Музыка. Дети. Здоровье.
презентация к уроку на тему
Музыка. Дети. Здоровье. Здоровьесберегающие технологии в сиситеме арт-терапии. (По материалам О.В. Кацер).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_chast_zdorove.ppt | 2.66 МБ |
2_chast_zdorove.ppt | 1.52 МБ |
3_chast_zdorove.ppt | 2.92 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От 70 до 80% обследованных детей дошкольного возраста имеют нарушения здоровья психосоматического характера
Основные причины возникновения негативных эмоций Неправильные взаимоотношения и взаимодействия старших и младших, т.е. родителей, а также педагогов, их воспитанников и учеников; Ослабленное здоровье ребёнка; Всё увеличивающие учебные нагрузки, не соответствующие возможностям и здоровью ребёнка. Сокращение возможности для отдыха и эмоционально-двигательной разрядки;
Нарушения психосоматического характера Склонность к аллергии Быстрая утомляемость Снижение защитных сил организма Повышенная чувствительность к изменениям погоды Нарушение сна Недостаточное развитие познавательной активности Неуверенность в своих силах Нарушение памяти, внимания, речи
АРТ-ТЕРАПИЯ -лечение искусством – это использование всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. . Психо-терапевтические методики Игро-терапия Музыко-терапия Танце - вальная терапия Сказко-терапия Изо - терапия
«Музыка. Дети. Здоровье». Программа музыкального воспитания детей в системе арт-терапии является практическим руководством для педагогов, работающих с детьми, у которых ослабленное здоровье, проблемы поведения и развития. Для большинства этих детей характерна: быстрая утомляемость, вспыльчивость, обидчивость, тревожность, заторможенность или возбудимость, нарушение координации движений, пониженная стрессоустойчивость, неуверенность в своих силах, неустойчивое поведение.
Поэтому в образовательных учреждениях разного уровня, детям необходимо: Создать атмосферу психологической защищённости; работать по программам, которые соответствуют возможностям детей; Использовать игровую здоровьесберегающую методику формирования и развития различных навыков.
Необходима специальная организация музыкального воспитания детей в системе арт-терапии Особая здоровьесберегающая система отношений «педагог-ребёнок». Игровая методика развития музыкальных способностей. Введение Речи и Движения во все виды музыкальной деятельности.
Основная цель арт-терапии Профилактика и коррекция отклонений здоровья и развития детей.
Важный принцип арт-терапии Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкотерапия - это средство, помогающее установить равновесие в деятельности нервной систеиы (умерить слишком возбуждённые темпераметры и растормозить заторможенных детей), подкорректировать неправильные и лишние движения.
Музыкотерапия включает в себя два основных направления: Активная форма Участие детей в муз.-ритмич. движении, танцах, пении, игре на ДМИ, активном слушании музыки Пассивная форма Прослушивание музыки для улучшения настроения
В программе условно выделено 2 этапа работы: Коррекционные задачи на подготовительном этапе: Коррекционные задачи на основном этапе : Создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми; Совершенствование всех перечисленных сквозных коррекционных задач подготовительного этапа. Снижение эмоционально-психического напряжения, формирование положительных эмоций и душевного равновесия ; Обеспечение возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей; Развитие лучшего понимания себя и других; Формирование социально-коммуникативных навыков (общения, сопереживания, доброжелательности, взаимодействия и др.); Совершенствование психических процессов: внимания, памяти, мышления и др.
Формирование интереса и любви к музыкальному искусству Формирование образа и схемы тела, умение ощущать своё тело и управлять им Формирование координации общей и тонкой моторики, рук и ног Формирование пространственной организации движения и регуляции мышечного тонуса Формирование артикуляционной и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики Формирование речедвигательной координации Формирование речевых и певческих навыков: дыхания, дикции, звукообразования, речевой и певческой интонации Комплексное формирование музыкальных способностей: развитие слухового внимания и памяти, чувства ритма, темпа, формы Развитие музыкального слуха и его компонентов Специальные задачи музыкального воспитания традиционно используемых программ ДОУ не отменяются. Они просто отходят на второй план и становятся второстепенными. Их решение и для педагога, и для детей станет более лёгким, доступным, успешным и реальным после освоения первоочерёдных коррекционных задач
Основы музыкального воспитания в системе арт-терапии: Взаимосвязь и взаимодействие Музыки, Движения, Речи. Игровая методика развития музыкальных способностей. Особая здоровьесберегающая система отношений между педагогм и детьми.
Взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи Музыка Восприятие её не требует предварительной подготовки и доступно детям любого возраста при условии, что музыкальные образы и музыкальный язык будут соответствовать возрасту детей. Музыка помогает укреплению душевного здоровья: сначала снятию негативных переживаний ребёнка, а затем перевод их в состояние радости и удивления. Заторможенные дети нуждаются: В стимулирующей музыке, которая повышает возбуждение в коре головного мозга и стимулирует его жизненный тонус. Для таких детей можно рекомендовать музыку подвижного, быстрого темпа. Возбуждённые дети нуждаются: В успокаивающей музыке, которая снижает гипервозбуждённое состояние коры головного мозга. Такие дети нуждаются в периодическом звучании музыки с умеренным, медленном и очень медленном темпе. Дети дистанического типа нуждаются: В стабилизирующей музыке умеренного характера, с равномерными акцентами и одним уровнем громкости звучания.
Такое деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую довольно условно. Типы поведения и состояния нервной системы детей на занятиях заранее невозможно предусмотреть. Многое зависит от их сиюминутного состояния и от грамотных методических действий педагога в каждой конкретной ситуации.
Способы коррекционно-развивающего воздействия музыкального искусства на детский организм разнообразны. Но наиболее универсальным считается ритм и ритмическая стимуляция. Ритм и ритмическая стимуляция лежат в основе коррекционно-развивающего музыкального воспитания: в пении; движении и танцах; игре на музыкальных инструментах; активном слушании музыки; чтении стихов. Это самое лучшее доступное «лекарство», которое без вредных побочных действий приводит в норму разлаженные механизмы центральной нервной системы, а также пополняет энергетические запасы организма детей с проблемами здоровья и развития.
Музыкальный ритм Развивает у детей концентрацию внимания, память, мышление, внутреннюю собранность и дисциплину. Обеспечивает групповую сплочённость и единство участников на любых занятиях, тем более на музыкальных. Заключает в себе коррегирующее, релаксационное и адаптирующее воздействие на механизмы центральной системы и на механизмы, управляющие речью. Помогает втягивать в общее дело трудных, неподдающих дисциплине детей.
Движение Как правило, у детей с проблемами здоровья и развития наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений и неловкость; нарушение моторики и пространственного восприятия; неуверенность в выполнении дозированных упражнений; снижение скорости и ловкости движения; недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики; неумение выполнять движения в соответствии с музыкой; бедность мимики и пантомимики.
Развитие мышечного чувства и координационно-двигательных навыков – это важнейшие задачи профилактики и коррекции отклонений в развитии детей
Речь Двигательная активность и развитие речевой функции теснейшем образом связаны между собой. Так, развивая мелкую и общую моторику, мы способствуем устранению недостатков речевого развития. Поэтому вполне оправданным оказывается использование взаимодействия движения и речи, особенно стихотворной, ритмизованной. Использование ритмизованной речи в области массового музыкального воспитания – это одна из замечательных идей известного композитора и педагога 20 века Карла Орфа. Впоследствии большой вклад в развитии этой идеи внёс В. Келлер в своей книге об играх и звуках. Ритмодекламацию можно использовать в сопровождении звучащих жестов, любых движений, на фоне звучания музыки, или сопровождая её игрой на музыкальных инструментах. При ритмодекламации, даже на фоне звучащей музыки нет надобности в точной фиксации высоты звука, как в пении. Здесь важнее эмоциональная окрашенность голоса: каждое слово и каждый слог должны произноситься осмысленно, с искренним отношением исполнителя к содержанию речи.
Такой декламационно-эмоциональный тренаж помогает детям постигать азы речевой культуры, развивает свободу и непосредственность общения, а также ведёт естественным путём к развитию не только речевого, но и певческого голоса. В музыкальном воспитании детей с проблемами здоровья и развития использование ритмодекламации делает решение коррекционных и специальных задач более успешным. Психологи давно доказали прямую и естественную связь между движениями рук и произнесением слов. Благодаря этим связям достигается наиболее эффективное развитие речи и координационно-двигательных навыков. Чем ритмичней, выразительней дети произносят ритмодекламацию, тем они уверенней, свободней и эмоциональней двигаются, разучивают движения и осваивают игру на детских музыкальных инструментах.
С помощью речи, поскольку ребёнок достаточно хорошо владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и воспроизвести общие для речи и пения средства выразительности: регистры, динамику, темп. Поэтому прежде чем легко и выразительно запеть, ребёнок должен научиться легко и выразительно заговорить. На речевом этапе педагогу и ребёнку легко и удобно работать над формированием таких певческих навыков как дыхание, дикция, непринужденное звукообразование, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосие. Практика показывает, что использование речи и движения (речедвигательного комплекса) делает развитие речевого и певческого голоса ребёнка весёлым, интересным и понятным занятием. Систематическое использование на занятиях «триединства» - музыки, движения и речи троекратно повышает развивающее и коррекционное воздействие на формирование восприятия музыки, танцевально-двигательных навыков, речевых и певческих, а также навыков игры на ДМИ.
В процессе игровых занятий интеллектуально-пассивные дети способны выполнить такой объём работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно , неосознанно . Основным показателем коррекционно-терапевтического воздействия игровой методики является интерес детей:
Игровая методика - это одна из основ коррекционно-терапевтической работы с детьми. Игротерапия – это свобода в действиях и реакциях, т.е. отреагирование своего душевного состояния. Поэтому использование игровой методики позволяет педагогу решить психотерапевтические задачи: Создать условия для возникновения у детей удивления, интереса, желания и потребности выразить свои чувства. Помочь детям отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположные, положительные действия и поступки. Помочь детям обрести веру в себя, стать более ответственным за свои поступки и действия, овладеть чувством самоконтроля.
Но при этом, НИКОГДА: НЕ заставляя детей ; НЕ оценивая; НЕ сравнивая с другим; НЕ наказывая. Игровая методика с её здоровьесберегающим эффектом полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.
Особая здоровьесберегающая система отношений Принимаем ребёнка таким, каков он есть, а не таким, каким он, на ваш взгляд, должен сейчас быть. Принимаем его молчаливым, плачущим, агрессивным или дерзким. Позволяем ребёнку изжить, отреагировать негативные эмоции. А затем помогаем их заменить на противоположные, положительные эмоции. Помним, что у детей до 10-12 лет левополушарное мышление, ответственное за анализ своих действий и поступков, развито слабо. И никакими угрозами, наказаниями и поощрениями сроки развития этого процесса не ускорить. Поэтому со стороны педагога полностью исключается оказание психологического давления на детей. Чувствуем и понимаем причины поступка ребёнка, которые зачастую являются необходимым отреагированием его душевного состояния.
Вместе с детьми на равных участвуем в игровой деятельности, отдавая инициативу детям. Уважаем личность ребёнка. Т.е. ненасильственно привлекаем его к процессу деятельности. Все усилия направляем на изменения душевного состояния детей, эмоциональную поддержку, выроботку у детей гуманных форм поведения. Помним главное: здоровьесберегающим и оздоровляющим является сам процесс музыкальной деятельности, в атмосфере душевной теплоты, доброжелательности, заботы, а не его результат, который достигается методом натаскивания и муштры.
Не критикуем, не выделяем похвалой отдельного ребёнка, не сравниваем его с другими детьми, т.к. всё это является причиной внутреннего зажима, неуверенности, тормоза творческого развития. Всегда создаём ситуацию успеха ребёнка, поощряем его малейшие усилия и творческую инициативу. Никогда не ругаем за ошибки, не смеёмся над неудачными попытками. Необходимо найти что-нибудь, за что ребёнка можно было бы похвалить: за смелость, старание, внешний вид и т.д. Во всех случаях в качестве первой и основной формы оценки используем похвалу . Отслеживаем поведение каждого ребёнка и помним, что «трудный ребёнок» – не тот, с которым трудно, а тот которому трудно.
Для каждого ребёнка музыкальные занятия в системе арт-терапии – это уникальная возможность быть услышанным, ощутить свою значимость, почувствовать поддержку других детей и педагога, получить искреннее внимание и доброжелательное участие взрослого, а для педагога – возможность пересмотреть своё отношение к детям, сместить акценты с авторитарной позиции на предоставление свободы и возможности для самовыражения и самопознания, укрепить и усилить то хорошее, что уже есть в ребёнке.
Средства музыкального воспитания в системе арт-терапии Восприятие (слушание) музыки пение Подготовительные, предмузыкальные, музыкальные и театрализованные игры и упражнения Танцы и движение под музыку Обучение игре на музыкальных инструментах
Восприятие (слушание) музыки Это неотъемлемый компонент музыкального воспитания в системе арт-терапии. Оно имеет большое значение в психотерапевтической работе. Специально подобранная музыка снимает эмоциональное напряжение, вызывает положительные эмоции. Главными критериями для отбора музыкальных произведений должны быть :спокойный темп, мелодичность, несложная гармония, отсутствие диссонансов и напряженности в развитии музыкальных тем. Особое внимание следует уделять динамике звучащей музыки. Звучание не должно быть продолжительно громким.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение игре на музыкальных инструментах также носит коррекционно-развивающий характер. Использование речевой поддержки в формировании и развитии навыков игры на детских музыкальных инструментах содействует не только развитию речевого голоса и моторике рук, но и координации между ними.
Танцы и движения под музыку в сопровождении стихотворной речи помогают : снятию мышечных зажимов; более эффективному развитию речедвигательной функции; формированию координации между речью и движением.
Терапия музыкальным искусством помогает детям обрести силы, развить устойчивость внимания, восстановить активность, почувствовать себя успешным. Все направления музыкальной деятельности используются не только для того, чтобы доставить ребенку радость и развить его музыкальные способности, но и для того, чтобы защитить его от всего, что мешает ему благополучно развиваться.
Занятия в системе арт-терапии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»
Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Кацер О.В.Музыка.Дети.Здоровье
методическое пособие...
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко» «Музыка укрепляет здоровье наше» Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах м
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка ...
Музыка и здоровье - целебные свойства музыки.
Музыка в значительной мере помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребёнка. Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребёнка с музыкой состоялась вовремя и ч...
«Музыка, дети, здоровье» выступление на конференции руководителей образовательных учреждений Пушкинского муниципального района
laquo;Музыка, дети, здоровье» выступление на конференции руководителейобразовательных учреждений Пушкинского муниципального района Одной из приоритетных задач общества и ...
Интересно о музыке. факт 6. Музыка и здоровье
интересные факты про взаимосвязь музыки и здоровья...