Значение дидактической игры как средства формирования познавательного интереса детей
консультация (средняя группа) на тему
В настоящее время, как и в прошлом, дидактическая игра имеет большое значение в развитии ребенка. Она эффективно влияет на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение дидактической игры как средства формирования
познавательного интереса детей
В настоящее время, как и в прошлом, дидактическая игра имеет большое значение в развитии ребенка. Она эффективно влияет на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Значение дидактической игры выражается в том, что она способствует:
- развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
- обогащению сенсорного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать выводы). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
- речевому развитию детей: пополняется словарь, активизируются новые слова в речи, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Серию игр можно использовать для развития фонематической стороны языка: так, играя, дети не замечают того, что они многократно повторяют одно и то же звукосочетание, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль животного, то подражают движущемуся автомобилю, летящему самолету, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
- художественно-эстетическому развитию – совершая какое-либо действие ,ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческого воображения.
Основными компонентами структуры дидактической игры являются: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. Дополнительные компоненты - сюжет и роль.
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.
Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуются в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.
Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.
Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом.
Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки» и др.
Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят сходства и различия, алогизмы и суждения.
В основе словесных игр лежит опыт детей, их наблюдения. Цель этих игр – систематизация и обобщение. Они применяются на этапах закрепления и повторения материала. Выделяют следующие виды словесных игр:
- Игры – предложения;
-Игры – беседы;
- Игры – сказки;
-Интеллектуальные игры;
-Игры – загадки;
-Игры – поручения;
- Игры-путешествия
Игры – путешествия напоминают сказку, её развитие и чудеса. Игра – путешествие отражает реальные события или факты, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры- путешествия – усилить впечатления, придать познавательному содержанию некоторую сказанную необычность, обратить внимание детей на то, что будет дальше, что находится рядом, но не замечается ими. В названии игры – путешествия, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, желание прийти на помощь, активизирующие игровую деятельность. В игре – путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтичное решение задач, радость от её решения, отдых. Игра – путешествие включает в себя песни, загадки, подарки и т.д.
Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и короче по продолжительности. Они основаны на действиях с предметами, игрушками, словесными инструкциями. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы-фрукты (овощи)», «Разложи кубики по величине».
Игры – предложения: “Что бы я сделал...?” или “Что было бы...?” иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого педагог начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы. Ю.Г. Илларионова отмечала: “Загадка, не смотря на небольшой размер, имеет много ценных качеств, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Необходимо только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки”.
Игры – беседы. Главное в них - общение детей с воспитателем, воспитателя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственный опыт, заинтересованность, добросовестность, вера в “правду игры”, радость игры. Игра – беседа воспитывает умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.
Игры – сказки раскрывают для детей характер отношений, которые они в силу подражания незаметно усваивают. Питает игру художественная литература для детей. Источником, обогащающим игру, являются наглядно – изобразительные средства, в первую очередь – картинки.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Играя в игры, ребенок получает подготовку к жизни, игра становится своего рода школой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-333076-1383472094.jpg)
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1090313-1547116753.jpg)
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-1381557-1643274967.jpg)
Опыт работы«Дидактические игры, как средство развития познавательного интереса детей»
Представлен опыт работы по использованию дидактических игр в познавательном развитии дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/02/picture-1404752-1651487790.jpg)
Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-396444-1510380533.jpg)
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".
Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/29/picture-1365053-1716959069.jpg)
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....