Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
статья

Тепаева Ольга Александровна

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тепаева О. А.

г. Челябинск

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.  Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление. Это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Определение «дидактическая игра» состоит из двух понятий – дидактика и игра, поэтому сначала мы рассмотрим их отдельно.

Дидактика (от греч. Didaktikos – поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики, вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие на детей дошкольного возраста.

Дидактика тесно связана с педагогической психологией теорией воспитания, которая педагогически интерпретирует требования общества к качествам личности, системе ее ценностей. Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. В единстве этих функций дидактика - понимание сущности процесса обучения, реализации его образовательной, воспитательной и развивающей функции.

Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Она способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важны игры для детей, которые через воспитание в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физиологическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

По Фридриху Фребелю: игра и учение, творчество и познание – одно целое и включены в единую деятельность, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий создаются интересные дидактические материалы.

Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

В дошкольной педагогике сложилась традиционное деление дидактических игр на игры в предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дошкольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Они разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Среди дидактических игр экологического содержания для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.

Педагогу, для правильного руководства игрой, необходимо знать структуру дидактических игр, которая представлена в таблице № 1.

Таблица № 1 - Структура дидактических игр

Задачи

Содержание

Обучающая задача

сформулирована взрослым для достижения определенных целей воспитания и, как правило, представлена в названии игры;

Содержание

разработано  взрослым и направлено на реализацию дидактической задачи;

Игровые действия

придуманы взрослым, даются ребенку в готовом виде

Правила

составлены взрослым заранее, записаны, они определяют порядок игровых действий, регулируют игровое поведение. Выполнение их обязательно.

Подводя итог выше сказанному можно сказать, что значение дидактических игр заключается в том, что:

  • в дидактической игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника:
  • дидактическая игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов;
  • в недрах дидактической игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности;
  • в дидактических играх развиваются творческие способности;
  • происходит закрепление полученного материала.

Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младших групп к старшим. Поэтапное усложнение  дидактических игр с учётом возраста показано в таблице №2

Таблица №2 - Поэтапное усложнение дидактических игр

Возрастная группа

Задачи педагога на данном возрастном этапе

Усложнение дидактических игр

В первой младшей группе

Педагог развивает у детей интерес к играм с разными видами дидактических игрушек.

Дети учатся сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине, соотносить их друг с другом,  Закрепляются умения действовать с предметами-орудиями, простейшими мозаиками. Дети учатся соотносить форму предмета с формой на карточке («Найди лист по подобию»);

Во второй младшей группе

Воспитатель в совместных дидактических играх учит выполнять определенные действия и правила: по сигналу одновременно или поочередно начинать и прекращать действие (так, в игре «Чей домик?» малыши по очереди подают голоса обитателей домиков).

в играх закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине; собирать лото, чередуя их в определенной последовательности по картинкам. Малыши учатся складывать картинку из четырех, затем из шести частей («Домашние животные», «Фрукты - овощи» и др.).

В средней группе

Дети знакомятся с новыми дидактическими играми и учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.

Повышаются требования к умению выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их между собой, группировать по внешним признакам (дуб - дубовые листья, плоды, строение) используются модели.

В старшей группе

- Дети учатся самостоятельно организовывать дидактические игры, объединяясь в небольшие подгруппы (по два-четыре человека).

Повышаются требования к точности выполнения правил

- способ сравнения предметов усложняется: дети должны уметь замечать незначительные различия между предметами и объединять их по общим существенным признакам, ориентироваться в изменении расположения предметов, устанавливать причинно-следственные связи.

В подготовительной к школе группе

-Воспитатель продолжает знакомить детей с дидактическими играми разного типа (лото, домино, мозаиками.),

Закрепляет умение организовывать дидактические игры самостоятельно исполнять роль ведущего, учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей. В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу. Это теснейшим образом связано с содержанием тех знаний и умений, которые формируются у детей того или иного возраста в процессе  занятий.

 Дети в играх осваивают логические связи и отношения между предметами и явлениями, учатся составлять рассказы, придумывать игры-загадки.

Занятия построены на моделировании.

Список литературы

  1. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  2. Казанский Н.Г. и Назарова Т.С. Дидактика. Учеб. пособие для студентов пед. институттов. – М., «Просвещение», 1978, - 224 с.
  3. Лордкипанидзе Д.О. Дидактика Яна Амоса Коменского: Пособие для студентов педвузов, научных работников и учителей средней школы. – М.: Первая образцовая типография имени А.А. Жданова Глав полиграфиздата при Совете Министров СССР, 1949. – 128с.
  4. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2002. – 368 с.
  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – С. 240.
  6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.
  7. Усова А.П. Обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца.-М.: Просвещение, 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста"

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...

Дидактические игры, как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста

   Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей.Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространств...

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста.

Проблема развития познавательного интереса детей дошкольного возраста - сегодня одна из самых актуальных, является объектом исследования педагогов, психологов.Один из ведущих специалистов в области ум...

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....