Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников по теме «Я и природа»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Коррекционно-развивающее занятие «Я и природа» направлено на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. В ходе данного занятия дети знакомятся с жителями леса, учатся анализировать своё эмоциональное  состояние и эмоциональное состояние других людей, у них формируются умения и навыки владения эмоционально-выразительными движениями, умение концентрировать внимание, развиваются познавательные процессы, формируется чувство коллективизма, группового сплочения, развивается чувственный опыт дошкольников.

Скачать презентацию к занятию

Скачать физминутку

Скачать голоса леса

Скачать трель соловьев

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников по теме:

«Я и природа»

Подготовила

педагог-психолог

Артамонова Р.Ф.

Коррекционно-развивающее занятие «Я и природа» направлено на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. В ходе данного занятия дети знакомятся с жителями леса, учатся анализировать своё эмоциональное  состояние и эмоциональное состояние других людей, у них формируются умения и навыки владения эмоционально-выразительными движениями, умение концентрировать внимание, развиваются познавательные процессы, формируется чувство коллективизма, группового сплочения, развивается чувственный опыт дошкольников.

Коррекционно-развивающее занятие подготовлено для детей групп общеразвивающей направленности 6-7 лет.

Цель:  создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучать    элементам    техники    выразительных    движений:    умению правильно    выражать   эмоции  мимики.

2. Воспитательные:

-  воспитывать культуру поведения, дружеским отношениям в коллективе;

-  воспитывать желание и умение сотрудничать, сообща находить решение в различных ситуациях;

3. Развивающие:

-   развивать коммуникативные способности;

-  развивать   познавательные   способности   детей, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, координацию слова и движений, крупную и пальцевую моторику.

Методы:

  • словесный (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений, рассказ);
  • наглядный (использование мультимедийной презентации с анимацией, бланки заданий, картинки);
  • практический (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера);
  • диагностический (рефлексия успешности выполнения заданий, самооценка, анализ успешности применения новых знаний);
  • игровой (использование игровых упражнений).

Занятие состоит из 3 частей:

  1. организационный момент,
  2. основная часть,
  3. заключительная часть.

Структура коррекционно-развивающего занятия:

I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.  Ритуал приветствия

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.  Упражнение «Прогулка в лес»

2.  Отгадывание загадок

3.  Игра «4 стихии»

4.  Художественно-продуктивная деятельность «Кто спрятался в лесу?»

5.  Физкультминутка «Веселая зарядка»

6.  Игра «Найди отличия»

7.  Игра «Найди зимнее дерево»

8.  Игра «Четвертый лишний»

9.  Психологический этюд «Цветок»

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.  Подведение итогов

2.  Рефлексия

Материалы и оборудование:

Ход занятия

Организационный момент

В начале тренинга проводится ритуал приветствия: дети, взявшись за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.

Цель ритуала: создание положительного эмоционального фона, настроя детей на работу.

Основная часть

  1. Основная часть занятия начинается с выполнения упражнения «Прогулка в лес» с музыкальным сопровождением.

Задание детям: «Приглашаю вас прогуляться в лес. Идем тихо, чтобы не разбудить медведя. Боком движемся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива. Осторожно ступаем по шаткому мостику, перекинутому через ручеек. Прыгаем по кочкам в болоте. Тянемся вверх за орехами. Собираем грибы и ягоды».

Дети приглашаются в воображаемый лес, повторяют движения за психологом  согласно текста. Цель данного упражнения: развитие эмоционально-выразительных движений, координации и согласованности.  Картинки-помощники на слайде появляются одна за другой по щелчку.

  1. Отгадывание загадок

Написать загадки.

Задание детям: Детям предлагается загадка, по щелчку на экране появляется правильный ответ.

Отгадывание загадок развивает мыслительные операции, воображение.

  1. Игра «4 стихии»

Правила игры: играющие стоят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» – вытянуть руки вперед; слово «воздух» - поднять руки вверх; слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибся, выбывает из игры.

  1. Художественно-продуктивная деятельность «Кто спрятался в лесу?»

Задание детям: детям предлагается заполнить бланк задания художественно-продуктивной деятельности. Каждый индивидуально на своем бланке, должен найти и раскрасить всех животных, которые спрятались в лесу, цветными карандашами. Цель данного упражнения - развитие пальцевой моторики, произвольного внимания и восприятия.

  1. Физминутка «Веселая зарядка»

Под музыкальное сопровождение  с текстом дети с жителями леса выполняют веселую зарядку.

  1. Игры «Найди отличия» и «Найди зимнее дерево»

Задание детям: детям предлагается выполнить задания на внимание «Найди отличия» и «Найди зимнее дерево».

  1. Игра «Четвертый лишний»

      Задание детям: детям предлагается выбрать лишнее, ответ аргументировать.

  1. Психологический этюд «Цветок»

На слайде представлены фотографии различных цветов, растущих в лесу. Детям предлагается мысленно представить себя одним из них. Под спокойную расслабляющую музыку и звуковое сопровождение дети «превращаются в цветок». С помощью движений туловища, мимики, жестов они показывают, как постепенно распускается бутон. Данное упражнение способствует развитию воображения, эмоционально-выразительных движений, расслаблению.

Заключительная часть

  1. В заключительной части подводится итог тренинга, дети делятся своими впечатлениями.
  2. Рефлексия «Найди свое настроение» 

Задание детям: «Украсьте поляну ромашками, которые вы выбрали (заранее подготовлен ватман с изображением поляны, дети приклеивают ромашки)

Рефлексия предполагает выбор каждого ребенка эмоции ромашки, которая отражает его состояние в конце проведенного тренинга. Детям дарятся выбранные ромашки-эмоции.

Затем дети украшают поляну выбранными ромашками (заранее подготовлен ватман с изображением поляны, дети приклеивают ромашки). Как правило, поляна бывает украшена радостными и добродушными цветами.

Список литературы:

1. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления  дошкольников. Ульяновск, 2008;

2. Куражева Н.Ю., Вараева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик семицветик». Речь,2009;

3. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников, Речь, 2008;

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М: Первое сентября, 2009;

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций  (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...

Конспект занятия по развитию социально - эмоциональной сферы детей второй младшей группы "Мои милые котятки".

Данное занятие проходит в рамках программы  "Вместе"" по адаптации детей. Занятия встроены в педагогический процесс и проходят параллельно с работой с родителями. ...

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

конспект занятия по развитию речи с глухими детьми старшей группы на тему "Домашние и дикие животные"

В конспекте указаны образовательные, обучающие, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Комбинированный тип занятия предполагает ознакомление с новым материалом, его первичное закрепление и ...