Опыт работы«Дидактические игры, как средство развития познавательного интереса детей»
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
Представлен опыт работы по использованию дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 21.1 КБ |
картотека игр по ФЭМП | 15.52 КБ |
картотека игр по знакомству с социальным миром | 18.66 КБ |
картотека игр по ознакомлению с природой | 15.11 КБ |
картотека игр по познавательно-исследовательской деятельности | 20.7 КБ |
картотека иг по знакомству с предметным окружением | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я, Мельникова Анджела Владимировна, воспитатель Злынковского детского сада «Теремок» хочу представить Вашему вниманию опыт своей работы!
Тема моего педагогического опыта: «Дидактические игры, как средство развития познавательного интереса детей»
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Познавательное развитие выделяет следующие аспекты:
- Формирование элементарных математических представлений;
- Ознакомление социальным миром;
- Развитие познавательно- исследовательской деятельности;
- Ознакомление с миром природы;
- Ознакомление с предметным окружением;
Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры.
Актуальность
Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Дидактические игры и упражнения делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
Работу по данной теме начала со сбора и анализа литературы по данной проблеме, изучила исследования ученых.
В работе ставлю перед собой цель.
Цель: содействовать усвоению знаний и развитию в дидактической игре способов познавательных действий, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения и воспитания, развитию личности.
Она реализуется в ходе решения задач
Задачи:
- Активизировать познавательные действия через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности.
- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности.
- Формировать целенаправленность деятельности, её завершённость.
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер.
- Воспитывать волевые качества личности ребёнка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
- Научить играть, самостоятельно проявляя инициативу в игре.
- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребёнка.
Дидактические игры делятся на группы:
- Словесные игры;
- Настольно – печатные;
- С дидактическими игрушками;
Использование дидактических игр реализуется в следующих видах деятельности:
- на занятиях;
- в совместной деятельности взрослого и детей;
- в самостоятельной деятельности;
- как индивидуальная работа.
Для успешной организации познавательного развития так же в группе создана предметно – развивающая среда. Подобраны дидактические игры и картотека дидактических упражнений.
Они предоставлены на слайдах:
Формирование элементарных математических представлений
(приложение 1)
Ознакомление с социальным миром (приложение2)
Ознакомление с миром природы (приложение 3)
Развитие познавательно- исследовательской деятельности (приложение 4)
Предметным окружением (приложение 5)
Согласно ФГОС В детском саду проводится педагогическая диагностика с целью определения индивидуальной траектории развития ребёнка и оптимизации работы с группой в целом. В качестве основных методов педагогической диагностики использую наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, беседы, а также дидактическую игру. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов больше, меньше, убрать лишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль. (приложение 6)
Деятельность в группе по развитию познавательных способностей не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между мной и родителями сложились партнерские отношения. Они являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, занятия, участвуют в праздниках и развлечениях. С родителями проведена целенаправленная работа по познавательному развитию: родительские собрания: «Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры», «Растить любознательность», «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» (приложение 7)
- Консультации для родителей «Игры дома», «Познаем, играя»
- Выставка литературы, игр, пособий
- Практические рекомендации
Результат
Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений благотворно отразилось на их навыках и умениях. Анализ деятельности по развитию познавательных способностей показал, что дети успешно овладели навыками и умениями.
Представленная система работы направлена так же на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе данных дидактических игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально – поисковой деятельности.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Игры по формированию элементарных математических представлений
«Учимся считать»
Цель игры: развивать и обогащать словарный запас детей, мелкую моторику, умения считать.
Задачи:
-Развивать память, внимание, логическое мышление.
- Закреплять знания основных цветов.
-Развивать речь детей.
- Формирование умения считать от 1 до 10.
Игра рекомендована для развития математических способностей детей дошкольного возраста, помогайте детям формировать развитие математических способностей в игровой форме. Данное пособие можно изготовить в домашних условиях, играть совместно с ребёнком для вовлечения в игру на развитие индивидуального мышления ребёнка.
«Веселая арифметика»
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной группы
Задачи:
1. Развитие умения самостоятельно различать группы по количеству составляющих их предметов на основе зрительного восприятия и считывания.
2. Знание геометрических фигур.
3. Развивать мыслительные операции речь, внимание, память.
Дидактический материал: Картинки с изображением цифр, геометрических фигур, формы; считалки для детей в презентации.
«Составь правильно число»
Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Задачи игры:
-развивать представления детей о составе числа;
-закреплять умение соотносить число с цифрой;
-упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
-побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
-развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;
-воспитывать интерес к играм математического содержания.
«Парочки»
Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.
Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой. Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.
«Половинка к половинке»
Цель: закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству предметов.
Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.
«Угости белочек грибами»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли белочки. Давайте угостим их грибками. Каждой белочке надо дать по грибочку. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем белочкам хватило грибочков? Сколько белочек? Сколько грибочков? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и убавления. Поровну ли белочек и грибочков? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с вами играть.
Формирование навыков счетной деятельности
«Собери в корзину»
Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.
Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.
Ход игры: ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
«Покажи столько же»
Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.
Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.
Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Дидактические игры по ознакомлению с социальным миром
Приложение 2
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель дидактической игры – формирование понимания, какие поступки являются хорошими, а какие неправильными, как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, как определять правильность поступков других людей.
Задачи:
• Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
• Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми и природой;
• Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
• Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;
• Развивать умение сотрудничать.
Игровой материал представляет собой карточки-лепесточки с изображением различных ситуаций, а также круги в виде двух смайликов (грустный и веселый кружочки двух цветов (красный и зеленый) по количеству участников игры.
«Скоро в школу»
Цель: закрепить знания школьных принадлежностей.
Ход игры:
1-й вариант. У детей игровое поле с изображением учителя и ученика. Ведущий показывает игрокам карточки-картинки с изображением школьных принадлежностей. Игрок берет карточку и закрывает ею часть игрового поля. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет игровое поле.
2-й вариант. Игра аналогична 1-му варианту. Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь. Если ответ правильный, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.
«Угадай настроение по картинке»
Цель: обобщить представление детей об эмоциональных состояниях.
На столе раскладываются картинки с изображением людей разного возраста и разным эмоциональным состоянием на лицах.
Кто изображен на картинке?
Какое у него настроение?
Почему так думаешь?
Выбери и объедини картинки с одинаковым эмоциональным состоянием.
«Угадай настроение»
Цель: обобщение представлений детей об эмоциональном состоянии.
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.)
После определения «настроения» каждой пиктограммы, дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, показывает настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.
«Добрый – злой»
Цель: формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
В течении определенного времени детям читаю сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и т.п.
На столе лежит «раскладушка» с двумя полями: черным и красным. Разложить положительных героев на красное поле, отрицательных – на черное.
«Хорошо – плохо»
Цель: учить детей анализировать поступки других.
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Взрослый раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Плохие: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, ударил котенка, разрушил птичье гнездо.
Хорошие: защитил слабого, проводил больного друга, обогрел и накормил котенка, помог младшей сестре одеться и т.п.
«Наш город»
Цель: развитие знаний о родном городе, воспитание коммуникативных качеств.
Подобраны четыре группы картинок:
- На одной изображены жители города;
- На другой – труд людей (строители, почтальон, водитель и т.п.)
- Транспорт (трамвай, автобус и т.п.)
- Здание города (почта, магазин и т.д.)
Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.
При помощи считалочки, дети делятся на четыре группы. Каждой группе дается задание: одной группе собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, третьей – картинки, на которых воспроизведен разный труд, четвертой – картинки со зданиями города.
По сигналу дети идут по комнате и отбирают нужные картинки. Вернувшись, дети ставят картинки на подставку (каждая группа отдельно). Участники группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки.
«Мы – разные»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, умение различать индивидуальные особенности детей.
Дети встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Воспитатель задет вопросы:
- Кто из нас самый высокий?
- У кого самые темные (светлые) волосы?
- У кого на голове есть бант?
- У кого на одежде есть пуговицы?
- У кого в одежде есть синий цвет?
- У кого одинаковая обувь? И т.п.
«Поделим игрушки»
Цель: учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Сегодня в детский сад приходил добрый волшебник и оставил детям много игрушек (на столе разные, заметно отличающиеся друг от друга, игрушки). Воспитатель предлагает разобрать игрушки. На некоторые игрушки по несколько претендентов.
Как же быть? Игрушка одна, а желающих с ней поиграть много?
Воспитатель предлагает варианты решения конфликта:
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать, чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть по очереди и т.п.
Дети обсуждают варианты. В ходе обсуждения прислушиваются друг к другу. Дети выбирают нужное решение.
«Кто что носит»
Цель: учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
На фланелеграф фигурки мальчика и девочки. Перед детьми карточки с изображением предметов одежды. Дети раскладывают одежду соответственно тому, кто ее носит.
«И я тоже»
Цель: учить детей расслабляться, закрепить правила воспитанности
Я буду говорить, что делаю, а вы, если со мной согласны, отвечаете: «И я тоже», а если нет, тогда молчите.
- Утром я встаю…
- Умываюсь…
- Чищу зубы…
- Завтракаю…
- Выхожу на улицу…
- Сажусь в грязную лужу…
- А я самый аккуратный…
- Я на улице гуляю…
- Всех ребят я обижаю…(комментарии)
- Нынче я был на охоте…
- Ел лягушек я в болоте…
- Я люблю веселиться…
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Дидактические игры по ознакомлению с природой
«Отгадайте, что за растение»
Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«Кто же я?»
Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает фишку.
«У кого кто»…
Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
«Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».
Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
«Что за насекомое?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
«Прятки»
Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.
Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
«Что где зреет?»
Цель: учить детей использовать знания о растениях, сравнивать плоды (цветы) с листьями. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательность.
«Как сделали томатный сок?»
Цель: Познакомить с трудом овощеводов. Проследить этапы роста растений. Развивать внимание, логическое мышление.
«Вырастим яблоки»
Цель: учить правильно использовать знания о способах и
последовательности работ в саду.
«Времена года».
Цель: учить видеть признаки сезонных изменениях в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.
«Что в корзину мы берем?»
Цель: закрепить знания детей о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. «Букет»
Цель: углублять навыки подбора и сочетания цветов, закреплять названия цветов, умение составлять красивые букеты.
«Мои друзья»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных.
«Кто где живет?»
Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных. Учить называть их жилища (логово, берлога, нора, гнездо и т. д.)
«С какого дерева листок?»
Цель: учить угадывать деревья по внешнему виду, закреплять названия деревьев, особенности коры, листьев плодов.
«В саду или в огороде?»
Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах, учить классифицировать их и распределять на деревья или грядку.
«Узнай на вкус»
Цель: воспитание сенсорных способностей; закрепление знаний об овощах, фруктах; активизация словаря.
«Чьи детки?»
Цель: закрепление знаний о домашних животных и их детенышах; воспитание умения соотносить картинки по содержанию; развитие произвольного внимания, речи.
«На птичьем дворе»
Цель: закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного
звукопроизношения, речевой активности.
«Что сажают в огороде?»
Цель: классификация растений по месту их произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Познавательно-исследовательская деятельность
«Сухой из воды»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воздуха (воздух занимает место)
Содержание: Дети помещают сухую салфетку в стакан и прямо опускают его в банку с водой. Вынимают из воды - салфетка сухая. Дети опускают стакан с салфеткой с наклоном - салфетка намокает.
«Что быстрее?»
Цель: Обнаружить атмосферное давление.
Содержание: Дети одновременно опускают 2 листа бумаги (вертикально и горизонтально; и наблюдают, какой из них быстрее приземлится)
«Упрямый воздух»
Цель: Обнаружить, что сжатый воздух занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой.
Содержание: Дети набирают воду при помощи шприца (без иголки) и пробуют отжать поршень, зажав отверстие пальцем.
«Надуем шарик»
Цель: Закрепить с детьми знание о работе легких.
Содержание: Дети надувают и сдувают воздушные шарики, закрепляя знания о работе легких. Шарик надут - вдох. Воздух выпускаем - выдох.
Игры с песком
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
«Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
1.Как вы думаете, что это сыплется?
2.Возьмите лупы, рассмотрите это.
3.Как мы получили песок?
4.Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
«Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
«Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
1.Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.
- Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
«Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
- Каким он стал?
- Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
«Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
- Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
- Какие фигурки получились?
- Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
«На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
- Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
- Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
«Песочная страна» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
- Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
«Угадай на ощупь»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, непрозрачность).
Содержание: Дети находят на ощупь предметы в песке и узнают их.
«Спасатель»
Цель: Развивать у детей умение обобщать, продолжать знакомить с качествами песка (непрозрачность, шершавость).
Содержание: Дети отгадывают загадки и находят отгадки в песке.
«Кто быстрее наполнит бутылку песком?»
Цель: Закрепить знания детей о том, что сырой и сухой песок обладают разными свойствами.
Содержание: Дети наполняют бутылочки сухим и сырым песком, используя различные приемы (с помощью лопаточки, воронки, бумажного кулька).
Игры с водой
«Умная галка»
Цель: определить, что уровень воды поднимается, если в воду класть предметы.
Содержание:
1.Дети наливают неполную емкость воды и опускают в него камешки или монеты, доводя уровень воды до края.
«Водяная мельница»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды (сила воды).
Содержание: Дети льют воду на вертушку и ли подставляют её под струю воды под краном и наблюдают за вращением вертушки.
«Цветные льдинки»
Цель: Обобщить знания детей о двух агрегатированных состояниях воды - жидкой и твердой, о свойствах воды (способность замерзать принимать форму емкости, в которой она находится, холодная вода замерзает быстрее, чем теплая).
Содержание: Дети наливают в формочки теплую и холодную воду и замораживают её.
«Фильтрование воды»
Цель: Закрепить умение фильтровать воду различными способами (вата, песок, крахмал, фильтровальная бумага).
Содержание: Дети фильтруют воду, используя различные приемы
«Где вода?»
Цель: Определить, что глина и песок по - разному впитывают воду.
Содержание: Дети наливают воду в прозрачные емкости наполненные глиной и песком.
ИГРЫ С ДЕРЕВОМ
«От какого дерева кора?»
Цель: Развивать у детей умение, находить дерево по кусочку коры.
Содержание: Игра проводится и на улице, и в группе. Дети по кусочку коры находят нужное дерево или ветку от дерева.
«Что сделано из дерева?»
Цель: Закреплять у детей умение обобщать и находить среди окружающих предметов, предметы, сделанные из дерева.
Содержание: Дети находят предметы из дерева и группируют их (созданные природой и созданные руками человека).
«Назови дерево по описанию»
Цель: Обобщать знания детей о деревьях, их отличительных признаках.
Содержание: Дети называют дерево по описанию, находят дерево его на картинках или на участке.
«Тонет - не тонет»
Цель: Закрепить знания детей о свойстве дерева ( не тонет в воде).
Содержание: Дети из предложенных предметов, выбирают предметы, сделанные из дерева и погружают их воду.
ИГРЫ С БУМАГОЙ
«Бумажные снежки»
Цель: Закрепляем у детей знания о свойствах бумаги (легко мнется) и о качествах (легкость)
Содержание: Дети делают из бумаги снежки и стараются ими попасть в корзину.
«Вертушка»
Цель: Развивать стремление к преобразованию объекта
Содержание: Дети делают из бумаги вертушку, стараются добиться, чтобы она вращалась различными способами (стоя на месте, дуя на вертушку, во время бега, держа вертушку перед собой).
«Волшебная бумага»
Цель: Способствовать усвоению детьми свойств копировальной бумаги (точное копирование рисунка).
Содержание: Дети рисуют, используя копировальную бумагу, подкладывая попеременно матовую и глянцевую стороны к рисунку.
«Листок в воде»
Цель: Закрепить с детьми знания о свойствах бумаги (разные виды бумаги намокают по-разному).
Содержание: Дети помещают в прозрачную ёмкость с водой разного вида, но одинаковые по размеру листики бумаги (обои, газетная, туалетная, ватман, салфетка и т.д.).
ИГРЫ С МЕТАЛЛОМ
«Что звучит?»
Цель: Закрепить умение определять по издаваемому звуку металлические предметы.
Содержание: Дети играют на металлических и неметаллических музыкальных инструментах, сравнивают, где звук был звонче.
«Не замочи рук».
Цель: Развивать у детей умение выделять свойства металлических предметов (металл тонет, притягивается магнитом).
Свойства: Дети погружают в прозрачную емкость металлические и неметаллические предметы и достают их с помощью магнита.
«Металл – неметалл»
Цель: Определить предметы металлические и неметаллические предметы по их качественным характеристикам (блеск, гладкость, непрозрачность)
«Найди и назови»
Цель: Закреплять умение находить в окружающем пространстве металлические предметы.
Содержание: Дети ищут в групповой комнате предметы, сделанные из металла.
ИГРЫ С МАГНИТАМИ
«Рисуем магнитами»
Цель: закрепить знание о взаимодействии магнита и металлической стружки
Содержание: Дети на картоне рассыпают металлическую стружку, и с помощью магнита создают различные узоры и рисунки.
«Волшебная рукавичка»
Цель: Развивать у детей знания о способности магнита притягивать предметы.
Содержание: Дети надевают рукавичку, внутрь помещают магнит и пробуют притянуть металлические и неметаллические предметы.
«Веселые рыболовы»
Цель: Обобщать знания о свойствах магнита (способности проходить магнитным силам через воду).
Содержание: Дети опускают на веревочке магнит в воду и достают предметы, лежащие на дне.
«Необычный гвоздь»
Цель: Определять способность металлических предметов намагничиваться.
Содержание: дети магнитом притягивают гвоздь (намагничивают), соединяют его от магнита, примагничивая к гвоздю более мелкие предметы.
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Дидактические игры по знакомству с предметным окружением
Игра «Кто что делает?»
Задачи: учить внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые дети видят на картинке; развивать игровые навыки.
Оборудование: картинки с одним действием: мальчик играет на барабане; медвежонок прижал к себе бочонок с медом; девочка сметает щеткой крошки со стола; мальчик из леечки поливает цветы; девочка причесывает куклу; малыш катает шарик; игрушки и предметы, изображенные на картинках: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик.
* * *
Ребенок выбирает картинку и рассказывает о том, что на ней изображено. Затем он идет к столику с игрушками и предметами, находит нужный и воспроизводит действие, изображенное на картинке, — например, стучит в барабан.
Игра «Кто что услышит?»
Задачи: сформировать первоначальное представление о некоторых музыкальных инструментах; развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, фразовую речь.
Оборудование: ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок или бубен и т.д.
* * *
Воспитатель за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Игра «Угадай по звуку»
Задачи: познакомить с некоторыми предметами и звуками, которые они могут издавать; развивать слуховое внимание и фразовую речь.
Оборудование: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.).
* * *
Дети садятся спиной к воспитателю, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом воспитателю, не оборачиваясь.
Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т.п.
За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.
Игра «Громко-тихо»
Задачи: дать первоначальное представление о размере; учить звукоподражанию; развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).
* * *
Воспитатель (показывает ребенку двух собачек). Бежит большая собачка, громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собака?
Ребенок (громко). Ав-ав!
Воспитатель. А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка?
Ребенок (тихо). Ав-ав!
Воспитатель (убирает собачек). Сейчас будьте внимательны. Как только побежит собачка, вы должны сказать: «Ав-ав!» Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка тихо.
Воспитатель поочередно показывает собачек, дети соответственно «лают» — то громко, то тихо.
Игра «Часы тикают»
Задачи: познакомить с предметом быта — часами; учить звукоподражанию, внятно произносить звуки [к|, [т], [t'J; pa з в и ват ь з ву ко \ \ роил гашение, голосовой аппарат, выработку умеренного темпа речи, формировать умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование: большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).
* * *
Воспитатель (показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают»). Это — часы. Когда они идут — тикают: тик-так, тик-так.
Воспитатель предлагает детям воспроизвести тиканье часов, если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.
Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке. (Показывает.) Большие часы тикают громко. (Произносит «тик-так» громко.) А маленькие часики — тихо. (Произносит «тик-так» тихо.)
Воспитатель предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.
Большие часы, когда идут, тикают медленно. (Произносит «тик- так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.)
Теперь послушайте, как тикают маленькие часики. (Произносит «тик-так» в слегка ускоренном темпе.)
Потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Следит за правильным и четким произношением звуков [к] и [т].
Игра «Кто внимательный?»
Задачи: развивать остроту слуха, внимательность, умение правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым ее произносят, учить действовать с игрушками.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
* * *
Дети сидят на расстоянии 2—3 м от воспитателя, на столе лежат игрушки.
Воспитатель. Сейчас я буду давать вам задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть нужно тихо, чтобы меня услышать. Будьте внимательными! Возьми мишку и посади в машину.
Ребенок выполняет.
Возьми мишку из машины.
Ребенок выполняет.
Посади в машину куклу.
Ребенок выполняет.
Покатай куклу в машине.
Ребенок выполняет.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать короткие и простые, произносить их тихо, но четко.
Игра «Лошадка»
Задачи: сформировать первоначальное представление о лошади; учить внятно произносить звук [и].
Оборудование: игрушечная лошадка.
* * *
Воспитатель показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит «И-и-и», ребенок повторяет 2—3 раза.
Далее воспитатель предлагает поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка - «лошадку» ключиком, и тот произносит: «И-и-и». Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что «лошадка сломалась».
Игра «Ослик»
Задачи: активизировать знания о лошади; сформировать первоначальное представление об ослике, зайчике; обучать внятно произносить звуки [и] и [о] (слитно, на одном выдохе); активизировать в речи слова длинный, короткий.
Оборудование: игрушечные ослик и зайчик или картинки с их изображениями.
* * *
Воспитатель предлагает ребенку вспомнить, как кричит лошадка (протяжно произносит звук [и]), как стонала кукла Ляля, когда у нее болел зуб. (Произносит протяжное [о].) Затем показывает ослика.
Воспитатель. Это ослик. Посмотрите, какие у него длинные- длинные уши. Какие уши?
Ребенок отвечает.
Воспитатель предлагает ребенку погладить ослика, потрогать его длинные уши.
Когда ослик хочет есть, он кричит: «И-и-и-о-о-о». Как кричит ослик?
Ребенок отвечает.
Надо обращать внимание на громкость и протяжность произнесения звуков и следить, чтобы ребенок произносил их на одном выдохе.
«И-и-и-о-о-о, и-и-и-о-о-о!», — кричит ослик. Грустно ему одному и он приглашает кого-нибудь поиграть с ним. Смотрите, зайчик скачет и говорит:
— Здравствуй, ослик Длинные уши!
— Здравствуй, заинька Короткий хвостик. Как зайчик назвал ослика?
Дети отвечают.
А что ответил заиньке ослик?
Дети отвечают.
Какой хвост у зайчика?
Дети отвечают.
А какие ушки у ослика?
Ребенок отвечает на вопросы и повторяет крики ослика.
Чудесный мешочек
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.
Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.
Угадай, что в руке?
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
Угадай, что съел
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».
После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.
Опиши, я отгадаю»
Цели: научить выделять и называть характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого..
Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения не были ему видны.
«Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам».
Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т.д. Дети подробно отвечают на вопросы.
«Отгадай-ка»
Цель. Учить описывать предмет, не глядя на него, выделяя в нём существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Ход игры.
По сигналу воспитателя ребёнок, получивший фишку, встаёт и по памяти даёт описание любого предмета, затем передаёт фишку тому, кто будет отгадывать предмет. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт фишку следующему ребёнку и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...
Статья "Дидактические игры и упражнения по экспериментированию как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".
Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...
Педагогический опыт работы по теме: «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста»
Опыт работы с 2021-2024 уч.год воспитателя первой квалификационной категории Хасановой Г.П....
Статья "Игра, как средство развития познавательного интереса детей младшего возраста"
Статья "Игра, как средство развития познавательного интереса детей младшего возраста"...