Тема: «Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством игр»
консультация на тему

Индерова Татьяна Егоровна

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Развитию эмоциональной  сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная  школа №15 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Чебурашка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Развитие социально-эмоциональной сферы  дошкольников посредством игр»

                                                                                               Подготовила:

                                                                                            педагог-психолог

                                                                                            Индерова  Т.Е.

Новокуйбышевск, 2014

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Развитию эмоциональной  сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение со взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Как развивается эмоциональная сфера дошкольника? Как зависят эмоциональные проявления от возраста? Как происходит понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, в чем они проявляются?

Эмоция, как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент – знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная – побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент – степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции и зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен.

Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

Если плохое настроение не затягивается надолго – к примеру, на несколько дней – и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним  происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация  психолога.

Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

 Игры и упражнения, развивающие социально-эмоциональную сферу

   Игра «Приветствие»

Дети стоят в кругу. По команде воспитателя здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука – с правой рукой, нос – с носом, пятка – с пяткой, бедро – с бедром, спина – со спиной, ухо – с ухом, левая рука – с правой рукой, правая нога – с левой ногой, лоб – со лбом, затылок с затылком, живот – с животом  и т.д.

          

         Игра «Назови ласково».

Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

Ход: Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома, дети повторяют.

    Игра «Комплименты»

Цель: Развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

Ход: Дети друг другу говорят комплименты, говорят друг другу добрые слова.

 

    Игра «Газета»

Цель: Развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.

Ход: На пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

Игра «Маски»

Цель:  умение различать мимику, самостоятельно, сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Ход:  каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… изображенные на картинках или по памяти.

     Игра «Молекула»

Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия.

Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.

 

Игра: «Школа  улыбок»

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Ход:  вводная беседа:

- Когда люди улыбаются?

- Какие бывают улыбки?

- Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне …

     Игра «Найди друга».

Цель: упражнять в распознавании детей с помощью тактильных методов.

Ход: Дети стоят  в  кругу. Одном из детей завязывают глаза и просят на ощупь определить ребенка. Можно узнать с помощью рук, ощупывая волосы, одежду и все  тело. Затем  ведущий меняется.

     Игра «Ветер дует».

Цель: Развивать положительные эмоции к детям группы.

Ход: Воспитатель со словами «Ветер дует на того, у кого светлые волосы;  у кого есть сестра; брат; кто любит животных;  кто много плачет…

    

         Игра « Колокольчик»

Цель: сплотить детский коллектив.

Ход: Дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

 

    Игра « Я чувствую»

Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.

Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает.

    

    Игра «Я умею»

Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

 

 

         Игра «Собачка хочет ласки»

     Цель: развитие положительных эмоциональных переживаний.

     Ход:  Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок-«собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.
«Хозяин чувств». Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других — такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).

         

         Игра «Назови героя»

Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок.

Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.

 

    Игра «Бумажные развалы»

Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с  желаниями и действиями других.

Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

 

   

 Игра «Спаси птенца»

Цель: Познакомить детей с методами саморегуляции.

Ход: дети представляют, что у них в руках маленький беспомощный птенец. По сигналу ведущего они вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем приближают их к себе. Медленно, по одному пальчику складывают ладони, прячут в них птенца, дышут на него, согревают своим ровным спокойным дыханием. Затем раскрывают ладони и выпускают птенца, представляя, как он радуется свободе. Дети улыбаются, прощаясь с птенцом.

 

    Игра «Доброе животное»

Цель: Развитие чувства единства.

Ход: Возьмемся  за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз: тук - шаг вперед, тук – шаг назад.

 

    Коллективные работы детей в продуктивных видах деятельности, нацеленные на получение совместного результата (лепка, аппликация, рисование, ручной труд, спортивные эстафеты и т.д.) способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями.

 

    Данные игры  создают условия для самовыражения, безопасное пространство для общения; объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, развивают навыки социального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством игр

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно бес...

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников по теме «Я и природа»

Коррекционно-развивающее занятие «Я и природа» направлено на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. В ходе данного занятия дети знакомятся с жителями леса, учатся ана...

Презентация по теме самообразования «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста».

целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...