сообщение
методическая разработка на тему

Гончаренко Елена Викторовна

сообщение на тему "Развитие чувства ритма у старших дошкольников посредством пения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

      СООБЩЕНИЕ

НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА 

У  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕНИЯ»

 Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, по Федеральным Государственным требованиям. Один из принципов ФГТ является:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

   Неоспорим тот научный факт, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Только в деятельности,  благодаря  постоянным  упражнениям, связанными с систематическими  занятиями,  развиваются  дальше  соответствующие способности.

          Различаются способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знаний и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Такими являются музыкальные способности, которые  в результате музыкальной деятельности развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешное проявление себя в занятиях музыкой.  Комплекс музыкальных способностей объединяются единым понятием - музыкальность.

          Одной из основных музыкальных способностей является способность активного переживания музыки, т.е. музыкально-ритмическое чувство. «Активное переживание музыки» следует понимать как  двигательное переживание, ощущение средств эмоциональной выразительности. Ритм - является одним из выразительных средств музыки, с помощью которого передаётся содержание.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыка эмоциональна, и ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ееПоэтому, считаю работу по развитию у детей чувства ритма актуальной.

           В научной литературе чувство ритма трактуется как восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Составляющими единицами музыкального ритма является: ритмический рисунок, метр и темп.  Напомню, что ритмический рисунок – материя ритма, которая выражается  в чередовании ритмических единиц и  пауз различной протяженности. Метр – система организации  музыкального ритма, заключающаяся в упорядочении последовательности чередования сильных и слабых долей. Темп – это скорость музыкального исполнения, выражающаяся в частоте чередования метрических долей. Чувство ритма  развивается не только  в музыкально-ритмических  движениях, но и в других видах исполнительской  деятельности, требующих его восприятия и воспроизведения. Таким видом деятельности является и пение. Пение, как вид исполнительства является любимым и доступным видом музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста. Общеизвестно, что воспроизведение мелодии не возможно без опоры на её восприятие. Поэтому, считаю очень важно неоднократное восприятие детьми мелодии песни, особенно тех песен, мелодии которых имеют более сложный ритмический рисунок. К таким песням можно отнести песню «Самая хорошая» В.Иванникова, «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна» А.Филиппенко, «Ты не бойся, мама» М.Протасова. Во время восприятия происходит активация не только музыкально-слуховых представлений, но и чувство ритма. Известно, что запоминанию мелодии способствуют мускульные переживания – это движения голосовых связок, имитация ритма. У  детей непроизвольно происходит внутреннее подпевание с элементарным  моделированием не только соотношений звуков по высоте, но и моделирование ритмического рисунка мелодии. Овладение пением – длительный процесс. Поэтому, естественно, что в результате многочисленных проб создается умение владеть своим голосовым аппаратом. Точно передавать ритмический рисунок песни – одна из главных задач в пении.

            В песенном репертуаре дошкольников имеют место песни с различным по сложности ритмическим рисунком. При разучивании  песни у детей, как правило, возникают трудности исполнения пунктирного ритма, акцентов в мелодии, ритмического рисунка, в котором присутствуют паузы. Например, при разучивании таких песен, как «Хорошо у нас в саду» В.Герчик, «Новогодняя» Филиппенко, «Здравствуй Родина моя» следует обратить внимание на те места в мелодии, где встречаются пунктирный ритм. Здесь необходим яркий пример педагога, который продемонстрирует правильность исполнения.

А вот в песне «Мамина песенка» М.Парцхаладзе,  встречаются акценты. Правильность исполнения может достигаться благодаря таким приемам, как показ педагогом, различные способы передачи ритма рукой, моделирование ритмического рисунка.

«Песенка о дружбе» М.Парцхаладзе, «До свиданья детский сад» А.Филиппенко трудны при разучивании тем, что в ритмическом рисунке происходит чередование длительностей и пауз. В этом случае детям может помочь  такой прием, как образное сравнение: «музыка берет дыхание», игровой прием «собственный аккомпанемент»- игры на беззвучном инструменте, по своим коленкам.

А так же, развивая умение передавать ритмический рисунок, использую такие приемы – это:

  • Моделирование ритмического рисунка.  Для более успешного усвоения ритмического рисунка мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе.
  • Применение образных сравнений
  • Утрированный показ ритмического рисунка педагогом с последующим повторением его  детьми.
  • Индивидуальным  пропеванием  детьми, усвоившим ритмический рисунок песни с целью образца остальным детям, а так же индивидуальная работа с детьми,  для которых наибольшую трудность составляет исполнение данного ритма.
  • Сравнение различных ритмических рисунков.
  • Игра  «Эхо». Эта игра заключается в том, что педагог прохлопывает ритмические мотивы, а дети, подражая, должны точно повторить каждый из них.
  • Узнавание песни по ритмическому рисунку. Этот прием опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти.
  • Дидактические игры на развитие чувства ритма.

               

В свою работу  с детьми по развитию музыкально-ритмического чувства включаю и такие формы работы, как:

  • Игровые упражнения на координацию движения и речи, например:

Как назвать щенка?

Есть у вас и у меня                             выполняют приставные шаги                    

                                                                вправо

Есть у кошки и коня

У свиньи и поросенка,                    топают восьмыми длительностями.

У коровы и теленка                            повернувшись вправо легко стучат

                                                             по  спине впереди стоящего восьмыми

                                                                   длительностями.

Лишь у нашего щенка                           приставить к голове одну руку,

                                                                    затем другую(ушки)

нету имени пока!                                   3 хлопка в ладоши, развести

                                                                   руки в стороны.

Стихи с движением, например:

Раз! Два! Три! Четыре!                    Маршировать

По дорожке я скачу!                           Четыре прыжка на двух ногах.

Раз! Два! Три! Четыре!                    Маршировать

Башмачок скакать учу!                    Четыре прыжка на двух ногах.

Раз! Два! Три! Четыре!                    Маршировать

Обломился каблучок.                         Топнуть одной ногой, затем другой.

Раз! Два! Три! Четыре!                    Маршировать

Заблудился башмачок!                     Соединив пятки вместе, разводить носки в  

                                                                стороны и соединять их.      

                                                           

  • Речевые игры с палочками, ладошками, например:

Игры с ладошками. Чередовать шлепки по коленям, плечам, с хлопками в ладоши в различных вариантах.

Разучивается определённая формула(Та-Та-ти-ти-Та)

  1. Хлопнуть правой рукой по правому колену

Хлопнуть левой рукой по левому колену

Сделать два шлепка накрест по плечам

Хлопнуть в ладоши.

  1. 2 раза хлопнуть правой рукой по правому колену

2 раза хлопнуть левой рукой по левому колену

1 раз хлопнуть в ладоши.

Игры с палочками.

Я еду на машине             2 раза ударить палочками по полу, 2 раза

                                              палочкой о палочку.

Дорогою прямой.             2 раза палочками по полу. 1 раз палочкой о

                                                палочку.

А столбы                              положить обе палочки перед соседом

                                                справа.

Большие                               взять палочки с пола, которые положил

                                                сосед.

Назад бегут                          положить обе палочки перед соседом

                                                справа.

Домой.                                    взять палочки с пола, которые положил

                                                сосед.

  • Ритмодекламация,

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.

которые включает в себя речевой этап, помогающий детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению.

Для развития певческих навыков и способностей важны вокальные упражнения, пение с движением. Важно подобрать доступный  репертуар - это могут быть попевки, песни из детского фольклора, хороводы, игры с пением, такие, как хоровод «На горе то калина», «Земелюшка-чернозём», «Здравствуй, осень!», «Теремок», «Как на тоненький ледок».

            Включаю в работу стихотворные тексты, пальчиковые игры, что позволяет усилить воздействие на развитие музыкального чувства ритма у детей при параллельном включении слуха, речи, движения. Четкость в произношении помогает  добиться четкости в исполнении, способствует развитию ритмического чувства.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать внимание. В свою очередь общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы

Сообщение из опыта работы «Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста»   Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления р...

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»

Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....