « Солнечные зайчики», (отражать свет зеркалом) | Д/в №7, 2003г., стр.23-39 «Неизведанное рядом» стр 94 |
3 неделя | Занятие «Каменная энциклопедия» | Игры с «Ящиком ощущений» выбрать самый гладкий, самый круглый, самый неровный. Найти гальку, почему у него нет острых углов? Назвать какой он на ощупь: гладкий, шершавый, угловатый, тёплый, холодный, тяжёлый. Беседа «О чём шептались камешки» | Классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей. Рассматривание камешков через лупу. Кто что видит (кристаллики, трещины, узоры и т.п. ) | «Обруч»,№3, 1999г. «Обруч», №2 1997г. |
4 неделя | Занятие тема «Простые и ценные камни в природе | Д/игра «Превращаемся в древних людей» у них не было спичек и зажигалок, как добывали огонь? Опыты «что будет ,если положим камешек в воду?»Какими камешками лучше рисовать на асфальте или фанерке(мелом, углём, кремнем, графитом?) Д/ игра «Вспомни сказку о камнях» «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Три поросёнка» Выставка при помощи родителей собрать предметы, сделанные из камня (сувениры., украшения) | Сравнивание камешка и глины, пластилина, попробуй что-нибудь нацарапай на камешке твёрдым предметом.. Художественный труд «Выкладывание узоров на ёмкости с песком..» Игры «Гора и камушки», вода и ветер победили большую гору. «Что исчезло?» | «Обруч» №3 1999г., стр.24. С.Николаева, «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.23 |
Ноябрь1 неделя | Занятие «Сравнение песка, глины и камней» | Наблюдение и обсуждение укорачивающегося дня. Влияет ли уменьшение светового дня на жизнь растений и животных. сутки это день и ночь вместе, они разные летом день длинней, света много, что лучше для растений свет или тьма?
| Наблюдение через солнцезащитные очки «Хорошо ли жить без света» «Мы фокусники» выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. | С.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.28 |
2 неделя | Занятие «Свойства воды» | Беседа, опыты «Что из чего сделано7» Три состояния воды Опыт «Живой кусочек», «Вершки и корешки», «Растение- насос», «Что внутри?» «Игровое упражнение «Для чего нужна вода» | Создание знаков-символов ,для хранения материалов по разделам. | О.А.Скоролупова стр.15 Куликовская « Детское экспериментирование», стр.44 «Неизведанное рядом»,стр.67, 66 |
3 неделя | Математика «Плыви, плыви ,кораблик» | Создание карточек-схем проведения эксперимента., правила работы с материалами. Опыт «Замерзание жидкостей» выявить различия в процессах замерзания жидкостей (вода, молоко, сок, масло) | Создать условия для исследований свойств глины: липкая, может менять форму, можно раскатать скатать. Опыты с магнитом | О.А.Скоролупова стр.50 |
4 неделя | «Круговорот воды в природе» «Путешествие капельки» | Организация эксперимента и наблюдения за ростом овса в разных условиях. «Как сделать из мухи слона?» (увеличительное стекло) | Самостоятельное наблюдение, что и как едят рыбы?» Зарисовки лука и овса в дневнике наблюдений. Конструирование из природного материала | О.А Скоролупова стр.20 |
Декабрь1 неделя | «Электричество в нашей жизни» | Молния. Электрический ток. Виды электричества Организация эксперимента и наблюдения за ростом лука в разных условиях Опыты «как увидеть молнию? Почему лампочка светит? «Полярное сияние» | Поделка разрешающих и запрещающих знаков | С Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» И.Куликовская «Детское экспериментирование», стр.69 «Неизведанное рядом» стр152 |
2 неделя | «Звук и слух» Опыты, беседа Д/игра «Звук потерялся» | Д/игра «Бабушка Водяной» «Угадай по звуку» | И. Куликовская «Детское экспериментирование», стр.64 | |
3 неделя | «Солнце, Земля и другие планеты | Измерение. (длина, вес, объём) Д/и «Далеко – близко (как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха) «Чем ближе, тем быстрее» «Тёмный космос» «Вращающаяся земля» | Самостоятельное изучение карты планет | С.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр 39. «Неизведанное рядом» Стр. 166-167 |
4 неделя | «Где ночует солнце? Почему бывает зима и лето?» « Смена времён года» | Опыты с глобусом и настольной лампой. «Родственники стекла» «Мир бумаги» | Д/ «Мой знак зодиака» Картотека созвездий | Д/в №4 2002г. стр.26 О.Скоролупова «Ранняя весна», стр 13 |
Январь1 неделя | «Что за невидимка, который нам нужен? | Опыты «Как обнаружить воздух в помещении», «Воздух есть во всех предметах», «Воздух упругий» Опыт, наблюдение на тему «Воздух нужен для жизни», «чем пахнет воздух?» Надувание шаров, мыльных пузырей. Воздух имеет вес опыт с шарами. Воздух бывает тёплым, холодным. Тёплый –лёгкий, холодный – тяжёлый (опыт со свечами) | Игра «Дуем - играем» (с пушинкой, мыльными пузырями, гнать маленький парусник по волнам), «У кого дольше не упадёт пёрышко?», «У кого дальше уплывёт кораблик?» что такое ветер, как его можно заметить? | Д/в №4, 2002г. стр.27 Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» |
2 неделя | Самостоятельное выкладывание узора из семян арбуза на круге. | |||
3 неделя | «Магнит и его свойства» | Беседа, опыты «Почему Земля не падает на землю? Опыт с червяком (рыхление земли) Сугробы на участке (измерение снега) Опыт: Посадка семян (сухих и проращенных) | Рассматривание энциклопедий. Чтение по данной теме. Создать условия для экспериментирования с магнитом «Весёлый гвоздик», притяжение. | «Детское экспериментирование»,И. Куликовская. Стр.67 Д/в №4 2002г., стр.28 |
4 неделя | «Свет и цвет» | Игра- опыт «Радуга» с зеркалом Рассматривание и зарисовки форм снежинок | И. Куликовсая «Детское экспериментирование» | |
Февраль1 неделя | «Помоги воде стать чистой» | «Какого цвета снег?» опыты, эксперименты. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Дать понятие о загрязнении снега и воды. Защитные свойства снега. Что такое талая вода? | Опыты с водой: вода прозрачная, камушек виде «О чём могут рассказать камушки?» (коллекция) | «Организация экспериментальной деятельности» , стр.45 |
2 неделя | «Испытание магнита» Опыт «Одеяло для земли» (2 блюдца, снег, одеяло) «Какой он снег? Водоёмы . беседа о гололёде Беседа о снеге (с включением логических задач) | Изготовление цветных льдинок (в воде краска растворяется, вода замерзает на холоде. | «Организация экспериментальной деятельности», стр.43 Д/в №11 1996г. Коломина | |
3 неделя | «Приключение Буратино» (свойства дерева) | «Кораблик для путешествия» (сравнение свойств различных материалов) опыт «Вода нужна всем» (сравнение 2х растений) Опыт «зависимость роста растений от солнечного освещения» | Поделка корабликов из различного бросового материала. Опыт «Тонет- не тонет» | «Организация экспериментальной деятельности», стр37 |
4 неделя | «Эта волшебница вода (дождь. иней, снег и т. д.) | Какая вода быстрее замёрзнет? (чистая, сладкая) опыт Опыт «зависимость роста растений от солнечного освещения» | Рассматривание гербария Подкормка, рыхление комнатных растений. | «Волшебница - вода», Рыжова. Ягудин.. |
Март 1 неделя | «Путешествие по Оби» (свойства бумаги) | Наблюдение «Есть ли в воде воздух?» «Воздух нужен рыбам в воде» Почему снег тает неравномерно? | Оригами «Рыбки в аквариуме» «Откуда берутся сосульки» | «Организация экспериментальной деятельности», стр.33 |
2 неделя | Опыт «Радуга» (миска с водой, зеркало, белый лист бумаги) Опыт «Необходимость тепла для распускания срезанных веток» (одна ваза с веткой в тепле, другая между рамами) | «Дружба красок» смешивать краски для получения нового цвета | «Организация экспериментальной деятельности»,стр.49 | |
3 неделя | «Фартук для Почемучки» (виды и свойства ткани) | Д/игра «Отгадай вещество» (делятся на 2 группы, одна группа изображает. Вторая – отгадывает Посадка «огорода» на окне: щавель, петрушка, укроп. | Зарисовки схем. Опыт «Как услышать воздух» | «Организация экспериментальной деятельности». стр.31 |
4 неделя | Чтение и пересказ рассказа «Камень, ручей, сосулька и солнце» | Наблюдение за срезанными ветками создаются благоприятные условия (тепло, вода) | ||
Апрель 1 неделя | «Волшебная бумага» (свойства копировальной бумаги) | Изготовление приглашений в кукольный театр. | Изготовление театральных билетов для с/ролевой игры, шаблонов для рисования | «Организация экспериментальной деятельности»,стр.39 |
2 неделя | «Как человек измеряет?» | «Чем растение дышит» | «Детское экспериментирование»» Куликовская, стр.33 | |
3 неделя | «Нефтяная речка» | «Загрязнённая река» «Почему всё звучит?» «Подушка из пены» | Теневой театр (как образуется тень) «Защитим себя от солнца» (поделки шапочек) | Конспект, «Добро пожаловать в экологию» О.Воронкевич., стр.249 |
4 неделя | «Комнатные растения спутники нашей жизни» пересадка комнатных растений | Опыт с глиной и песком (проводимость воды) | «Добро пожаловать в экологию» О. Воронкевич, стр.240 | |
Май 1 неделя | «Кто как летает по воздуху?» Комплексное занятие | Наблюдение за появлением первых насекомых Опыт на определение лёгкости птичьего пера | Самостоятельное наблюдение «Как одуванчики ложатся спать» Опыт с испарением воды | С.Николаева, «Ознакомление дошкольников с неживой природой»,стр60 |
2 неделя | Опыт «Мыльные пузыри» Опыт по смачиванию пера в воде «Почему оно не намокает?» «Почему быстрее начали расти растения?» | Опыт «Радуга в комнате»изготовление птичек из глины, пластилина, бумаги Опыт на выявление свойств песка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план.Кружок по экспериментированию "Почемучки"
Перспективный план работы кружка «Почемучки»на 2012 -2013 учебный год (средняя группа)месяцТемы занятийсентябрьСоставление плана работы кружка, обследование детей. октябрьДружба красо...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «КАЛИНКА»
Приобщение дошкольников к руской народной культуре через музыкальную деятельность...
Перспективный план работы детского объединения "Маленькие экспериментаторы" (средняя группа)
перспективный план работы детского объединения "Маленькие экспериментаторы" в средней группе. В работе представлена тематика и задачи экспериментов....
Перспективный план работы по экспериментированию своспитанниками в соответствии с комплексно тематическим планом ДОУ
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Перспективный план работы по экспериментированию с детьми средней группы.
Перспективный план работы по экспериментированию с детьми средней группы. Подготовила воспитатель п...
Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет
Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет...
- Мне нравится (1)