Рабочая программа 2014-2015 уч.год.
рабочая программа на тему
Рабочая программа работы прктического психолога на 2014-2015уч.год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_14-15uch.g.docx | 101.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное учебное заведение «Берёзка» ясли-сад №5
Белогорского горсовета республика Крым
Принята Утверждена
Педагогическим советом Заведующая ДУЗ «Берёза»
От «29» августа 2014г. (ясли-сад) №5 Белогорского горсовета
Протокол заседания №1 Республика Крым
_____________ Савченко Л.С.
«___» ________________ 2014
Рабочая программа практического психолога на 2014-2015уч.год.
Психологическое сопровождение детей в ДУЗ.
Возраст детей: 2 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: практический психолог
Гончаренко Г.А.
г. Белогорск, 2014г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную личность. Получают определенное развитие все стороны психики, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Во все эти возрастные периоды у детей часто возникают определенные сложности, которые, бывают, связаны: с развитием интеллекта, состоянием психики, адаптацией к детскому саду, формированием произвольного поведения и самоконтроля и т.д. Так в 2-3 года при поступлении в дошкольное образовательное учреждение дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В 3-4 года ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. У детей 6-7лет, часто при поступлении в первый класс, остаются несформированными: произвольное поведение, самоконтроль, мотивация к учебе, и, как правило, одной из причин не готовности ребенка к школе (психологической готовности) является излишняя двигательная активность, подвижность, импульсивность. Именно поэтому так важно оказывать психологическое сопровождение и психологическую поддержку детей в ДУЗ на всех возрастных этапах.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности практического психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДУЗ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДУЗ. Составлена на основе действующего законодательства и направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДУЗ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы:
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные возрастные периоды, в которые психика детей бывает наиболее уязвимой - это адаптация к ДУЗ, подготовка к школе, введение ребенка в мир общения со сверстниками. Весь методических материал подобран и структурирован таким образом, что психологическая поддержка осуществляется в игровой форме - это позволяет детям наиболее успешно адаптироваться к новым условиям ДУЗ, развить произвольное поведение, самоконтроль, коммуникативные навыки, учит детей управлять своими эмоциями и желаниями.
Направленность данной дополнительной образовательной программы - это комплексное развитие (познавательное и эмоциональное) психически здорового ребенка с интеграцией по всем образовательным областям.
Актуальность этой программы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога.
Цель программы. Раскрытие познавательного, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Задачи программы:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Содержание программы строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно - деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
НОД направленная на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий прописанными в основной общеобразовательной программе ДОУ.
НОД проводится в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Структура программы:
Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности познавательного и эмоционального развития, при этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка.
Возраст 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Возрастные особенности детей 2 - 3 лет
Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.
У 2 летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами - заместителями. Для детей 3х летнего возраста игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту
В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы.
В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.
Возрастные особенности детей 3 - 4 лет
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления.
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции, эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек.
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роди до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда, выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование трудовой деятельности.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
Возрастные особенности детей 6 - 7 лет
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).
В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл.
Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций.
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными.
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию. Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Индивидуальная и групповая работа.
Групповая работа включает в себя НОД.
Каждая НОД содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает различные виды диагностики познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуальной развивающей программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме консультаций (индивидуальных и групповых), лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Методы работы.
Психогимнастические игры.
Этюды.
Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения.
Игры и задачи, направленные на развитие произвольности.
Релаксационные методы (с использованием стихов, музыки, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время занятия; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.
Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.
Планируемые результаты:
В самые ближайшие сроки следует ожидать:
Появление доверия ребенка к практическому психологу, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах.
Развивающий эффект НОД проявится в интересе и желании эти занятия продолжать. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, учении, общении.
1-ая младшая группа (ясли)
К концу года у детей должно сформироваться умение:
Эмоциональное развитие:
- ребенок должен адаптироваться к условиям и режиму детского сада;
- уметь обратиться за помощью к взрослому;
- стараться не мешать другим детям в процессе игры;
- быть инициативным в общении со взрослыми;
- уметь выражать свои желания и намерения;
- принимать активное участие в НОД психолога;
- проявлять самостоятельность;
- проявлять интерес к действиям взрослого - адекватно реагировать на замечания старших.
Познавательное развитие:
- правильно ориентироваться в комнате, группе детского сада;
- понимать содержание несложной сюжетной картинки;
- соотносить и группировать разнородные предметы по одному из признаков;
- ориентироваться в трех контрастных величинах;
- целенаправленно действовать с предметами;
- эмоционально откликаться на общение со взрослыми;
- уметь слушать и понимать рассказ без показа;
- понимать речь и отвечать на вопросы взрослого о содержании рассказа.
Иптегративиые качества:
-овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
-любознательный;
-активный;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
2- младшая группа
К учебного концу года у детей должно быть сформировано умение:
Эмоциональное развитие:
- взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения;
- проявлять любовь и внимание к членам семьи;
- общаться со взрослыми в процессе совместной деятельности;
- подчинять свое поведение в подвижных играх с правилами.
Познавательное развитие:
- определять свои отличительные особенности во внешности;
- определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам;
-называть по имени всех детей и педагогов в группе;
- отличать мальчиков от девочек;
- называть свой состав семьи.
Иптегративиые качества:
- овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- любознательный;
- активный;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками.
Средняя группа.
К учебного концу года у детей должно быть сформировано умение:
Эмоциональное развитие:
- взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения;
- проявлять любовь и внимание к членам семьи;
- общаться со взрослыми в процессе совместной деятельности;
- разрешать межличностные конфликты;
- распознавать эмоциональное состояние героев сказки ( по наводящим вопросам взрослого);
- подчинять свое поведение в подвижных играх с правилами.
Познавательное развитие:
- определять свои отличительные особенности во внешности;
- определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам;
- правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка);
- пользоваться правилами и нормами поведения;
-называть по имени всех детей и педагогов в группе;
- отличать мальчиков от девочек;
- называть свой состав семьи.
Иптегративиые качества:
- овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- любознательный;
- активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
- соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу;
- слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Старшая группа
К концу учебного года у детей должно сформироваться умение :
Эмоциональное развитие
- выражать изменение эмоциональных состояний (радость, восторг, грусть, удивление, спокойствие, гнев, ярость);
- различать черты характера ( доброта, злость, жадность, щедрость, капризность, уравновешенность, лень, трудолюбие);
- владеть способами волевой регуляции поведения;
- должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности;
- сформировать в себе позитивное отношение к себе, родным людям, друзьям;
- знать основные способы разрешения конфликтных ситуаций;
- самоконтроля и произвольного поведения;
- различать черты характера ( хитрость, грубость, обидчивость).
Познавательное развитие
- владеть графическими навыками;
- владеть навыками количественного счета;
- составлять грамотный рассказ по картинкам.
Примерный портрет будущего первоклассника:
1. Социальное развитие
- ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Общается со сверстниками, знает правила общения;
- управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя. Умеет общаться с чужими взрослыми. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
- умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого. Не избегает общения.
2. Организация деятельности
- может планировать свою деятельность;
- выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы;
- может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут;
- при неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание;
- не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
- ребёнок правильно произносит звуки родного языка;
- может выделить звук в начале, середине и конце слова;
- обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
- может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке;
- в речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой;
- передаёт интонацией различные чувства.
4. Развитие движений и пространственная ориентация
- ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается;
- в сохранении равновесия движения координированы и ловки;
- хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо);
- не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями; Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно - пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
- ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки;
- классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
- различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.);
- срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов;
- копирует буквы, цифры;
- находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме;
- дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
- ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми;
- стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками;
- может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого;
- стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат;
- может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого;
- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.;
- стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею...);
- не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества);
- в поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание);
- в речи нет выраженных задержек в развитии.
8. Развитие внимания и памяти
- ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна);
- для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации;
- переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители;
- может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении;
- правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами;
- может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их;
- после нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
В ДОУ осуществляется работа педагога-психолога по следующим направлениям:
Работа по адаптации детей к ДУЗ, психодиагностика, коррекция и развитие, консультации, просвещение и профилактика.
Задачи:
– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов.
План-схема мероприятий педагога-психолога по направлениям деятельности
Направление психологической деятельности | Формы и методы работы | Примечания |
Работа по адаптации детей | Беседы с педагогами и родителями. Игровые занятия, направленные на адаптацию каждого ребенка к ДОУ и сплочение группы. Индивидуальная работа по запросам родителей и педагогов. | Дети (индивидуально, подгруппами), родители, педагоги |
Психологическая диагностика. | Подбор психодиагностических методик. Проведение углубленного обследования. | Дети (индивидуально, подгруппами) |
Психокоррекционная и психоразвивающая деятельность. | Разработка индивидуальных и групповых программ развития. Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Беседы с родителями. | Дети, родители |
Психологическое консультирование. | Консультации для родителей, педагогов. | Родители, педагоги |
Психологическое Просвещение | Выступления на родительских собраниях. Оформление стендового материала. | Родители, педагоги |
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.
Основные направления деятельности педагога-психолога
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
- Беседа и анкетирование родителей вновь поступающих детей (2-3 года) для предварительного знакомства с ребёнком и его семьёй
- Обследование детей второй младшей группы (3-4 года) при переходе из ясельной группы в садовую для определения уровня психического развития.
- Изучение социального статуса ребёнка в группе (4-5 лет) для оптимизации взаимоотношений детей друг м другом.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей старшей группы.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДУЗ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Дополнительно:
- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДУЗ.
- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – и особенностей ДУЗ, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.
Обязательно:
- Проведение НОД с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры
- Проведение коррекционно-развивающих НОД с детьми старшей группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности.
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
- Психологическое сопровождение воспитательно-образовательной работы для детей с ОВЗ.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДУЗ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности психолога ДУЗ.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДУЗ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДУЗ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДУЗ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к ДУЗ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.
Дополнительно:
- Создание информационных стендов в пространстве ДУЗ.
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы.
Содержание деятельности практического психолога в ДУЗ:
- Работа с детьми.
1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
1.5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.
- С педагогами.
2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДУЗ).
2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДУЗ,
2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
- С родителями.
3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
3.2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).
3.4. Просветительская работа среди родителей.
3.5. Организация и проведение тренингов, семинаров, мастер-классов.
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
С руководителем ДУЗ
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
С воспитателем-методистом
- Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
- Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
С воспитателями
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
- Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
С инструктором по физической культуре
- Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
Взаимодействие с семьями воспитанников
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к участию в открытых занятий, МО, проводимых в ДУЗ.
Перспективный план работы практического психолога на 2014-2015уч.год
Цель работы психолога ДУЗ «Берёзка» (ясли-сад) №5 Белогорского горсовета АРК на 2013-2014 учебный год:
-психологическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса.
-создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Задачи психолога ДУЗ «Берёзка» (ясли-сад) №5 Белогорского горсовета АРК на 2013-2014 учебный год:
- сохранение и укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
-содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.
-оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).
-содействие повышению психологической компетентности педагогов ДУЗ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
Основные направления работы:
-Диагностическое.
-Коррекционно-развивающее.
-Консультативное.
-Просветительское и профилактическое.
№ п/п |
Содержание работы | Время проведения | С кем проводится работа |
1 Диагностическая работа | |||
1.1 | Заполнение воспитателями листов адаптации на вновь прибывших детей ясельных групп. | Сентябрь Октябрь | гр. «Капельки» |
1.2 | Анализ процесса адаптации детей ясельной группы к ДУЗ (листов адаптации, журнала посещаемости) практическим психологом | Ноябрь | Гр. «Капельки» |
1.3 | Наблюдение за детьми в период адаптации к детскому саду во время режимных моментов. | 1-й триместр | Гр. «Капельки» |
1.4 | Наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми | В течении года 1 раз в неделю | Все группы ДУЗ |
1.5 | Диагностическое обследование уровня развития познавательных процессов детей младших групп, при переходе из ясельной группы в садовую (Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко). | Январь | Гр. «Звёздочки» Гр. «Сказка» |
1.6 | Анкетирование родителей вновь поступающих детей ясельной группы на готовность ребёнка к детскому саду. | По мере поступления | Гр. «Капельки» |
1.7 | Обследование личностной сферы детей по запросу родителей и педагогов | В течении года | Садовые группы |
1.8 | Изучение социального статуса и самооценки детей средних групп. Методика «Два дома», «Лесенка», «Капитан корабля» | Декабрь | Гр. «Цветочки» Гр. «Подсолнушек» Гр. «Буратино» |
1.9 | Изучение преобладающих мотивов у старших дошкольников. Методика Т.А.Нежновой «Беседа о школе» | Сентябрь Октябрь | Гр. «Игрушки» Гр. «Непоседы» Гр. «Почемучки» Гр. «Пчелки» Гр. «Дельфин» Гр. «Утята» |
1.10 | Изучение игровой деятельности детей младших групп (анкетирование родителей) | Во время родительских собраний по графику воспитателей | Гр. «Сказка» Гр. «Звёздочки» |
1.11 | Анкетирование родителей старших групп при приёме в ДУЗ (знакомство с семьёй ребёнка) | Сентябрь | Гр. «Утята» Гр. «Игрушки» Гр. «Почемучки» |
1.12 | Наблюдение и анализ занятий практическим психологом | В течении года, согласно графика посещения занятий методиста | Все группы ДУЗ |
1.13 | Наблюдение за детьми с особыми образовательными потребностями. Ведение документации. | В течении года. Постоянно. | Гр. «Капельки» Гр. «Пчелки» |
1.14 | Анкетирование родителей средних групп по вопросам воспитания детей в семье. | Во время родительских собраний по графику воспитателей | Гр. «Цветочки» Гр. «Подсолнушек» Гр. «Буратино» |
1.15 | Изучение функциональной готовности детей старших групп к школьному обучению. Тест школьной зрелости К.Ийерасика | Март Апрель | Гр. «Игрушки» Гр. «Непоседы» Гр. «Почемучки» Гр. «Пчелки» Гр. «Дельфин» Гр. «Утята» |
1.16 | Диагностическое обследование уровня развития познавательных процессов детей средних групп, которые имели пограничное состояние с низким в младших группах. Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. | Октябрь | Гр. «Цветочки» Гр. «Подсолнушек» Гр. «Буратино» |
1.17 | Изучение эмоционального благополучия вновь прибывших детей старших групп. Методика Т.С.Воробьёвой. | Октябрь | Гр. «Утята» Гр. «Игрушки» Гр. «Почемучки» |
2 Коррекционно-развивающая работа | |||
2.1 | Формирование коррекционных групп по результатам диагностики познавательной сферы детей; Проведение коррекционно-развивающих занятий познавательной сферы детей младших групп. | Февраль | Гр. «Сказка» Гр. «Звёздочки» |
2.2 | Работа по программе «Развитие пространственной ориентации у ребёнка-левши старшего дошкольного возраста» | Декабрь | Леворукие дети старших групп ДУЗ |
2.3 | Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми средних групп после проведения социометрического исследования: повышение статуса изолированных и непринятых детей в группе сверстников; введение их в референтную группу | Октябрь | Гр. «Цветочки» Гр. «Подсолнушек» Гр. «Буратино» |
2.4 | Развивающие занятия по сохранению психического здоровья детей в группе дошкольников «Мой мир» | Декабрь | Старшие группы ДУЗ |
2.5 | Коррекционно-развивающая работа с ребёнком с ООП согласно ИПР и расписания занятий практического психолога | В течении года | Гр. «Пчелки» |
2.6 | Развивающие занятия познавательной и эмоционально-волевой сферы старших дошкольников «Путешествие в страну гномов» | февраль | Старшие группы ДУЗ |
2.8 | Развивающие занятия с детьми младших групп по итогам диагностики познавательной сферы детей, имеющих низкий уровень развития. | Февраль | Гр. «Сказка» Гр. «Звёздочки» |
3 Консультативная работа | |||
3.1 | Групповая консультация для родителей, дети которых левши. «Особенности развития леворуких детей» | Декабрь | Родители старших групп. |
3.2 | Индивидуальные консультации родителей, педагогов, сотрудников | По запросам | В течении года |
3.3 | Групповая консультация для родителей ясельной группы по вопросам адаптации детей к ДУЗ | Сентябрь | Гр. «Капельки» |
3.4 | Групповая консультация для родителей младших групп на тему: «Кризис 3-х летнего возраста» группы | По плану воспитателей | Гр. «Сказка» Гр. «Звёздочки» |
3.5 | Консультация для родителей ДУЗ о целях и задачах работы практического психолога в детском саду на 2014-2015 уч.год. | Первое общесадовое собрание. | Сентябрь |
3.6 | Внедрение ФГОС ДО в работе дошкольного учреждения. Презентация на тему: «Понятие деятельностного подхода в работе с дошкольниками». | Педагоги | Пед.совет №1 сентябрь |
3.7 | Консультация для педагогов ДУЗ: «Психосоматические состояния у детей» | Пед.коллектив | Пед.совет №2 ноябрь |
3.8 | «Психологическое благополучие педагогов» тренинговое занятие с педагогами по сохранению психологического здоровья педагогов. | Пед.коллектив ДУЗ | Пед.совет №3 январь |
4 Просветительская и профилактическая работа | |||
4.1 | Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации. Оформление памяток дл родителей. | В течении года | Все группы дет.сада |
4.2 | Создание информационных бюллютней для родителей на тему: - всемирный день детей с синдромом Дауна -всемирный День распространения информации об аутизме | 21 марта 2 апреля |
5 Организационно – методическая работа
5.1 | Накопление и подготовка психологического инструментария (тестовых бланков, анкет и т.д) | В течение года | |
5.2 | Составление плана работы на месяц | 25 число каждого месяца | |
5.4 | Составление статистического и аналитического отчета о проделанной работе | Май | |
5.5 | Участие в психолого-педагогических и методических мероприятиях района, области: семинарах, конференциях, методических объединениях | В течении года | |
5.6 | Организация работы по самообразованию – работа с методической литературой и периодической печатью | Постоянно | |
5.7 | Разработка коррекционно-развивающих программ, тренингов, практикумов, деловых игр и др. | ||
5.8 | Работа по организации работы с детьми с ООП | В течении года | Команда специалистов, работающих с детьми с ООП |
Ежегодно при выпуске ребенка из детского сада в школу оформляется индивидуальная карта ребёнка, которая включает описание личностных качеств выпускника ДУЗ, а также блок диагностических методик, использованных психологом при работе с данным ребёнком.
Индивидуальная карта
психолого – педагогической диагностики ребенка.
- ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
Ф.И.О.________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________
- Общее физическое состояние и здоровье ребенка:
- Есть хронические заболевания
- Часто болеет;
- Здоров;
- Внешне физически слабая структура тела ребенка;
- Нормальная физическая структура ребенка.
- ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Характеристики общения ребенка
- имеет определенную постоянную группу общения;
- является лидером в группе, пользуется симпатиями в группе;
- обычные отношения, как у большинства детей в группе;
- незаметен в группе;
- другие дети его все время обижают;
- нормально общается с взрослыми;
- избегает общения с взрослыми, стесняется их;
- часто нарушает дисциплину в ДУЗ.
Есть ли у ребенка опыт преодоления( переживания) тяжелых жизненных ситуаций, каких?___________________________________________________________________
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1) Способности ребенка ( каким видам деятельности ребенок отдает предпочтение?)
- Игровой;
- социальной (общение);
- художественно – эстетической;
- творческой ( любит что то придумывать и создавать новое, необычное, интересное);
- интеллектуальной.
2)Уровень работоспособности ребенка
Низкий; Средний Высокий
3) Мотивация ( отношение ребенка к учебной деятельности)
- С интересом;
- Равнодушно;
- Очень неустойчивое отношение к учебе;
4)Темп деятельности ребенка.
Все делает :
Медленно Быстро В нормальном темпе
4.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Самооценка ребенка
Адекватная неадекватно занижена неадекватно завышена
2. Эмоциональное состояние ребенка ( какое настроение преобладает?)
Радость Бодрость Грусть Подавленность Уровновешенность Другое
3 Черты характера ребенка
Трудолюбие Скромность Щедрость Лень Обман Демонстративность Жадность Другое
- Волевые черты ребенка
Самостоятельность Дисциплинированность Независимость Недисциплинированность Рассеянность Другое
5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
№ п/п | Дата проведения диагностики | цель | показатели | инструменты | Результаты, выводы, рекомендации |
Вывод___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог Гончаренко Г.А. Дата _______________________________
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДУЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья
К группе детей с ОВЗ отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это:
- дети с нарушением зрения.
- инвалиды
Категория детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития рассматривается как категория, занимающая промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначается как «группа риска». Качественные новообразования и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные условия для организации своевременной коррекционной помощи.
Зона компетенции практического психолога в организации и проведении коррекционной работы ДУЗ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности.
При определении коррекционной работы в образовательном пространстве МК ДУЗ учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Учитывая, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская), педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение реализуемых специальных (коррекционных) образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии.
Тема самообразования: Психологическое сопровождение ребёнка с аутизмом в ДУЗ. .
Методическое обеспечение.
№ | Название | Издательство | Примечание | ||
Взаимодействие с детьми | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Е.В.Загорная. Настольная книга детского психолога Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5-7 лет. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска». Г.М.Татарникова, И.И.Вепрева, Т.Т.Кириченко. Практикум по игровой психотерапии. Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. Психолгические рисуночные тесты для детей и взрослых. Шевченко Маргарита. | СПб: Наука и Техника, 2010. 304 с., ил., СD. Авт.-сост. Ф.Х.Никулина.-Волгоград: Учитель, 2015-140с. Сост.Н.Д.Денисова.-Волгоград: Учитель, 2014.-202с. Авт.-сост. Н.В.Ротарь, Т.В.Карцева.- Волгоград: Учитель, 2014.- 153с. Веракса А.Н. М.: Мозаика-Синтез, 2009.-128с. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. М.: Мозаика-Синтез, 2011.-144с. Авт.-сост. Г.М.Татарникова, И.И.Вепрева, Т.Т.Кириченко.- Волгоград: Учитель, 2015.-229с. СПб.: Питер, 2000.-416с.: ил.- (Серия «Практикум по психологии») Екатеринбург: У-Факторрия; М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.-128с. | Диагностика и развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. Развивающие игровые занятия. Проективные и рисуночные методики. Игры, упражнения на развитие положительного отношения детей к себе и сверстникам Для индивидуальной работы Организация деятельности психолога Экспериментально-исследовательская деятельность. Коррекционно-развивающие занятия. Картотека игр. Упражнения и техники по игровой психотерапии. Рисуночные тесты, описание. | ||
Взаимодействие с педагогами | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Практические семинары и тренинги для педагогов. Выпуск 1.воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. Е.Г.Бацина, В.Н.Чепикова, О.В.Начарова,Л.Н.Жук, М.А.Федосеева. В.Ю.Большаков. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. Практикум по конфликтологии. С.М.Емельянов. Практикум по психологии личности. О.П.Елисеев. Тесты и хрестоматия. Практикум по основам психологии. | Авт.-сост. Е.В.Шитова.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.-171с. Авт.-сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова.- изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2014.-143с. Авт.-сост. Е.Г. Бацина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2015.-191с. Библиотека практической психологии. Социально-психологический центр, Санкт-Петербург, 1996г. СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 368с.: ил.- (Серия «Практикум по психологии») СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 560с.: ил.- (Серия «Практикум по психологии») Составитель- В.А.Мельников. Симферополь: «Сонат», 1997.-254с. | Для улучшения качества работы с детьми и родителями. Семинары-практикумы. Рекомендации. Тренинги. Семинары-практикумы. Цикл тренинговых занятий. Теория. Методики. Теория. Методики. Теория. Методики. | ||
Взаимодействие с родителями | |||||
1. 2. 3. 4. | Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. В.С.Мухина Возрастная психология. Наглядное пособие Информационно-деловое оснащение ДОУ. Колесникова О.Н. Советы психолога. | Авт.-сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева.- 2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2014.-123с. Авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А.Тверетина..- Волгоград: Учитель, 2014.-218с. Издательский центр «Академия», 1999.-456с. «Детство-пресс», 197348 СПб., а/я 45, 2012г. | Занятия с родителями. Диагностические материалы, перспективное планирование, разработка встреч. Феноменология развития, детство, отрочество. Памятки для родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2014/2015 год для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.Основой для разработки даной учебной программы предстали:·...
Рабочая программа 2014 - 2015 учебный год.
Рабочая программа....
ДИАГНОСТИКА УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2014-2015 учебный год
ДИАГНОСТИКА...
Рабочая программа 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа Акбашевой Г.А. на 2014-2015 уч. г....
Рабочая программа 2014-2015 уч.год
Рабочая программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет....
Рабочая программа 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа...
Анализ Учебной программы 2014-2015 учебный год
Результаты освоения образовательной программы...