Рабочая программа 2014
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа для работы с группой общеразвивающей направленности от 4-х до 5-х лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2014.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Основная образовательная рабочая программа средней группы МДОУ «Детский сад №5 «Звоночек» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования идет модернизация дошкольного образования.
Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных соответствующими федеральными государственными стандартами, для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей 4 -5 лет определяются особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом требований нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» от29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 9, ст.14, ст.17,ст. 32, ст.51
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ 2.4.1.2660-10. Изменения N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 утвержден 20 декабря 2010 г. N 164
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155)
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. Перемены, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, многие называют «революционными».
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
содержательные условия;
организационные условия;
технологические условия (принципы, методы, приемы);
материально-технические условия (развивающая среда);
социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов);
контрольно-диагностические условия.
Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.
Необходимость корректировки и введение данной рабочей программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Переход на новую стадию инновационной деятельности связан с рядом преобразований:
Появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
Появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в дошкольном учреждении (требования ФГТ и др.);
Расширение внешних научных и социальных связей;
Появление возможностей для андрагогического образования, т.е. переобучения (обучение педагогов новым технологиям);
Привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с ДОУ;
Использование теоретической базы для проектирования нововведений.
Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Основная цель программы: формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего дошкольного возраста.
В структуре рабочей учебной программы отражены образовательные области:
- социально - коммуникативное;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.
- Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка (в частности в развитии речи).
- Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье.
- Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.
- Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
II. Основная часть
Виды организованной деятельности | Кол во |
Познание [Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира) | 2 |
Коммуникация. Чтение художественной литературы | 1 |
Художественное творчество Рисование Лепка Аппликация | 1 0,5 0,5 |
Физическая культура | 3 |
Музыка | 2 |
Общее количество | 10 |
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.
группы
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика,
дежурство 7.00-8.25
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.55
Игра, самостоятельная деятельность 8.55-9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00-9.20
9.30-9.50
Второй завтрак 10.00-10.10
Игры, подготовка к прогулке, прогулка 10.10-12.10
(игры, наблюдения, труд)
Возвращение с прогулки, игры 12.10-12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00-15.00
Постепенный подъем, воздушные,
водные процедуры 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.50
Игры, самостоятельная деятельность детей 15.50-16.15
Чтение художественной литературы 16.15-16.30
Подготовка к прогулке, прогулка 16.30-17.50
Возвращение с прогулки, игры 17.50-18.15
Подготовка к ужину, ужин 18.15-18.45
Игры, уход детей домой 18.45-19.00
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно
Сетка организованной образовательной деятельности
Понедельник. Физическая культура 9.00-.9.20 Коммуникация (чтение худ. литературы |
Вторник. Познание (Ф.Ц.К.М.) 9.00-9.20 Художественное творчество (рисование) 9.00-9.20 Физкультура 9.30-9.50 |
Среда. Художественное творчество (лепка, аппликация9.00-9.20 Музыка Физкультура 9.30-9.50 |
Четверг Физическая культура 9.00-.9.20 ) 9.30-9.50ознание (Ф.М.П.) |
Пятница Нравственно Физкультура. 9.00-9.20 ) 9.30-9.50 |
Содержание психолого-педагогической работы
Направление «Физическое развитие»
Физическое развитие направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Осуществлять под руководством медицинских работников комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
Организовывать и проводить различные подвижные игры (зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; в теплый период года — катание на велосипеде).
При наличии условий обучать детей плаванию. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка),салфеткой, полоскать рот после еды.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. Физическое развитие направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
• развитие физических качеств {скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании».
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта:
- Формировать правильную осанку. Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
- Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.
- Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
- Развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
- Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места формировать умение сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие.
- Формировать умение прыгать через короткую скакалку.
- Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
- Развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. Закреплять умение кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу Совершенствовать умение ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору
Формирование потребности в двигательной активности
и физическом совершенствовании
- Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
- Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках. Один раз в месяц проводить физкультурные досуги продолжительностью 20 минут; два раза в год — физкультурные праздники (зимний и летний) продолжительностью 45 минут. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Направление «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Социализация»
«Содержание образовательной области „Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу». Развитие игровой деятельности;
- Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности. Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Сюжетно-ролевые игры;
- Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать умение
подбирать предметы и атрибуты для игры, развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки разной конструктивной сложности из строительного материала. Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Подвижные игры:
- Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).
Театрализованные игры:
-Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
-Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
-Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
-Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
-Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
-Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
-Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо. Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
Дидактические игры:
- Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
- Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
(в том числе моральным)
Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика;
одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну), уступил по просьбе сверстника.
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, с помощью рассказов о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его эталоном, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Привлекать к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.
Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
«Труд» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• развитие трудовой деятельности;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Развитие трудовой деятельности
Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.).
Хозяйственно бытовой труд. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. В весенний и осенний периоды приучать детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, в зимний период расчищать снег. Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Труд в природе.
Закреплять умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц. Приучать детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам
-Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
- Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
-Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
-Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
-Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжать знакомить с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач), Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивать значимость их труда.
«Безопасность» направлена на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду. Знакомить с правилами игр с песком: не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться песком т.д. Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем. Напоминать детям о том, что кататься на велосипеде можно только под присмотром взрослых, не мешая окружающим. Учить правильно пользоваться ножницами (в присутствии взрослых). Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку. Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте.
О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый —готовятся к движению, на зеленый —двигаются).
Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС. Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».
Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).
Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке. Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать).
Формирование предпосылок экологического сознания. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им. вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения
взрослых; не брать на руки бездомных животных. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их— они могут оказаться ядовитыми. Формировать привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой.
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Познание» Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
•развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»*.
Сенсорное развитие продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы. Продолжать формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
Развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их ломов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
Продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.). Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах.
Обучать приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учит использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Развивать исследовательскую деятельность ребенка, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создавать условия для ее презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка. Формирование элементарных математических представлений количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих—меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало гоже 2, Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2).
Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмете в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длиннее. ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равны (одинаковые) по ширине, высоте, толщине. Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего). Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.). Форма представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе.
Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). Ориентировка во времени расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора предметное и социальное окружение. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать первичные представления о школе.
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Ознакомление с природой расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост,
который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь,
синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных,
растений (воздух, вода, питание и т. п.). Развивать умение детей замечать изменения в природе.
Рассказывать детям об охране растений и животных. Сезонные наблюдения:
Осень. Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, ) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.
Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний период. Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы. Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые). Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка,
воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у
животных подрастают детеныши.
Образовательная область «Коммуникация»
«Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться. Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены. Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа действительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для детей пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".
Формировать интерес и потребности в чтении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Продолжать регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им. используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие продуктивной деятельности Рисование.
Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, каможно получить эти цвета. Развивать тмение смешивать краски для получения нужных цветов
и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок использовать их при создании изображения. Формировать умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за презлы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться
вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы Городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть называть цвета, используемые в росписи.
Лепка. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация. Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор,скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем округления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов,
ягод, цветов и т.п. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.
Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.). Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявления активности и творчества.Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций. Развитие детского творчества
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие спобности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.
Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Приобщение к изобразительному искусству
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Формировать умение понимать содержание произведений искусства.
Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
Познакомить детей с архитектурой. Дать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения. Познакомить с тем, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д. Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада (дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).
Обращать внимание детей на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
Организовать первое посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить детей с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно - прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Эстетическая развивающая среда.
Продолжать знакомить детей с оформлением групповой комнаты, спальни, других помещений, подчеркнуть их назначение (подвести к пониманию функций и оформления). Показать детям красоту убранства комнат: на фоне светлой окраски стен красиво смотрятся яркие нарядные игрушки, рисунки детей и т. п. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада. Внося новые предметы в оформление среды (игрушки, книги, растения, детские рисунки и др.), обсуждать с детьми, куда их лучше поместить. Формировать умение видеть красоту окружающего, предлагать называть предметы и явления, особенно понравившиеся им.
«Музыка» направлена на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
• развитие музыкально художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству». Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству
Слушание - развитие у детей интереса к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение - формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество - побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. Музыкально-ритмические движения - Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.
Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная»,спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли. Игра на детских музыкальных инструментах - Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Перспективный план по национально-региональному компоненту.
№ | Дата | Тема | Литература |
1. | 10.09 | В природе все взаимосвязано. | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 15 |
2. | 24.09 | Фрукты и овощи | Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 22 |
3. | 4.10 | Что мы делаем, когда едим? | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 89 |
4. | 18.10 | Что растет в лесу? | Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр.29 |
5. | 13.11 | Взаимосвязь и взаимодействие в природе | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 70 |
6. | 29.11 | Безопасное поведение на улице. | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 127 |
7. | 11.12 | Дорожные знаки | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 117 |
8. | 21.12 | Как узнать ель | Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр.49 |
9. | 10.01 | Какой снег и сколько его на участке? | Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр.67 |
10. | 14.01 | Одежда и здоровье | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 113 |
11. | 28.01 | Путешествие по зимнему лесу | Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр.74 |
12. | 5.02 | Контакты с животными. | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 83 |
13. | 12.03 | Все цветы разные | Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр.7 |
14. | 18.03 | Где обедал воробей? | Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр.91 |
15. | 26.03 | Весна в лесу | Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр.110 |
16. | 14.05 | Съедобные ягоды и ядовитые растения | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр.79 |
20.05 | Сбор грибов | Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр.81 |
Перспективный план работы с родителями 2014 – 2015 год
Сентябрь | Оформление семейных паспортов, сведений о родителях Анализ семей по социальным группам (полные, неполные и т.д.) Расширенное заседание родительского комитета Проверка данных по списку очереди в ДОУ |
Октябрь | Консультация. «Семья глазами ребёнка» Проведение общего родительского собрания для родителей вновь поступивших в д\с детей Групповые родительские собрания по плану Работа с родителями по благоустройству территории |
Ноябрь | Фотовыставка «В гостях у осени» (по страничкам осенних праздников) Консультация «Портрет будущего первоклассника» Анкетирование родителей «Условия пребывания ДОУ» |
Декабрь | Привлечение родителей к зимним постройкам на участках Организация и приобретение новогодних подарков |
Январь | Консультации « О детском травматизме» Общее родительское собрание. Опасности на дорогах. ПДД. (с приглашением сотрудника ГИБДД) Групповые родительские собрания по плану Фотовыставка «Новогодние и рождественские праздники» Заседание родительского комитета. Отчёт. |
Февраль | Консультация. Психологическая готовность родителей и детей к школе. Выпуск газеты для родителей на тему школьной подготовки детей Фотовыставка «Наши замечательные мальчики» Подворный обход ,работа с очередью. |
Март | Консультация «Весенний поводок» Подворный обход , работа с очередью. Собрание родительского комитета» |
Апрель | Проведение итоговых занятий для родителей и родительских собраний «Вот и стали мы на год взрослее» Фотовыставка «Наши дела». |
Май | Привлечь родителей к благоустройству территории ДОУ. Консультация «Охрана жизни- ответственность родителей» |
Таблица мониторинга
Образовательные области | Метод/ методика | Критерии | Периодичность/ Сроки | Ответственный |
Физическая культура | Тестовые упражнения, наблюдения | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 р. в год. Сентябрь, апрель | Инструктор по физ.воспитанию |
Здоровье | Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 р. в год. Сентябрь, апрель | Ст. медсестра, воспитатели |
Познание | Диагностика (Критериально-ориентированные задания нетестового типа), беседа | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 р. в год. Сентябрь, апрель | воспитатели |
Коммуникация | Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт. Критериально- ориентированные задания нетестового типа | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 р. в год. Сентябрь, апрель | воспитатели |
Труд | Наблюдения, беседа. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год Сентябрь, апрель | воспитатели |
Чтение художественной литературы | Наблюдения, беседа. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год Сентябрь, апрель | воспитатели |
Социализация | Наблюдения, беседа. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год Сентябрь, апрель | воспитатели |
Безопасность | Беседа, наблюдение. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год Сентябрь, апрель | воспитатели |
Музыка | Наблюдение, критериально- ориентированные задания нетестового типа | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год Сентябрь, апрель | воспитатели |
Художественное творчество | Анализ детских работ, наблюдение. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год Сентябрь, апрель | воспитатели |
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения
Программы по всем направлениям развития детей.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.
Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности:
конструированию, изобразительной деятельности, игре.
Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.
Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).
Интегративное качество «Овладевший средствами общения
и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры,
распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, рапределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей.
Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно активный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при
общении со взрослым становится внеситуативной.
В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. В взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.
В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры. Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках). Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» Владеет элементарными навыками самообслуживания.
Ориентируется в пространстве детского сада. Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.
Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия). Способен конструировать по собственному замыслу.
Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие. Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи.
Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» Выполняет индивидуальные и коллективные поручения. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение. Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, перемазать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки. Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле). Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды).
Образовательная область ≪Физическое развитие≫. Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м). Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет ; поворот переступанием, поднимается на горку. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны. Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
Образовательная область ≪Социализация≫.
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом волевого поведения. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место дл игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика) атрибуты, реквизит. Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Образовательная область ≪Познавательное развитие≫. Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определяет части суток.
Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение. Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Образовательная область ≪Коммуникация≫
Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. Образовательная область «Чтение художественной литературы» Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Образовательная область «Художественное- эстетическое развитие».
Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Узнает песни по мелодии. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками) играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Литература:
- Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Москва. Мозаика-Синтез 2012г.
- Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез. 2009-2010 г.
- Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез 2009-2010г.
- Д. Денисова «Математика для средней группы». Рабочая тетрадь. М. Мозаика-Синтез 2010-2012г.
- Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…» М. Мозаика-Синтез. 2010-2012 г.
- В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома». Хрестоматия 4-5 лет. Москва 2005г.
- Е. С. Евдокимова, Н. В. Дадокина. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Москва. Мозаика-Синтез 2007-2010 г.
- Комплексное перспективное планирование средняя группа. Методическое пособие под редакцией Н. Е. Вераксы. Волгоград. 2012г.
- Стеркина Р. Б. «Безопасность» Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2009г.
10.Николаева С.Н. «Юный эколог» Учебно-методическое пособие. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2014/2015 год для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.Основой для разработки даной учебной программы предстали:·...
Рабочая программа 2014 - 2015 учебный год.
Рабочая программа....
Рабочая программа 2014-2015 уч.год.
Рабочая программа работы прктического психолога на 2014-2015уч.год....
Рабочая программа 2014-2015г.
Рабочая программа для средней группы «Сказка» МБДОУ №32 составлена на основе программы «Детство». Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Дополнительной программой является программа И...
Рабочая программа 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа Акбашевой Г.А. на 2014-2015 уч. г....
Рабочая программа 2014-2015 уч.год
Рабочая программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет....
Рабочая программа 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа...