Использование сказкотерапии и песочной терапии в работе с родителями.
презентация к уроку по теме
Доклад
Использование элементов песочной терапии в работе с родителями.
В настоящее время на общество воздействует ряд неблагоприятных факторов, которые независимо от взглядов, убеждений и воспитания формируют картину мира. Как следствие внешнего воздействия возникают негативные эмоциональные переживания, что неблагоприятно сказывается на психическом и психологическом здоровье детей и взрослых. Внешнее раздражение формирует: тревожность, конфликтность, агрессию, неуверенность, замкнутость, депрессию. Взрослые, часто ставят перед ребенком много запретов, которые, как стена возникают между взаимоотношениями ребенка с родителями. Для решения проблем детско-родительских отношений мной разработаны консультации психолога с использованием элементов песочной терапии.
Принцип терапии песком был предложен К.Г.Юнгом- основателем аналитической психотерапии (разработал технику активного воображения). Песок обладает свойством пропускать воду, он способен поглощать негативную психическую энергию и стабилизировать эмоциональное состояние. Это прекрасное средство для «заботы о душе». Основная задача песочной терапии- соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
В дошкольном учреждении песочную терапию используют, как один из способов взаимодействия с родителями, снятия внутреннего напряжения через бессознательно-символические действия. Это позволяет:
- помочь сформулировать проблему в взаимоотношениях;
-увидеть ситуацию с разных сторон;
-провести мост между воображаемой реальностью и действительностью;
-открыть новые пути развития ситуаций.
В работе с родителями можно с уверенностью сказать, что взрослые получают огромное удовольствие при работе с песком. Они бессознательно погружаются в состояние «детства», что способствует активации «архетипа ребенка». Работая с песком взрослые обнаруживают в себе родительский потенциал. Все бытовые проблемы отходят на второй план. Родитель находит ресурс для решения проблемы и способен анализировать ситуацию.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей-это кучка песка»
С помощью совместных песочных игр возможно восстановить это равновесие взрослый бессознательно стремится к бесконфликтному, конструктивному общению. Дети выражают свои чувства, а родители безболезненно принимают позицию ребенка.
Работа в песочнице.
Для психолога.
1. Понять состояние человека.
2. Искренняя заинтересованность.
3. Сохранение общечеловеческой этики.
Использование моделирующих фигурок помогает обозначить проблему.
1.Дать возможность родителю выстроить на песке проблемную ситуацию
2.Попросить рассказать, что означает каждая фигурка и почему она занимает именно это место в песочнице. (Важно запомнить какие фигурки выставлялись первыми).
3.Не прерывать рассказ.
4.Совместный анализ сложившейся ситуации.
Обратная связь.
1. Нахождение «+» и « - »
2. Как бы вам хотелось видеть дальнейшее развитие событий.
3. Что вы сделали на данный момент, для дальнейшего положительного развития событий.
Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Возможности этого терапевтического материала безграничны:
-формирование позитивного мировоззрения и мировосприятия;
-умение управлять своими чувствами, желаниями, эмоциями.
-установка лада и взаимопонимания между ребенком и взрослым;
-дает новые ощущения;
-развивает фантазию и мелкую моторику;
-развивает речь;
-развивает творческий потенциал;
-успокаивает и расслабляет;
-способствует развитию интереса и приобщению к опытно-эксперементальной деятельности;
- способствует выходу существующей проблемы;
-влияет на становление всех сторон личности.
Игры с песком имеют большое значение для поддержки психического здоровья.
Использованная литература:
· Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
· Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
· Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.
· Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. — 383 с.
· Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Негативные эмоциональные переживания
Ка́рл Гу́став Юнг (26 июля 1875— 6 июня 1961) швейцарский психиатр , основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии . «Фантазия-мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»
Снятия внутреннего напряжения через бессознательно-символические действия. Это позволяет: - помочь сформулировать проблему в взаимоотношениях; -увидеть ситуацию с разных сторон; -провести мост между воображаемой реальностью и действительностью; -открыть новые пути развития ситуаций.
Взрослые бессознательно погружаются в состояние «детства», что способствует активации «архетипа ребенка». Работая с песком взрослые обнаруживают в себе родительский потенциал и ресурс для решения проблемы.
Алгоритм работы в песочнице Для психолога важно: 1. Понять состояние человека. 2. Искренняя заинтересованность. 3. Сохранение общечеловеческой этики. Использование моделирующих фигурок помогает обозначить проблему. 1.Дать возможность родителю выстроить на песке проблемную ситуацию 2.Попросить рассказать, что означает каждая фигурка и почему она занимает именно это место в песочнице.(Важно запомнить какие фигурки выставлялись первыми). 3.Не прерывать рассказ. 4.Совместный анализ сложившейся ситуации.
Обратная связь Нахождение «+» и « - » Как бы вам хотелось видеть дальнейшее развитие событий. Что вы сделали на данный момент, для дальнейшего положительного развития событий.
Эффективность метода песочной терапии - формирование позитивного мировоззрения и мировосприятия ; - умение управлять своими чувствами, желаниями, эмоциями. -установка лада и взаимопонимания между ребенком и взрослым; -дает новые ощущения; -развивает фантазию и мелкую моторику; -развивает речь; -развивает творческий потенциал; -успокаивает и расслабляет; -способствует развитию интереса и приобщению к опытно- эксперементальной деятельности; - способствует выходу существующей проблемы; -влияет на становление всех сторон личности.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической по...
Конспект занятия с использованием сказкотерапии и песочной терапии для повышения уровня мотивационной готовности к обучению в школе.
Мной на базе МБДОУ «Детский сад №14» п. Н. Свет был опробован интегрированный метод сказкотерапии и песочной терапии в работе с детьми подготовительной группы для повышения уровня мотиваци...
Использование логопедом метода песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)
Использование логопедом метода песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)...
Открытое занятие: Создание коммуникативной среды для детей с ОВЗ с использованием сказкотерапии и песочной терапии по мотивам сказки «Репка»
Закрепить представления детей о песке и его свойствах, уточнить представления о животных, встречающихся в сказке, формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...