Система обучения правилам безопасного поведения на дорогах для старших дошкольников
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Данная система разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Смоленска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdd.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Смоленска. Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости…
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв ДТП значительный процент составляют дети. В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Дорожно-транспортное происшествие с участием детей – всегда трагедия для родителей и родственников. Даже если ребенок остался жив, получив травмы, даже легкие, это остается для него психологическим потрясением на всю жизнь. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дошкольники, находясь одни на улице, не понимают опасности транспортных средств. Поэтому выбегают на проезжую часть перед близко движущимся транспортом. Могут появиться внезапно на проезжей части из-за стоящих транспортных средств, препятствий, сооружений, зеленых насаждений; выехать на велосипеде, роликах, других самокатных средствах; стоять и ходить по проезжей части при наличии тротуара и т.д.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Чтобы помочь обществу решить эту проблему, важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Значение воспитательно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения на улицах переоценить невозможно. Это важнейший этап в освоении моделей социального поведения. По данным психологов, в возрасте от 3 до 7 лет дети осваивают правила поведения и отношения между людьми в процессе ролевых игр. Доказано, что в этом возрасте чтение сказок и историй, проведение игр и специально организованных занятий в форме игры являются для ребенка не только развлечением. Играя, ребенок усваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения на улице, сколько в выработке правопослушного поведения, дисциплинированности и соблюдения осторожности на улице. С ранних лет ребенок должен усвоить, что дорога несет потенциальную опасность, которой можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным и внимательным. Основное положение, которое педагог должен последовательно реализовать в профилактической работе, - жизнь в городе (в семье и в детском саду) происходит по правилам; правила бывают разные, но все они помогают людям и поэтому их следует выполнять. Это положение является ключевым в воспитательной работе с дошкольниками.
Чем раньше научить детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дороге в подготовительной к школе группе
Задачи:
Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Показатели развития:
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
Знают основные знаки и термины дорожного движения.
НОД | Беседа | Дидактические игры и упражнения | Сюжетно-ролевые игры | Игровые ситуации | Другие формы работы с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь 1.Диагностика уровня знаний детей по ПДД При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей. 2.Художественное творчество – Рисование. Тема: «Улица» - закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки | «Железнодорожный транспорт и его опасность» - закрепить представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги | «Разложи по группам» - закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса Дидактическая игра « Найди безопасный путь до детского сада» | «Улица» - грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов | «Расставь знаки» - упражнять в правильном расположении знаков на улице | Чтение С.Михалков. Дядя Степа – милиционер. Моя улица | Рекомендации: отправляя ребенка гулять на улицу, уточните с ним место игры Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД |
Октябрь «Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности». Образовательная: 1.Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о предупреждающих знаках: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем. 2.Знакомство с историей появления первых дорожных знаков. 3.Закрепить правила поведения в общественном транспорте. 4.Повторить названия различных видов транспорта. Развивающая: Развитие поискового мышления, умения использовать полученные знания в практике. Воспитательная: Воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения. Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Транспорт» - совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта | «Полезные знаки» - дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям «Кто регулирует движение транспорта» - закрепить знания о сигналах светофора, уточнить представления о труде работника дорожно-патрульной службы | «Автотрасса» - закреплять знания о ПДД и дорожных знаках | «Улица» - сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей | «Кому что говорят сигналы» - закрепить знание сигналов регулировщика | Изготовление предупреждающих знаков с использованием шаблонов. Встреча с работниками ГИБДД. Изготовление дидактической игры «Дорожные знаки» Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой и за движением машин. Чтение Я.Пишумов. Посмотрите, постовой. С.Михалков. Скверная история А.Северный. Светофор | Рекомендации: - учите детей переходить проезжую часть только там, где хорошо просматриваются обе стороны дороги - учите ребенка правилам оказания первой мед. Помощи себе и окружающим, соблюдая правила гигиены и санитарии |
Ноябрь «Запрещающие знаки»
Коммуникация. Тема: Составление рассказа по опорным словам (дорога, пешеход, знак, машина) – учить составлять творческий рассказ из личного опыта | «Опасные предметы на дороге» - дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов | «Красный – зеленый»: учить классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям | «Улица» - за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД. | «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»: закреплять правила перехода через проезжую часть | Использование макета прилегающей территории и наглядного материала автокласса вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи), сюрпризный момент. Изготовление запрещающих знаков: въезд запрещен, движение пешехода запрещено, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещена, движение запрещено. Рисование карандашом, свечкой. Выкладывание мозаикой запрещающих дорожных знаков | Рекомендации: - при поездке в транспорте покажите детям, как лучше принять устойчивое положение стоя; - познакомьте детей с указателем «Аварийный выход» |
Декабрь Коммуникация. Тема: Составление рассказов по серии картинок «Автобус» - учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный последовательный рассказ. Закрепить знания детей о городском наземном пассажирском транспорте. - воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. - развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать. | «Полезные знаки» - закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте | «Как львенок оказался в больнице» - совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ | «Улица» - дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение | «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу» - учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки | Видеофильм «Уроки за рулем» Наблюдение за транспортом. Чтение Я.Пишумов. Говорящая машина, Н.Носов. Милиционер; стихотворения «Гололед» И. Лешкевича. Экскурсия к дороге, наблюдение за ее изменением в зависимости от состояния погоды. | Рекомендации: - не разрешайте детям кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы |
Январь «Приключение Лунтика в Смоленске» Закрепить понятие «Улица», её составные части и их назначение. Развивать умение ориентироваться на плане ближайшего окружения детского сада. Учить работать с макетами. Дать представление о многополосном движении. Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. «Приключение зайчонка» Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога». Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем; Продолжать формировать представление о многообразии звуков. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении; Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения. Художественное творчество – Рисование. Тема: «Мы идем на экскурсию по улице» - побуждать отражать впечатления в рисунке. Расширить знания детей об улице, уметь находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице. | «Как мы переходим через улицу», «Улица полна неожиданностей». - побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы |
Дидактическая игра «Правильно – неправильно». | «Улица» - водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей | «Как безопасно себя вести на дороге». «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей» - уточнить знание места для игр и опасности выбегания на проезжую часть улицы | 1.Экскурсия на прилегающие к детскому саду улицы, загадывание загадок, знакомство с дорожными знаками. 2.«Строим улицу» Цель: Закрепить и расширить знания детей о профессии строителя. Закрепить знания о Правилах дорожного движения. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру. Строительство и обыгрование территории детского сада Составление маршрутов до детского сада, школы, больницы, магазина на макете города. 3.Подвижная игра «Цветные автомобили». 4. Чтение В.Семерин. Запрещается - разрешается | Рекомендации: - не разрешайте детям кататься на лыжах с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть Памятка для родителей «Ребенок на дороге» |
Февраль «Неправильная карта» Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей. Учить составлять индивидуальный маршрут от дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту. Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам Воспитывать дисциплинированность на дороге. Коммуникация. Тема: Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения – «В городе светофорных наук» - учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знания о ПДД Художественная деятельность – Рисование. Тема: «Дорожное движение» - закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки Художественное творчество - Аппликация. Тема: «Наш город» - вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию | «Как ходить по улице», «Правила прохода проезжей части, движение по улице» Цель: закрепить умение переходить проезжую часть по переходу: посмотреть налево-направо, если не успел перейти – остановиться на разделительной линии. Закрепить умение ходить группой. Дать представление о том, что ходить по улице необходимо по правой стороне, вне населённых пунктов только со взрослыми, по краю обочины, навстречу движения транспорта. Воспитывать культуру перехода проезжей части. | «Найди что лишнее», кроссворд. «Дорожная грамота» - закрепить знание дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей |
Режиссёрская игра «Помоги Незнайке». Учить действовать в сложной дорожной ситуации. «Автобус» Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте. Сюжетно-ролевая игра «Улица» | «Как дойти до детского сада». Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса. «Правила дорожного движения». Обыгрывание ситуации «Я пешеход», «Я пассажир» | Составление кроссвордов, загадок. Аудиозапись «Приключение в городе поющих светофоров» Рассматривание иллюстраций, плакатов Чтение стихотворения А. Усачева «Правила для пассажиров». Наставничество - развлечение «Пусть дорога станет безопасной» (с детьми старшей группы). Чтение И.Лешкевич. Азбука безопасности Я Аким. Улица | Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада. Анкетирование родителей |
Март «Помощники на дороге» Уточнить представления воспитанников о работе сотрудника ГИБДД, закрепить знания детей о сигналах регулировщика, их соответствие с сигналами светофора. Дать представление о том, что регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигналы светофора. «Автомобили бывают разные» «Световые сигналы автомобиля» Цель: Дать детям представления о специальных сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах. Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных машин, уточнить значение звукового сигнала (сирены) развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации воспитывать у детей уверенность умение смело высказывать свои мысли. | «Автомобиль не для игры» Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения, умение адекватно оценивать поступки героев. Активизировать в речи детей понятия: специальный транспорт, проблесковый маячок употреблять в речи название специального транспорта | Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз». Игровые упражнения: Разрезные детали машин, круги с изображением номеров телефонов, мяч, изображение накладного контура транспорта. | сюжетно-ролевые игры «Гараж», «Умный водитель», «Улица» - водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки | «Сигналы регулирования дорожного движения» Цель: Закрепить знания детей о сигналах регулировщика. Развивать память, внимание. «Сотрудник ГИБДД и его обязанности». | Встреча с сотрудником ГИБДД. изображение специального транспорта Чтение с детьми рассказа С.Я. Маршака « Рассказ о неизвестном герое» Загадывание загадок, наблюдение за дорогой, игры по ПДД. Рисование на тему «Машины бывают разные» | Родительское собрание вместе с детьми «Правила и безопасность дорожного движения» |
Апрель «Светофор» Цель: Познакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закрепить виды светофоров, место установки каждого вида (трёхцветный, двухцветный, с поворотом) светофора и назначение. Дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора. «Здравствуй, улица» Цель: Дать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности. «Перекресток» Цель: Закрепить знания детей о перекрестке, его видах, правилах их перехода. Воспитывать внимательность. Разъяснить детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды (дождь, туман, гололёд, морозная погода, оттепель). Учить оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха. Воспитывать культуру движения пешеходов. | «Дорожные знаки» Цель: Закрепить знания детей о дорожных знаках. Развивать умение подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность. «Два светофора» - уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе | Дидактическая игра«Экзамен Светофор Светофоровича». «Собери картинку». | Игра «Перекресток». Учить детей не только знать скрытую опасность, но и предвидеть её и уметь её использовать. | «Твой приятель светофор» Цель: Закрепить знания о четырехстороннем светофоре. Воспитывать умение применить на практике полученные знания по ПДД. «Как перейти перекресток». | Изготовление пешеходного светофора из бросового материала. Драматизация сказки «Веселый светофор» Аутотренинг, художественное слово (сказка про зайца). Составление коллективной сказки « Как зайчонок учил правила дорожного движения». | Рекомендации: - сходите с ребенком к перекрестку, где работают два светофора; - закрепляйте правила перехода проезжей части; |
Май Викторина по ПДД «Вопросы инспектора Мигалочкина» При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей. | «Правила поведения на улице» Цель: Закрепить правила поведения на улице. Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге. Убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге. | «Найди отличие» - учить сравнивать знаки «Пешеходный переход» | «Улица» - способствовать объединению различных игр в единый сюжет | «Правила движения достойны уважения» Цель: Закрепить знания ПДД. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. | КВН по правилам безопасности движения Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога» | Родительское собрание «Наши достижения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование "Обучение правилам безопасного поведения на дороге"
Примерное тематическое планирование работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения ...
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Обучение правилам безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...
Обучение правилам безопасного поведения на дорогах
Экскурсия «Поможем Незнайке познакомиться с правилами дорожного движения» ...
Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста «Путешествие по городу Светофория»
Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста "Путешествие по городу Светофория"...
Доклад «Лего- конструктор-первый помощник в обучении правилам безопасного поведения на дорогах» Воспитатель: Садыкова Ландыш Шафиковна
Уже много лет детские конструкторы LEGO развлекают и развивают невероятное количество детей. В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использо­...