"Весёлые пальчики"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МАОУ «Медведевская СОШ»
структурное подразделение детский сад «Тополёк»
ПРОГРАММА КРУЖКА
« Веселые пальчики»
на 2014 – 2015 уч. год
Воспитатель: Исалимова Г.Е..
Пояснительная записка
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено организовать кружок «Веселые пальчики».
Цель кружка – способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи :
- развитие тонкой моторики пальцев; развитие движений кистей рук;
- развитие подражания движениям рук; развитие понимание речи.
- обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
Формы работы:
- пальчиковые игры.
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук;
Организация кружка
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 12-15минут), по подгруппам.
Всего 30 занятий.
Методическое обеспечение:
- необходимые материалы и инструменты:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок);
- бумага, карандаши;
- фигурки пальчикого театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
МЕСЯЦ | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ |
Сентябрь | 1. Вводная беседа «Играем ладушки» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук. II. Пальчиковая игра «Будем считать» | |
2. «Играем ладушки» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. II. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики» III. Подвижная игра «Зайка серенький» | Карандаши, маска волка. | |
3. «Осенние забавы» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. II. Пальчиковая игра «Осенние листья» III. Игра «Шоферы» | Шишки, листья березы, дуба, клёна. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт. | |
4. «У Лариски - две редиски» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. II. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» III. Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник) | Каштаны, палочки. | |
Октябрь | 1. «Компот» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. II. Пальчиковая игра «Компот» III. Игра «Шоферы» | Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт., семена арбуза. |
2. «Компот» (повторение) I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. II. Пальчиковая игра «Компот» III. Игра «Шоферы» | Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт., семена фасоли или арбуза. | |
3. «За ягодами» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. II. Пальчиковая игра «За ягодами» III. Игра «Золушка» (сортировка семян фасоли и арбуза) | Шишки, семена фасоли и арбуза, картинки с ягодами. | |
4. «Засолка капусты» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. II. Пальчиковая игра «Засолка капусты» III. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях) | Кочан капусты, листы бумаги на каждого ребёнка. | |
Ноябрь | 1. «Рябинка» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком. II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки» III. Рисование «Рябинка» | Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь красного, оранжевого, зелёного, желтого цвета в мисочках, ветка рябины, кисти, салфетка. |
2. «Встреча с Колобком» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки» III. Игра «Встреча с Колобком» (Обрывание бумаги) | Грецкий орех. Лист ватмана (кусок обоев) с изображением тропинки, цветная двухсторонняя бумага, клей, салфетка. Иллюстрация к р.н. сказке «Колобок», коробочки, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Колобка | |
3. «Весёлые мухоморы» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук. II. Пальчиковая игра «О левой и правой руке» III. Рисование «Весёлые мухоморы» | Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, гуашь красного и белого цвета, кисти, салфетки, иллюстрации мухоморов | |
4. «Лошадки» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. II. Пальчиковая игра «Лошадки» III. Игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур) | Шишки, геометрические фигуры. | |
Выставка детских работ | ||
Декабрь | 1. «Замок» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. II. Пальчиковая игра «Замок» III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях) | Каштаны, 2 палочки с верёвочкой, к середине которой привязана игрушка |
2. «Снежок» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колодец». II. Пальчиковая игра «Снежок» III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) | Банка, горох, тонированный лист бумаги, белая бумага, клей, салфетка. | |
3. «Маленькой елочке холодно зимой» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. II. Пальчиковая игра «Ёлочка» III. Рисование «Маленькой елочке холодно зимой» | Тонированный лист бумаги (синий, голубой), гуашь зелёная, белая, кисть, салфетка, две елочки из зелёной бумаги | |
Январь | 1. «Ёлочка пушистая, нарядная». I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. II. Пальчиковая игра «Ёлочка» III. Рисование «Ёлочка пушистая, нарядная». | Маленькая елочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, салфетка. |
2. «Мои любимые животные» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. II. Пальчиковая игра «У оленя» III. Рисование «Мои любимые животные». | Карандаши. Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик), черная, коричневая, серая гуашь, жесткая кисть, салфетка | |
3. «Весёлый Снеговик» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки» III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги). | Грецкие орехи. Вырезанный из бумаги снеговик. Лист ватмана (кусок обоев) с изображением снеговика, белая бумага, клей, салфетка, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Снеговика | |
Февраль | 1. «У кормушки птички» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. II. Пальчиковая игра «Кормушка» III. Игра «У кормушки следы птички» | Шишки, семена фасоли или арбуза, иллюстрация птиц. |
2. «Кто как говорит?» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук. II. Пальчиковая игра «Кто как говорит?» III. Игра «Бабушкины покупки» | Иллюстрация животных. | |
3. «Цветочек для папы» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. II. Пальчиковая игра «Цветочек» III. Рисование «Цветочек для папы» | Карандаши. Открытка для папы: гуашь: зелёная, синяя, оранжевая, красная и т.п., кисти, мисочки, салфетки. | |
Март | 1. «Мимоза для мамы» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. II. Пальчиковая игра «Цветочек» III. Рисование «Мимоза для мамы» | Карандаши. Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4х4см), гуашь желтая, клей, кисти, салфетки целые, мимозы. |
2. «Домик» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. II. Пальчиковая игра «Домик» III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур или семян) | Шишки, геометрические фигуры, семена фасоли, арбуза и т.п. | |
3.«Дружба» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. II. Пальчиковая игра «Дружба» III. Игра «Шоферы» | Грецкие орехи. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт. | |
Выставка «Подарок милой мамочке» | ||
Апрель | 1. «Солнышко» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. II. Пальчиковая игра «Солнце и дождик» III. Рисование «Солнышко» | Карандаши. Ватман с нарисованным посредине желтым кругом, гуашь красного, оранжевого цветов, кисти, салфетки. |
2. «Капель» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. II. Пальчиковая игра «Капель» III. Игра «Шоферы» | Карандаши. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт. | |
3. «Жили у бабуси два весёлых гуся» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. II. Пальчиковая игра «Гуси нападают» III. Рисование «Жили у бабуси два весёлых гуся» | Грецкие орехи. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного цвета. | |
Май | 1. «Семья» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. II. Пальчиковая игра «Замок» III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях) | Каштаны. 2 палочки с верёвочкой, к середине которой привязана игрушка |
2. «Цветочек радуется солнышку» I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. II. Пальчиковая игра «Цветочек» | Карандаши. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного цвета. | |
3. «Травка» («Ласточка») I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки» III. Рисование «Травка» («Ласточка») III. Игра «Бабушкины покупки» | Карандаши. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного, желтого, черного цвета. | |
Выставка детских работ «Чему научились за год» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Весёлые пальчики"
Весёлые пальчики. Ритмичные движения пальцами очень нравятся детям. Пальчиковая гимнастика, совмещаемая с разучиванием текстов – один из наилучших способов стимулировать не только развитие р...
ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Упражнениях на развитие мелкой моторики в сопровождении пения...
Весёлые пальчики
Развитие у детей мелкой моторики, вызвать положительные эмоции....
План кружка "Весёлые пальчики"
Кружок расчитан на детей старшей и подготовительной к школе группы....
"Весёлые пальчики"
Конспект НОД открытого мероприятия родителей с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Подготовила и провела воспитатель ГБОУ детский сад общеразвивающего вида № 880 г.Москвы Кли...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Не случайно в...